ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-90/2021 от 04.08.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-90/2021

судья Тимофеев А.И. Дело № 33-2545/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск 04 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего Александровой Р.С.

судей Топорковой С.А., Матвеевой М.К.,

с участием прокурора Колесовой М.В.,

при секретаре Семеновой Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление и.о. прокурора Кобяйского района Эверстова Е.Е. на решение Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2021 года по делу по исковому заявлению прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах муниципального образования к Администрации муниципального образования «Ситтинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) об обязании обеспечить обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов и обеспечить предоставление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) информации и документов, которым

постановлено:

В удовлетворении иска прокуратуры Кобяйского района Республики Саха (Якутия) в интересах муниципального образования к Администрации МО «Ситтинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) об обязании обеспечить обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов и обеспечить предоставление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) информации и документов – отказать.

Заслушав доклад судьи Матвеевой М.К., выслушав пояснения прокурора Колесовой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Эверстов Е.Е. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения администрацией МО «Ситтинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов установлено, что на территории МО «Ситтинский наслег» расположен объект размещения твердых коммунальных отходов, расположенный в с.Ситте. Согласно информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявление о включении объектов размещения ТКО в Перечень объектов размещения отходов на территории Республики Саха (Якутия) поступило, однако заявление было возвращено на доработку, после чего повторно не поступило. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Непринятие мер по подаче заявления влечет невозможность использования до 01 января 2023 года данных объектов для размещения твердых коммунальных отходов.

Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Ситтинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) в срок до 01 ноября 2021 года:

1. Обеспечить обустройство объекта размещения твердых коммунальных отходов с.Ситте, расположенного на земельном участке с кадастровым № ..., а именно обеспечить обустройство на указанных объектах легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройства объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте;

2. Обеспечить предоставление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) информации и документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России № 303 от 14.05.2019 г.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении и.о.прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что бездействие ответчиков по организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, образующихся на территории муниципального образования, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В заседании суда апелляционной инстанции не явился ответчик - представитель администрации МО «Ситтинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия), о явке был извещен по правилам ст.113 ГПК РФ, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционное представление в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося лица, уведомленного надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.

До начала рассмотрения настоящего дела по существу от заместителя прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) Эверстова Е.Е. поступил письменный отказ от апелляционного представления в части требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить обустройство объекта размещения твердых коммунальных отходов с.Ситте.

В силу ст.326 ГПК РФ прокурор, принесший представление, вправе отказаться от него до вынесения судом апелляционного определения. О принятии отказа от апелляционного представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующему апелляционному представлению.

Поскольку отказ от апелляционного представления заявлен до вынесения судом апелляционного определения, подан в надлежащей форме, носит добровольный и осознанный характер, не нарушает прав и интересов других лиц, также решение суда другими лицами не обжаловано, судебная коллегия принимает отказ от апелляционного представления и прекращает апелляционное производство по указанному в представлении части в соответствии с требованиями ст.326 ГПК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, заслушав пояснения прокурора, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО Ситтинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации объектов размещения отходов (полигонов, санкционированных свалок), в ходе которой установлено, что на территории МО Ситтинский наслег» расположен объект размещения твердых коммунальных отходов в с.Ситте, который полежит включению в государственный реестр объектов размещения твердых коммунальных отходов субъекта РФ. По информации Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявление о включении указанных объектов размещения ТКО в Перечень объектов размещения отходов на территории Республики Саха (Якутия) поступило, однако заявление было возвращено на доработку, после чего повторно не поступило. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие мер по подаче заявления о включении объектов в Перечень объектов размещения отходов на территории субъекта РФ не противоречит Порядку формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, поскольку законодателем установлен переходный период до 01 января 2023 года, в течение которого заявители приводят объекты размещения отходов в соответствие требованиям.

С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат материалам дела и нормам материального права.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня года 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня года 1998 № 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 8 ст. 29.1 указанного Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 утверждены Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – Порядок формирования и изменения перечня) и Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов (далее – Порядок подготовки заключения).

Порядок формирования и изменения перечня устанавливает порядок включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - Объекты), в Перечень, внесения изменений в Перечень (п.1). Перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде (п.2).

Согласно абзаца 3 п. 7 указанного Порядка формирования и изменения перечня, к заявлению о включении Объекта в Перечень Заявитель прилагает в том числе информацию, в том числе фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории Объекта, производственно-бытового здания на территории Объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство Объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Из материалов дела следует, что земельный участок в с.Ситте с кадастровым № ... используется для размещения твердых коммунальных отходов, при этом их эксплуатация не отвечает требованиям СанПин, создает условия для нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как органом местного самоуправления района не устранены условия, способствующие бесконтрольному размещению ТКО.

Администрация МО Ситтинский наслег» Кобяйского улуса РС(Я) использует указанный земельный участок для размещения ТКО в отсутствии разрешения МинЖКХ РС(Я) о возможности использования перечисленных объектов для временного размещения ТКО до 01.01.2023г. в условиях, фактического использования указанных объектов для хранения отходов без необходимой разрешительной документации.

Выводы суда об отсутствии установленного законодателем срока для предоставления соответствующей документации в МинЖКХ РС(Я) для включения земельных участков в перечень объектов размещения ТКО с правом использования до 2023 года, не могут быть признаны обоснованными, поскольку безопасность граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия разрешительной документации, подтверждающей ввод объектов ТКО в эксплуатацию до 2023 года и не препятствует ответчику ставить вопрос о получении заключения МинЖКХ РС(Я) о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Поскольку судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неверно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене в части возложения обязанности обеспечить предоставление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) информации и документов, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований по выше изложенным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ заместителя прокурора Кобяйского района Республики Саха (Якутия) от апелляционного представления в части требования о возложении на администрацию муниципального образования Ситтинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) обязанности обеспечить обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов с.Ситте.

Производство по апелляционному представлению прокурора в указанной части прекратить.

Решение Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2021 года по данному делу в части отказа о возложении обязанности обеспечить предоставление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) информации и документов отменить и принять в этой части новое решение.

Обязать администрацию муниципального образования «Ситтинский наслег» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) обеспечить предоставление в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) информации и документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России № 303 от 14.05.2019 г.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Р.С. Александрова

Судьи: С.А. Топоркова

М.К. Матвеева