ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-923/20 от 08.09.2021 Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики (Карачаево-Черкесская Республика)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 8 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего –Дзыба З.И.,

судей – Езаовой М.Б., Джуккаева А.В.,

при секретаре судебного заседания –Аппоевой Р.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-923/2020 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 августа 2020 года по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности России по КЧР о признании решения жилищной комиссии незаконным.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Дзыба З.И., объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ответчика УФСБ по КЧР ФИО3, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности по КЧР о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления ФСБ России по КЧР, закрепленное в выписке из протокола заседания жилищной комиссии №293 от 27 августа 2019 г. о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилья; об обязании жилищной комиссии Управления ФСБ по КЧР восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Саратове.

В обоснование иска указал, что приказом ФСБ России от 26 сентября 2019 года №713-ЛС он уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Выслуга лет составила 37 лет 04 месяца 01 день. При поступлении на службу он был принят на учет в качестве нуждающегося в служебном помещении. Решением жилищной комиссии УФСБ России по КЧР от 27 сентября 2013 года он был снят с учета в связи предоставлением ему жилого помещения по адресу: <адрес> и заключением с ним договора найма жилого помещения. На основании его заявления от 25 мая 2018 года решением жилищной комиссии УФСБ России по КЧР от 29 мая 2018 года он был признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет по избранному месту жительства в г. Саратове. Решением жилищной комиссии УФСБ России по КЧР №293 от 27 августа 2019 года он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. В выписке из протокола №293 указано, что он снят с учета в силу того, что получил в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средства на приобретение или строительство жилья. Однако никаких денежных средств он не получал. В выписке из протокола №293 не указано кем были получены денежные средства. Полагает, что жилищная комиссия имела в виду получение его бывшей супругой ФИО4 в 2010 году средств из федерального бюджета в виде субсидий на основании Приказа Роскомнадзора от 16.12.2009г. №658 «О предоставлении федеральным государственным служащим Роскомнадзора единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО5 исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо ФИО6 в судебном заседании согласилась с исковыми требованиями.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 12 августа 2020 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Считает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального и процессуального права. Суд не обосновал выводы в решении и не уточнил, какое именно решение жилищной комиссии он признал законным, каким образом и когда истец реализовал свое право на получение единовременной субсидии на приобретение или строительство жилья; не учел, что брак с ФИО4 у истца расторгнут, а сам истец незаконно снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения перед увольнением; субсидию он не получал, однако суд указанным обстоятельствам правовой оценки не дал.

В дополнениях на апелляционную жалобу истец просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе, т.к. при рассмотрении дела суд неверно избрал вид судопроизводства: дело следовало рассмотреть в рамках КАС РФ, поскольку процессуальной формой разрешения предъявленных требований являлось административное судопроизводство, предмет которого – проверка законности принятого решения должностными лицами территориального федерального органа в области обеспечения безопасности. Суд не учел, что после развода с женой в марте 2010 г. истец проживал отдельно, в связи с чем ответчик не имел оснований для снятия его с учета.

В письменных возражений на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, т.к. в период брака семья А-ных на основании Приказа Роскомнадзора от 16.12.2009г. №658 «О предоставлении федеральным государственным служащим Роскомнадзора единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» приобрела в 2010 году за счет федеральных средств в виде субсидий, выделенных супруге ФИО4 на состав семьи 4 человека (супруги и двое детей), квартиру площадью 67 кв.м. После развода супругов А-ных на указанную квартиру распространяется режим общей совместной собственности, следовательно, ФИО1 в силу закона наравне с бывшей супругой имеет право на указанное жилье. В соответствии с п. 9 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих», если военнослужащие одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии по нескольким основаниям, то по их выбору предоставляется социальная гарантия и компенсация по одному основанию. Предоставление ФИО1 социальной гарантии по нескольким основаниям приведет к сверхнормативному обеспечению и нарушению действующего законодательства.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 декабря 2020 года решение Черкесского городского суда КЧР от 12 августа 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2021 г. апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 декабря 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО5 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, поддержав доводы письменных возражений.

Третье лицо ФИО6 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные доказательства, судебная коллегия находит апелляционную жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, то есть из государственного жилищного фонда.

Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ, действовавшего на момент возникновения рассматриваемого спора).

На момент возникновения спорных правоотношений аналогичные положения в части оснований признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях содержались в абзаце двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Исходя из положений пункта 13 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом для военнослужащих.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (пункт 14 статьи 15).

Как усматривается из материалов дела, истец проходил службу в УФСБ России по КЧР с 04.02.2000 г. по 26 сентября 2019 года.

В 1998 году ФИО1 заключил брак с ФИО4

От брака супруги имеют двоих детей: ФИО8, <дата> г.р., Алекину Арину, <дата> г.р.

На военную службу в ФСБ РФ по КЧР ФИО1 был зачислен 04.02.2000 г. и заключил первый контракт сроком на 5 лет (приказ №22-лс от 03.02.2000 г.).

Приказом от 26 сентября 2019 года №713-ЛС он был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, является пенсионером. Выслуга лет составляет 37 лет 04 месяца 1 день (л.д.29).

15.05.2001 г. ФИО1 обратился с рапортом о включении его в списки очередников УФСБ России по КЧР, приложив справку о составе семьи 3 человека: он, жена, дочь. Согласно Акту проверки его жилищных условий от 28.08.2001 г., ФИО1 с женой и дочерью проживал в двухкомнатной квартире по ул. <адрес> на праве найма.

ФИО1 был принят на учет нуждающихся, 22.01.2008 г. он, его супруга ФИО4 и дочь ФИО8 были зарегистрированы по месту работы истца по адресу: <адрес>.

Супруга ФИО1- ФИО4 с 2004 г. по день рассмотрения дела судом работает в Территориальном отделе по КЧР Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по СКФО (ТО по КЧР Управления Роскомнадзора по СКФО). Согласно справкам о доходах физического лица, в 2010 году ее общая сумма дохода составила 257 907 рублей, за вычетом налога – 228 132 руб.; в 2011 году ее общая сумма дохода составила 244 504 рубля, за вычетом налога – 216 462 руб.; в 2012 году ее общая сумма дохода составила 242 498 рублей, за вычетом налога – 215 861руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, которыми установлены порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим один раз за весь период государственной гражданской службы РФ, замещающим должности государственной гражданской службы РФ не менее одного года, принятым на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты.

В соответствии с п. 4 Правил к членам семьи гражданского служащего, учитываемым при расчете единовременной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители.

Приказом Роскомнадзора N 651 от 10.12.2009 ФИО4 была поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. При расчете единовременной выплаты учитывались гражданский служащий и 3 члена его семьи, в том числе супруг - ФИО1, дочери - ФИО8 и ФИО8 (л.д.71).

На основании приказа N 659 от 16.12.2009 г. "О предоставлении федеральным государственным служащим Роскомнадзора единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" ФИО4 была выделена субсидия на приобретение жилого помещения, в том числе с учетом члена семьи - мужа ФИО1

Согласно договора купли-продажи от 09 февраля 2010 года ФИО4 купила трехкомнатную квартиру общей площадью 67,2 кв. м., расположенную по адресу: <адрес>, за 1 838 648,75 руб. Квартира приобретена за счет средств федерального бюджета в виде субсидии в сумме 1 512 248,75 руб., кредитных средств в размере 326 400 руб. Данный договор купли-продажи был зарегистрирован в Управлении Росреестра 09.02.2010 года (л.д.28).

Однако содержащиеся в договоре купли-продажи от 09 февраля 2010 года сведения о том, что квартира была приобретена, в том числе, за счет кредитных средств в размере 326 400 руб., подтверждения в судебном заседании не нашли.

Кредитный договор, подтверждающий получение в Банке кредитных средств в размере 326 400 руб. на покупку квартиры ФИО4 суду представить не смогла в виду его отсутствия, пояснив, что указанную сумму внесла продавцу, заняв ее у третьих лиц. Однако допустимых доказательств указанному обстоятельству (договор займа и т.д.) суду не представила.

Таким образом, судебной коллегией достоверно установлено, что купив квартиру по договору купли-продажи от 09 февраля 2010 года, часть средств за нее ФИО4 оплатила за счет средств федерального бюджета в виде субсидии в сумме 1 512 248,75 руб., остальная сумма в размере 326 400 руб. была оплачена из средств, являющихся совместной собственностью супругов, т.к. на момент покупки указанного жилья супруги А-ны состояли в зарегистрированном браке.

Приобретение ФИО4 жилого помещения за счет единовременной субсидии из бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным государственным органам в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих, не является основанием для отнесения спорной квартиры к личному имуществу ФИО4

По смыслу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, доходы, полученные одним из супругов от трудовой деятельности, являются совместной собственностью супругов, причем закон не связывает возникновение режима общей собственности супругов на такой доход от того, в какой форме он может быть получен (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.10.2015 N 5-КГ15-129).

Из материалов дела усматривается, что при расчете размера единовременной выплаты, предоставленной ФИО4 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, учтены состав ее семьи в количестве четырех человек и ее безупречная работа (т. 1, л.д. 73-76, 82-84).

Решением мирового судьи судебного участка №3 судебного района г. Черкесска брак между ФИО1 и ФИО4 прекращен 30 марта 2010 года (свидетельство о расторжении брака серии 1-ЯЗ №... от 16 марта 2011 года).

Исходя из перечисленных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что трехкомнатная квартира общей площадью 67,2 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>, купленная ФИО4 за счет средств федерального бюджета в виде субсидии и за счет супружеских средств, была приобретена в период ее брака с ФИО1 и в отношении спорной квартиры применяются правила, установленные пунктом 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации, относящиеся к имуществу, нажитому супругами во время брака.

Довод ФИО4 о том, что фактические семейные отношения были прекращены в декабре 2009 г., то есть до покупки в феврале 2010 г. квартиры, доказательствами не подтвержден.

Более того, именно в декабре 2009 г. (10.12.2009) ФИО4 была поставлена на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, представив работодателю справки о составе семьи, в том числе с указанием мужа ФИО1, и в дальнейшем до получения субсидии доказательств обратного в жилищную комиссию по месту работы не представляла.

То, что супруги А-ны на момент покупки квартиры 09 февраля 2010 года проживали совместно, подтверждается и действиями ФИО1, который в январе 2010 года представил в жилищную комиссию по месту работы актуальные сведения на членов своей семьи о наличии у них в собственности жилья: справки из РГУП «Техинвентаризация» от 15 января 2010 г. об отсутствии у него, у ФИО4, у детей домовладения\квартиры в г. Черкесске; сведения из Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР от 26.01.2010 г. о правах на объекты недвижимости у него, у жены ФИО4, у детей.

При этом получателем сведений 26.01.2010 г. из Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР указана ФИО4

Данные документы подтверждают совместную жизнь супругов и их цель улучшить в 2010 году жилищные условия семьи в составе 4 человек по месту службы ФИО1 в УФСБ России по КЧР.

Квартира, купленная 09 февраля 2010 года для семьи ФИО4, состоит из 67, 2 кв.м., т.е. на каждого из четырех членов семьи приходится по 16,8 кв.м.

В соответствии с Постановлением Мэрии города Черкесска от 06 ноября 2009 года № 1377 размер учетной и предоставляемой нормы площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в городе Черкесске на 2010 год составлял 15,0 кв. м.

Таким образом, после покупки квартиры общей площадью 67,2 кв. м. семья А-ных была обеспечена жильем по нормам площади, установленным в г. Черкесске.

Из выписки из Единого государственного Реестра недвижимости усматривается, что через 5 месяцев после покупки квартиры за счет федеральных средств ФИО4 по договору купли-продажи от 10.06.2010 г. купила еще одну квартиру, расположенную в <адрес> площадью 24,9 кв.м.

Кредит в Сбербанке России был получен ФИО4 21.10.2010 года (кредитный договор №5092), то есть уже после покупки как квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, так и квартиры расположенной в <адрес> по пл. Кирова, 3\16.

В связи с указанным, показания ФИО4, данные суду, о приобретении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за счет федеральных средств и за счет кредитных средств, о чем указано в договоре купли-продажи, не соответствуют действительности.

В квартире, расположенной по адресу: <адрес>, приобретенной за счет федеральных средств, ФИО4 и ее дочери зарегистрировались 06.06.2014 года, снявшись с регистрационного учета по месту работы истца, на котором они находились с 22.08.2008 г. ФИО1 в квартире, приобретенной за счет федеральных средств, не регистрировался.

Получив по наследству <адрес> площадью 57,3 кв.м. (свидетельство о праве на наследство по закону от 04.03.2014 г.), ФИО4 26.11.2014 г. снялась с регистрационного учета в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Таким образом, согласно домовой книге, представленной судебной коллегии, с 26.11.2014 г. по день рассмотрения дела судом в квартире площадью 67,2 кв.м., приобретенной за счет федеральных средств, проживают две дочери истца.

В январе 2011 г. ФИО1 в жилищную комиссию по месту работы предоставил из РГУП «Техинвентаризация» и из Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР решение суда о расторжении брака с ФИО4, а также сведения об отсутствии у него домовладения (квартиры), объектов недвижимости. На членов семьи сведения не представлял.

В январе 2012 г. ФИО1 в жилищную комиссию по месту работы предоставил из РГУП «Техинвентаризация» и из Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР сведения об отсутствии у него домовладения (квартиры), объектов недвижимости. На членов семьи сведения не представлял.

Согласно подпункту "а" пункта 14 Порядка признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее – Инструкция), военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

Ни в 2011, ни в 2012, ни в 2013 г.г. жилищная комиссия УФСБ РФ по КЧР не предприняла мер к проверке жилищных условий ФИО1 и к снятию его с учета нуждающихся в служебном жилом помещении согласно пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Решением жилищной комиссии от 25.09.2013 г. №105 ФИО1 по договору найма служебного жилого помещения как состоящему на учете нуждающихся в служебном жилом помещении была выделена однокомнатная кв. №45 общей площадью 41,7 кв.м. по ул. <адрес>. При этом состав семьи ФИО1, на который предоставлено указанное жилье, не оговорен.

По договору №22 найма служебного жилого помещения от 26.09.2013 г. ФИО1 данная квартира была передана во владение и пользование для временного проживания на время службы. Согласно п.3 договора, совместно с нанимателем в жилое помещение члены семьи не вселяются. По Акту приемо-передачи ФИО1 принял указанную квартиру, после чего решением жилищной комиссии от 27.09.2013 г. №106 он был снят с учета нуждающихся в служебном жилом помещении.

Проанализировав изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жилищная комиссия УФСБ РФ по КЧР необоснованно предоставила ФИО1 служебную однокомнатную квартиру при наличии квартиры, нажитой супругами А-ными во время брака, приобретенной ими в 2010 году за счет средств федерального бюджета.

То, что на момент выделения в 2013 году ФИО1 служебного жилья он состоял с марта 2010 года в разводе, юридического значения не имеет, т.к. жилищная комиссия должна была проверить его жилищные условия и учесть, что ФИО1 имеет право на квартиру, приобретенную за счет федеральных средств, т.к. она является имуществом, приобретенным супругами в совместном браке.

Служебная квартира числилась за ФИО1 до 18.10.2019 г. (сдана по акту передачи от 18.10.2019 г.).

25 мая 2018 года ФИО1 обратился с заявлением к работодателю о признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет для обеспечения жилым помещением в г. Саратове, указав на отсутствие семьи, жилого помещения, на то, что в приватизации он не участвовал.

Согласно протокола №252 от 29 мая 2018 года заседания жилищной комиссии УФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике, ФИО1 (1 человек) признан нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Саратове с 25 мая 2018 года.

Впоследствии, согласно протокола жилищной комиссии УФСБ России по КЧР №255 от 18 июня 2018 года, принято решение, которым комиссия решила учитывать капитана ФИО1 как подлежащего обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Жилищная комиссии УФСБ России по КЧР провела проверку жилищных условий ФИО1, его детей и бывшей супруги ФИО4, в результате которой был выявлен факт покупки семьей А-ных в 2010 году в период брака квартиры за счет средств федерального бюджета.

По результатам проверки решением жилищной комиссии УФСБ России по КЧР №293 от 27 августа 2019 года ФИО1 был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием снятия с учета послужило то, что он получил в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетные средства на приобретение или строительство жилья.

Данное решение жилищной комиссии было признано судом первой инстанции законным.

Судебная коллегия, исследовав представленные сторонами дополнительные доказательства, соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 25 сентября 2014 года N 2271-О, от 27 октября 2015 года N 2527-О, от 26 мая 2016 года N 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.

Жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.

Для получения жилищной субсидии или жилого помещения военнослужащий должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, условием для которого в свою очередь является отсутствие у военнослужащего жилого помещения либо обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы площади жилого помещения.

Установив, что супруга истца в период брака с истцом приобрела квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 67,2 кв.м., на состав семьи из 4 человек, за счет бюджетных средств, руководствуясь п.п.4 п.1 ст. 56 ЖК РФ и пунктом 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, жилищная комиссия обоснованно сняла ФИО1 с учета нуждающихся в жилом помещении в форме предоставления субсидии для приобретения жилья.

В соответствии с Постановлением Мэрии города Черкесска от 06 ноября 2009 года № 1377 (в редакции Постановления Мэрии Муниципального образования города Черкесска от 28.05.2013 г. N 1083), размер учетной и предоставляемой нормы площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в городе Черкесске в 2018, в 2019 г.г., в том числе и на день рассмотрения дела судом, составляет 15,0 кв. м.

На момент постановки на учет 18 июня 2018 года как сам ФИО1, так и члены его семьи были обеспечены жилым помещением (16,8 кв.м. на человека) более учетной нормы, установленной в г. Черкесске, поскольку трехкомнатная квартира, приобретенная бывшей супругой ФИО1 за счет средств федерального бюджета, была предоставлена ей как государственному служащему с учетом всех членов семьи, в том числе и ФИО1

То, что указанная квартира оформлена в собственность бывшей супруги без включения истца в число собственников, не освобождало ФИО1 при постановке его на учет в 2018 году в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Саратове сообщить жилищной комиссии о наличии в собственности бывшей супруги иных жилых помещений, в том числе и жилого помещения, купленного за федеральные средства с учетом 4 членов семьи. Однако этого истцом сделано не было.

На день снятия жилищной комиссией истца с учета согласно выписки из ЕГРН от 21.05.2019 г. в собственности его бывшей супруги имелись две квартиры: приобретенная за счет средств федерального бюджета и полученная ею по наследству. Получив по наследству квартиру площадью 57,3 кв.м., ФИО4 26.11.2014 г. снялась с регистрационного учета в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

С 26.11.2014 г. по день рассмотрения дела судом в квартире площадью 67,2 кв.м., приобретенной за счет федеральных средств, в том числе для обеспечения жильем по установленным нормам и ФИО1, зарегистрированы 2 человека - дочери истца.

Судебная коллегия полагает, что поскольку истец распорядился ранее предоставленным жилым помещением, предоставленным ему в составе семьи ФИО4 за счет федеральных средств, путем отказа от права пользования им в пользу членов своей семьи (дочерей), а также путем отказа от раздела данной квартиры как имущества, нажитого в совместном браке, то он не имеет права на повторное предоставление жилого помещения за счет федеральных средств в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Заявитель, обеспеченный в 2010 году за счет федеральных средств жилым помещением по установленным нормам, поставил перед жилищной комиссией в 2018 году вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, что не основано на законе. То обстоятельство, что жилое помещение было предоставлено истцу как члену семьи его жены, как и последующий развод с ней, не является основанием для повторного обеспечения его жильем в другом населенном пункте за счет государства (Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 27.01.2015 N 212-КГ14-4).

По смыслу ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", предоставление жилого помещения в натуре приравнивается к предоставлению субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, поэтому, претендуя на получение жилья в г. Саратове, ФИО1 должен был поставить жилищную комиссию в известность о получение его бывшей женой как государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилья в 2010 году на состав семьи 4 человека.

Государственная гражданская служба и военная служба входят в единую систему государственной службы, и по смыслу ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставление жилого помещения по ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" согласно Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63, приравнивается к предоставлению военнослужащим субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Поскольку в период прохождения военной службы истец был обеспечен государством жилым помещением в составе семьи ФИО4 путем получения единовременной субсидии на приобретение жилья на всех членов семьи, в том числе и на него, повторное улучшение его жилищных условий за счет государственных бюджетных средств является недопустимым, отказ от пользования ранее полученным от государства жильем не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.

В связи с обеспечением ФИО1 жилым помещением во время прохождения военной службы он утратил право на принятие его на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в связи с чем жилищная комиссии законного и обоснованно сняла его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

По смыслу п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63, не предусмотрено повторное обеспечение жилым помещением военнослужащих и гражданских служащих в рамках гарантий, предусмотренных указанными нормативными актами.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, нормативные требования об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих"; эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильем в общем порядке в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (определения от 23.04.2020 N 904-О, от 28 сентября 2017 года N 1949-О, от 17 июля 2018 года N 1808-О, от 26 ноября 2018 года N 2988-О, от 30 сентября 2019 года N 2455-О и др.).

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании материального права, повторяют позицию стороны истца в суде первой инстанций и признаются судебной коллегией необоснованными.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела не было допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.

Иные доводы жалобы не могут являться основанием к отмене или изменению законно постановленного судебного акта.

Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-1239/2021 (Определение)