Мотивированное апелляционное определение составлено 9 июня 2022 г.
Судья Канева М.В. | № 33-1591/2022 УИД 51RS0001-01-2022-000641-48 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 8 июня 2022 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Брандиной Н.В. ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-928/2022 по иску прокурора Первомайского административного округа города Мурманска, действующего в интересах ФИО4, к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе Комитета имущественных отношений города Мурманска, администрации города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения прокурора прокуратуры Первомайского административного округа города Мурманска ФИО5, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска обратился в суд в интересах ФИО4 к администрации города Мурманска, Комитету имущественных отношений города Мурманска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Первомайского административного округа г. Мурманска по обращению ФИО4, являющегося ребенком, оставшимся без попечения родителей, проведена проверка по вопросу обеспечения его жилым помещением, в ходе которой установлено, что постановлением администрации г. Мурманска № * от 19 сентября 2017 г. ФИО4, _ _ года рождения, включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
_ _ 2021 г. ФИО4 достиг возраста восемнадцати лет, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Поскольку по результатам проведенной проверки установлено неисполнение администрацией г. Мурманска требований законодательства о дополнительных гарантиях на жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей, 30 декабря 2021 г. в адрес главы администрации г. Мурманска внесено представление об устранении нарушения законодательства. Указанные в представлении нарушения устранены не были.
Ссылаясь на нарушение администрацией г. Мурманска, Комитетом имущественных отношений г. Мурманска прав ФИО4 на надлежащее социальное обеспечение и обеспечение права на жилище, положения Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Мурманской области от 25 декабря 2012 г. N 1567-01-ЗМО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил суд возложить на администрацию г. Мурманска, комитет имущественных отношений г. Мурманска обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска удовлетворены, на администрацию города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Мурманска, Комитета имущественных отношений г. Мурманска ФИО6 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
Приводит доводы о том, что на федеральном, региональном и местном уровне регламентирован порядок и процедура предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым предусмотрен письменный заявительный порядок обращения в уполномоченный орган.
ФИО4 с письменным заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не обращался. Ввиду отсутствия надлежащего обращения уполномоченный орган не проверял, сохранились ли основания для предоставления истцу благоустроенного жилого помещения, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, отсутствует спор о праве.
Ссылается также на то, что суд не может подменять уполномоченные органы в принятии решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков администрации города Мурманска, Комитета имущественных отношений администрации г. Мурманска, истец ФИО4, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения заявленных требований, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений абзаца 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены частью 1 и 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 25 декабря 2012 г. N 1567-01-ЗМО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Помимо федерального законодательства вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на региональном уровне регулируются Законом Мурманской области от 28 декабря 2004 г. № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Частью 1 статьи 4 Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 г. № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законом Мурманской области. Данная гарантия предоставляется указанным лицам, место жительства которых находится на территории Мурманской области.Согласно статье 8 Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 г. № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований со статусом городского округа, муниципального округа и муниципального района.
В силу положений статьи 9 Закона Мурманской области от 28 декабря 2004 г. № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Порядок предоставления субвенции местным бюджетам устанавливается Правительством Мурманской области. Средства субвенций носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В силу части 2 статьи 10.1 вышеприведенного Закона Мурманской области органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, а также актами, указанными в подпункте 1 пункта 2 статьи 10 настоящего Закона, разрабатывать и утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг в части переданных государственных полномочий.
Постановлением администрации города Мурманска от 12 января 2016 г. N 8 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – административный регламент).
Пунктом 2.2.1 административного регламента предусмотрено, что предоставление государственной услуги осуществляет комитет имущественных отношений города Мурманска.
Согласно пункту 2.6.1.1 административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется в том числе на основании заявления о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению N 1 к настоящему административному регламенту.
В соответствии с пунктом 2.7.2 административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются, в том числе непредоставление заявителем предусмотренных подразделом 2.6 настоящего административного регламента документов, которые заявитель должен предоставить самостоятельно, либо наличие в них недостоверной информации.
Постановлением Правительства Мурманской области от 17 февраля 2005 г. N 46-ПП утверждены Правила обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2.8 указанных Правил детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченным органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Постановлением Администрации города Мурманска от 13 ноября 2017 г. N 3606 утверждена муниципальная программа города Мурманска «Социальная поддержка» на 2018-2024 годы».
Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Управления Первомайского административного округа г. Мурманска от 23 мая 2008 г. № * несовершеннолетнему ФИО4, _ _ года рождения, гарантировано предоставление жилого помещения в г. Мурманске по достижении совершеннолетия после выпуска из госучреждений.
Из указанного распоряжения следует, что ФИО4 зарегистрирован по месту жительства по адресу: ....
Родители ФИО4 - Н Н.Н. и В А.А. лишены родительских прав на основании решения Первомайского районного суда г. Мурманска от 13 мая 2008 г.
Распоряжением управления Первомайского административного округа города Мурманска от 23 мая 2008 г. № * над ФИО4 установлена опека, опекуном назначена Н М.М.
Постановлением администрации г. Мурманска от 19 сентября 2017 г. № * несовершеннолетний ФИО4, _ _ года рождения, включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
_ _ 2021 г. ФИО4 достиг возраста восемнадцати лет, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, закона, подлежащего применению, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что у ответчиков возникла обязанность по обеспечению ФИО4 жилым помещением специализированного жилищного фонда, поскольку он был включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, однако жильем по достижении совершеннолетия обеспечен не был.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда, который достаточно мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам и согласуется с нормами материального права, регулирующими правоотношения сторон, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО4 не соблюден заявительный характер обращения по вопросу жилищного обеспечения, вошли в предмет обсуждения судом первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные.
В соответствии с пунктом 1.3.2 административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 12 января 2016 г. N 8, информирование о порядке и ходе предоставления государственной услуги осуществляют специалисты отдела предоставления жилья комитета имущественных отношений города Мурманска (далее - муниципальные служащие Комитета, ответственные за предоставление государственной услуги, и Комитет соответственно).
Как следует из пункта 1.3.7. административного регламента, индивидуальное информирование заявителей о государственной услуге осуществляется:
- в устной форме лично или по телефону;
- в письменной форме - по письменным обращениям, поступившим в адрес Комитета посредством почтовых отправлений или электронных средств коммуникации.
Согласно пункту 1.3.8. административного регламента при консультировании о порядке предоставления государственной услуги муниципальный служащий Комитета, ответственный за предоставление государственной услуги, обязан проинформировать заявителя:
- о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе о документах, которые он должен представить самостоятельно, и документах, которые Комитет должен получить в рамках межведомственного информационного взаимодействия, если заявитель не представит их по собственной инициативе;
- о сроках принятия решения о предоставлении государственной услуги;
- об основаниях и условиях предоставления государственной услуги;
- об основаниях для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- об основаниях для отказа в предоставлении государственной услуги;
- о порядке получения консультаций по вопросам предоставления государственной услуги;
- о порядке обжалования решений, действий или бездействия Комитета, а также должностных лиц и муниципальных служащих Комитета.
Пунктом 1.3.9. административного регламента установлено, что при ответе на телефонные звонки и при устном обращении граждан муниципальный служащий Комитета, ответственный за предоставление государственной услуги, в пределах своей компетенции дает ответ самостоятельно.
В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время либо муниципальный служащий Комитета, ответственный за предоставление государственной услуги, не может в данный момент ответить на вопрос самостоятельно, он обязан выбрать один из вариантов дальнейших действий:
а) предложить заявителю обратиться за необходимой информацией в письменном виде;
б) согласовать с заявителем другое время для проведения устного информирования.
Согласно протоколу судебного заседания от 9 марта 2022 г. ФИО4 пояснял, что с письменным заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения он к ответчикам не обращался, однако с таким заявлением обращалась его бабушка Н М.М., назначенная опекуном (л.д. 36-37).
Однако, несмотря на обращения Н М.М. в компетентные органы по вопросу обеспечения ФИО4 жилым помещением, необходимых разъяснений относительно порядка и условий реализации права на обеспечение жильем соответствующей категории граждан заявителю не дано, соответствующее информационное письмо ему не направлено, что не отрицал представитель ответчиков в суде первой инстанции.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств принятия стороной ответчиков мер по предоставлению ФИО4 жилого помещения, разъяснению ему о необходимости обращения с письменным заявлением.
Установив изложенное, суд верно исходил из того, что в данном случае имеются предусмотренные законом основания для предоставления ФИО4 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку основаниями и условиями предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является достижение возраста 18 лет. Данное условие соблюдено, однако в нарушение требований закона жилое помещение ФИО4 не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются муниципальным списком о включении детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, где в графе «примечание» напротив данных истца указано, что при закупке жилого помещения он будет приглашен в отдел для написания заявления на предоставление жилого помещения (л.д. 20).
Таким образом, поскольку ФИО4 признан в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении, на момент рассмотрения дела жильем не обеспечен, основания для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилого помещения отсутствуют.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для обеспечения ФИО4 жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку вопрос обеспечения истца жилым помещением во внесудебном порядке не разрешен, что явилось основанием для обращения прокурора в интересах социально незащищенного лица с настоящим иском в суд, ссылки в апелляционной жалобе на подмену полномочий исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления полномочиями органов судебной власти являются необоснованными.
Доводов о несогласии с установленным судом сроком исполнения решения суда апелляционная жалоба не содержит.
В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, повторяют позицию стороны ответчиков, выраженную в суде первой инстанции, достаточно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правовую оценку в обжалуемом судебном решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено, оспариваемое судебное постановление является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 9 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета имущественных отношений города Мурманска, администрации города Мурманска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: