N дела,
присвоенный судом
первой инстанции: 2-905/2019 (2-7070/2018)
УИД: 05RS0038-01-2018-009053-30
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2020 г. по делу N 33-1639/2020 г.Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Ташанова И.Р., Биремовой А.А.
при секретаре судебного заседания Курбановой П.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации ГОсВД "город Махачкала", муниципальному казённому учреждению "Управление по реализации программы "ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" города Махачкалы, Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" о признании недействительным решения муниципального казённого учреждения "Управление по реализации программы " ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" города Махачкалы об исключении ФИО3 из сводного списка участников программы "Жилье молодым", восстановления в сводных списках участников программы "Жилье молодым" и обязании Государственного бюджетного учреждения "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" и муниципального казённого учреждения МКУ "Управление по реализации программы "ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы предоставить социальную выплату (сертификат) на приобретение жилья по программе "Жилье молодым" и "Обеспечение жильем молодежи в Республике Дагестан"
по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от <дата>, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО7, изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившегося истца, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации г.Махачкалы и Государственному бюджетному учреждению "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ", в котором, после уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просил об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилья по программе "Обеспечение жильем молодежи в Республике Дагестан".
В обосновании иска ФИО3 указывает, что <дата> обратился в Администрацию города Махачкалы с заявлением о выдаче свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение жилья, на которое получил ответ от <дата> за N 10/2-332 о том, что его семья состоит в сводных списках участников программы "Жилье молодым" за N 532 от <дата>.
При повторном обращении также был получен ответ от <дата> за N 23-0 о том, что его семья включена в списки претендентов для участия в целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Махачкале" в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Республике Дагестан с <дата>: в городских списках семья зарегистрирована за N 637.
Требования и критерии, которые предъявляются к семьям, желающим получить помощь в рамках данного проекта, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1050 "О федеральной программе "Жилище" на 2011-2015 годы, Законом Республики Дагестан от <дата> N 67 "Об улучшении демографической ситуации в Дагестане до 2015 года".
Требования, предъявляемые Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 274 "О программе "Обеспечение жильем молодежи в Республике Дагестан в 2011 - 2015 годах", им были соблюдены, в связи с чем полагает, что имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
В настоящее время его семья исключена из сводных списков участников программы на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от <дата> N 347 в связи с достижением 35 летнего возраста одним из членов молодой семьи.
Просил признать недействительным решения муниципального казённого учреждения "Управление по реализации программы "ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" города Махачкалы об исключении ФИО3 из сводного списка участников программы "Жилье молодым", восстановить в сводных списках участников программы "Жилье молодым", обязать Государственное бюджетное учреждение "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" и муниципальное казённого учреждения МКУ "Управление по реализации программы "ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" г.Махачкалы предоставить социальную выплату (сертификат) на приобретение жилья по программе "Жилье молодым" и "Обеспечение жильем молодежи в Республике Дагестан".
Решением Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от <дата> в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказано.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит ФИО3 по доводам апелляционной жалобы.
В обосновании жалобы указывает, что информация, представленная ответчиками суду, недостоверная, необоснованная, противоречивая и не соответствующая обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Приводится, что в суд представлены две выписки из протокола, обе под N 8, одна из которых представлена Администрацией города и подписана ФИО9, а вторая - ГБУ "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" за 2017 год.
Представленная ксерокопия выписки из протокола N 8, согласно которой истец исключен из сводного списка, не скреплена печатью выдавшей её организации, отсутствует дата протокола.
Указывает, что суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа.
ФИО3 принят на учет с <дата> и с этого времени его семья находилась в сводных списках участников программы "Жилье молодым" и "обеспечении жильем молодежи в Республике Дагестан" до 2017 года включительно. Нормы Постановления Правительства Республики Дагестан от 18.12.2015г. за N 347 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В суд также не были представлены учетное дело семьи Р-вых, которое был обязан предоставить МКУ "Управление по реализации программы "ветхое жилье" и "улучшение жилищных условий", данные, подтверждающие основание исключения ФИО4 из сводного списка "Обеспечение жильем молодых семей".
В заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО3 явился.
Остальные участники судебного разбирательства в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела заблаговременно и надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
При таких обстоятельствах на основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав явившегося истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено и сторонами по делу не оспаривается, что семья истца ФИО3 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно письму Управления муниципального жилищного контроля и жилищных вопросов Администрации ГОсВД "город Махачкала" от <дата> N 51.01-3829/18 следует, что молодая семья ФИО3 была принята на учет и состояла в сводных списках участников программы "Жилье молодым" за N 633 с <дата>. В настоящее время молодая семья исключена из сводных списков участников программы на основании Постановления Правительства РД от <дата> N 347 в связи с достижением 35 летнего возраста одним из членов молодой семьи.
Между ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" в лице директора ФИО5 и ФИО6Р. был заключен договор N 6/186 об участии в программе по строительству 8-этажного жилого дома, на основании которого ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" обязуется передать участникам программы после ввода в эксплуатацию дома квартиру N 40 общей площадью 56,02 кв.м. Однако вышеуказанный договор расторгнут решением Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.
Разрешая заявленные требования ФИО3, суд, установив, что члену семьи ФИО3 - его супруге ФИО6, <дата> года рождения, <дата> исполнилось 35 лет, а также руководствуясь постановлением Правительства РД от <дата> N 347 "О внесении изменений в государственную программу РД "Развитие жилищного строительства в РД", пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что ответчиками Администрацией ГОсВД "город Махачкала", МКУ "Управление по реализации программы "ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" города Махачкалы и ГБУ РД "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" не нарушены права и законные интересы истца и действовали в рамках действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда исходя из следующего.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Феде-рации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от <дата> N 738-О-О, от <дата> N 1333-О-О, от <дата> N 988-О-О, от <дата> N 1195-О, от <дата> N 122-О и др.).
Правительство Российской Федерации постановлением от <дата> N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В названных Правилах закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия возникновения, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил). Такое регулирование, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от <дата> N 738-О-О и от <дата> N 3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, ко-торые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной вы-платы в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному крите-рию.
Правила не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы Федеральной программы "Жилище" и не получили социальную выплату на приобретение жилья.
Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных, в том числе, с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы предусмотрены и действующей на территории Республики Дагестан подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей в Республике Дагестан" (далее - подпрограмма), входящей в состав государственной программы Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" (далее - государственная программа), утверждённой Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> N 661.
В соответствии с данной государственной программой ответственным исполнителем подпрограммы является Минстрой РД.
Как указано в п. 9 Приложения N 9 "Порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей в Республике Дагестан" (далее - Порядок), изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, к подпрограмме государственной программы Минстрой РД на основании поступивших списков формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы (далее - сводный список) и с учетом средств, которые планируется выделить на предоставление социальных выплат из республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов на соответствующий год, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования подпрограммы. Заявка и сводный список представляются Минстроем РД в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
На основании п. 4 Порядка в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию, включаются молодые семьи, представившие в орган местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Республики Дагестан (далее - орган местного самоуправления), документы на участие в подпрограмме и признанные органом местного самоуправления участниками подпрограммы.
Пунктами 2 и 5 Приложения N 5 "Правила постановки молодой семьи на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и порядок учёта" к подпрограмме государственной программы предусмотрено, что основанием для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию, является достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи до момента формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по Республике Дагестан в конкретном году.
Постановлением Правительства РД от <дата> N 347 "О внесении изменений в государственную программу РД "Развитие жилищного строительства в РД" внесены возрастные ограничения. Согласно вышеуказанному постановлению, право на получение государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья экономкласса или на предоставление социальной выплаты имеют молодые семьи, постоянно проживающие в Республике Дагестан, признанные решениями органов местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий. Такое право используется молодой семьей один раз, после чего она снимается с учета по улучшению жилищных условий. По достижении 35-летнего возраста одним из членов молодой семьи она переводится в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий муниципального образования, которым молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно постановлению Правительства РД исполнителем программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан" определено ГБУ "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ".
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы.
Данные правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 675.
Согласно п. 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Из оснований принятия программ, утвержденных Правительством Республики Дагестан, следует, что они направлены на реализацию федеральной целевой программы.
Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1050, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и п. 18 Приложения N 3 " Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, <дата> супруге истца ФИО6 исполнилось 35 лет, то есть она достигла предельного возраста, установленного для участников подпрограммы государственной программы.
Основаниями для внесения изменений в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную вы-плату, является, в том числе достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи до момента формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Республике Дагестан в конкретном году.
В связи с этим, поскольку до момента формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по Республике Дагестан в 2017 году ФИО6 достигла указанного возраста, она совместно с членами своей семьи перестала относиться к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
Кроме того, само по себе формальное восстановление истца в списках участников подпрограммы не приведет к восстановлению права на получение социальной выплаты, поскольку данное право подлежит фактической реализации только после включения лиц в список претендентов на получение социальной выплаты. При этом на момент утверждения Минстроем РД списка претендентов лица, включенные в сводный списков участников подпрограммы, также подлежат проверке на соответствие критериям, предъявляемым к участникам подпрограммы, включая соответствие их предельному возрасту.
До утверждения Минстроем списка претендентов на получение социальной выплаты по Республике Дагестан в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним из родителей в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Таким образом, в связи с достижением супругой истца - ФИО6 предельного возраста семья истца утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 гг."
Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты.
Соответственно, вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска основан на правильном толковании и применении норм материального права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их обоснованными, поскольку при рассмотрении данного дела судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, применен закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан,
о п р е д е л и л а :
решение Советского районного суда г.Махачкала Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: