ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-924/2021 от 21.09.2021 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья Воронцов А.В. дело № 33-5457/2021

дело № 2-924/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2021 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ахметзяновой Л.Р.,

судей: Антонова А.А., Башковой Ю.А.,

при ведении протокола помощником судьи Матвеевой М.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Ипотечное агентство Югры», Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении списка граждан на получение мер государственной поддержки; восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки, третье лицо ФИО2,

по апелляционной жалобе ответчика Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2021 года, которым постановлено:

«Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» об исключении ФИО1 из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданами из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавших до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 октября 2018 года №346-п.

Обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры восстановить ФИО1 в Едином списке участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданами из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавших до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 октября 2018 года №346-п.

Взыскать с Акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Взыскать с Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей».

Заслушав доклад судьи Ахметзяновой Л.Р., объяснения представителя ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» ФИО3, оставившей решение на усмотрение суда, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к АО «Ипотечное агентство Югры», Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об исключении списка граждан на получение мер государственной поддержки; восстановлении в списке граждан на получение мер государственной поддержки, мотивировав исковые требования тем, что была включена в Единый список коренных малочисленных народов, подавших заявление до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки мероприятия в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 октября 2018 года №346-п «Предоставление субсидии на приобретение и строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

14 мая 2020 года АО «Ипотечное агентство Югры» принято решение об исключении истца из Единого списка коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки в связи с тем, что 26 декабря 2003 года ей была предоставлена субсидия по программе «Социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера» на строительство индивидуального жилого дома брату истца ФИО2

Полагая указанное решение незаконным, поскольку мер государственной поддержки на улучшение жилищных условий истцу не предоставлялось, просит признать решение АО «Ипотечное агентство Югры» от 14 мая 2020 года №ОГП-2841 об исключении ФИО1 из Единого списка граждан коренных малочисленных народов, подавших до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, незаконным; восстановить ФИО1 в Едином списке граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, подавших до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика АО «Ипотечное агентство Югры» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, третье лицо ФИО2, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.

Хаты-Мансийским районным судом ХМАО-Югры постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований в полном объеме.

Указывает, что истец исключена из списка участников мероприятия АО «Ипотечное агентство Югры» в связи с получением гражданами, подавшими заявление на получение субсидии до 31.12.2010, и (или) членами семьи субсидии, социальных выплат из бюджетов всех уровней, направленных на улучшение жилищных условий. Департамент считает решение АО «Ипотечное агентство Югры» обоснованным, принятым на основании официальных сведений уполномоченного органа (Департамента по вопросам малочисленных народов Севера ХМАО-Югры, являющегося правопреемником Комитета по вопросам малочисленных народов Севера автономного округа).

Полагает, что при наличии официальных сведений о предоставлении ранее субсидии ФИО4 на улучшение жилищных условий в несовершеннолетнем возрасте в составе близкого родственника (брата), не оспоренных в судебном порядке, расчет и выплата субсидии приведет к нецелевому и сверхнормативному использованию бюджетных средств.

Возражая против доводов жалобы, истец ФИО1 указывает, что судом первой инстанции верно установлено, что истец членом семьи ФИО2, получившего субсидию в 2003 году, не являлась.

Считает, что исходя из возраста ФИО1, которой на тот момент было 15 лет, она могла воспользоваться правом на получение жилищной субсидии только с согласия родителей.

Указывает, что истец проживала с родителями, являлась членом их семьи, которые не давали согласия на получение субсидии, не обращались за его получением, в связи с чем, полагает, что она не могла быть получателем жилищной субсидии в составе семьи ФИО2

Полагает, что ответчики надлежащих доказательств получения ФИО1 мер государственной поддержки в материалы дела не представили.

Ответчик прилагает к жалобе дополнительные доказательства, при этом, не обосновывая невозможность предоставления таких доказательств в суд первой инстанции.

Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции истец ФИО1, представитель ответчика Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, третье лицо ФИО2 не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя ответчика АО «Ипотечное агентство Югры», судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 декабря 2010 года ФИО5 обратилась в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в виде субсидии на строительство и (или) приобретение жилого помещения в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 – 2015 годы».

27 декабря 2010 года ОАО «Ипотечное агентство Югры» уведомило истца о постановке на учет для получения субсидии по подпрограмме «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 – 2015 годы, утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 ноября 2005 года №103-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005 – 2015 годы».

Решением АО «Ипотечное агентство Югры» от 14 мая 2020 года ФИО1 исключена из Единого списка участников мероприятия «Предоставление субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05 октября 2018 года №346-п.

Основанием для исключения явилось получение ФИО1 в составе семьи ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 субсидии по программе «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период с 2002 по 2007 года».

Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив предоставленные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав условия и порядок предоставления мер государственной поддержки, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд исходил из того, что факт получения мер государственной поддержки ФИО1 с целью улучшения жилищных условий, не нашел своего подтверждения, ранее ни истец ФИО1, ни ее родители, являющиеся ее законными представителями, не обращались за получением субсидий для улучшения жилищных условий истца; материалы, связанные с предоставлением жилищной субсидии ФИО2, свидетельствуют о том, что указанная субсидия на ФИО1 не предоставлялась, на основании чего пришел к выводу, что основания для исключения ФИО1 из Единого списка участников мероприятия отсутствовали, в связи с чем оспариваемое решение АО «Ипотечное агентство Югры» является незаконным. При этом суд возложил на Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обязанность восстановить истца в Едином списке участников мероприятия. Кроме того, суд взыскал с каждого из ответчиков в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины по 150 рублей.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку считает их по существу правильными.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Государственная поддержка граждан-участников подпрограммы 3 «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре «программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы» осуществляется на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с Законом № 103-оз и Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.05.2006 года № 95-п «О Порядке реализации и финансирования подпрограммы «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

В соответствии с п.3 ст.13 Закона ХМАО-Югры № 103-оз от 11.11.2005 года участниками подпрограммы 3 являются граждане, отнесенные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года №255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, проживающие на территории автономного округа и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а также члены их семьи.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 г. № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - Постановление № 346-п) утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение 16, далее - Приложение 16, Порядок 346-п), который устанавливает правила и условия предоставления субсидии за счет средств бюджета автономного округа на приобретение или строительство жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» к коренным малочисленным народам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, постоянно проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки, а также членам их семей.

Согласно пп. 5, 7 п. 5 Порядка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки граждане исключаются из списка участников в случае: получения гражданами, подавшими заявление на получение субсидии после 31 декабря 2010 года, и (или) членами его семьи государственной поддержки на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев направления материнского (семейного) капитала и (или) Югорского капитала на улучшение жилищных условий (в том числе за пределами автономного округа), получения за счет средств бюджета автономного округа компенсации части процентной ставки по ипотечным кредитам, заключенным до 31 декабря 2013 года, в том числе рефинансированным после указанной даты, а также приобретения жилого помещения большей площади, получения в установленном порядке гражданами, имеющими трех и более детей, земельного участка бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома; выявления в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1, ранее ФИО9, улучшила свои жилищные условий в несовершеннолетнем возрасте в составе близкого родственника (брата), не ведут к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО2 (брат истца) получил субсидию в 2003 году в размере 248 422 руб. на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 63,4 кв.м, на состав семьи 5 человек, включая ФИО10, внастоящее время ФИО11.

Вместе с тем, в целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.

Учитывая возраст ФИО5, которой на момент получения субсидии ФИО2 было 15 лет, она могла воспользоваться правом на получение жилищной субсидии только с согласия родителей.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства обращения родителей истца на получение субсидии либо их согласия на получение субсидии на несовершеннолетнюю дочь. Из пояснений истца следует, что она проживала с родителями, являлась членом семьи своих родителей.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что у ответчика отсутствовали основания для снятия истца с учета на получение субсидии и исключения из списка участников подпрограммы.

Судебная коллегия считает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 23 сентября 2021 года.

Председательствующий: Ахметзянова Л.Р.

Судьи: Антонов А.А.

Башкова Ю.А.