ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-933/20 от 19.01.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Крупкина Е.П. № 33-363/2021

55RS0001-01-2020-000635-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 19 января 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Панкратовой Е.А.,

судей Магденко И.Ю., Беспятовой Н.Н.,

при секретаре Ким М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-933/2020

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Кировского районного суда г. Омска от 16 июня 2020 года

по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском административном округе г. Омска (далее – УПФР в Кировском АО г. Омска), в обоснование которого указал, что решением органа пенсионного обеспечения от 4 июня 2019 года ему незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены при подсчете его страхового стажа на соответствующих видах работ периоды работы: с 05 марта 1985 года по 20 ноября 1997 года в должности водителя автобуса автопарка № 2 в г. Павлодар Республики Казахстан, с 21 ноября 1997 года по 02 августа 1999 года в должности водителя автобуса автопарка № 1 в г. Павлодар Республики Казахстан, с 12 августа 1999 года по 31 декабря 2003 года в должности водителя автобуса автобусного парка № 1 в г. Павлодар Республики Казахстан, последний период также не зачтен ответчиком в страховой стаж, за исключением апреля, мая, июля, августа 2003 года.

Просил обязать ответчика произвести расчет страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ с учетом спорных периодов, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах с 22 мая 2019 года.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований: на УПФР в Кировском АО г. Омска возложена обязанность включить ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, периоды работы: с 01 февраля 1986 года по 30 апреля 1987 года, с 01 июня 1987 года по 30 апреля 1988 года, с 01 июля 1988 года по 31 июля 1989 года, с 01 сентября 1989 года по 31 января 1990 года, с 01 апреля 1990 по 30 апреля 1991 года, с 01 июля 1991 года по 30 сентября 1992 года, с 01 ноября 1992 года по 31 июля 1993 года, с 01 октября 1993 года по 30 сентября 1994 года, с 01 декабря 1994 года по 31 июля 1995 года, с 01 октября 1995 года по 29 февраля 1996 года, с 01 апреля 1996 года по 30 сентября 1996 года в должности водителя автобуса автопарка № 1 г. Павлодара Республики Казахстан; в страховой стаж периоды работы с 12 августа 1999 года по 31 марта 2003 года, с 01 по 30 июня 2003 года, с 01 сентября по 31 декабря 2003 года в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1; в удовлетворении остальной части иска ФИО1 отказано; с УПФР в Кировском АО г. Омска в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Определением суда от 17 ноября 2020 года исправлена описка, допущенная в решении суда:

- во втором абзаце резолютивной части решения суда место работы ФИО1 указано «автопарк № 2 г. Павлодара Республики Казахстан» вместо неверного «автопарк № 1 г. Павлодара Республики Казахстан»;

- третий абзац резолютивной части решения суда изложен в следующий редакции:

«Включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 12 августа 1999 года по 31 марта 2003 года, с 01 по 30 июня 2003 года, с 01 сентября по 31 декабря 2003 года в качестве водителя автобусного парка № 1 г. Павлодара Республики Казахстан (индивидуального предпринимателя)».

- в мотивированной части решения суда указано:

«Включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 12 августа 1999 года по 31 марта 2003 года, с 01 по 30 июня 2003 года, с 01 сентября по 31 декабря 2003 года» вместо неверного: «включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы с 16 июля 2002 года по 31 марта 2003 года, с 01 по 30 июня 2003 года, с 01 сентября по 31 декабря 2003 года.».

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней истец ФИО1 просит отменить постановленное по делу решение в неудовлетворенной части иска. Вновь приводит доводы о том, что в период с 12 августа 1999 года по 31 декабря 2003 года он являлся индивидуальным предпринимателем, занимался перевозкой пассажиров на регулярных городских маршрутах, арендуя для этих целей автобус у автобусного парка № 1 в г. Павлодар Республики Казахстан. Ссылается на самостоятельное осуществление указанной деятельности, без привлечения третьих лиц в качестве водителей. Полагает, что в данном случае он выступает также в качестве работодателя по отношении к самому себе и, следовательно, может сам подтвердить осуществление им трудовой деятельности в спорный период в условиях полной занятости в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах. Относительно иных периодов, не включенных судом в стаж на соответствующих видах работ, истец также ссылается на подтверждение представленными им в материалы дела документами характера его работы, условий труда, полной занятости.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о страховых пенсиях законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом о страховых пенсиях, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 указанного закона).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (участниками которого являются в том числе Российская Федерация и Республика Казахстан) урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в соответствии с которым (статья 1) пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При этом периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в связи с работой в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах ), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", когда в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Как следует из материалов дела, 23 апреля 2019 года ФИО1 – гражданин Российской Федерации, обратился в УПФР в Кировском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Решением УПФР в Кировском АО г. Омска от 4 июня 2019 года № 291578/19 истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ.

При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ помимо прочих не включены следующие периоды работы:

- с 22 марта 1985 года по 20 ноября 1997 года в должности водителя автобуса автопарка № 2 в г. Павлодар Республики Казахстан;

- с 21 ноября 1997 года по 02 августа 1999 года в должности водителя автобуса автопарка № 1 в г. Павлодар Республики Казахстан;

- с 12 августа 1999 года по 31 декабря 2003 года в должности водителя автобуса автобусного парка № 1 в г. Павлодар Республики Казахстан.

В страховой стаж не включен период работы с 12 августа 1999 года по 31 декабря 2003 года в качестве водителя автобусного парка № 1 в г. Павлодар Республики Казахстан (за исключением апреля, мая, июля, августа 2003 года).

При таком подсчете продолжительность общего страхового стажа составила 28 лет 10 месяцев 7 дней, стажа на соответствующих видах работ 2 года 10 месяцев 2 дня, индивидуальный пенсионный коэффициент 58,495.

Полагая указанное решение органа пенсионного обеспечения нарушающим его пенсионные права, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Аналогичные нормы содержались ранее в пункте 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в пункте "к" части 1 статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).

В целях реализации положений статьи 30 Закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Согласно пункту 3 названного постановления от 16 июля 2014 года N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

В соответствии с пунктами 4, 5 данных Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Постоянная занятость в течение полного рабочего дня - одно из основных условий для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Понятие полного рабочего дня на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, приведено в разъяснении Министерства труда России от 22 мая 1996 года № 5 (пункт 5), в соответствии с которым под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, с включением в него времени выполнения вспомогательных и подготовительных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов также включается время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Письмом Министерства транспорта РФ от 02 июля 1992 года № 13-пр утвержден Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения РФ (письмо от 01 июня 1992 года № 1-2110-15).

Согласно пункту 1 указанного Порядка право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

Подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов:

- приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов;

- путевых листов;

- при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

В силу пункта 2.3.1. Порядка в автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тысяч человек и более, - справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), так как в соответствии с пунктом 1 «г» приложения № 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14 декабря 1972 года № 322/34 водителям, при работе на городских автобусах регулярных линий, устанавливались повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов.

На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.

В силу пункта 3 Порядка при суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций:

- на проведение подготовительно - заключительных работ (до введения условий оплаты труда в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 - 18 минут в смену, после введения - по норме, установленной самим предприятием),

- на прохождение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров (по норме, установленной предприятием),

- на участие в плановых технических обслуживаниях N 1 и N 2 (фактическое время) и на устранение эксплуатационных неисправностей автобуса, при работе на регулярных городских маршрутах (фактическое).

Время выполнения указанных работ также возможно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату).

При переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе (пункт 4).

Таким образом, основанием для предоставления права на льготное пенсионное обеспечение водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, является их постоянная (полный рабочий день) занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах (не менее 80 процентов рабочего времени в месяц).

Необходимо учитывать, что к данному виду перевозок в соответствии с действующими нормативными правовыми документами относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8. К регулярным относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включаются суммарное время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций.

Водители соответствующих транспортных средств, занятые на других маршрутах, например, пригородных, междугородных, работающие по заказам, подпунктом 10 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях не предусмотрены, поэтому правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются.

Из трудовой книжки истца следует, что ФИО1 21 января 1985 года принят слесарем по ремонту автомашин в Павлодарский автопарк № 2; 28 января 1985 года переведен на курсы переподготовки водителей категории «Д»; 05 марта 1985 года после окончания курсов направлен для прохождения 112 часовой стажировки; 22 марта 1985 года после прохождения стажировки переведен водителем для работы на автобусах; 20 ноября 1997 года уволен по переводу в Автобусный парк № 1.

Аналогичные сведения содержит архивная справка № 7-18/3-01/ТЬ-260 от 29 сентября 2019 года, выданная КГУ «Павлодарский городской архив по личному составу».

Разрешая спор в части включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов работы истца в Павлодарском автобусном парке № 2, суд первой инстанции, проанализировав архивные сведения о количестве отработанных часов на городских регулярных маршрутах (помесячно), сопоставив с 80% от нормы часов рабочего времени по производственному календарю, произвел расчет занятости истца на регулярных городских пассажирских перевозках.

Поскольку произведенным судом расчетом занятости истца подтверждён факт осуществления последним трудовой функции в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полной смены (выполнение работы на таких маршрутах составляет не менее 80 процентов рабочего времени за месяц) в периоды с 01 февраля 1986 года по 30 апреля 1987 года, с 01 июня 1987 года по 30 апреля 1988 года, с 01 июля 1988 года по 31 июля 1989 года, с 01 сентября 1989 года по 31 января 1990 года, с 01 апреля 1990 по 30 апреля 1991 года, с 01 июля 1991 года по 30 сентября 1992 года, с 01 ноября 1992 года по 31 июля 1993 года, с 01 октября 1993 года по 30 сентября 1994 года, с 01 декабря 1994 года по 31 июля 1995 года, с 01 октября 1995 года по 29 февраля 1996 года, с 01 апреля 1996 года по 30 сентября 1996 года, то районный суд пришел к выводу о включении указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ истца.

Кроме того, районным судом также были удовлетворены требования истца о включении в страховой стаж периода его работы с 12 августа 1999 года по 31 декабря 2003 года (за исключением апреля, мая, июля, августа 2003 года) в должности водителя автобусного автопарка № 1 г. Павлодар Республики Казахстан.

В данной части решение суда сторонами не обжалуется и судебной коллегией на предмет законности и обоснованности не проверяется.

Отказывая в удовлетворении иска в части включения в стаж на соответствующих видах работ периодов работы истца: с марта 1985 года по январь 1986 года (включительно); мая, июня 1988 года; августа 1989 года; февраля, марта 1990 года; мая, июня 1991 года, октября 1992 года; августа, сентября 1993 года; октября, ноября 1994 года; августа, сентября 1995 года; марта, октября, ноября, декабря 1996 года, октября, ноября, декабря 1996 года; с января по ноябрь 1997 года, районный суд обоснованно исходил из того, что постоянная (полный рабочий день) занятость ФИО1 на регулярных городских пассажирских маршрутах документально не подтверждена, с чем судебная коллегия соглашается.

Как следует из архивной справки № 7-18/3-01/Т-2 от 22 января 2020 года об отработанных часах и заработной плате ФИО1 в Павлодарском автобусном парке № 2, выданной городским архивом г. Павлодар Республики Казахстан, а также подтверждается произведенным судом расчетом занятости истца на регулярных городских пассажирских перевозках:

- в марте 1985 года истцом в особых условиях отработано 41 час при необходимых 127,2 часах (80% от нормы в месяц 159 часов), в апреле 1985 года – 77 часов при необходимых 140 часах (80% от нормы в месяц 175 часов), сведения за период с мая по декабрь (включительно) 1985 года отсутствуют;

- в январе 1986 года истцом в особых условиях отработано 4,18 часов при необходимых 140,8 часах (80% от нормы в месяц 176 часов);

- в мае 1988 года – 36, 98 часов при необходимых 121,6 часах (80% от нормы в месяц 152 часов); в июне 1988 года – 115, 58 часов при необходимых 140,8 часах (80% от нормы в месяц 176 часов);

- в августе 1989 года – 21,24 часов при необходимых 147,2 часах (80% от нормы в месяц 184 часов);

- в феврале 1990 года – 64,42 часов при необходимых 120,8 часах (80% от нормы в месяц 151 часов); в марте 1990 года – 95,36 часов при необходимых 133,6 часах (80% от нормы в месяц 167 часов);

- в мае 1991 года – 115, 91 часов при необходимых 127,2 часах (80% от нормы в месяц 159 часов); в июне 1991 года – 91,58 часов при необходимых 120,8 часах (80% от нормы в месяц 151 часов);

- в октябре 1992 года сведения отсутствуют;

- в августе 1993 года – 79,49 часов при необходимых 140,8 часах (80% от нормы в месяц 176 часов); в сентябре 1993 года – 76,82 часов при необходимых 140,8 часах (80% от нормы в месяц 176 часов);

- в октябре 1994 года – 63,98 часов при необходимых 134,4 часах (80% от нормы в месяц 168 часов); в ноябре 1994 года – 96,50 часов при необходимых 134,4 часах (80% от нормы в месяц 168 часов);

- в августе 1995 года – 121,18 часов при необходимых 147,2 часах (80% от нормы в месяц 184 часов); в сентябре 1995 года – 9,88 часов при необходимых 134,4 часах (80% от нормы в месяц 168 часов);

- в марте 1996 года – 125,94 часов при необходимых 127,2 часах (80% от нормы в месяц 159 часов); в октябре, ноябре, декабре 1996 года сведения отсутствуют;

- в январе 1997 года – 24,0 часов при необходимых 127,2 часах (80% от нормы в месяц 159 часов); в феврале 1997 года – 7,0 часов при необходимых 128,0 часах (80% от нормы в месяц 160 часов); в марте 1997 года – 5,0 часов при необходимых 127,2 часах (80% от нормы в месяц 159 часов); в апреле 1997 года – 36,0 часов при необходимых 140,0 часах (80% от нормы в месяц 175 часов); в мае 1997 года – 36,0 часов при необходимых 120,8 часах (80% от нормы в месяц 151 часов); июне 1997 года – 40,0 часов при необходимых 127,2 часах (80% от нормы в месяц 159 часов); в июле 1997 года – 46,0 часов при необходимых 147,2 часах (80% от нормы в месяц 184 часов); в августе 1997 года – 44,0 часов при необходимых 134,4 часах (80% от нормы в месяц 168 часов); в сентябре 16,0 года – 140,8 часов при необходимых 176 часах (80% от нормы в месяц 159 часов); в октябре 1997 года – 71,0 часов при необходимых 147,2 часах (80% от нормы в месяц 184 часов); в ноябре 1997 года – 92,0 часов при необходимых 120,8 часах (80% от нормы в месяц 151 часов).

Иными сведениями городской архив г. Павлодара Республики Казахстан не располагает (ответ от 14 мая 2020 года на судебный запрос).

Истцом в этой части каких-либо доказательств, опровергающих достоверность имеющихся архивных сведений, не представлено.

Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для учета вышеприведенных периодов в стаже, дающем право на досрочное пенсионное обеспечение, основан на имеющихся в материалах дела доказательствах и его правомерность доводами апелляционной жалобы не опровергнута.

Судебная коллегия полагает обоснованным и вывод суда об отсутствии правовых оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ и периодов работы истца с 21 ноября 1997 года по 02 августа 1999 года в должности водителя автобуса автопарка № 1 в г. Павлодар Республики Казахстан, а также с 12 августа 1999 года по 31 декабря 2003 года в должности водителя автобуса автобусного парка № 1 в г. Павлодар Республики Казахстан.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска в данной части, суд верно исходил из того, что допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих постоянную занятость истца в спорный период времени на регулярных городских пассажирских маршрутах в должности водителя, представлено не было.

Относительно спорных периодов в трудовой книжке истца содержатся следующие записи: 21 ноября 1997 года он принят по переводу водителем на все марки автобусов для работы на маршрутах городского сообщения в Павлодарский автобусный парк № 1; 02 августа 1999 года уволен по собственному желанию; 12 августа 1999 года принят водителем по договору аренды автобуса для работы на маршрутах городского сообщения; 31 декабря 2003 года договор расторгнут в связи с истечение срока договора.

В соответствии со справкой № 03-500 от 20 июня 2001 года, выданной ТОО «Автобусный парк № 1» Республики Казахстан г. Павлодар, ФИО1 работал в Павлодарском автопарке № 1 в период с 21 ноября 1997 года по 2 августа 1999 года, что также подтверждается имеющимися в деле копиями приказов о приеме на работу / об увольнении.

Вместе с тем, по сведениям представленным ТОО «Автобусный парк № 1» Республики Казахстан г. Павлодар 13 мая 2020 года в ответ на судебный запрос информация в отношении ФИО1, подтверждающая стаж его работы за 1997, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 годы в архиве указанного предприятия отсутствует.

Отсутствуют такие сведения и в КГУ «Павлодарский городской архив по личному составу».

В связи с отсутствием документального подтверждения постоянной занятости ФИО1 в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, перевозкой на регулярных городских пассажирских маршрутах, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в указанной части являются правильными.

В суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что с 1999 года истец, арендуя автобус в Павлодарском автопарке № <...>, самостоятельно осуществлял пассажирские перевозки на регулярных городских маршрутах, заработная плата за этот период ему в автопарке не начислялась и не выплачивалась.

По сведениям представленным РГУ «Управление государственных доходов по Павлодарской области Департамента государственных доходов по городу Павлодар Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» от 31 декабря 2019 года, ФИО1 (ИНН <***>) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 16 июля 2002 года по 28 августа 2015 года, вид осуществляемой деятельности с 16 июля 2002 года по 7 июля 2009 года: 60211 «Перевозки автобусами».

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца указанное обстоятельство не освобождает ФИО1 от представления доказательств, подтверждающих его занятость на регулярных пассажирских перевозках необходимой продолжительности (не менее 80% рабочего времени), а именно: путевых листов, соответствующих стандарту Госкомстата, графиков работы с отметкой об отправлении и прибытии в пункт назначения с указанием периодичности рейсов автобуса.

При этом представленные в материалы дела договоры аренды автобуса от 1 января 2002 года № 70, от 1 января 2003 года № 242, заключенные между ФИО1 и ГКП «Автобусный парк № 1», таковыми не являются, сведений об отработанных истцом часах на регулярных городских пассажирских маршрутах не содержат.

Более того, как указал Конституционный суд РФ в Определении от 18 апреля 2006 г. N 84-О, действующее законодательство не предусматривает возможности включения в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку осуществляемая индивидуальными предпринимателями профессиональная деятельность организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В этой связи выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированное статьей 39 (часть 1) Конституции РФ.

Таким образом, ссылка истца на необоснованное не включение судом спорного периода его работы в качестве индивидуального предпринимателя водителем автобуса в стаж на соответствующих видах работ несостоятельна.

Поскольку с учетом зачтенных периодов стаж в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах у истца составляет менее 20 лет, он в настоящее время не имеет права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном применении и толковании норм материального права, в связи с чем оснований для отмены судебного постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Омска от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи