ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-920/20 от 24.02.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 2-920/2020 (№ 33-2951/2021)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Мугиновой Р.Х.,

судей Набиева Р.Р., Фагманова И.Н.,

при секретаре судебного заседания Галиеве В.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Набиева Р.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Федоровского района Республики Башкортостан в интересах Юсуповой Э.А. обратился с иском к Администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.

Требования обоснованы тем, что Юсупова Э.А., дата года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан.

Вместе с тем, Юсупова Э.А., не являющейся ни нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, ни собственником иного жилого помещения, с момента окончания пребывания в образовательном учреждении до настоящего времени не представлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Тем самым нарушены его жилищные права.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчика Администрация муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы указывает, что представление Юсуповой Э.А. жилого помещения не зависит от воли и деятельности органа местного самоуправления, поскольку зависит с необходимостью выполнения длительного комплекса мероприятий направленных на приобретение соответствующего жилья после предоставления соответствующих субвенций, в связи с чем принятия решения возлагающего на ответчика обязанности по представлению специализированного жилья вне очереди Юсуповой Э.А. можно расценить как лоббирование интересов указанного лица.

Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 указанного Федерального закона).

При этом в пункте 8 этой же статьи законодатель предусмотрел, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями. При этом расходы на эти цели отнесены на бюджет субъектов страны, без территориального разделения на уровни муниципалитетов в этом субъекте.

Согласно части 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно п.1 ч.1 ст.1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных организациях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.

Таким образом, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложено на органы местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, Юсупова Э.А., дата года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Постановлению администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан №... от 06 июня 2014 г. Юсупова Э.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением.

При таком положении, разрешая заявленные требования, принимая во внимание, что Юсупова Э.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и до настоящего время жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований к администрации муниципального района Федеоровский район Республики Башкортостан и о возложении на указанного ответчика обязанности по предоставлению Юсуповой Э.А.жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом судом верно отказано в удовлетворении требований к Правительству Республики Башкортостан, поскольку положениями действующего законодательства обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления, а не на субъект Российской Федерации.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы администрация муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан о том, что представление Юсуповой Э.А. жилого помещения не зависит от воли и деятельности органа местного самоуправления, поскольку зависит с необходимостью выполнения длительного комплекса мероприятий направленных на приобретение соответствующего жилья после предоставления соответствующих субвенций, в связи с чем принятия решения возлагающего на ответчика обязанности по представлению специализированного жилья вне очереди Юсуповой Э.А. можно расценить как лоббирование интересов указанного лица, являются необоснованными, поскольку указанные обстоятельства не могут служить основанием для необоснованного отложения обеспечения указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку данное обстоятельство не должно препятствовать реализации Юсуповой Э.А. своего права на обеспечение жилым помещением. Доводы о предоставлении Юсуповой Э.А. жилого помещения без учета очереди лиц, к которым относится истец, также несостоятельны, поскольку указанной категории граждан жилые помещения должны предоставлять без учета какой-либо очереди.

Также в ходе судебного разбирательства судебная коллегия не нашла оснований для ходатайства администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан об утверждении мирового соглашения, поскольку в нарушение положений ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение не подписано всеми сторонами по делу, а именно, прокурором Федоровского района Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан. Кроме того, условия мирового соглашения противоречат закону и нарушает права и законные интересы Юсуповой Э.А., поскольку не содержит указание на конкретное жилое помещение, которое будет предоставлено истцу, и содержит отлагательное условие предоставления жилья до 31 декабря 2021 г. без подтверждения достоверных доказательств исполнения условий соглашения в обозначенный срок.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Федоровский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий: Р.Х. Мугинова

Судьи: Р.Р. Набиев

И.Н. Фагманов

Справка: судья Баскакова Т.В.