ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-902/20 от 18.11.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Архипчук Н.П.

№ 33-2703-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 18 ноября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Булыгиной Е.В.

судей Муравьевой Е.А.

Самойленко В.Г.

при секретаре Сорокиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-902/2020 по иску Перебиковской Ларисы Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области и Министерству обороны Российской Федерации о признании обременения на земельный участок отсутствующим,

по апелляционной жалобе третьего лица Ордана Сергея Сергеевича на решение Кольского районного суда Мурманской области от 03 сентября 2020 г.

заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., объяснения представителя Ордана С.С. – Минтюкова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителя Управления Росреестра Мурманской области Роговой С.В., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,

установила:

Перебиковская Л.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) о признании обременения на земельный участок отсутствующим.

Свои требования мотивировала тем, что указанный земельный участок выделен ей как члену СНП *** для индивидуального жилищного строительства и впоследствии передан по договору аренды * от 5 октября 2017 г., заключенному с администрацией г.п. Кола Мурманской области. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, при этом на дату его заключения земельный участок ограничений и обременений не имел.

18 октября 2019 г. между ней и Орданом С.С. заключено соглашение об уступке прав по договору аренды в отношении земельного участка, по которому последнему переданы права арендатора. Однако государственная регистрация перехода прав аренды приостановлена Управлением Росреестра Мурманской области в связи с необходимостью внесения условий о существующем обременении на земельный участок – зоны с особыми условиями использования земель.

Выписка ФГИС ЕГРН от 4 ноября 2019 г. не содержит каких-либо ограничений или обременений в отношении земельного участка. Также не зарегистрированы какие-либо ограничения или обременения на иные земельные участки, расположенные в пределах территории СНП ***.

Просила признать обременение на земельный участок с кадастровым номером * в виде зоны с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны отсутствующим.

Определениями суда от 22 июня 2020 г., 16 июля 2020 г., 04 и 17 августа 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на стороне ответчика: ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», Администрация городского поселения Кола, Администрация Кольского района Мурманской области, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Мурманской области, Филиал ФГБУ «Управление лесного хозяйства и природопользования «Министерства обороны Российской Федерации.

Судом принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Перебиковской Л.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Мурманской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании обременения на земельный участок отсутствующим отказано.

В апелляционной жалобе третье лицо Ордан С.С., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы приводит доводы, послужившие основанием для обращения с иском в суд, которым, по мнению подателя жалобы, не дана надлежащая правовая оценка.

Указывает на отсутствие в материалах дела Протокола межведомственной комиссии от 08 октября 2015 г. * и Приказа заместителя министра обороны от 08 декабря 2015 г. *, на которые ссылается суд первой инстанции в оспариваемом решении.

Полагает, что отсутствие административного спора о законности ненормативного акта не препятствует истице обратится за защитой своих прав в порядке, установленном статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Приводит доводы о том, что спорный земельный участок на дату его формирования не имел ограничений и обременений.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Управления Росреестра Мурманской области Рогова С.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Перебиковская Л.Ю., третье лицо - Ордан С.С., представитель соответчика Министерства обороны Российской Федерации, представители третьих лиц - ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России», администрации муниципального образования город Кола Мурманской области, администрации Кольского района Мурманской области, филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по Мурманской области, филиала ФГБУ «Управления лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс), граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 93 ЗК РФ).

Такой порядок определен Правительством Российской Федерации в Положении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. * Минобороны России предписано до 1 июня 2014 г. образовать в соответствии с Положением межведомственную комиссию по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и утвердить регламент ее работы (пункт 2); Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с Положением (пункт 3).

Согласно пункту 16 постановления * решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - межведомственная комиссия) на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее. На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган), в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (пункт 21 постановления N 405).

Приказом от 21 ноября 2015 г. * Министр обороны Российской Федерации на основании пункта 9 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. *, наделил заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию расквартирования войск (сил), жилищного, медицинского обеспечения, судебно-правовой работы и контроля финансово-экономической деятельности, полномочиями по принятию в установленном порядке решений об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охраняемой зоны военного объекта.

В соответствии с приведенным порядком и на основании протокола межведомственной комиссии от 8 октября 2015 г. * во исполнение указаний постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 405 заместителем Министра обороны Российской Федерации был издан приказ от 08 декабря 2015 г. * ДСП «Об установлении запретной зоны военного объекта – Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в границах Ленинградской, Вологодской, Мурманской областей и Республики Карелии».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 01 января 2022 г.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, во исполнение решения Арбитражного суда Мурманской области от 30 мая 2014 г. № А42-8897/2013 земельный участок с кадастровым номером * площадью *** был предоставлен в аренду Администрации городского поселения Кола.

04 августа 2015 г. постановлением Администрации Кольского района от * в соответствии с вышеуказанным решением СНП *** был предоставлен в аренду земельный участок из земель: земли сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером *, местоположение: ..., ... для использования в целях: Малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов).

На основании данного постановления между СНП *** и Комитетом имущественных отношений администрации Кольского района был заключен договор аренды * от 04 августа 2015 г.

01 сентября 2017 г. на основании протокола общего собрания членов СНП *** истцу Перебиковской Л.Ю., являющейся членом СНП ***, распределен земельный участок * с кадастровым номером *.

05 октября 2017 г. между истцом и администрацией г.п. Кола Кольского района был заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером *, сроком на 5 лет, до 04 октября 2022 г. с разрешенным использованием - малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов).

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Росреестра Мурманской области, что подтверждается записью * от 20 декабря 2017 г. ***

Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером *, данный земельный участок имеет следующие характеристики: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (размещение дачных домов и садовых домов); образован из земельного участка с кадастровым номером ****

18 октября 2019 г. между Перебиковской Л.Ю. и Орданом С.С. было заключено соглашение об уступке прав по договору аренды в отношении указанного выше земельного участка, по которому права арендатора переданы Ордану С.С. ***

Вышеуказанное соглашение было представлено в Управление Росреестра по Мурманской области для государственной регистрации права аренды, однако согласно уведомлению от 31 октября 2019 г. государственная регистрация перехода прав аренды была приостановлена с в связи с необходимостью внести в соглашение запись о существующем обременении на земельный участок: зона с особыми условиями использования земель ***

После повторного обращения истца в Управление, государственная регистрация уступки прав (аренды) была произведена, что подтверждается записью * от 15 июня 2020 г. ***

Обращаясь с настоящим иском в суд к Управлению Росреестра по Мурманской области, истец просила признать обременение на земельный участок с кадастровым номером 51:01:2601001:411 в виде зоны с особыми условиями использования земель отсутствующим.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимной связи, установив обстоятельства дела, применив вышеприведенные положения нормы права, положениями Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1.3-13, 15 статьи 32 указанного Закона, частью 16 статьи 26 Федерального закона от № 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», приказом Росреестра от 18 октября 2016 г. № П/0515, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

При этом суд, исходил из того, что установление прав и ограничений на имущество не входит в компетенцию обязанности Управления Роосреестра, обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав истца действиями ответчика при выполнении возложенных на него обязанностей, не установлено.

Оснований не согласиться данными выводами суда судебная коллегия не усматривает.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно отсутствия каких-либо ограничений на момент предоставления спорного земельного участка Перебиковской Л.Ю. являлись предметом оценки суда перовой инстанции, основания, по которым данные доводы отклонены, приведены в решении суда.

Так, судом установлено, что спорный земельный участок * образован из земельного участка *.

Земельный участок * образован из земельного участка с кадастровым номером *.

При постановке на кадастровый учёт земельного участка * документы, акт выбора земельного участка от 18 июля 2014 г. и постановление от 21 июля 2014 № 1222 Администрации Кольского района, являющие основанием для внесения сведений о границах учетного участка, содержат сведения о земельном участке *.

Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества земельный участок с кадастровым номером - * имеет следующие характеристики: площадь ***. категория: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное установленное использование: по документу: под стрельбище, по классификатору Росреестра: для размещения иных объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Документы-основания постановки на учет:1. Акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, наименование о з\у КСФ № 279 дата документа 19.06.1992, Орган власти организация, выдавшие документ: Администрация Кольского района. 2. Гос. Акт серия документа ** дата документа 25.10.1971.

Решением межведомственной комиссии от 08.12.2015 * спорный земельный участок включен в категорию запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для выполнения задач в области обороны страны

Согласно выписке из ЕГРН от 17 июня 2020 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., ..., СНП ***, участок № 201, спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером *.

Указанный земельный участок расположен полностью в границах зоны с реестровым номером * от 01 апреля 2016 г., с особыми условиями использования территории. В отношении земельного участка имеются следующие незарегистрированные обременения (установленные в силу закона): 1. Вид обременения: «Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации». Учетный номер части: реестровый номер зоны: 51.00.2.40. Содержание ограничения и обременения: «Постановление Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п. 12. Документы - основания для внесения сведений: Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ" от 05 мая 2014 г. № 405. Дата начала действия: 01 апреля 2016 г.; 2. Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации «Об установлении запретной зоны военного объекта – Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации» № 1183 ДСП от 08 декабря 2015 г., орган власти, организация, выдавшие документ: Министерство обороны Российской Федерации; 3. Выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон особыми условиями использования земель № 1/МК от 08 октября 2015 г., орган власти организация, выдавшие документ: Межведомственная комиссия по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ.

В отношении спорного земельного участка в ЕГРН имеются зарегистрированные записи об ограничении прав и обременениях: 15 июня 2020 г. на основании Договора аренды земельного участка от 05 октября 2017 г. * и Дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 05 октября 2017 г. ** от 26 мая 2020 г. в ЕГРН внесена запись об ограничении прав и обременениях в виде «Аренда», где предметом аренды является весь объект, срок аренды с 15 июня 2020 г. по 04 октября 2022 г., арендодатель: Муниципальное образование городское поселение Кола Кольского района, арендатором является Ордан С.С. ***

Таким образом, на момент заключения договора аренды от 05 октября 2017 г. в отношении спорного земельного участка запретная зона военного объекта Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации уже была установлена.

Как следует из имеющейся в материалах дела переписки между СНП ***, органами местного самоуправления МО г.Кола и Министерством обороны Российской Федерации истцу, как и иным членам СНП, а также администрации МО г.Кола еще в 2016 году было известно о наличии оспариваемых ограничений на земельный участок.

При изложенных обстоятельствах довод об отсутствии каких-либо ограничений на момент предоставления спорного земельного участка Перебиковской Л.Ю. не соответствует материалам дела, доказательств тому в суд первой инстанции не представлено, в материалах дела не имеется.

Отсутствие соответствующих сведений в ранее выданных выписках из ЕГРН на отдельные земельные участки членов СНП само по себе не свидетельствует об отсутствии обременения, поскольку с учетом приведенных выше обстоятельств факт его установления в порядке, предусмотренном действующим законодательством, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, как указывалось выше, в силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 252-ФЗ сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 года.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие в материалах дела копии протокола межведомственной комиссии и приказа заместителя Минобороны России, имеющего гриф «для служебного пользования», также не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку факт принятия данных актов подтверждается иными материалами дела и лицами, участвующими в деле, в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Как поясняла представитель ответчика в письменных возражениях, а также в ходе судебных заседаний судов первой и апелляционной инстанции, сведения о местоположении границы с особыми условиями использования территории были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании данных, поступивших в электронной форме в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца действиями Управления Росреестра по Мурманской области в связи с внесением в государственный реестр записи об обременении земельного участка в виде зоны с особыми условиями использования территории, суду в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не разрешены по существу требования истца к соответчику – Министерству обороны Российской Федерации, является ошибочным, поскольку из решения суда следует, что в удовлетворении исковых требований о признании обременения отсутствующим истцу отказано в полном объеме, в отношении обоих ответчиков.

В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы Ордана С.С. обстоятельств, при которых обременение могло быть признано отсутствующим, в ходе рассмотрения дела не установлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований истца как к Управлению Росреестра по Мурманской области, так и к Министерству обороны Российской Федерации.

В целом правовых доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, все представленные доказательства оценены по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, нормы материального права применены правильно.

Нарушений судом норм процессуального права, которые повлияли бы на правильность принятого решения либо являлись безусловным основанием для его отмены, по делу не допущено.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 03 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ордана Сергея Сергеевича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: