Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции, 33-5075/2022
Номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-90/2022
УИД 16RS0025-01-2021-003743-29
Судья Алексеев И.Г.
Учёт № 211г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Валиуллина А.Х.,
судей Шайхиева И.Ш., Шафигуллина Ф.Р.,
при секретаре судебного заседания Исаеве Х.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхиева И.Ш. апелляционную жалобу исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 12 января 2022 года, которым постановлено:
заявление прокурора Пестречинского района РТ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ и исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности - удовлетворить;
обязать МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ: дооснастить объект по периметру системой наружного освещения; обеспечить объект охраной сотрудниками частных охранных организаций, либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; дооснастить объект камерами видеонаблюдения; оборудовать объект системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснастить объект охранной сигнализацией; оградить территорию образовательного учреждения по периметру;
возложить на исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ обязанность профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы исполкома Пестречинского района, судебная коллегия
установила:
Прокурор Пестречинского района РТ в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» и исполнительному комитету Пестречинского муниципального района РТ об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, указав на то, что проверкой исполнения образовательным учреждением МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ требований законодательства об антитеррористической защищенности установлено следующее: данный объект по периметру не дооснащен системой наружного освещения; не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; не дооснащен камерами видеонаблюдения; не оборудован системой оповещения и управления эксплуатацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оснащен охранной сигнализацией; территория образовательного учреждения не ограждена по периметру (500м), более того в филиале МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» - «Белкинская начальная общеобразовательная школа» отсутствуют турникеты со встроенной системой контроля доступа и ручными или стационарные металлоискатели, что способствует беспрепятственному проносу в образовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.
Указанные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения работниками образовательного учреждения должностных обязанностей, что непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
По этим основаниям прокурор Пестречинского района РТ просит: обязать МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» устранить выявленные нарушения, за исключением оборудования здания школы ручным или стационарным металлоискателем, в срок до 1 января 2022 года и возложить на исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан обязанность, в целях выполнения указанных мероприятий, выделить финансирование МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» для исполнения решения суда.
Суд первой инстанции заявление прокурора Пестречинского района РТ удовлетворил в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель исполкома Пестречинского муниципального района РТ просит об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора. В обоснование указывается, что решение вопросов по определению формы и направления расходования бюджетных средств отнесено к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления, следовательно, суд не вправе вмешиваться в бюджетный процесс органа местного самоуправления, обязывая своим решением определять формы и направления расходования средств местного бюджета, поскольку такое вмешательство ведет к нарушению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. На момент утверждения бюджета Пестречинского муниципального района РТ на 2022 год, основания для включения расходов, указанных в решении суда, в бюджете отсутствовали. Главой района, принимая меры по устранению недостатков, в январе 2022 года направлено письмо на имя Президента РТ о выделении денежных средств на указанные нужды, что также подтверждает об отсутствие денежных средств в бюджете.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пестречинского района просит отказать в её удовлетворении и оставить решение суда без изменения.
МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа», исполнительный комитет Пестречинского муниципального района РТ о дне судебного заседания извещены, в суд апелляционной инстанции не явились.
В судебном заседании представитель прокурора Пестречинского района РТ Акчурина К.Н. с апелляционной жалобой исполкома Пестречинского района не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Дело в апелляционном порядке согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе исполкома Пестречинского муниципального района РТ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Согласно ч. 8 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности должны быть запланированы на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Из материалов дела следует, что согласно паспорту безопасности МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ отнесена к третьей категории опасности.
Из указанного паспорта безопасности объекта образования следует, что объект образования по адресу: <...>, не соответствует требованиям антитеррористической безопасности, в связи с чем, прокуратурой Пестречинского района РТ 24 марта 2021 года в адрес руководителя исполнительного комитета Пестречинского муниципального района РТ внесено представление об устранении выявленных нарушений, объект образования по адресу: <...> – соответствует.
Прокурором Пестречинского района РТ входе проведенной проверки установлено, что в МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа», находящейся по адресу: <...>, имеются следующие нарушения: объект по периметру не дооснащен системой наружного освещения; объект не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; объект не дооснащен камерами видеонаблюдения; объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; объект не оснащен охранной сигнализацией; территория образовательного учреждения не ограждена по периметру (500м).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокурора Пестречинского района, исходил из выводов, что выявленные нарушения свидетельствуют о существовании опасности для лиц, пребывающих в учреждении, из-за необеспечения надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта.
Суд апелляционной инстанции приведенные выводы суда первой инстанции находит обоснованными.
В связи с приведенным доводы апелляционной жалобы исполкома Пестречинского муниципального района РТ о том, что оснований для включения расходов, в связи с устранением выявленных нарушений на момент утверждения бюджета Пестречинского муниципального района РТ на 2022 год, отсутствовали; для этого главой Пестречиснкого муниципального района РТ 27 января 2022 года направлено письмо Президенту РТ о рассмотрении возможности выделения финансовых средств из бюджета на указанные цели, как неправовые доводы на законность решения суда первой инстанции не влияют.
Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», сроки осуществления мероприятий антитеррористической защищенности должны быть определены комиссией по категорированию объекта в паспорте безопасности с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Суд апелляционной инстанции, исходя из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организаций, считает, что исполком Пестречинского муниципального района РТ был обязан предусмотреть и обеспечить финансирование на указанные цели в течение двух финансовых года - в 2020 году и 2021 году, а образовательное учреждение обязано было осуществить мероприятия по устранению нарушений требований законодательства об образовании и антитеррористической безопасности, а именно объект по периметру дооснастить системой наружного освещения; обеспечить охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации; дооснастить камерами видеонаблюдения; оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обеспечить объект охранной сигнализацией; а также оградить территорию образовательного учреждения по периметру (500 м) в течение двух финансовых года, следующих за 2019 финансовым годом.
В связи с этим доводы исполкома Пестречиснкого муниципального района РТ о том, что для исполнения решения суда в бюджете района отсутствуют денежные средства для устранения выявленных нарушений, подлежат отклонению.
При таких данных обжалуемое решение суда как отвечающее требованиям норм материального и процессуального права подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба исполкома Пестречиснкого муниципального района РТ – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Определение12.04.2022