Судья Максименко Т.В. Дело № 2-906/2021 (1 инстанция)
Дело № 33-12726/2021 (2 инстанция)
УИД 52RS0045-01-2021-001348-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Нижний Новгород 9 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.
при секретаре Яшиной А.А.
с участием ФИО1, ФИО2, представителя ФИО3, ФИО2 – ФИО4, представителя Межрайонной ИФНС [номер] по Нижегородской области – ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соколова Д.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы [номер] по Нижегородской области
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 27 августа 2021 года
по иску ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО3 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы [номер] по Нижегородской области о взыскании денежных выплат, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы [номер] по Нижегородской области (далее - Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области) о взыскании денежных выплат, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, указав в обоснование своих требований на то, что они осуществляли трудовую деятельность в МИФНС России № 3 Нижегородской области, которая прекратила свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области, истцы были уволены по сокращению с занимаемых ими должностей в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», истцам начислена компенсация за неиспользованный отпуск, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, в расчет компенсаций по сокращению необоснованно не включены материальное стимулирование, премии из сверх установленного фонда оплаты труда, премия за выполнение особо важных и сложных заданий. По мнению истцов, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, выплаченные премии из сверх установленного фонда оплаты труда и материальное стимулирование должны учитываться при расчете среднего заработка для выплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
На основании изложенного истцы просили суд взыскать с Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области в пользу:
ФИО1 компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию (проценты) за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении за период с [дата] по [дата] в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию, начисленную на сумму задолженности за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении по 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начиная с [дата] по день фактической выплаты компенсации;
ФИО2 компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию (проценты) за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении за период с [дата] по [дата] в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию, начисленную на сумму задолженности за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении по 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начиная с [дата] по день фактической выплаты компенсации;
ФИО6 компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию (проценты) за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении за период с [дата] по [дата] в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию, начисленную на сумму задолженности за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении по 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начиная с [дата] по день фактической выплаты компенсации;
ФИО7 компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию (проценты) за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении за период с [дата] по [дата] в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию, начисленную на сумму задолженности за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении по 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начиная с [дата] по день фактической выплаты компенсации;
ФИО3 компенсацию при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением замещаемой должности в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию (проценты) за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении за период с [дата] по [дата]. в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию, начисленную на сумму задолженности за неполную выплату компенсационных выплат при увольнении по 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начиная с [дата] по день фактической выплаты компенсации.
Представители Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области иск не признали, пояснили, что расчет выплаченных компенсаций произведен в соответствии с пунктами 2, 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от [дата][номер]. При расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении истцов не были учтены средства материального стимулирования, премии, производимые за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, премии, производимые за счет бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, в том числе повышение эффективности налогового администрирования сверх установленного фонда оплаты, поскольку они не включены в пункт 2 указанных Правил. Средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6, 8 Правил не предусмотрены. По их мнению, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, так как не является гарантированной выплатой обязательного характера.
Представитель третьего лица УФНС по Нижегородской области в письменном отзыве иск не признал, считает, что налоговым органом все компенсационные выплаты были произведены в соответствии в соответствии с законом.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от [дата] исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО3 удовлетворены частично.
Судом постановлено: взыскать с Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области в пользу ФИО1 недоплату в сумме <данные изъяты>, проценты за период с [дата] по [дата] в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, проценты в размере 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начисленные на сумму задолженности с [дата] по день фактической выплаты компенсации.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области в пользу ФИО2 недоплату в размере <данные изъяты>, проценты за период с [дата] по [дата] в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, проценты в размере 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начисленные на сумму задолженности с [дата] по день фактической выплаты компенсации.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области в пользу ФИО6 недоплату в размере <данные изъяты>, проценты за период с [дата] по [дата] в <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, проценты в размере 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начисленные на сумму задолженности с [дата] по день фактической выплаты компенсации.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области в пользу ФИО7 недоплату в размере <данные изъяты>, проценты за период с [дата] по [дата] в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, проценты в размере 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начисленные на сумму задолженности с [дата] по день фактической выплаты компенсации.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области в пользу ФИО3 недоплату в размере <данные изъяты>, проценты за период с [дата] по [дата] в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, проценты в размере 1/150 от ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующем периоде задолженности, начисленные на сумму задолженности с [дата] по день фактической выплаты компенсации.
В удовлетворении иска в остальной части ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО3 к Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку, как указывает заявитель, суд неправильно применил нормы права и пришел к необоснованным выводам о том, что материальное стимулирование истцов входит в состав денежного содержания гражданского служащего при выплате компенсаций при увольнении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной ИФНС [номер] по Нижегородской области – ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала, ФИО1, ФИО2, представитель ФИО3, ФИО2 – ФИО4 возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.
При указанных обстоятельствах в соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание истцов, представителя истцов, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истцы осуществляли трудовую деятельность в МИФНС России № 3 Нижегородской области: ФИО1 в должности <данные изъяты>, ФИО2 в должности <данные изъяты>, ФИО6 в должности <данные изъяты>, ФИО7 в должности <данные изъяты>, ФИО3 в должности <данные изъяты>.
[дата] МИФНС России [номер] по Нижегородской области была реорганизована в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области.
В соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области от [дата][номер], от [дата][номер], от [дата][номер], от [дата][номер], от [дата][номер] истцы были уволены с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе: ФИО1 уволена [дата], ФИО2 уволена [дата], ФИО6 уволена с [дата], ФИО7 уволена с [дата], ФИО3 уволена с [дата].
При увольнении истцам были выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск, денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Согласно представленным документам ФИО1 было выплачено <данные изъяты>, ФИО2 – <данные изъяты>, ФИО6 – <данные изъяты>, ФИО7 – <данные изъяты>, ФИО3 – <данные изъяты>.
Полагая, что при увольнении по сокращению должностей в расчет денежных компенсаций необоснованно не включены премии и выплаты материального стимулирования, что привело к занижению выплаченного денежного содержания, истцы обратились в суд с иском о взыскании денежных средств.
Разрешая заявленные исковые требования, основываясь на положениях законодательства, регламентирующих оплату труда гражданских служащих, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска и взыскания с ответчика в пользу истцов денежных средств.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выплаченное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания для расчета компенсаций при увольнении, указывает следующее.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2004 № 562.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»-«г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Материалами дела подтверждается, что согласно разделу IV заключенных с истцами служебных контрактов денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу за сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
После увольнения с государственной гражданской службы и получения выплат при увольнении истцы обратились с жалобой в УФНС России по Нижегородской области, ссылаясь на то, что при увольнении по сокращению должностей в расчет денежных компенсаций не включены премии и выплаты материального стимулирования, что привело к занижению выплаченного денежного содержания.
По результатам рассмотрения жалобы руководитель УФНС России по Нижегородской области [дата] дал ответ, в котором указал, что Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области при увольнении в связи с сокращением занимаемой должности государственным служащим произведены выплаты из расчета среднего заработка без учета дополнительных выплат, а именно выплаченных средств материального стимулирования, правомерно, так как материальное стимулирование выделяется сверх установленного фонда оплаты труда и не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Из представленных по делу доказательств усматривается, что государственным служащим МИФНС [номер] России по Нижегородской области была произведена выплата премий за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда за [дата], что подтверждается выписками из протоколов заседаний Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России (письма УФНС России по Нижегородской области от [дата][номер] от [дата][номер] от [дата][номер] от [дата][номер] от [дата][номер] приказы УФНС России по Нижегородской области от [дата][номер] от [дата][номер] от [дата][номер]дсп@, от [дата][номер] приказы МИФНС [номер] по Нижегородской области).
Издание данных приказов свидетельствует о том, что Управление ФНС России по Нижегородской области и МИФНС № 3 Нижегородской области в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих предусматривается дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих из бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что содержащиеся в указанном письме Министерства финансов Российской Федерации разъяснения не подлежат применению к спорным правоотношениям в связи с тем, что данные разъяснения относятся к совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих в 2014 году, аналогичные позиции представителей ответчика в суде первой инстанции, судебная коллегия находит подлежащими отклонению, поскольку, мероприятия по совершенствованию системы денежного содержания гражданских служащих предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в целях реализации которых принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, с учетом положений которого Министерство финансов Российской Федерации дало разъяснения в письме от 15.07.2014.
Доводы представителя ответчика о том, что при исчислении денежного содержания истцов следует учитывать только выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания со ссылкой на представленные в материалы дела письмо Минтруда России от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 и письмо Минфина России от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 (т.1, л.д.99-103) проверялись судебной коллегией и подлежат отклонению, поскольку в указанных письмах не имеющих нормативного характера высказаны лишь мнения государственных органов по рассматриваемому вопросу. При этом исходя из позиции Минфина России выраженной в письме от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 материальное стимулирование по сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
Как следует из материалов дела, выплаты материального стимулирования в отношении истцов носили систематический характер, выплачивались каждый квартал как вознаграждение за труд.
Так, согласно письму УФНС России по Нижегородской области от [дата][номер] в связи с принятием Правительством Российской Федерации решения о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда и на основании письма ФНС России от 08.04.2019 № ММВ-21-5/61дсп@ в распоряжение начальников инспекций были выделены дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Нижегородской области, начальникам инспекций предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы Нижегородской области, повышение эффективности налогового администрирования (т. 1, л.д.200).
В материалах дела представлены аналогичные письма УФНС России по Нижегородской области от [дата][номер] от [дата][номер] (т. 1 л.д.205, 207).
Таким образом, выплаченное истцам материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом постановлений Правительства Российской Федерации, которыми предусматривались в объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов.
То обстоятельство, что в представленных стороной ответчика приказах УФНС по Нижегородской области и Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области отсутствуют ссылки на постановления Правительства Российской Федерации, не подтверждает обоснованность возражений стороны ответчика об отсутствии доказательств правовой природы полученных истцами выплат материального стимулирования.
Исходя из анализа приведенного законодательства, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что материальное стимулирование и прочие выплаты за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем, они должны учитываться при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы.
По приведенным мотивам подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России [номер] по Нижегородской области о том, что материальное стимулирование не подлежит включению в состав денежного содержания гражданского служащего при выплате компенсации при увольнении, и неправильном применении судом части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Таким образом, судом с ответчика в пользу истцов обоснованно взыскана недоплата по денежным компенсациям при увольнении в связи с сокращением должностей согласно представленным расчетам (т. 1, л.д.154-158), денежная компенсация в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, а также компенсация морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные статьей 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 27 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайоной ИФНС России [номер] по Нижегородской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение судебной коллегии изготовлено [дата].