Судья Трояновский Е.С. дело № 33-4325/2022
1-я инстанция № 2-9261/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2022 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Романовой И.Е.
судей: Воронина С.Н., Протасовой М.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гариной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сургутского транспортного прокурора к ООО «УК «Юграгидрострой» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принятия мер к исключению судна из реестра маломерных судов, регистрации судна,
третьи лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей»,
по апелляционной жалобе ООО «УК «Юграгидрострой» на решение Сургутского городского суда от (дата), которым постановлено:
«Исковые требования Сургутского транспортного прокурора к ООО «УК «Юграгидрострой» о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности принятия мер к исключению судна из реестра маломерных судов, регистрации судна - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «УК «Юграгидрострой» в части непринятия мер по исключении судна несамоходного, земснаряда типа 12А-5Д (186Д), заводской номер судна (номер) из реестра маломерных судов.
Возложить на ООО «УК «Юграгидрострой» обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Сургутское инспекторское отделение Центра ГИМС Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре с заявлением об исключении судна несамоходного, земснаряда типа 12А-5Д (186Д), заводской номер судна (номер), из реестра маломерных судов.
Возложить на ООО «УК «Юграгидрострой» обязанность в течение одного месяца после исключения судна несамоходного, земснаряда типа 12А-5Д (186Д), заводской номер судна (номер), из реестра маломерных судов обратиться с заявлением в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» о Государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре.
Взыскать с ООО «УК «Юграгидрострой» в доход муниципального образования городской округ г. Сургут ХМАО-Югры государственную пошлину в сумме 6 000 руб.»
Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., судебная коллегия
установила:
Сургутский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к ООО «УК «Юграгидрострой» (далее - Общество) с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что Сургутской транспортной прокуратурой в Главном управлении МЧС России по ХМАО-Югре проведена проверка исполнения законодательства о безопасности плавания при осуществлении полномочий территориальными органами ГИМС МЧС России, в ходе которой установлено, что (дата) Сургутским инспекторским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России по ХМАО-Югре судно несамоходное, земснаряд типа 12А-5Д (186Д), заводской номер судна (номер), принадлежащее ООО «УК «Юграгидрострой», зарегистрировано как маломерное судно, присвоен регистрационный (идентификационный) номер (номер) и выдан судовой билет серии Г (номер). Длина принадлежащего ответчику судна составляет 22,02 метра. На момент регистрации указанного судна законодательством РФ не раскрывалось понятия маломерного судна. Однако, в связи с вступлением с (дата) в силу Федерального закона РФ от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», данное судно не является маломерным, т.к. его длина превышает 20 метров. Кроме того, конструктивные особенности судна несамоходного, земснаряда, предполагают его использование в производственном процессе для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов, что указывает на коммерческие цели использования судна, следовательно, данное судно не является объектом надзора ГИМС, которое подлежит исключению из реестра маломерных судов на основании заявления его собственника и подлежит регистрации в государственном судовом реестре, контроль за которыми осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля (ГПК), входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей. При незаконной регистрации судна в государственной инспекции по маломерным судам, в бюджет Российской Федерации не поступают денежные средства, которые уплачивают собственники речных судов за техническое освидетельствование судов. Незаконная регистрация судна в качестве маломерного нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за эксплуатацией указанного судна, в т.ч. за выполнением требований безопасности судоходства уполномоченными государственными органами, что заведомо создаёт угрозу безопасности судоходства в акватории Обь-Иртышского водного бассейна, а также угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц, т.к. может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия. С учетом изложенного, Сургутский транспортный прокурор просил суд признать незаконным бездействие ООО «УК «Юграгидрострой» в части непринятия мер по исключении судна несамоходного, земснаряда типа 12А-5Д (186Д), заводской номер судна (номер), из реестра маломерных судов; в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обязать ответчика обратиться в Сургутское инспекторское отделение Центра ГИМС Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре с заявлением об исключении вышеуказанного судна из реестра маломерных судов и обязать ответчика в течение одного месяца после исключения укасудна из реестра маломерных судов обратиться с заявлением в ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» о государственной регистрации данного судна в Государственном судовом реестре.
В судебном заседании помощник Сургутского транспортного прокурора Мельников И.И. на заявленных исковых требованиях настаивал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ООО «УК «Юграгидрострой» и представителей третьих лиц ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей», в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ООО «УК «Юграгидрострой» просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что ООО «УК «Юграгидрострой» занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на месторождениях в обособленных закрытых карьерах заказчиков работ, а также на обособленных водных объектах, искусственно созданных, обводненных и сухоройных карьерах и месторождениях на основании лицензий на право добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) с карьера. Находящиеся на балансе ООО «УК «Юграгидрострой» земснаряды, в т.ч. земснаряд типа 12А-5Д (186Д), заводской номер судна (номер), эксплуатируются в гидромеханизированных карьерах, в периоды сезона гидромеханизированных работ. Гидромеханизированные карьеры не являются федеральными путями сообщения и не используются в целях судоходства, соответственно земснаряды не попадают под квалификацию судов внутреннего плавания и не подлежат техническому надзору со стороны Речного Регистра. Ответным письмом Министерства транспорта РФ Федерального агентства морского и речного транспорта ФБУ «Администрация «Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей» от (дата) разъяснено, что месторождение 102Г в районе (адрес) Приобского месторождения нефти. Расширение (3-я очередь), (где работает земснаряд), не включено в Перечень внутренних водных путей РФ и КВВТ РФ не распространяется на суда, работающими за границами внутренних водных путей. Доказательств, что данный земснаряд осуществлял деятельность на внутренних водных путях РФ, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, земснаряд в зимнее время полностью разбирается и находиться в месте зимнего отстоя на карьере либо земельном участке, принадлежащем ООО «УК «Юграгидрострой» - не являющимся внутренним водным путем РФ. Указанные плавучие средства самостоятельного транспортного значения не имеют и не могут нести угрозы жизни и здоровью граждан, поскольку эксплуатируются только в обособленных закрытых карьерах и только в сочетании с отдельным самоходным транспортным средством, поскольку сам земснаряд как таковой (сборное оборудование), недвижим. Вредные последствия с использованием несамоходного плавучего средства могут наступить лишь в результате нарушения безопасности самоходного судна (л.д.61-66, 76-78).
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из реестра маломерных судов Сургутского инспекторского отделения Центра Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, (дата) Сургутским инспекторским отделением Центра ГИМС МЧС России по ХМАО-Югре судно несамоходное - земснаряд типа 12А-5Д (186Д), грузовое, заводской номер судна (номер), 2001 года постройки, принадлежащее ООО «УК «Юграгидрострой», зарегистрировано (дата) как маломерное судно, присвоен регистрационный номер (номер) и выдан судовой билет серии (номер) (л.д.10).
Длина судна несамоходного, земснаряда типа 12А- 5Д (186Д), грузового, заводской (номер) составляет 22,02 м., ширина - 9,22 м., высота борта - 1,52 м., материал корпуса - сталь, что подтверждается выпиской из реестра маломерных судов.
Поскольку с 25.05.2012 вступил в силу Федеральный закон РФ от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», согласно которого редакцией ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определено, что маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать, и поскольку заявленное судно не является маломерным, учитывая его технические и физические параметры, оно подлежит исключению из реестра маломерных судов.
Сторонами не оспаривается и подтверждается представленными истцом по запросу судебной коллегии доказательствами, что Сургутской транспортной прокуратурой в ГУ МЧС России по ХМАО-Югре с (дата) по (дата) проведена проверка исполнения законодательства о безопасности плавания при осуществлении полномочий территориальными органами ГИМС МЧС России, в ходе которой установлено, что ответчиком не выполнены мероприятия по надлежащей регистрации спорного судна в виде исключения его из реестра маломерных судов и соответствующей регистрации судна в Государственном судовом реестре, что подтверждается актом проверки от (дата) и что явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 16, 17, 19, 21, 35, 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), ст. ст. 12, 209, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходя из того, что поскольку критерии отнесения судна к категории маломерного изменены, а ответчиком требования действующего законодательства в части исключения судна несамоходного, земснаряда типа 12А-5Д (186Д), заводской номер судна (номер), из реестра маломерных судов не исполнено, учитывая указанные выше правовые нормы, правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют материалам дела и требованиям закона.
В силу п. 1 ст. 35 КВВТ РФ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в п.п. 3, 4 и 6 п. 1 ст. 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам.
Согласно ст. 3 КВВТ РФ маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать.
В силу п. 1 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В соответствии с п. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в Государственном судовом реестре администрациями бассейнов внутренних водных путей.
При рассмотрении настоящего дела судом достоверно установлено и материалами дела подтверждается, что ответчику принадлежит судно несамоходное, земснаряд типа 12А-5Д (186Д), грузовое, заводской (номер), которое по заявлению Общества зарегистрировано (дата) и на момент регистрации данное судно подпадало под понятие маломерного.
Поскольку Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внесены изменения в отдельные законодательные акты, согласно которым под маломерным судном следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и вместимость пассажиров двенадцать человек, а наибольшая длина судна, принадлежащего ответчику, составляет 22,02 м., в связи с чем спорное судно, принадлежащее Обществу, перестало относиться к маломерным судам.
В соответствии со ст. 44 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном п. 4 ст. 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.
В связи с отсутствием подобной нормы в КВВТ РФ, указанные положения подлежат применению по аналогии закона, что подтверждает обоснованность требований истца о снятии судна с регистрационного учета в связи с изменением нормативного регулирования.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что данное судно не может состоять на регистрационном учете маломерных судов и возложил на ООО «УК «Юграгидрострой» обязанность обратиться с заявлением об исключении судна из реестра маломерных судов и обязанность указанного Общества обратиться с заявлением в ФБУ «Администрация Объ-Иртышкого бассейна внутренних водных путей» о государственный регистрации судна в Государственном судовом реестре.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земснаряд не подпадает под квалификацию судов внутреннего плавания, так как месторождения и гидромеханизированные карьеры, где используется судно, не являются федеральными путями сообщения и не являются внутренними водными путями, поэтому несамоходное судно не подлежит регистрации в Государственном реестре судов, судебная коллегия считает не состоятельными, поскольку перечень внутренних водных путей сообщений, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 № 1800-р, не содержит каких-либо ссылок и исключений относительно закрытых карьеров, а лишь указывает границы водных путей.
Сведений о каких-либо препятствиях эксплуатации суда на внутренних водных путях за пределами используемых гидромеханизированных карьеров ООО «УК «Юграгидрострой» не приведено, в связи с чем, обеспечение безопасности эксплуатации несамоходного судна и, соответственно, защищенность прав неопределенного круга лиц, могут быть достигнуты только при государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре, что можно сделать только при снятии его с учета как маломерного судна и обеспечить регистрацию в Государственном судовом реестре.
Неисполнение ответчиком перечисленных услуг и процедур нарушает законодательство о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, влияет на безопасность пребывания на нем людей (пассажиров), и может привести к транспортным происшествиям и причинению вреда неопределенному кругу лиц.
Поскольку доказательства добровольного обращения ответчика за снятием судна с государственного учета в органах ГИМС в суд не представлены, требования прокурора обоснованно удовлетворены судом, в противном случае нормы федерального законодательства не будут исполнены и судно, не относящееся к маломерным судам, продолжит состоять на учете в органе, который не управомочен совершать какие-либо действия в отношении данного судна и его владельца.
Доводы апеллянта о том, что эксплуатация несамоходного судна не ставит под угрозу права неопределенного круга лиц, не могут быть признаны состоятельными, поскольку нахождение судна на регистрационном учете является условием для допуска его к плаванию по водным путям, в том числе внутренним.
Доводы жалобы о применении по настоящему спору практики, изложенной в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от (дата) по делу № (номер) и от (дата) по делу № (номер) также не является состоятельными, поскольку ответчиком не оспаривается факт использования судна несамоходного, земснаряд типа 12А-5Д (186Д), грузового в летний период, и поэтому его хранение в зимний период в разобранном виде в месте зимнего отстоя на земельном участке, не освобождает ответчика от обязанности обеспечить регистрацию судна в установленном законом порядке.
Более того, данный довод противоречит действиям самого ответчика, который зарегистрировал несамоходное грузовое судно как маломерное при наличии тех же его обоснований использования судна в закрытом гидротехническом карьере.
В рамках ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, судом первой инстанции установлен разумный срок для исполнения обязанности по регистрации судна, учитывая, что подача заявления в «Сургутское инспекторское отделение Центра ГИМС Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре» зависит только от действий самого ответчика.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского городского суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «УК «Юграгидрострой» - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев с подачей жалобы через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 07.07.2022.
Председательствующий: Романова И.Е.
Судьи: Воронин С.Н.
Протасова М.М.