Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-910/2020
№ 33-2342/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Костенко Е.Л., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 25 мая 2020 г. дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2020 г. (с учетом определения суда от 25 февраля 2020 г. об исправлении описки), по которому
обязано Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в срок до 1 октября 2020 г.:
1. организовать сбор и транспортирование к объектам их размещения отходов, несанкционированно размещенных на территории следующих земельных участков, входящих в состав государственного лесного фонда:
Нившерское участковое лесничество:
- квартал 128, выдел 11: площадь 0,4 га, объем мусора 4860 м3, координаты GPS N62 13 00.7 E52 43 59.7;
- квартал 57, выдел 61: площадь 0,4 га, объем мусора 5850 м3, координаты GPS N61 50 06.2 E52 30 11.3;
- квартал 74, выдел 5: площадь 0,08 га, объем мусора 1426 м3, координаты GPS N62 20 25.9 E52 52 37.2;
Кересское участковое лесничество:
- квартал 22, выдел 41: площадь 0,11 га, объем мусора 1200 м3, координаты GPS N62 20 29.2 E52 52 33.5;
Сторожевское участковое лесничество:
- квартал 71, выдел 24,25: площадь 2,1 га, объем мусора 33000 м3, координаты GPS N61 56 02.3 E52 04 01.2; N61 55 45.0 E52 04 14.4, N61 55 47.0 E52 04 12.3, N61 55 53.4 E52 04 07.0, N61 55 58.2 E52 04 01.8;
- квартал 65, выдела 51,54: площадь 0,5 га, объем мусора 4760 м3, координаты GPS N61 56 50.8 E52 32 50.0;
- квартал 64, выдел 41: площадь 0,6 га, объем мусора 9645 м3, координаты GPS N61 56 13.5 E52 43 29.3;
Подъельское участковое лесничество:
- квартал 110, выдел 1: площадь 0,6 га, объем мусора 10875 м3, координаты GPS N61 56 11.2 E52 43 34.5;
2. разработать проекты рекультивации земельных участков, на которых несанкционированно размещались вышеуказанные свалки отходов, и провести в соответствии с ними мероприятия по рекультивации нарушенных земель.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения прокурора Елфимовой О.С., представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Корткеросского района Республики Коми, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности в срок до 1 октября 2020 г.:
1. организовать сбор и транспортирование к объектам их размещения отходов, несанкционированно размещенных на территории следующих земельных участков, входящих в состав государственного лесного фонда:
Нившерское участковое лесничество:
- квартал 128, выдел 11: площадь 0,4 га, объем мусора 4860 м3, координаты GPS N62 13 00.7 E52 43 59.7;
- квартал 57, выдел 61: площадь 0,4 га, объем мусора 5850 м3, координаты GPS N61 50 06.2 E52 30 11.3;
- квартал 74, выдел 5: площадь 0,08 га, объем мусора 1426 м3, координаты GPS N62 20 25.9 E52 52 37.2;
Кересское участковое лесничество:
- квартал 22, выдел 41: площадь 0,11 га, объем мусора 1200 м3, координаты GPS N62 20 29.2 E52 52 33.5;
Сторожевское участковое лесничество:
- квартал 71, выдел 24,25: площадь 2,1 га, объем мусора 33000 м3, координаты GPS N61 56 02.3 E52 04 01.2; N61 55 45.0 E52 04 14.4, N61 55 47.0 E52 04 12.3, N61 55 53.4 E52 04 07.0, N61 55 58.2 E52 04 01.8;
- квартал 65, выдела 51,54: площадь 0,5 га, объем мусора 4760 м3, координаты GPS N61 56 50.8 E52 32 50.0;
- квартал 64, выдел 41: площадь 0,6 га, объем мусора 9645 м3, координаты GPS N61 56 13.5 E52 43 29.3;
Подъельское участковое лесничество:
- квартал 110, выдел 1: площадь 0,6 га, объем мусора 10875 м3, координаты GPS N61 56 11.2 E52 43 34.5;
2. разработать проекты рекультивации земельных участков, на которых несанкционированно размещались вышеуказанные свалки отходов, и провести в соответствии с ними мероприятия по рекультивации нарушенных земель.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения Министерством природоохранного законодательства при организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на землях государственного лесного фонда выявлены несанкционированные свалки отходов. Отходы, принадлежность которых в ходе проверки не установлена, представлены в основном пластиковыми и стеклянными изделиями, консервными банками, полиэтиленовыми пакетами, бумагой, ветошью, частями мебели и строительным мусором (разборки сооружений сараев, хозяйственных построек, домов).
Ответчик своей позиции по спору не высказал, своего представителя для участия в судебном заседании не направил.
Судом постановлено решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит изменить решение суда в части сроков разработки проекта рекультивации и ее проведения, просит установить их с учетом положений Правил проведения рекультивации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800, но не более 15 лет.
Прокуратурой Корткеросского района представлены возражения на апелляционную жалобу.
Участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив законность оспариваемого решения в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах и по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены оспариваемого судебного постановления не усматривает.
Установлено, что ГУ РК «Сторожевское лесничество» произведен осмотр территории поднадзорных участковых лесничеств, по результатам которого составлен акт от 16 августа 2019 г. о выявлении на территории государственного лесного фонда несанкционированных свалок отходов с указанием их местонахождения.
Факты несанкционированного размещения отходов, отраженные в акте от 16 августа 2019 г., установлены также в ходе прокурорской проверки исполнения Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми природоохранного законодательства при организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на землях государственного лесного фонда.
Изложенное послужило основанием для предъявления иска по настоящему делу.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что принятие мер по ликвидации несанкционированных свалок, отходов, размещенных на землях государственного лесного фонда на территории Республики Коми, с последующим проведением мероприятий по рекультивации земель относится к компетенции Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, неисполнение ответчиком возложенных на него законом задач и обязанностей по сохранению лесов, охране окружающей среды может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они надлежащим образом мотивированы со ссылками на нормы статей 42, 58 Конституции Российской Федерации, статей 209, 210 Гражданского кодекса РФ, статей 13, 42 Земельного кодекса РФ, статей 6, 19, 51, 60.12, 83 Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 6 октября 1994 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановления Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 г. № 452 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми».
Не оспаривая выводы суда по существу спора, представитель ответчика в апелляционной жалобе выражает несогласие с установленным судом сроком исполнения решения, указывая, что разработка проекта рекультивации и ее проведение требует значительных временных и финансовых затрат, а также большого объема работы с привлечением проектных специализированных организаций на платной основе.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Поскольку ответчиком в ходе разрешения спора по существу в суде первой инстанции не была представлена соответствующая проектная документация с указанием сроков реализации мероприятий по рекультивации земельных участков, суд, исходя из заявленных прокурором требований и с учетом положений части 2 статьи 206 ГПК РФ, установил срок, в который ответчиком должны быть исполнены возложенные на него обязанности.
Вероятность того, что рекультивация конкретных земельных участков, указанных в судебном решении, потребует всего перечня технических и биологических мероприятий, приведенного апеллянтом, какими-либо доказательствами не подтверждена, соответствующие доводы апелляционной жалобы, как следует из их содержания, носят предположительный характер.
Исходя из приоритета соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, недоказанности обстоятельств, на которые ссылается податель жалобы, оснований для увеличения сроков разработки проекта рекультивации и ее проведения судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -