ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-919/2021 от 31.05.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу дело № 33-1865/2022

Судья Венедиктова Е.А.

(дело в суде первой инстанции № 2-919/2021,

УИД 75RS0002-01-2021-000024-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Кожиной Е.А.

и судей краевого суда Куклиной И.В., Процкой Т.В.

при секретаре Воложанине С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите гражданское дело по иску военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Мирошниковой С.Б., представителя ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Щелкановой Л.С.

на решение Ингодинского районного суда г.Читы от , с учетом внесенных определением суда от описок, которым постановлено:

Исковые требования заместителя военного прокурора Читинского гарнизона удовлетворить.

Обязать Минобороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 75:32:000000:180, расположенном по адресу:санаторий «Молоковка» в границах лесотаксационного выдела 45 квартала 36 участка «Молоковка» Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации- филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 75:32:000000:180, расположенном по адресу:санаторий «Молоковка» в границах лесотаксационного выдела 45 квартала 36 участка «Молоковка» Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации- филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на выявленные в ходе прокурорской проверки законодательства в области охраны окружающей среды нарушения, выразившиеся в несанкционированном скоплении бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу:, ». Общая площадь составляет 0,075 га. На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации и закреплено право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации. Свалка представляет эпидемиологическую опасность для местного населения. С учетом уточнений просит обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 75:32:000000:180, расположенном по адресу:, в границах лесотаксационного выдела 45 квартала 36 участка «Молоковка» Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 1-6, 90).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.111).

Определением судьи от внесена описка в решение суда (л.д.164).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Мирошникова С.Б. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в исковых требованиях отказать. Считает необоснованным вывод суда о ненадлежащем исполнении собственником возложенной на него обязанности по несению бремени содержания принадлежащего ему имущества. Министерство обороны Российской Федерации не является причинителем вреда. Со ссылкой на статьи 39, 80.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от г. №7-ФЗ указывает, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды. Указанные юридические лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ. Так, с обязанность проведения работ по ликвидации накопленного вреда, а именно проведения сбора и вывоза отходов, может быть возложена на лицо, виновное в размещении несанкционированной свалки отходов или на соответствующий орган местного самоуправления, на территории которого находится указанная свалка. Лицо, виновное в размещении несанкционированной свалки отходов, органами прокуратуры не установлено. Министерство обороны РФ и иные органы военного управления не осуществляют какую-либо деятельность, и не производят работы на данной территории, приводящие к образованию отходов производства и потребления, а значит, и не являются лицом, действия которого привели к загрязнению земель и нарушению почвенного слоя. Кроме того полагает, что Военным прокурором был нарушен порядок проведения проверки. Так, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Согласно п. 3 ст. 21 Закона о прокуратуре, решение о проведении прокурорской проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала, решение о расширении предмета проверки или о начале новой - не позднее дня принятия. В нарушение указанной статьи уполномоченный представитель Министерства обороны РФ, не был уведомлен о проведении проверки и, следовательно, не имел возможности сопровождать и контролировать ход проверки (л.д.127-130).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Щелканова Л.С. просит решение отменить, принять новое решение. Указывает, что в соответствии с п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение, обращение с отходами» (ГОСТ 30772-2001) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. В соответствии с Указом Президента РФ от «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» - Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил. Приказом Министра обороны Российской Федерации от «Об утверждении Положения о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации» Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации, в том числе по управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств. Учреждение не уполномочено на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на территории лесов, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии с Уставом, Учреждение в целях реализации функций по управлению и контролю в лесах обороны вправе осуществлять патрулирование лесов обороны, производить осмотр территории лесных участков обороны, также в случае обнаружения нарушений лесопользования составить акт осмотра. Также Учреждение и его филиалы вправе обращаться в уполномоченные органы с сообщениями о выявленных случаях нарушения законодательства для принятия соответствующих мер реагирования данными госорганами. Согласно Уставу Учреждения, проведение мероприятий по очистке лесов обороны от загрязнений не отнесено к уставным видам деятельности Учреждения, также отсутствует лицензия на обращение с отходами, отсутствуют штатные единицы работников по обращению с отходами, специально оборудованная, сертифицированная техника для вывоза отходов. Считает, что в случае проведения работ по уборке свалки силами работников ФГКУ «УЛХиП» Минобороны РФ, не обладающих специальными навыками и знаниями по обращению с отходами, возможна угроза жизни и здоровью указанных должностных лиц. Судом не учтено, что ликвидация свалок является деятельностью по обращению и вывозу отходов, требующая лицензии, специально обученных кадров, специальной техники. В силу ст. 15 ФЗ от - ФЗ «Об отходах производства и потребления», лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Кроме того, приказами Министра обороны Российской Федерации утверждены руководства и положение, определяющие цели и задачи обеспечения экологической безопасности, а также коммунально - эксплуатационное обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с п. 3 раздела 1 Положения Центральным органом военного управления, выполняющим функции руководства ОЭБ войск (сил), является Штаб МТО Вооруженных Сил осуществляющим ОЭБ по территориальному принципу, на всей территории Российской Федерации, в отношении органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей Вооруженных сил независимо от их подчиненности и принадлежности к видам (родам войск) Вооруженных Сил, управлениям и службам с такими функциями в том числе как: организация очистки (рекультивации) и восстановления загрязненной окружающей среды на военных объектах. Следует отметить, что заявки на организацию работ по уборке загрязненных участков (заключения госконтрактов) многократно направлялись в ФГКУ «Оборонпромэкология», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Между тем, госконтракты не заключены ввиду отсутствия финансирования (л.д. 140-146).

В суд апелляционной инстанции ответчик Министерство обороны Российской Федерации своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, участвующего в деле.

Выслушав представителя ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Агапитовой Л.С., поддержавшей доводы апелляционных жалоб, помощника военного прокурора Читинского гарнизона Челпанова А.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от подтверждается, что собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:, » является Российская Федерация. Участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.25-26).

на основании распоряжения заместителя военного прокурора Читинского гарнизона проведен осмотр земельного участка, с кадастровым номером . В результате осмотра установлено, что в выявлены свалки мусора, выявленной ранее (бытовые и строительные отходы), общая площадь свалки составляет 0,075 га, общий объем мусора составляет 10 м3. По результатам осмотра составлен акт обследовании от (л.д.7-10). К акту приложены схема расположения места несанкционированной свалки мусора, схема инструментальной съемки границ несанкционированной свалки мусора и фототаблицы (л.д.11-19).

Из содержания акта обследования от следует, что Читинским лесничеством в адрес ДЛХ по СФО было направлено заявление с приложением соответствующих материалов с просьбой провести проверку и привлечь к ответственности виновных лиц. получено сообщение, что в период с по департаментом лесного хозяйства проводилась проверка. На момент проведения осмотра свалок, лица совершающие выброс мусора или организации не выявлены. Кроме того, специалистами департамента лесного хозяйства постоянно осуществляется патрулирование с целью выявления и пресечения нарушений лесного законодательства. В соответствии с распоряжением ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России с 2018 г. Лесничеством направлялись обращения в ФГУП «Оборонпромэкологию» с просьбой принять соответствующие меры об организации работ по уборке свалок. ФГУП «Оборонпромэкология» готовы к проведению данных работ по очистке территории в случае выделения денежных средств. Лесничеством неоднократно в адрес ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации направлялись заявки о включении в Техническое задание мероприятия «Уборка несанкционированных свалок мусора», которое в последствие исключалось из Технического задания. Лесничеством были направлены обращения в Штаб МТО обеспечения ВС РФ о включении военных городков в перечень целевого финансирования на проведение работ по уборке свалок, ответа в Лесничество не поступило. военной прокуратурой Читинского гарнизона вынесено представление ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации с предложением принять меры по устранению нарушений закона, а именно рассмотреть представление с участием 231 военной прокуратуры, организовать комплекс мер, направленных на уборку свалок, провести служебное разбирательство, по итогам которого рассмотреть о привлечении виновных должностных лиц к ответственности (л.д.8-9).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок находится в собственности Российской Федерации, от имени которой имущественные права приобретает и реализует Министерство обороны Российской Федерации, а также подведомственные министерству учреждения, осуществляющие деятельность связанную с использованием земель предназначенных для нужд обороны, нахождение несанкционированных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, пришел к выводу о возложении обязанности по организации и проведению работ по ликвидации несанкционированных свалок на Министерство обороны РФ и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника в отношении данного федерального имущества.

С выводом суда судебная коллегия соглашается исходя из следующих обстоятельств.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Согласно статье 11 Федерального закона от №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций.

На основании части 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу положений статьи 71 Конституции Российской Федерации, статей 1, 10, 11, 13, 25 Федерального закона от «Об обороне», статьи 210, пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от , имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе воинских частей относится к федеральной собственности, и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Обязанность по содержанию собственности может быть возложена не только на собственника, но и на других лиц, в ведении которых федеральная собственность находится на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Созданное в соответствии с приказом Минобороны России ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ имеет филиал в виде Читинского лесничества Минобороны России на территории г. Читы и которое осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России (пункты 16, 19 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ) (л.д.27-29).

Вывод суда первой инстанции о необходимости возложения на ответчиков обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки, согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от -П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой содержащееся в указанной норме положение не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

При таких обстоятельствах, учитывая, что материалами дела подтверждается наличие на вышеуказанном земельном участке несанкционированной свалки, а её создание на земельном участке подвергает качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц отрицательному воздействию, свидетельствует об использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, о нанесении вреда окружающей среде, допущении загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожении земли и почвы и ином негативном воздействие на землю и почву, то есть о неисполнении ответчиками возложенных на них законом обязанностей, поэтому ответственность за уборку несанкционированных свалок бытовых отходов правомерно возложена судом первой инстанции на ответчиков.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство обороны Российской Федерации не является причинителем вреда, не осуществляет какую-либо деятельность на территории спорного земельного участка, и что обязанность проведения работ по ликвидации отходов, рекультивации земель может быть возложена на лицо, виновное в размещении несанкционированной свалки отходов, или на орган местного самоуправления, на территории которого находится свалка, отклоняются судебной коллегией за необоснованностью. Кроме того, в то время как ответчики, действуя в данном случае как собственники, с разумной степенью добросовестности, должны были принять меры к недопущению образования несанкционированных свалок и их незамедлительной ликвидации в случае обнаружения.

По этим же основаниям, подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о возложении на органы местного самоуправления обязанности, связанной с ликвидаций несанкционированной свалки.

Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны РФ о том, что в нарушение статьи 21 Федерального закона от «О прокуратуре Российской Федерации» уполномоченный представитель Министерства обороны РФ не был уведомлен о проведении прокурорской проверки, поэтому не имел возможности участвовать в проверке, не содержит в себе оснований для отмены решения суда, поскольку материалами дела подтверждается проведение проверки с участием представителей Читинского участкового лесничества Читинского лесничества Министерства обороны РФ, которое является филиалом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации и организацией, подведомственной Министерству обороны РФ.

Доводы апелляционной жалобы ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии у учреждении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки судебная коллегия признает несостоятельные, так как свалка образована на земельном участке, который закреплен на праве постоянного (бессрочного пользования) за учреждением. Следовательно, в силу приведенных выше правовых норм и в соответствии со своими уставными целями, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации обязано принимать участие в организации ликвидации несанкционированной свалки.

Ссылки жалобы указанного ответчика об отсутствии лицензии на сбор отходов, обученного персонала в штате учреждения, подлежат отклонению, так как возложенная на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации обязанности по организации ликвидации свалки, обязанность может быть исполнена учреждением путем заключения договора подряда с организацией, имеющую соответствующую лицензию и необходимые силы и средства.

Довод жалобы ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии финансирования на проведении указанных работ, о неоднократном направлении в органы военного управления заявок на организацию работ по уборке загрязненных участков, во внимание не принимается. Несмотря на направление заявок, работы по ликвидации свалки до настоящего времени так и не были проведены, что указывает на недостаточность комплекса мер, принятых учреждением для уборки загрязненных участков. Вопрос финансирование указанных работ подлежит разрешению ответчиками на стадии исполнения судебного решения.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ингодинского районного суда г.Читы от оставить без изменения, апелляционные жалобы – оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное

определение изготовлено 10 июня 2022 г.