ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-904/2023 от 05.10.2023 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Монина О.И. Дело № 33-8172/2023

(№ 2-904/2023)

64RS0047-01-2023-000484-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Бартенева Ю.И.,

судей Негласона А.А., Брандт И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Юдниковым В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании решения в части незаконным, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 мая 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, представителя истца ФИО3, возражавшей по доводам жалобы, изучив доводы жалобы с учетом дополнений, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее – ОСФР по Саратовской области) о признании решения в части незаконным, возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 обратился в ГУ Отделение ПФР по Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда на основании п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа № 220000013624/2936322 от 07 февраля 2022 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, при этом было установлено, что ФИО1 в возрасте 55 лет имеет страховой стаж 35 лет 10 дней, стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не имеет. ФИО1 считает отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, поскольку имеет более 12 лет 6 месяцев стажа работы на работах, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272.

Полагая свои пенсионные права нарушенными, ФИО1 обратился в суд, который просил признать решение комиссии ГУ Отделение ПФР по Саратовской области об отказе в установлении пенсии № 220000013624/2936322 от 07 февраля 2022 года незаконным в части не включения в пенсионный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периодов: с 27 июля 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 17 января 1995 года по 31 октября 1998 года, с 21 ноября 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 05 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 02 января 2003 года по 07 октября 2003 года, с 09 октября 2003 года по 26 октября 2003 года, с 22 ноября 2003 года по 28 февраля 2005 года, с 05 марта 2005 года по 31 марта 2005 года, с 22 апреля 2005 года по 30 апреля 2005 года, с 12 мая 2005 года по 31 мая 2005 года, с 08 июня 2005 года по 07 февраля 2007 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, с 08 февраля 2007 года по 30 сентября 2007 года, с 12 октября 2007 года по 03 марта 2009 года, с 05 марта 2009 года по 10 марта 2009 года, с 13 марта 2009 года по 31 марта 2010 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, медицинский осмотр 04 марта 2009 года, с 11 марта 2009 года по 12 марта 2009 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, возложить на ОСФР по Саратовской области обязанность включить данные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 08 февраля 2022 года.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 мая 2023 года постановлено исковые требования ФИО1 удовлетворить; признать решение Государственного учреждения – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области об отказе в установлении пенсии от 07 февраля 2022 года № 220000013624/2936322 незаконным в части не включения в пенсионный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периодов с 27 июля 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 17 января 1995 года по 31 октября 1998 года, с 21 ноября 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 05 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 02 января 2003 года по 07 октября 2003 года, с 09 октября 2003 года по 26 октября 2003 года, с 22 ноября 2003 года по 28 февраля 2005 года, с 05 марта 2005 года по 31 марта 2005 года, с 22 апреля 2005 года по 30 апреля 2005 года, с 12 мая 2005 года по 31 мая 2005 года, с 08 июня 2005 года по 07 февраля 2007 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, с 08 февраля 2007 года по 30 сентября 2007 года, с 12 октября 2007 года по 03 марта 2009 года, с 05 марта 2009 года по 10 марта 2009 года, с 13 марта 2009 года по 31 марта 2010 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, медицинский осмотр 04 марта 2009 года, с 11 марта 2009 года по 12 марта 2009 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги; обязать ОСФР по Саратовской области включить в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 27 июля 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 17 января 1995 года по 31 октября 1998 года, с 21 ноября 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 05 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 02 января 2003 года по 07 октября 2003 года, с 09 октября 2003 года по 26 октября 2003 года, с 22 ноября 2003 года по 28 февраля 2005 года, с 05 марта 2005 года по 31 марта 2005 года, с 22 апреля 2005 года по 30 апреля 2005 года, с 12 мая 2005 года по 31 мая 2005 года, с 08 июня 2005 года по 07 февраля 2007 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, с 08 февраля 2007 года по 30 сентября 2007 года, с 12 октября 2007 года по 03 марта 2009 года, с 05 марта 2009 года по 10 марта 2009 года, с 13 марта 2009 года по 31 марта 2010 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, медицинский осмотр 04 марта 2009 года, с 11 марта 2009 года по 12 марта 2009 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 08 февраля 2022 года.

С постановленным решением не согласилось ОСФР по Саратовской области, им подана апелляционная жалоба с учетом дополнений, в которых ответчик ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного. В обоснование жалобы заявитель ссылается на обстоятельства, аналогичные тем, которые указаны в возражениях на исковое заявление. Указывает, что основным условием для зачета работы в специальный стаж по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, является занятость истца на работах в пунктах технического обслуживания станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог, в то время как истец работал слесарем по ремонту подвижного состава в пункте технического обслуживания ст. Саратов-I только с 27 июля 1994 года по 30 сентября 1994 года.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижения возраста 55 лет, если они проработали соответственно 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж 25 лет.

Аналогичное положение содержалось в п. 5 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272, в котором поименованы должности «мастер дорожный, монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов», «слесари по ремонту подвижного состава, осмотрщики вагонов, осмотрщики - ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог».

В Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» поименованы «осмотрщики вагонов всех наименований профессий, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) всех вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных и железных дорог»; «слесари по ремонту подвижного состава всех наименований профессий, занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического, контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог».

Согласно приказу Минтранса России от 21 декабря 2010 года № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», основанием для отнесения участков железных дорог к участкам с интенсивным движением поездов служат размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сутки) по графику на двухпутных участках более 50 пар; размеры движения - это количество поездов, пропущенных по линии за 1 час; пара поездов - это два поезда, движущиеся один в четном направлении, другой в нечетном. Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, утверждаемых ежегодно МПС России, которые являются основой организации движения поездов и объединяют деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 21 января 2022 года ФИО1 обратился в ГУ ОПФР по Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа № 220000013624/2936322 от 07 февраля 2022 года ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по возрасту из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы.

В специальный стаж не были включены следующие периоды работы: с 27 июля 1994 года по 31 декабря 1994 года, с 17 января 1995 года по 31 октября 1998 года, с 21 ноября 1998 года по 31 декабря 2001 года, с 05 января 2002 года по 31 декабря 2002 года, с 02 января 2003 года по 07 октября 2003 года, с 09 октября 2003 года по 26 октября 2003 года, с 22 ноября 2003 года по 28 февраля 2005 года, с 05 марта 2005 года по 31 марта 2005 года, с 22 апреля 2005 года по 30 апреля 2005 года, с 12 мая 2005 года по 31 мая 2005 года, с 08 июня 2005 года по 07 февраля 2007 года в должности слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, с 08 февраля 2007 года по 30 сентября 2007 года, с 12 октября 2007 года по 03 марта 2009 года, с 05 марта 2009 года по 10 марта 2009 года, с 13 марта 2009 года по 31 марта 2010 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов в вагонном депо ст. Саратов-I Приволжской железной дороги, с 01 апреля 2010 года по 24 апреля 2011 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов, с 25 апреля 2011 года по 03 мая 2012 года, с 18 мая 2012 года по 18 мая 2013 года, с 14 июня 2013 года по 14 ноября 2013 года, с 16 ноября 2013 года по 17 января 2014 года, с 20 января 2014 года по 27 апреля 2014 года, с 29 апреля 2014 года по 18 мая 2014 года, с 20 мая 2014 года по 26 июня 2014 года, с 29 июня 2014 года по 28 июля 2014 года, с 31 июля 2014 года по 13 августа 2014 года, с 16 августа 2014 года по 26 ноября 2014 года, с 28 ноября 2014 года по 15 апреля 2020 года, с 18 апреля 2020 года по 19 апреля 2020 года, с 21 апреля 2020 года по 01 мая 2020 года, с 03 мая 2020 года по 14 ноября 2020 года, с 16 ноября 2020 года по 31 декабря 2020 года в должности осмотрщика-ремонтника вагонов на вагонном участке Саратов-Пассажирского структурного подразделения Приволжского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», так как документально не подтверждена постоянная, в течение полного рабочего дня занятость на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог, период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 01 января 1995 года по 16 января 1995 года, периоды простоя с 01 ноября 1998 года по 20 ноября 1998 года, с 01 марта 2005года по 04 марта 2005 года, с 01 апреля 2005 года по 21 апреля 2005 года, с 01 мая 2005 года по 11 мая 2005 года, с 01 июня 2005 года по 07 июня 2005 года, с 01 октября 2007 года по 11 октября 2007 года, прочие отвлечения 08 октября 2003 года, военная служба с 27 октября 2003 года по 21 ноября 2003 года, медицинский осмотр 04 марта 2009 года, с 11 марта 2009 года по 12 марта 2009 года, так как включение в специальный стаж указанных периодов не предусмотрено ни Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 516, ни Разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 4 дня в 2002 году, 1 день в 2003 году, с 04 мая 2012 года по 17 мая 2012 года, с 19 мая 2013 года по 13 июня 2013 года, 15 ноября 2013 года, с 18 января 2014 года по 19 января 2014 года, 28 апреля 2014 года, 19 мая 2014 года, с 27 июня 2014 года по 28 июня 2014 года, с 29 июля 2014 года по 30 июля 2014 года, с 14 августа 2014 года по 15 августа 2014 года, 27 ноября 2014, с 16 апреля 2020 года по 17 апреля 2020 года, 20 апреля 2020 года, 02 мая 2020, 15 ноября 2020 года, так как начисление страховых взносов за указанные периоды не производилось.

Согласно трудовой книжке с 27 июля 1994 года ФИО1 был принят в пункт технического облуживания слесарем по ремонту подвижного состава 3 разряда Вагонного депо станции Саратов-1 Приволжской ордена Ленина железной дороги (приказ 2411-ок от 27 июля 1994 года); 01 октября 1994 года переведен в цех текущего ремонта слесарем по ремонту подвижного состава 3 разряда (приказ 3001-ок от 26 сентября 1994 года); 29 ноября 1994 года присвоен 4 разряд квалификации слесаря по ремонту подвижного состава (приказ 3101-ок от 30 декабря 1994 года); 01 мая 2000 года присвоен 5 разряд квалификации слесаря по ремонту подвижного состава (приказ 510-ок от 27 апреля 2000 года); 01 мая 2000 года переведен в Саратовскую дирекцию по обслуживанию пассажиров Саратовского отделения Приволжской железной дороги; 05 июня 2000 года переведен в Саратовскую дирекцию по обслуживанию пассажиров Саратовского отделения Приволжской железной дороги; 01 июня 2000 года Саратовская дирекция по обслуживанию пассажиров Саратовского отделения Приволжской железной дороги переподчинена Дирекции по обслуживанию пассажиров Саратовского отделения Приволжской железной дороги в качестве ее филиала; 30 марта 2001 года ГФУП «Дирекция по обслуживанию пассажиров» Приволжской железной дороги МПС РФ реорганизовано путем присоединения к ФГУП Приволжская железная дорога МПС РФ в качестве филиала; 30 марта 2001 года Саратовская дирекция по обслуживанию пассажиров – филиал ГФУП Дирекция по обслуживанию пассажиров Приволжской железной дороги МПС РФ преобразовано в структурную единицу Дирекции по обслуживанию пассажиров – филиал ФГУП Приволжская железная дорога МПС РФ; 01 июня 2003 года присвоен 6 разряд квалификации слесаря по ремонту подвижного состава (приказ 583-ок от 19 мая 2003 года); 01 июля 2003 года переведен в пункт подготовки вагонов к перевозкам ст. Саратов – 1 (по обслуживанию поездов своего формирования) участка ремонта ходовых частей и тормозов слесарем по ремонту подвижного состава 6 разряда (приказ 1046-к от 30 июня 2003 года); 01 октября 2003 года трудовые отношения продолжаются в Саратовкой дирекции по обслуживанию пассажиров Дирекции по обслуживанию пассажиров Приволжской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги»; 01 июля 2006 года трудовые отношения продолжаются в Саратовской дирекции по обслуживанию пассажиров структурном подразделении Приволжской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров структурном подразделении Федеральной пассажирской дирекции – филиале ОАО «Российские железные дороги»; 08 февраля 2007 года переведен в участок по ремонту ходовых частей и тормозов осмотрщиком – ремонтником вагонов 6 разряда (приказ 131-ок от 08 февраля 2007 года); 01 июля 2007 года трудовые отношения продолжаются в Пассажирском вагонном депо Саратов - структурном подразделении Приволжской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров - структурного подразделения Федеральной пассажирской дирекции – филиала ОАО «Российские железные дороги»; 05 октября 2009 года переведен осмотрщиком – ремонтником вагонов 6 разряда (участка ремонта ходовых частей, тормозов (1 группы) пункта подготовки пассажирских вагонов к перевозкам (приказ 235 от 05 октября 2009 года); 31 марта 2010 года уволен в порядке перевода с согласия на работу к другому работодателю (приказ от 16 марта 2010 года № 351); 01 апреля 2010 года принят в отделение ремонта ходовых частей и тормозов пункта подготовки пассажирских вагонов к перевозкам осмотрщиком – ремонтником вагонов 6 разряда в порядке перевода (приказ от 01 апреля 2010 года № 130); 25 апреля 2011 года переведен в отделение ремонта ходовых частей и тормозов Пункта подготовки пассажирских вагонов к перевозкам слесарем по ремонту подвижного состава 6 разряда (приказ от 21 апреля 2011 года № 175); 18 ноября 2014 года ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») изменено на наименование АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»), 01 марта 2018 года переведен слесарем по ремонту подвижного состава 7 разряда в отделение ремонта ходовых частей и тормозов пункта подготовки пассажирских вагонов к перевозкам (приказ № 231 лс от 27 марта 2018 года); ФИО1 работает по настоящее время в данной должности.

Согласно архивной справке № Исх-5043 ПривНДа от 02 декабря 2021 года в документах по личному составу архивного фонда вагонного участка Саратов-Пассажирский - структурного подразделения Приволжской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров имеются следующие сведения о работе истца: принять на работу с 27 июля 1994 года в пункт технического облуживания слесарем по ремонту подвижного состава по 3 разряду и доплатой 12 % за условия труда (приказ №2411-ок от 27 июля 1994 года); перевести с 01 октября 1994 года с работы слесаря по ремонту подвижного состава пункта технического облуживания в цех текущего ремонта слесарем по ремонту подвижного состава 3 разряда и доплатой 12 % за условия труда (приказ № 3001-ок от 26 сентября 1994 года); присвоить с 29 ноября 1994 года 4 разряд квалификации с доплатой 12 % за условия труда (приказ № 3101-ок от 30 декабря 1994 года); присвоить с 01 мая 2000 года слесарю по ремонту подвижного состава цеха текущего ремонта 5 разряд квалификации и доплатой 12 % за условия труда (приказ № 510-ок от 27 апреля 2000 года); присвоить с 01 июня 2003 года 6 разряд слесарю по ремонту подвижного состава цеха № 13 и доплатой 12 % за условия труда (приказ №583-ок от 19 мая 2003 года); перевести с 01 июля 2003 года в пункт подготовки вагонов к перевозкам ст. Саратов - 1 (по обслуживанию поездов своего формирования) участка ремонта ходовых частей и тормозов слесарем по ремонту подвижного состава 6 разряда и доплатой 12 % за условия труда (приказ №1046-к от 30 июня 2003 года); перевести с 08 февраля 2007 года в цех № 13 осмотрщиком – ремонтником вагонов 6 разряда (приказ № 131 от 08 февраля 2007 года); перевести с 05 октября 2009 года осмотрщиком – ремонтником вагонов 6 разряда участка ремонта ходовых частей, тормозов (1 группы) пункта подготовки пассажирских вагонов к перевозкам (приказ № 235 от 05 октября 2009 года); уволить 31 марта 2010 года к другому работодателю (приказ № 351 от 16 марта 2010 года; предоставить отпуск без сохранения заработной платы с 1 по 16 января 1995 года по семейным обстоятельствам (приказ № 1423-ок от 28 декабря 1994 года); направить на военную службу с 27 октября по 21 ноября 2003 года с сохранением среднемесячного заработка по основному месту работы (приказ № 592-ок от 01 декабря 2003 года); направить с 28 марта по 16 июня 2005года в Саратовскую школу на курсы по подготовке осмотрщиков-ремонтников, оплату за время учебы на курсах подготовки осмотрщиков произвести исходя из среднего заработка по основному месту работы согласно табелю посещения занятий (приказ № 151 от 25 марта 2005 года); предоставить дополнительные дни на время прохождения медицинского обследования с сохранением среднего заработка по месту работы 4 марта, с 11 по 12 марта 2009 года (приказ № 1545 от 17 марта 2009 года), - «оплата по среднему» в 1998 году ноябре 159 ч., в 2007 году октябре 87 ч., в 2005 году марте 32 ч., апреле 168 ч., мае 86 ч., июне 54 ч. (приказы не обнаружены). Начисления заработной платы производились согласно занимаемым должностям и периодам работы.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца фактически осуществлялась на станции Саратов - I, которая относится к внеклассным в должностях слесаря по ремонту подвижного состава и осмотрщика – ремонтника вагонов, при этом условия проведения ремонта поездов в ПТО и цехе текущего ремонта одинаковые, за что истцу выплачивалась надбавка за вредные условия труда, а указанные обстоятельства в совокупности предоставляют право на льготное пенсионное обеспечение.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно п. 10 Приказа Минтранса РФ от 21 декабря 2010 года № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению и обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами (статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»).

Интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки.

В соответствии с п. 4.12 Распоряжения ОАО «РЖД» «Об утверждении положения о железнодорожной станции» от 31 мая 2011 года № 1186р по размерам выполняемых операций железнодорожные станции подразделяются на внеклассные, I, II, III, IV и V классов.

К внеклассным и станциям I класса относятся крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции. Промежуточные, как правило, относятся к IV классу. Участковым и небольшим грузовым станциям присваиваются II и III класс. Разделение на классы производится в зависимости от количества баллов по следующим признакам: значению населенного пункта, числу примыкающих линий, размерам технического оборудования, размерам движения поездов, числу перерабатываемых вагонов, а также объему грузовой работы. Отнесение железнодорожных станций к классам производится: - внеклассных, I, II, III класса - начальниками железных дорог, - IV и V классов - начальниками отделений железных дорог.

Порядок расчета баллов, определяющих классность железнодорожной станции, устанавливается распоряжением ОАО «РЖД».

Классность станции определяется по специальным показателям с учетом интенсивности движения поездов.

Трудовая деятельность ФИО1 осуществлялась на станции Саратов – I в должностях слесаря по ремонту подвижного состава и осмотрщика – ремонтника вагонов.

В вагонном депо станции Саратов-1 было два цеха по ремонту подвижного состава: цех текущего ремонта и цех технического обслуживания. И в том, и в другом цехе слесаря по ремонту подвижного состава выполняли одну и ту же работу: производили на путях ремонт вагонов с целью обеспечения перевозок и безопасного движения по железным дорогам. Слесаря, осмотрщики – ремонтники и того и другого цеха в любую погоду работали ни в помещении, а на путях, производили ремонт вагонов при интенсивном движении других составов по соседним линиям. Разница была лишь в том, что в цехе технического обслуживания ремонтировали проходящие через станцию Саратов-1 транзитные вагоны, а в цехе текущего ремонта – проходящие местные вагоны. Слесаря, осмотрщики – ремонтники и бригадиры (освобожденные) обоих цехов имеют одинаковую надбавку к зарплате 12 % за тяжелые условия труда.

В соответствии с приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08 декабря 1998 года № 28Ц «О мерах по улучшению организации работы пунктов технического обслуживания вагонов» основным подразделением вагонного хозяйства по обеспечению исправного технического состояния грузовых и пассажирских вагонов в поездах являются пункты технического обслуживания вагонов. В состав пунктов технического обслуживания входят: пункты подготовки вагонов к перевозкам, цеха текущего отцепочного ремонта, специализированные ремонтные пути, промывочно-пропарочные станции, пункты опробования автотормозов, а также пункты технической передачи для выявления вагонов, повреждаемых при погрузочно-разгрузочных операциях.

Из инструкции Министерства путей сообщения РФ Главного пассажирского управления являющейся обязательной к исполнению в цехе текущего ремонта, следует, что основной деятельностью цеха текущего ремонта было техническое обслуживание вагонов.

В соответствии с технологическим процессом технического обслуживания и текущего ремонта пассажирских вагонов на станции Саратов-1, прибывающий поезд своего формирования из рейса на станцию осматривается сходу осмотрщиками-ремонтниками пункта технического обслуживания. Осмотрщики-ремонтники пункта технического обслуживания ВЧД-14 после его остановки производят осмотр ходовых частей (осмотр видимых участков поверхности круга катания колёс) далее наносится на наружную грань колеса колёсных пар хвостового вагона «Саратовского конца» пункта технического обслуживания меловые разметки на непросматриваемые участки в районе тормозных колодок, головки рельс. Диспетчер оповещает об этом по громкоговорящей связи ремонтные бригады. Осмотрщики-ремонтники по ходовым частям, автоматчики и слесаря по ремонту подвижного состава выходят на пути и встречают состав сходу с обеих сторон, для выявления неисправностей колёсных пар, тележек и подвагонного оборудования. Производится протягивание состава вперёд с выставлением так, чтобы размелованные непросматриваемые участки по кругу катания под тормозными колодками, на головках рельс были видимыми. Данные участки осматривают на наличие дефектов по кругу катания колёс. Выявленные неисправности записывают в ремонтный журнал, на основании которых ремонтные бригады получают наряд на выполнение работ. Мелкий ремонт ходовых частей ударно-тяговых приборов, переходных площадок, крепежа и т.д. производится одновременно с осмотром, а ремонт вагонов с большим объемом производится после осмотра всего состава. В тех случаях, когда нельзя произвести ремонт вагона в составе, на него выписывается уведомление ВУ-23, на основании которого дается наряд дежурному по станции на подачу вагона под домкраты на 32 путь. Ремонтная бригада производит устранение неисправностей, указанных в уведомлении ВУ-23, а также производит текущий ремонт, в случае обнаружения неисправностей замену следующих узлов и деталей вагона: колесных пар, надбуксовых пружин, пружин центрального подвешивания, гидравлических гидрогасителей колебаний, автосцепок, ударно-тяговых приборов, буферных приборов. При осмотре тормозов слесарь по ремонту автотормозов осматривает все детали ручного автоматического тормоза. Проверяются воздухораспределители, разобщительные и концевые краны. Выход штока тормозных цилиндров и состояние клапанов, клеменных коробок. Наличие шплинтов, надежность крепления тормозного оборудования. Все обнаруженные неисправности устраняются, смазываются буферные стаканы, тарели, рычажная передача, то есть слесарями производится техническое обслуживание вагонов для дальнейшего их безопасного движения. Таким образом, осмотрщики-ремонтники и слесари по ремонту подвижного состава производят техническое обслуживание вагона для дальнейшего безопасного движения. В технологическом процессе нет разграничений на цеха слесарей по ремонту подвижного состава.

Поезда при въезде на станцию Саратов-1 движутся со скоростью не более 40 км/ч, снижая ее при подъезде к вокзалу. С той же скоростью проезжают и маневренные поезда в ранжирном парке. В обоих цехах проводят отцепочный и безотцепочный ремонт, при этом в обязательном порядке осигналиваются пути. Рядом с путями ранжирного парка расположены пути, по которым движутся проходящие грузовые поезда. Условия проведения ремонта поездов в ПТО и цехе текущего ремонта одинаковые. Ранжирный парк расположен на территории станции Саратов-1.

Кроме того, в спорные периоды истец осуществлял свою деятельность в одном и том же учреждении, которое неоднократно переименовывалось в связи с реорганизацией, место работы истца, вне зависимости от переименования работодателя не менялось.

Согласно п. 1.3 Основных положений работы железнодорожной станции, утвержденного МПС РФ 26 марта 2001 года № ЦД-811 станция должна иметь соответствующее путевое развитие. По смыслу п. 4.8 Основных положений в состав станции входит вагонное депо (участок).

Из указанных документов усматривается, что Станция Саратов-1 является внеклассной на магистральной железной дороге и полностью относится к участку интенсивного движения поездов (с размером движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки). Согласно технико-распорядительного акта в ее состав включен ранжирный парк, на территории которого расположен цех текущего ремонта, с 01 октября 2003 года - пункт подготовки вагонов к перевозкам станции Саратов I (по обслуживанию поездов своего формирования) участка ремонта ходовых частей и тормозов. В ранжирном парке круглосуточно производятся маневровые работы с интенсивным движением по формированию пассажирских поездов.

В перечне работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта и метрополитена (Приложение 1 к указанию МПС от 09 января 1987 года № Г-196у) указаны работники осуществляющие ремонт и обслуживание железнодорожных вагонов непосредственно на путях железнодорожных станций, на пунктах технического обслуживания вагонов и подготовки вагонов под погрузку.

Карта аттестации № 112 рабочего места по условиям труда 2005 года слесаря по ремонту подвижного состава устанавливает условия труда на рабочем месте вредные 2 степени, вредность, производственные факторы, микроклимат, тяжесть трудового процесса, гарантии и компенсации, периодичность мед осмотров, доплата 12 % (микроклимат, тяжесть трудового процесса), льготное пенсионное обеспечение полагается (аттестация рабочих мест производится не чаще, чем раз в 5 лет. До новой аттестации действуют предыдущие результаты), размер доплаты 12 %. С указанными условиями труда ФИО1 был ознакомлен 24 октября 2005 года под роспись.

В едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий, раздел «слесарные и слесарно-сборочные работы» (утв. постановлением Министерства труда РФ от 15 ноября 1999 года № 45), содержащий функции, которые обязан выполнять слесарь по ремонту подвижного состава 4, 5, 6, 7 разрядов, разграничений на слесарей, осмотрщиков – ремонтников вагонов ПТО и ЦТР не имеется. Однако из трудовых функций следует, что слесарь по ремонту подвижного состава, осмотрщик- ремонтник вагонов выполняет техническое обслуживание вагонов.

Должностные инструкции слесарей по ремонту подвижного состава пункта технического обслуживания и цеха текущего ремонта, которые имеют одни и те же обязанности по техническому обслуживанию и ремонту поездов подвижного состава с той лишь разницей, что, слесаря ПТО обслуживают проходящие (транзитные) подвижные составы, а слесаря ЦТР подвижные составы собственного формирования.

Пунктом 2.1 Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32-ЦВ-056-97, утв. МПС России 02 сентября 1997 года предусмотрено, что текущий отцепочный ремонт проводится на специализированных пунктах или путях, расположенных в ПТО или в депо.

Согласно приказу Министерства путей сообщения РФ от 08 декабря 1998 года № 28Ц «О мерах по улучшению организации работы пунктов технического обслуживания вагонов» основным подразделением вагонного хозяйства по обеспечению исправного технического состояния грузовых и пассажирских вагонов в поездах являются пункты технического обслуживания вагонов. В состав пунктов технического обслуживания входят: пункты подготовки вагонов к перевозкам, цеха текущего отцепочного ремонта, специализированные ремонтные пути, промывочно-пропарочные станции, пункты опробования автотормозов, а также пункты технической передачи для выявления вагонов, повреждаемых при погрузочно-разгрузочных операциях.

Инструкция Министерства путей сообщения РФ Главного пассажирского управления, являющаяся обязательной к исполнению в цехе текущего ремонта, предусматривает, что основной деятельностью цеха текущего ремонта было техническое обслуживание вагонов.

Тех. процесс ТО-1 и текущий ремонт пассажирских вагонов в вагонном участке (п. 3.1.3.), Положение о вагонном участке Саратов - Пассажирский - структурном подразделении Приволжского филиала ОАО ФПК 2010 и 2012 годов содержит такие же основные опасные и вредные производственные факторы, которые указаны ответчиком в своих возражениях на иск, как факторы, которые имеются только на работе в ПТО и дающие право на льготно пенсионное обеспечение.

Тех. процесс работы станции Саратов-1 - Пассажирский (п. 7) предусмотрен одинаковый порядок проведения ремонта неисправностей вагона в транзитном поезде или в поезде своего формирования, с той лишь разницей, что ремонт транзитных поездов осуществляется мастером ПТО на 18 пути, а поездов своего формирования – слесарем по ремонту ранжирного парка на 32 пути. Сам процесс проведения ремонта одинаков.

Технологический процесс работы пассажирской технологической станции вагонного депо Саратов не содержит разграничений на цеха слесарей по ремонту подвижного состава.

В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного транспорта, утвержденной МПС России 1 июля 2000 года № ЦП-774, в задачу текущего содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями. Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Под ним понимается изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению.

Таким образом, суд первой инстанции исходя из анализа представленных доказательств о трудовой деятельности истца и нормативных положений, регламентирующих трудовой процесс, пришел к правильному выводу о подтверждении факта работы истца в спорные периоды на должностях, занятых на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического обслуживания (осмотра) вагонов станции внеклассных магистральных железных дорог, то есть с условиями труда, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, при этом цех текущего ремонта, куда истец был переведен слесарем по ремонту подвижного состава по характеру деятельности относится к пункту технического обслуживания вагонов внеклассных станций, где производится техническое обслуживание вагонов с целью их безопасного движения по железным дорогам.

Выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 17 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 октября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи: