ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-933/2021 от 23.05.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Сычев И.А. УИД 16RS0046-01-2021-023206-85

Дело № 2-933/2021

Дело № 33-6973/2022

Учет № 094г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2022 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Муртазина А.И.,

судей Новосельцева С.В., Субботиной Л.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Арутюняном Ш.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан – ФИО1 на решение Вахитовского районного суда города Казани от 2 февраля 2022 года, которым постановлено:

иск удовлетворить частично.

Возложить на Государственное учреждение «Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан» обязанность рассмотреть заявление ФИО2 №1431974681 от 15 сентября 2021 года, зарегистрированного через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» о назначении и выплате мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возврате от 8 до 17 лет, в остальной части требования оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан – ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее ПФР, пенсионный орган) об обязании принять решение о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.

В обоснование заявленных требований указала, что является матерью двоих несовершеннолетних детей 2010 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

15 сентября 2021 года ею через портал государственных услуг в ПФР было подано заявление о назначении пособий на детей от 8 до 17 лет за номером №1431974681, которое было зарегистрировано на портале в 1 часов 47 минут 15 сентября 2021 года. Заявление было подано на сына – С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как его отец умер , ему назначена пенсия по потере кормильца. Однако, до настоящего времени данное не рассмотрено.

На основании изложенного просила суд обязать ответчика рассмотреть заявление от 15 сентября 2021 года №1431974681, зарегистрированного на сайте государственных услуг ПФР, обязать принять решение о назначении и выплате истцу мер социальной поддержки – ежемесячного пособия на ребенка в возврате от 8 до 17 лет С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании указанного выше заявления.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Судом в приведенной выше формулировке вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом приводит доводы, аналогичные доводам, приведенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указывает, что истцом не представлено доказательств обращения к ответчику с указанным заявлением, снимок с экрана (скриншот) не подтверждает, что данное обращение исходило именно от истца. Статус заявления «зарегистрировано на портале» формируется автоматически при создании заявления, однако после регистрации в регионе ему присваивается статус «заявление получено в ведомстве», чего не было у истца.

Кроме того, ответчик указывает, что в случае невозможности подачи заявления в электронном виде, ФИО2 не была лишена возможности обратиться в пенсионный орган с письменным заявлением лично по месту жительства.

В суде апелляционной инстанции представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан – ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец ФИО2 с жалобой не согласилась.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 10.1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года № 1037 утверждены правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил, заявления о назначении пособий, заявления об изменении реквизитов кредитной организации, осуществляющей доставку пособий, подаются:

а) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

б) лично по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Заявление о назначении пособия по месту фактического проживания подается при условии отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания).

На основании пункта 14 Правил решение о назначении либо об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении пособий.

Как установлено судом, ФИО2 является матерью двоих несовершеннолетних детей 2010 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

15 сентября 2021 года ею через портал государственных услуг в ПФР было подано заявление на получения пособия на детей от 8 до 17 лет в отношении сына – С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как его отец умер , ему назначена пенсия по потере кормильца. Заявление было зарегистрировано на портале в 1 часов 47 минут 15 сентября 2021 года, однако до настоящего времени не рассмотрено.

Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил доказанности факта обращения истца в ПФР за получением пособия на ребенка и пришел к выводу, что ответчиком обязанность по рассмотрению данного обращения не выполнена.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы представителя ответчика несостоятельными, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)».

Согласно пункту 7 (3) «Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для рассмотрения сообщений, обращений с использованием единого портала обеспечиваются:

а) возможность подачи заявителями в электронной форме сообщений, обращений непосредственно с использованием единого портала или иных порталов, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещена форма единого портала для подачи сообщений, обращений;

б) возможность получения заявителями сведений о ходе рассмотрения сообщений, обращений, поданных в электронной форме непосредственно с использованием единого портала или иных порталов, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещена форма единого портала для подачи сообщений, обращений;

в) возможность получения заявителями результатов рассмотрения сообщений, обращений в электронной форме, включая возможность хранения указанных результатов в форме электронных документов.

В соответствии с пунктом 15 «Положения о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» органы и учреждения (организации), предоставляющие услуги и (или) рассматривающие сообщения, обращения в соответствии с настоящим Положением, обеспечивают:

а) достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения в электронной форме;

б) целостность, сохранность и неизменность передаваемой на единый портал информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия.

В апелляционного жалобе и в возражениях на исковое заявление ответчик указывает на то, что в результате технического сбоя заявление истицы о назначении выплаты в пенсионный фонд не поступило. Оператор технической поддержки Федерального портала «Госуслуги» сообщил, что по обращению ФИО2 от сентября 2021 года заявителем получено сообщение об ошибке, а также информация о том, что заявление не может быть направлено в ведомство. Кроме того, направлена информация о необходимости подачи нового заявления.

Вместе с тем, доказательств направления истцу указанной информации не представлено.

Как верно указано в обжалуемом решении, факт регистрации заявления и присвоения ему входящего номера был подтвержден.

Так из представленных истцом снимков с экрана электронного устройства следует, что ее обращение зарегистрировано 15 сентября 2021 года, регистрационный номер 1431974681.

Повторные попытки подачи заявления истца через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» не реализуются, поскольку ранее зарегистрированное заявление по этому же вопросу не рассмотрено.

Приведенными выше нормативными актами не предусмотрена возможность отказа в рассмотрении обращения гражданина по мотиву технического сбоя, в связи с чем государственные органы и учреждения, на которые возложена обязанность рассматривать поданные через данную систему заявления, должны обеспечить возможность беспрепятственной подачи гражданами таких обращений и самостоятельно принимать меры по устранению технических сбоев.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности рассмотреть поданное истцом обращение.

Довод жалобы о том, что ФИО2 не была лишена возможности обратиться в пенсионный орган с письменным заявлением лично по месту жительства, отклоняется судебной коллегией за несостоятельностью, поскольку выбор способа обращения законом предоставлен истцу.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Каких-либо иных доводов со ссылкой на находящиеся в деле, но не исследованные судом доказательства, в апелляционной жалобе не содержится. То обстоятельство, что размер среднедушевого дохода семьи истца не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Республике Татарстан (субъекте Российской Федерации), пенсионным органом не оспаривается, в связи с чем предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Других доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем она не может быть удовлетворена.

Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 2 февраля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан – ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Определение30.05.2022