ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-8/2021 от 21.04.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Леонова Л.А. Дело № 2-8/2021

Докладчик Варнавская Э.А. Дело № 33-1309/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 апреля 2021 года г. Липецк

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Москалевой Е.В.,

судей Варнавской Э.А. и Рябых Т.В.,

при секретаре Капыриной Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Воронина Игоря Николаевича на решение Задонского районного суда Липецкой области от 8 февраля 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» удовлетворить частично.

Взыскать с Воронина Игоря Николаевича, Ворониной Ирины Александровны, Солоний (Ворониной) Софьи Игоревны в солидарном порядке в пользу открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» задолженность за поставленную электроэнергию за период с июня 2017 года по ноябрь 2017 года включительно в размере 3 921 (три тысячи девятьсот двадцать один) рубль 89 копеек, пени за несвоевременную оплату электроэнергии за период с июля 2017 года по ноябрь 2017 года включительно в размере 500 (пятьсот) рублей.

Взыскать с Воронина Игоря Николаевича, Ворониной Ирины Александровны в солидарном порядке в пользу открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» задолженность за поставленную электроэнергию за период с 04 декабря 2017 года по 31 мая 2020 года в размере 8 468 (восемь тысяч четыреста шестьдесят восемь) рублей 57 копеек, пени за несвоевременную оплату электроэнергии за период с декабря 2017 года по февраль 2019 года включительно в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Взыскать с Воронина Игоря Николаевича, Ворониной Ирины Александровны, Солоний (Ворониной) Софьи Игоревны в солидарном порядке в пользу открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» расходы по оплате государственной пошлины в размере 633 (шестьсот тридцать три) рубля 23 копейки.

Взыскать с Воронина Игоря Николаевича, Ворониной Ирины Александровны, Солоний (Ворониной) Софьи Игоревны в солидарном порядке в пользу открытого акционерного общества «Липецкая энергосбытовая компания» судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 (восемь тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Варнавской Э.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ОАО «Липецкая энергосбытовая компания», с учетом уточненных исковых требований, обратилось с иском к Воронину И.Н., Ворониной И.А., Солоний С.И. о взыскании с Воронина И.Н., Ворониной И.А., Солоний (Ворониной) С.И. в солидарном порядке задолженности за поставленную электроэнергию за период с 01.01.2017 года по 31.11.2017 года в размере 7860,69 руб., пени за несвоевременную оплату электроэнергии за период с июля 2017 года по ноябрь 2017 года включительно в размере 1147,57 руб.; взыскании с Воронина И.Н., Ворониной И.А. в солидарном порядке задолженности за поставленную электроэнергию за период с 04.12.2017 года по 31.05.2020 года в размере 8468,57 руб., пени за несвоевременную оплату электроэнергии за период с декабря 2017 года по февраль 2019 года включительно в размере 2292,73 руб.; взыскании с Воронина И.Н., Ворониной И.А., Солоний (Ворониной) С.И. в солидарном порядке расходов по оплате государственной пошлины в размере 790,28 руб.; взыскании с Воронина И.Н., Ворониной И.А., Солоний (Ворониной) С.И. в солидарном порядке судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 21 830 руб.

В обоснование заявленных требований ссылались на то, что в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 года № 36-Ф3 «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период», постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 31.12.2016 года № 50/1 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков», истец и ответчик Воронин И.Н. вступили в договорные отношения по электроснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: Липецкая <адрес>. Договор энергоснабжения не был заключен в письменной форме, поскольку в соответствии с п.п. 29, 32, 33, 69 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным, вследствие чего действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме. В соответствии с представленным истцом уточненным расчетом задолженности у ответчиков сформировалась задолженность за потребленную электрическую энергию. Кроме того, в соответствии с ч. 14 ст. 155 Жилищного Кодекса РФ истцом начислены пени. Начисление платы за электроэнергию в период с февраля 2017 года по март 2019 года, поставляемую в помещение, состоящее из 2-х комнат, расположенное по адресу: Липецкая <адрес>, произведено исходя из норматива потребления электроэнергии, с применением повышающего коэффициента 1,5. В частности: в период с 01.02.2017 года по 01.08.2017 года включительно начисление платы за электроэнергию произведено на состав семьи, состоящей из 3-х человек (Воронин И.Н., Воронина И.А., Солоний (Воронина) С.И.), зарегистрированных по указанному адресу, в объеме 246 кВт/ч (82 кВт/ч х 3 чел.); в период с 02.08.2017 года по 03.12.2017 года включительно начисление платы за электроэнергию произведено на состав семьи, состоящей из 2-х человек (Воронин И.Н., Воронина И.А.), в объеме 212 кВт/ч (106 кВт/ч х 2 чел.); в период с 04.12.2017 года по 31.04.2019 года начисление платы за электроэнергию произведено на одного человека - Воронина И.Н. - в объеме 171 кВт/ч. С марта 2019 года по май 2020 года расчет платы за электроэнергию производился по показаниям нового индивидуального прибора учета.

Определением Задонского районного суда Липецкой области от 23 декабря 2020 года в качестве соответчика по делу была привлечена администрация городского поселения города Задонска Задонского муниципального района Липецкой области.

Определением Задонского районного суда Липецкой области от 26 января 2021 года администрация городского поселения города Задонска Задонского муниципального района Липецкой области исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель истца ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» по доверенности Сидоренко А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, дополнив, что поскольку Воронина И.А. с 01 августа 2017 года является собственником всего объекта недвижимости, расположенного по адресу: Липецкая <адрес> членом семьи Воронина И.Н., то задолженность подлежит взысканию с ответчиков солидарно. Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности за постановленную электроэнергию с ответчиков с 01 января 2017 года по май 2020 года истцом не пропущен.

Ответчик Воронин И.Н. в судебном заседании исковые требования ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, представил в суд письменные возражения, в которых указал, что задолженности за электроэнергию по <адрес> не имеется, так как оплата производилась им и Ворониной И.А. по счетчику, установленному в квартире. Дом, в котором находится квартира, относится к объекту культурного наследия, в связи с чем, на него не распространяются положения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ответчик Воронина И.А. является его супругой, ответчик Солоний С.И. - его дочерью. Он постоянно непрерывно проживает по адресу: Липецкая <адрес> постоянно вносил плату за пользование электроэнергией согласно показаниям счетчика электрической энергии. Истец необоснованно считает, что в период с февраля 2017 года по май 2019 года принадлежащее им помещение не было оборудовано индивидуальным прибором учета электроэнергии, а поэтому начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению следовало производить исходя из норматива потребления электроэнергии. На момент приобретения им права собственности на указанное жилое помещение в 1997 году в нем был установлен надлежащим образом опломбированный индивидуальный прибор учета электроэнергии 1965 года выпуска. Прибор был исправен, и вплоть до 2017 года никаких нареканий у специалистов энергоснабжающей организации не вызывал. В 2017 году сотрудники ОАО «ЛЭСК» заявили ему о том, что класс точности его счетчика перестал удовлетворять предъявляемым требованиям, и предложили ему его заменить. В то же время их требования не были основаны на законе: В соответствии с ч. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 80 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил. Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующего требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). До 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, указанным в настоящем пункте, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты. <адрес> расположена в <адрес>, который в соответствии с Приказом начальника Госдирекции по охране культурного наследия Липецкой области от 15 июня 2002 года № 18 имеет статус объекта культурного наследия Липецкой области. В соответствии с п.5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования энергетической эффективности не распространяются на здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). В связи с чем, приведенный истцом расчет задолженности не обоснован. Кроме того, требование о взыскании пени противоречит п.1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Истцом пропущен срок исковой давности взыскания сумм задолженности, которая могла возникнуть до июня 2017 года. Расходы по оплате услуг представителя в размере 21 830 руб. ничем не обоснованы, не отвечает критерию разумности и в разы выше сумм, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. В акте контрольной проверки прибора учета электрической энергии от 26 ноября 2016 года стоит не его подпись.

Ответчик Воронина И.А. в судебном заседании исковые требования ОАО «ЛЭСК» не признала, полностью поддержала доводы Воронина И.Н., изложенные им в судебном заседании.

Ответчик Солоний (Воронина) С.И. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещалась судом своевременно и надлежащим образом, судебная повестка вернулась в суд с отметкой «истек срок хранения».

Представители третьего лица – администрации городского поселения города Задонска Задонского муниципального района Липецкой области по доверенности Губушкин Р.М., Тяжкороб Ю.И. отнесли разрешение указанного вопроса на усмотрение суда.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена.

В апелляционной жалобе ответчик Воронин И.Н. просит решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылается на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка его доводам.

В силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Выслушав объяснения ответчика Воронина И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Сидоренко А.Е., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы и ее удовлетворения,, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Как установлено пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статьи 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В силу положений статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

В соответствии с абзацем 6 статьи 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и абзацем 4 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Статьей 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике), утвержденными Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06 мая 2011 года.

Пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года (далее Правила) № 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

На основании пункта 60 указанных Правил по истечении указанного в подп. «а» п. 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в случаях, предусмотренных «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Из анализа указанных норм права следует, что выход из строя прибора учета или его несоответствие классу точности является основанием для начисления потребителю платы за электрическую энергию не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления и по установленным нормативам потребления.

Согласно пункту 81(12) Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях неотображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от 4 мая 2012 года № 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее Основные положения).

В пунктах 168, 172 Основных положений определено, что сетевая организация проводит проверку приборов учета. По факту проверки, в случае выявления безучетного потребления, в силу п. 192 указанного Положения, сетевая организация составляет акт о неучтенном потреблении.

В соответствии с п. 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Согласно п. 195 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подп. «а» п. 1 приложения № 3 к указанному документу.

Пунктом 81 Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов (п.1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года № 6).

Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного потребления электроэнергии регулируется Основными положениями.

В пункте 145 Основных положений предусмотрено, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

В соответствии с ч.1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Как указано в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ) (п.29).

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ) (п.30).

При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190-192 ГК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9 статьи 2, часть 2 статьи 155 ЖК РФ).

В платежном документе должны быть указаны, в том числе, наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

Денежные средства, внесенные на основании платежного документа, содержащего указание на расчетный период, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный в этом платежном документе (п.32).

Как установлено судом и следует из решения Задонского районного суда Липецкой области от 24.06.2016 г., вступившего в законную силу 26.07.2016 г., договора мены от 21.07.2016 года, постановления администрации городского поселения го­рода Задонска Задонского муниципального района Липецкой области от 02.12.2016 года , <адрес> по адресу: Липецкая <адрес> была изъята у Воронина И.М. для муниципальных нужд; жилой дом, в котором она расположена, был признан нежилым зданием, квартира снята с кадастрового учета.

В настоящее время согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 26.11.2020 года, Воронина И.А. на основании договора купли-продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности городского поселения <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого здания общей площадью 250,8 кв.м, расположенного по адресу: Липецкая <адрес>. Дата государственной регистрации права собственности - 05.10.2017 года. На указанный объект недвижимости установлено ограничение: объект культурного наследия.

Как установлено судом, по адресу: Липецкая <адрес> период с 28.07.2004 года по настоящее время зарегистрирован и проживает Воронин И.Н., с 17.06.1998 года по 02.08.2017 года была зарегистрирована Воронина И.А., с 17.06.1998 года по 04.12.2017 года была зарегистрирована Солоний (Воронина) Софья Игоревна.

Воронина И.А., Воронин И.Н., Солоний (Воронина) С.И. являлись членами одной семьи, проживали по указанному адресу.

Судом достоверно установлено и не оспаривалось ответчиками, что фактически квартира никогда из владения Ворониных не убывала, несмотря за решение суда об изъятии квартиры, по договоренности с администрацией, ответчики продолжали в ней проживать, а впоследствии Воронина И.А. купила полностью все здание у администрации. При этом ответчик Воронин И.Н. показал, что и в настоящее время проживает в указанной квартире; из квартиры никуда не выезжал, пользуется электрической энергией, в марте 2019 года в квартире был установлен новый прибор учета потребляемой электрической энергии.

Таким образом, потребителями электрической энергии, поставляемой в квартиру, являлись всегда Воронины.

Согласно представленному истцом расчету, который ответчиками не оспорен, контррасчет не представлен, с ответчиков Воронина И.Н., Ворониной И.А., Солоний (Ворониной) С.И. в солидарном порядке подлежит взысканию задолженность за поставленную электроэнергию за период с 01.01.2017 года по 31.11.2017 года в размере 7860,69 руб., пени за несвоевременную оплату электроэнергии за период с июля 2017 года по ноябрь 2017 года включительно в размере 1147,57 руб., с Воронина И.Н., Ворониной И.А. в солидарном порядке подлежит взысканию задолженность за поставленную электроэнергию за период с 04.12.2017 года по 31.05.2020 года в размере 8468,57 руб., пени за несвоевременную оплату электроэнергии за период с декабря 2017 года по февраль 2019 года включительно в размере 2292,73 руб.

Суд первой инстанции, правильно применив положения ст.ст. 196, 200, 204 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о пропуске истцом исковой давности по платежам с января 2017 г. по май 2017 г., и взыскал задолженность по оплате электроэнергии за период с июня 2017 года по ноябрь 2017 года включительно с ответчиков Воронина И.Н., Ворониной И.А., Солоний (Ворониной) С.И. в солидарном порядке в размере 3921,89 руб. (7860,69 – 3 938,80 = 3921,89).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, который с учетом конкретных обстоятельств дела, размера взыскиваемых сумм и периода просрочки, с учетом применения положений ст. 333 ГК РФ взыскал неустойку за период с июля 2017 года по ноябрь 2017 года включительно в размере 500 рублей, за период с декабря 2017 года по февраль 2019 года включительно в размере 1 500 рублей.

Взысканная судом сумма на оплату услуг представителя в размере 8000 руб. отвечает принципу разумности, соответствует объему оказанной представителем юридической помощи, категории сложности дела, определена с соблюдением баланса интересов сторон.

Решение суда в данной части сторонами не оспаривается, а потому в силу положений ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.

Довод жалобы ответчика Воронина И.Н. о том, что суд первой инстанции не учел требованиеоб освобождении от уплаты неустойки в связи с введением мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и приостановлении до 1 января 2021 года действия положений закона по начислению пени судебной коллегией признается несостоятельными.

Согласно «Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате, которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория. В рассматриваемом споре пени начислены за периоды с июля 2017 по ноябрь 2017 и с декабря 2017 по февраль 2019 включительно, то есть до 6 апреля 2020.

Позиция ответчика Воронина И.Н. о том, что требования ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» о замене счетчика не были основаны на законе, поскольку обязанность в соответствии с положениями ч.2 ст. 543 ГК РФ по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Согласно ч.2 ст.543 ГК РФ, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В данном случае иное установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, пунктом 145 которого определено, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Положения ч.1 ст.13 Федерального закона РФ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией.

В соответствии с п. 138 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) а также Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2, 0 и выше.

При этом как следует из акта контрольной проверки прибора учета электрической энергии от 26 ноября 2016 года в <адрес> был установлен прибор учета электрической энергии 1965 года выпуска, класс точности которого не соответствует предъявляемым требованиям и подлежит замене, а именно составлял 2,5 (т.1, л.д109).

Учитывая техническое несоответствие такого счетчика (не соответствует установленному классу точности), как того требуют положения ст. 138 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, действия ответчика по возложению на истца обязанности заменить прибор учета электроэнергии соответствовали положениям закона.

Обязанность ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» уведомлять потребителя о необходимости поверки прибора учета отсутствует, поскольку согласно п. 155 названного Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, подп. п. 34, 81 Правил именно собственник энергопринимающего устройства, потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленного прибора учета, его своевременную замену.

Судом апелляционной инстанции признается несостоятельным довод жалобы ответчика о необоснованности исковых требований в связи с тем, что квартира находится в здании, являющемся объектом культурного наследия Липецкой области, в связи с неправильным толкованием норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на который ссылается ответчик, не содержит положений, которые бы освобождали потребителя от обязанности контролировать техническое соответствие прибора учета, как того требуют положения ст. 138 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, поверять его и заменить прибор учета, в случае его несоответствия техническим требованиям или неисправности.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 261-ФЗ данным законом регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. При этом в соответствии со ст. 2 Закона под энергосбережением понимается комплекс мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, а под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта.

Статьей 4 Закона закреплены принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, суть которых сводится к достижению эффективного и рационального использования энергетических ресурсов. В силу ст. 5 Закона его действие распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов, в том числе в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

Действительно, в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 11 Федерального закона № 261-ФЗ требования энергетической эффективности не распространяются на здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Вместе с тем, в данном споре не усматривается правоотношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Спорная квартира, расположенная в здании, отнесенном к объектам культурного наследия, всегда использовалась физическими лицами Ворониными именно в качестве жилого помещения, и они являлись потребителями электрической энергии, которую обязаны оплачивать.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.

Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать суду апелляционной инстанции решение неправильным.

Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Задонского районного суда Липецкой области от 8 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Воронина Игоря Николаевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Копия верна.

Судья

Секретарь