ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-91/2021 от 10.06.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Шам С.Е. дело № 33-10073/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Шамрай М.С.,

судей Корниенко Г.Ф., Котельниковой Л.П.,

при секретаре Иванкович В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-91/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Шахты, третье лицо – Главное управление МЧС России по Ростовской области о признании права на досрочное назначение пенсии, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Шахты, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил суд признать решение комиссии ГУ УПФР в г.Шахты об отказе во включении в страховой стаж периодов: с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. (12 лет 6 мес.) – период службы в должности младшего начальствующего состава в ФГУ «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области», с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. (2 года 9 мес. 4 дня) работа пожарным Государственного учреждения противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО»; обязать ответчика назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с учетом указанных периодов работы с 30.09.2020г. с выплатой пенсии со дня её назначения.

В обоснование требований указал, что 09.09.2019г. обратился с заявлением о назначении пенсии по старости в пенсионный орган в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях».

В назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, не включены периоды:

- с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. (12 лет 6 мес.) – период службы в должности младшего начальствующего состава в ФГУ «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области» поскольку п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ не предусматривает зачет в специальный стаж периодов службы;

- с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. (2 года 9 мес. 4 дня) работа пожарным Государственного учреждения противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО», так как наименование учреждения не соответствует постановлению Правительства РФ от 18.06.2002г. №437;

- с 12.03.2015г. по 22.04.2015г. (1 мес. 10 дней) – пожарный 1 класса 35 пожарной части ГУ «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области», поскольку данный период в выписке из ИЛС отражен без кода льготы.

Истец считает решение ответчика в части исключения из специального стажа периодов работы с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. и с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. незаконным, поскольку согласно ст.5 Федерального закона «О пожарной безопасности» в государственную противопожарную службу входят Федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 28.12.2013г. №400-ФЗ регулирует правоотношения, возникшие после введения данного закона в действие, и не может распространяться на правоотношения, существовавшие ранее.

Просил включить спорные периоды работы в специальный стаж, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 20.12.2019г.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь в обоснование доводов жалобы на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Указывает, что при вынесении решения суд не учел, что Федеральный закон от 28.12.2013г. №400-ФЗ, на который ссылается и ответчик и суд, вступил в силу 28.12.2013г., а поскольку закон обратной силы не имеет, то отношения, которые сложились у сторон в период 1992 года по 2005 год и с 2005 года по 2008 год регулируются законами, действующими в спорные периоды.

В период службы в должности младшего начальствующего состава в ФГУ «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области» с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. пенсионные отношения регулировались:

- Законом РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях», ст. 12 которого предусматривалось установление пенсии в связи с особыми условиями труда мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД, предусмотренных перечнем оперативных должностей, утвержденным министром внутренних дел РФ;

- Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», статьей 28 которого предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МЧС.

Указом Президента РФ от 09.11.2001г. №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, при этом до принятия соответствующих федеральных законов работникам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ, включая действующие условия пенсионного обеспечения.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О пожарной безопасности» работникам государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Приказом МВД РФ от 23.06.1995г. №241 утвержден перечень оперативных должностей работников государственной противопожарной службы МВД РФ, в который под п.18 включена должность пожарного.

Архивной справкой и послужным списком из личного дела подтверждена работа истца в качестве старшего пожарного и пожарного в течение всего периода службы с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. Апеллянт считает, что на основании указанных нормативных актов ему должна быть назначена досрочная пенсия.

Истец полагает, что из текста закона следует, что законодатель не разделяет при установлении льгот, в том числе по досрочному назначению пенсии, работников на работников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ, поэтому не включение периода работы с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. пожарным Государственного учреждения противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО» является незаконным.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав истца и его представителя, представителей ответчика и третьего лица, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, 09.09.2019г. ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратился в ГУ УПФР в г.Шахты Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ УПФР в г.Шахты Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.09.2019г. ФИО1 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа, дающего право на назначение пенсии по данному основанию требуемой продолжительности (25 лет). Согласно данному решению пенсионного органа, стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 18 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, составил 11 лет 05 месяцев 22 дня (л.д.10-11).

В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 18 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ не были включены следующие спорные периоды работы ФИО1:

- с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. (12 лет 6 мес.) – период службы в должности младшего начальствующего состава в ФГУ «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области» поскольку п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ не предусматривает зачет в специальный стаж периодов службы;

- с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. (2 года 9 мес. 4 дня) работа пожарным Государственного учреждения противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО», так как наименование учреждения не соответствует постановлению Правительства РФ от 18.06.2002г. №437; перечни рабочих мест, наименований профессий, должностей и показателей с особыми условиями труда в УПФР не предоставлялись, наблюдательное дело отсутствует, в выписке из ИЛС ЗЛ данный период работы отражен на общих основаниях, без кода особых условий труда;

- с 12.03.2015г. по 22.04.2015г. (1 мес. 10 дней) – пожарный 1 класса 35 пожарной части ГУ «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области», поскольку данный период исключен страхователем из специального стажа, в выписке из ИЛС ЗЛ данный период отражен без кода льготы.

Как следует из трудовой книжки АТ-IV НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, с 01.11.1992г. по 30.04.2005г. служил непрерывно в государственной противопожарной службе на должности младшего начальствующего состава. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 12 лет 06 месяцев 00 дней (запись №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д.12 об.).

01.05.2005г. назначен на должность пожарного 35 пожарной части с 10 разрядом ЕТС оплаты труда Государственного учреждения «13 отряда противопожарной службы Ростовской области» (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д.13).

05.02.2008г. уволен по переводу работника по его просьбе на работу к другому работодателю, п.5 ст.77 ТК РФ (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д. 13).

06.02.2008г. назначен на должность пожарного 35 пожарной части Федерального государственного учреждения «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области» (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д.14).

31.12.2008г. уволен по переводу работника по его просьбе на работу к другому работодателю п.5 ст.77 ТК РФ (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д.14).

01.01.2009г. принят на должность пожарного 1 класса 35 пожарной части в Государственное учреждение «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области» (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д.14).

21.12.2011г. Государственное учреждение «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области» с 21.12.2011г. реорганизовано в федеральное государственное казенное учреждение «13 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области» (ФГКУ «13 отряд ФПС по Ростовской области) (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д. 14 об.).

29.01.2016г. Наименование 35 пожарная часть изменено на 35 пожарно-спасательную часть с 01.04.2016г. Основание: Приказ ГУ МЧС России по РО от 29.01.2016г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д. 14 об.).

31.12.2019г. уволен по п.5 части первой статьи 77 ТК РФ в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д. 14 об.).

01.01.2020г. принят на должность пожарного 1 класса «35 пожарно-спасательной части 3 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ростовской области (запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, л.д.15).

В послужном списке указан период службы истца с 01.11.1992г. старшим пожарным 35 ПВАГ ПАСС УВД Ростовской области за счет должности ком. Отделения, с 01.09.1993г. пожарный 35 ПЧ 13ОПО ПАСС УВД Ростовской области; с 24.11.2004г. водитель пожарного автомобиля (3 класса) ГПС ФБ 31 пожарная часть 13 отряд ГПС МЧС России по Ростовской области; с 25.11.2004г. пожарный (ГПС мб обл) 35 пожарная часть 13 отряд ГПС МЧС России Ростовской области; 30.04.2005г. в соответствии с положением о службе в органах внутренних дел РФ уволен по статье 58 п «а» (по собственному желанию). Выслуга лет в календарном исчислении составляет 12 лет 06 месяцев 00 дней (л.д.67-69).

Как следует из архивной справки ГУ МЧС России по Ростовской области от 20.01.2021г. согласно находящегося на хранении архивного личного дела ФИО1 не работал, а проходил службу в Государственной противопожарной службе (МВД) МЧС России в период с 01.11.1992г. по 30.04.2005г. и на него распространялось положение, регламентирующее прохождение службы. Штатным расписанием для сотрудников не предусмотрено понятие «оперативная должность». В архивном личном деле ФИО1 должностной инструкции нет. Период работы ФИО1 пожарным в ГУ «13 отряд противопожарной службы Ростовской области» к периодам работы в системе ГПС МЧС не относится.

В ГУ МЧС России по Ростовской области на архивном хранении находятся документы, в которых имеются следующие сведения о переименовании Государственной противопожарной службы (пожарной охраны): Управление пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизовано в отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома в соответствии с приказом УВД Ростоблисполкома от 16.03.91 №138 с 01.03.1991г. (УПО УВД Ростоблисполкома переименовано в ОПО УВД Ростоблисполкома). Отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизован в противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Ростоблисполкома на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 29.04.1991г. №391, приказа МВД РСФСР от 15.05.91 №64 (ОПО УВУД Ростоблисполкома переименован в ПАСС УВД Ростоблисполкома). Противопожарная и аварийно-спасательная служба реорганизована в Государственную противопожарную службу на основании Постановления Совета Министров – Правительства РФ №849-93г. с 01.01.1994г. (ПАСС УВД Ростовской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Ростовской области (УГПС УВД Ростовской области). В соответствии с приказом МВД России от 05.08.96г. №427 Управление внутренних дел Ростовской области переименовано в Главное управление внутренних дел Ростовской области с 01.09.1996г. (УГПС УВД Ростовской области переименовано в УГПС ГУВД Ростовской области). Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области (УГПС ГУВД РО) переименовано в Управление Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области (УГПС МЧС России РО) на основании Указа Президента РФ от 09.11.2001г. №1309 с 01.01.2002г. Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области реорганизовано (в форме присоединения) в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ростовской области (ГУ ГО ЧС РО) на основании директивы МЧС России от 24.09.2003г. №31-23-21 с 01.10.2003г.

Главное управление МЧС России по Ростовской области не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области. Вместе с тем, Главное управление МЧС России по Ростовской области имеет право на хранение архивных документов и выдачу архивных справок Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области на основании Положения об архиве Главного управления МЧС России по Ростовской области, согласованного Центральным архивом МЧС России 14.08.2020г. и утвержденного приказом ГУ МЧС России по Ростовской области от 08.09.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.64-65).

В выписке из лицевого счета застрахованного лица от 19.09.2019г. отсутствует код льготы, подтверждающий особые условия труда в период работы ФИО1 в ФГУ 13 ОГПС МЧС (служба) с 01.11.1992г. по 31.12.2001г. За период с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. выписка не содержит сведений об особых условиях труда, код особых условий труда проставлен за период работы с 06.02.2008г. (л.д.24).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии периода с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. службы в должности младшего начальствующего состава в ФГУ «13 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области», суд руководствовался положениями ст.ст. 11, 13 Федерального закона от 12.02.1993г. №4468-1, ст.ст. 12, 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и исходил из того, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж, при этом правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит. Поскольку период с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. является периодом службы истца в противопожарной службе, входившей в состав Министерства внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что данный период не подлежит включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Отказывая в иске в части включения в специальный стаж периода с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. в Государственном учреждении противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО» в должности пожарного, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции руководствовался п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст. 4, 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Списком должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №437 от 18.06.2002 г., Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» и исходил из того, что Государственное учреждение противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО» входило в структуру противопожарной службы субъекта Российской Федерации, а работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.18.ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам по делу и закону.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности», право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002г. №437 был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которым поименован «пожарный».

На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2001г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. №552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Учитывая изложенное, в рамках п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.

Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.

Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.

Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2011г. № 1172‑О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года», определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2009г. №39‑В09-2, от 16.05.2014г. № 67‑КГ14-1, от 16.10.2017г. №47-КГ17-17.

Из трудовой книжки истца, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, следует, что в период с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. истец работал в Государственном учреждении противопожарной службы Ростовской области «13 отряд противопожарной службы РО», которое в силу положений статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О противопожарной безопасности» относилось к противопожарной службе субъектов Российской Федерации.

Поскольку в спорный период истец работал в противопожарной службе субъекта РФ (Ростовской области), которая не входила в федеральную противопожарную службу, структурно входящую в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, данный период работы истца в противопожарной службе субъекта РФ не подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, достоверно свидетельствующих о трудовой деятельности истца в федеральной противопожарной службе в спорный период, пенсионный орган обоснованно отказал истцу во включении периода с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Кроме того, условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, согласно которой при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г. № 258н.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица истец ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 19.04.2002г. и спорный период работы с 01.05.2005г. по 05.02.2008г. указан без кода льготы.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. ФИО1 непрерывно проходил службу в 13 отряде Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области (наименование организации неоднократно изменялось), имел специальное звание, что никем в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Суд первой инстанции правильно указал, что право на пенсию лицам, проходящим такую службу, регламентируется Федеральным законом от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», а лица, на которых распространяется действие указанного Закона, имеют право на получение пенсии по выслуге лет, а не досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26.03.2020г. №727-О указал, что предусмотренное в пункте 18 части 1 статьи 30 Федерального закона правовое регулирование, определяющее условия назначения страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность на определенных видах работ, направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение с учетом характера выполняемой работы и сохранение прав, приобретенных ими до введения в действие указанного Федерального закона, а потому само по себе не может расцениваться как ущемляющее конституционные права граждан.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при определении льготных условий приобретения права на назначение страховой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа и закрепление различного порядка учета военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (с учетом законодательства, действовавшего в период выполнения указанных работ). Решение законодателя не включать периоды прохождения такой службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, будучи основанным на объективных критериях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства всех перед законом либо как ограничивающее право граждан на пенсионное обеспечение (определения от 4 апреля 2006 года № 90-О, от 29 сентября 2011 года № 1040-О-О, от 25 января 2012 года № 19-О-О, от 28 января 2016 года № 48-О и др.).

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, со ссылкой на то, что в спорный период истец занимал должность пожарного, предусмотренную Перечнем оперативных должностей работников государственной противопожарной службы МВД России, которым пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет, утвержденным приказом МВД РФ от 23.06.1995г. №241, судебная коллегия признает необоснованными.

Служба в органах внутренних дел является особым видом службы. Право на пенсию сотрудников органов внутренних дел реализуется по нормам Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в рамках государственного пенсионного обеспечения. Для данной категории граждан предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. №4468-1, засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Ранее действовавшим пенсионным законодательством время службы в органах внутренних дел также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что прямо вытекает из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Положения ч.1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», так же как и положения пп.1 п.1 ст. 11 действовавшего до 01.01.2015г. Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной службы в органах внутренних дел.

Как правильно указал суд первой инстанции, действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости действующее законодательство не содержит.

Этим положениям соответствовали и Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 19.03.1996г. № 1‑2‑У «О порядке применения пункта 9 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности», согласно пункту 2 которых в стаж работы в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации засчитывается время работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.06.1995 г. № 241, за исключением времени, когда лицо занимало должности, предусмотренные Перечнем, и являлось при этом военнослужащим или относилось к рядовому или начальствующему составу органов внутренних дел (сотрудниками).

В период с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. ФИО1 проходил службу в должности младшего начальствующего состава в органах внутренних дел, в органах противопожарной службы МЧС России по Ростовской области, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данный период не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренное п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При отсутствии правовых оснований для включения ФИО1 в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода его службы с 01.01.1992г. по 30.04.2005г. и периода работы с 01.05.2005г. по 05.02.2008г., страховой стаж ФИО1, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» на момент его обращения в орган пенсионного обеспечения за назначением досрочной страховой пенсии (09.09.2019г.) составил 11 лет 5 мес.22 дня, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения.

Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 21.06.2021г.