ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-905/19 от 14.11.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Макоед Ю.И. дело № 33-19528/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей: Корниенко Г.Ф., Маримова В.П.,

при секретаре Закаряне С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-905/2019 по иску Мантаева Резвана Сахидовича к ГУ УПФР в г.Батайске об обязании произвести перерасчет размера пенсии, по апелляционной жалобе Мантаева Р.С. на решение Батайского городского суда Ростовской области от 27 июня 2019 года. Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия

установила:

Мантаев Р.С. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в г.Батайске об обязании произвести перерасчет страховой пенсии исходя из фактически уплаченных взносов в Пенсионный фонд РФ без вычета расходов, указав, что с 20.12.2016г. он является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 11 609,90 руб. После выхода на пенсию истец ведет трудовую деятельность как индивидуальный предприниматель, перечисляет в Пенсионный фонд РФ взносы в фиксированном размере, а так же 1% с суммы превышения дохода в 300 000 руб. Так, с 2014г. по 2017г. им перечислено взносов на сумму 624416,33 руб., из этой суммы уплаченных взносов ему начислено за 2015г. - 1,302 балла, за 2016г. - 0,935 балла, в 2017г. - 2,835 балла, в 2018г. - 413,32 балла. Осуществляя перерасчет пенсии ответчик начисляет баллы не из расчета фактически перечисленных взносов в Пенсионный фонд РФ, в частности 1% с суммы дохода, превышающего сумму дохода 300000 руб., а за минусом произведенных им расходов при ведении предпринимательской деятельности, тем самым существенно занижая уплаченные взносы в Пенсионный фонд РФ, что влияет на размер его пенсии.

Решением Батайского городского суда Ростовской области от 27 июня 2019г. в удовлетворении исковых требований Мантаева Р.С. отказано.

В апелляционной жалобе Мантаев Р.С. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Налогового кодекса РФ, указывает, что размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяется, исходя из величины полученных доходов без учета расходов. Ссылаясь также на решение Верховного Суда РФ от 08.06.2018г., Мантаев Р.С. считает, что индивидуальными предпринимателями на упрощенной системе налогообложения с 01.01.2017г. при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на ОПС, учитывается только доход. При указанных обстоятельствах, истец полагает, что у суда имелись законные основания для перерасчета пенсии с 20.12.2016г.

ГУ УПФР в г.Батайске в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы Мантаева Р.С. - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие истца, ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела уведомление (л.д.106, 107).

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мантаев Р.С. является получателем пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 20.12.2016г. после выхода на пенсию ведет трудовую деятельность как индивидуальный предприниматель, с которой перечисляет в Пенсионный фонд РФ взносы в фиксированном размере, а также 1% с суммы превышения дохода в 300 000 руб. Размер страховой пенсии после произведенного перерасчета с 01.08.2018г., с учетом страховых взносов за 2016г. как работающего пенсионера, составил 11 609 руб. 90 коп.

Полагая, что ответчик осуществляет перерасчет пенсии не из расчета фактически перечисленных взносов в Пенсионный фонд РФ, в частности 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., а за минусом произведенных им расходов при ведении предпринимательской деятельности, тем самым существенно занижая уплаченные взносы в Пенсионный фонд РФ, что влияет на размер его пенсии, истец обратился в суд с требованием о перерасчете размера пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч.18 ст.15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года (ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Страховые взносы, с учетом которых формируется пенсионный капитал, считаются учтенными в системе индивидуального (персонифицированного) учета только после внесения сведений о них на лицевые счета застрахованных лиц, в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 14 декабря 2009г. №987н.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование (п.1 данной Инструкции).

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон №212-ФЗ), предусматривает, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона №212-ФЗ и страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;

- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса.

Таким образом, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины.

Согласно Федерального закона №243-ФЗ с 01.01.2017г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда РФ переданы налоговым органам.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Принимая во внимание особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также с учетом правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период, либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

При этом размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ»).

Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что каких-либо нарушений порядка начисления страховой пенсии по старости в отношении Мантаева Р.С. ответчиком не допущено, так как за 2015 год страховые взносы при произведении перерасчета страховой пенсии по старости в беззаявительном порядке были учтены в полном объеме (без учета расходов). Требования Мантаева Р.С. включить для перерасчета, назначенной ему с 20.12.2016г. страховой пенсии по старости, уплаченные им, как индивидуальным предпринимателем, страховые взносы за 2015г. и за 2016г. без учета расходов, противоречат действующему законодательству и не подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они законны и обоснованны.

В силу ст.15 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013г. с 1 января 2015 года пенсия рассчитывается с учетом индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с ФЗ от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ».

Согласно п.18 ст.15 Федерального закона «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015г. с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Пенсионный фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» по формуле:

- ИПК1 - ( СВ год, 1/ НСВгод, 1)х 10, где ИПК1 - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 01.01.2015г. с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом №212-ФЗ, (уплаченных) за соответствующий календарный год;

- СвгодД - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в
размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в ч.ч.3, 7 ст.13 Федерального закона №212- ФЗ;

- НСВгодД - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа страховых отчислений на страховую пенсию по старости в размере эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за соответствующий календарный год.

- Нормативный размер страховых взносов в 2015году составлял - 113 760,00 руб;

- нормативный размер страховых взносов в 2016г. составлял - 127 360,00 руб.

Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента за 2016г. в соответствии с ч.4 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых взносах» -7,83.

По данным индивидуального лицевого счета Мантаева Р.С. нормативный размер страховых взносов в календарном году (2015г.) составил 113 760,00 руб.

Размер страховой пенсии по старости Мантаева Р.С. на день назначения (20.12.2016г.) составил — 11 272,94 руб., в том числе: страховая пенсия – 6 714,01 руб.; фиксированная выплата – 4 558,93 руб.

С 01.01.2017г. Мантаеву Р.С. был произведен беззаявительный перерасчет страховой пенсии по старости с учетом страховых взносов за 2016г. Страховые взносы, при перерасчете страховой пенсии по старости были приняты за минусом произведенных расходов.

При назначении страховой пенсии по старости с 20.12.2016г. Мантаеву Р.С. были учтены страховые взносы за 2015г. Нормативный размер страховых взносов в календарном году за период с 01.01.2016г. по 30.09.2016г. составил 113760,0 руб., величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 7,39, то есть была учтена в предельном размере.

С 01.10.2016г. по 31.12.2016г. нормативный размер страховых взносов составил - 127360,0 руб., ИПК увеличен с учетом уплаченных страховых взносов в сумме 19574,4 руб. и добавлен ИПК в размере - 1,537. Перерасчет страховой пенсии в беззаявительном порядке был произведен с 01.01.2017г.

Размер страховой пенсии по старости Мантаева Р.С., после произведенного
перерасчета, как работающего пенсионера, составил - 11 387,09 руб., в том
числе: страховая пенсия - 6 828,16 руб.; фиксированная выплата - 4 558,93 руб.

Определение величины дохода индивидуального предпринимателя, которым является Мантаев Р.С., применяющего упрощенную систему налогообложения (УСН), исходя из которого исчисляется размер страховых взносов, уплачиваемых ИП на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2017г., в данном случае, за 2016г., производился в соответствии с действующим законодательством, и с учетом Постановления Конституционного Суда РФ №27-П от 30.11.2016г., Определения ВС РФ от 18.04.2017г. №304КП6-16937, п.27 Обзора судебной практики ВС РФ №3 (2017г.) где указано следующее: «исходя из положений ст.347.13 НК РФ, налогоплательщики, применяющие УСН вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения. Мантаевым Р.С. был выбран режим налогообложения: доходы минус расходы.

Размер дохода определяется на основании данных, представленных налоговым органом по месту учета плательщика страховых взносов. В соответствии с представленными органом ФНС данными, территориальные органы Пенсионного фонда РФ (в данном случае УПФР в г.Батайске) сформировало обязательства плательщика по размеру фиксированного страхового взноса и от дохода превышающего сумму 300000 руб., который и подлежал уплате в соответствии с п.2 ч.1.1 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ.

Излишне уплаченная сумма страховых взносов подлежит возврату Мантаеву Р.С. при условии его обращении в ГУ УПФР в г.Батайске с заявлением установленной формы.

ГУ УПФР в г.Батайске направило Мантаеву Р.С. уведомление от 28.06.2019г. о том, что по состоянию на 01.01.2017г. у него имеется излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное (обязательное медицинское страхование) по расчетным периода, истекшим до 01.01.2017г. в сумме 126 000,93 руб.

Согласно Федеральному закону №243-ФЗ с 01.01.2017г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации переданы налоговым органам.

При процедуре передачи Пенсионным фондом налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, со стороны налогового органа имела место задержка передачи сведений по уплате страховых взносов плательщиками страховых взносов и разнесение их на лицевые счета плательщиков. В настоящее время разнесение уплаченных страховых взносов на лицевые счета плательщиков страховых взносов завершено. Мантаеву Р.С. с учетом уплаченных страховых взносов за 2016 год также подлежит доплата в сумме 3 783,45 руб., которая будет произведен в июле 2019 года. За 2015 год страховые взносы учтены Мантаеву Р.С. (для перерасчета назначенной ему страховой пенсии по старости) в полном объеме (без вычета расходов).

За 2016 год страховые взносы учтены Мантаеву Р.С. в соответствии с выбранным им режимом налогообложения: доходы минус расходы. Страховые взносы уплаченные Мантаевым Р.С. за 2016 год учтены в размере 140 150,0 руб. Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - 4,01.

Оснований для перерасчета пенсии, назначенной Мантаеву Р.С. в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 20.12.2016г., не имеется.

Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Батайского городского суда Ростовской области от 27 июня 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мантаева Р.С. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.11.2019г.