ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-933/2022 от 02.02.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-785/2022 (33-10042/2021)

2-933/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Каменцовой Н.В.,

судей Жуковой О.С., Коваленко А.И.,

при секретаре Гришине К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2021 года по гражданскому делу по иску Сорочинского межрайонного прокурора, в интересах муниципального образования, к администрации Сорочинского городского округа, автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк», Леващеву А. С. об устранении нарушений бюджетного законодательства,

установила:

Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах муниципального образования, в котором с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать незаконным действия администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области по предоставлению субсидии АНО «Горнолыжная база «Маяк» на финансовое обеспечение затрат в размере 1 300 000 рублей, признать незаконным постановление администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области от 25.02.2021 №226-п «О предоставлении из местного бюджета субсидии автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк», обязать АНО «Горнолыжная база «Маяк» возвратить в местный бюджет МО Сорочинский городской округ субсидию, полученную на основании Соглашения от 25.02.2021 года о предоставлении из местного бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся муниципальным учреждением, на финансовое обеспечение затрат в размере ***, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что постановлением администрации Сорочинского городского округа от 30.12.2019 утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Сорочинском городском округе Оренбургской области».

В рамках реализации в 2021 году муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Сорочинском городском округе Оренбургской области» администрацией Сорочинского городского округа 24.02.2021 издано постановление № 224-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из местного бюджета АНО «Горнолыжная база «Маяк» на финансовое обеспечение затрат» (далее по тексту – Порядок).

25.02.2021 АНО «Горнолыжная база «Маяк» в администрацию Сорочинского городского округа был представлен пакет документов на получении вышеуказанной субсидии.

Изучением представленных АНО «Горнолыжная база «Маяк» в администрацию Сорочинского городского округа вместе с заявкой на получение субсидии документов установлено, что на основании пп. «и» п.4 Общих требований, п.2.6 Порядка у администрации Сорочинского городского округа не имелось оснований для предоставления субсидии, в связи с несоответствием АНО «Горнолыжная база «Маяк» требованиям, установленным в подпункте "в" пункта 4 Общих требований, п. 2.1 Порядка, несоответствие представленных АНО «Горнолыжная база «Маяк» документов предъявляемым требованиям.

Так, в нарушение требований пп. «а, б» п. 5, пп. «в» п. 4 Общих требований, п.2.3 Порядка на момент подачи и рассмотрения заявки на получение субсидии у АНО «Горнолыжная база «Маяк» имелась просроченная задолженность по денежным обязательствам перед администрацией Сорочинского городского округа по оплате штрафных санкций, начисленных по требованию об уплате штрафных санкций от 15.01.2021 . Кроме того, на 01.01.2021 у АНО «Горнолыжная база «Маяк» имелась неисполненная обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в сумме 13 358,29 рублей. Смета расходов АНО «Горнолыжная база «Маяк» предоставлена 26.02.2021, т.е. после принятия решения о предоставлении субсидии.

Сведения о не нахождении АНО «Горнолыжная база «Маяк» в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена, не является иностранным юридическим лицом представлены организацией не из налогового органа в рамках предоставления государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (приказ ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-14/640@), а в виде справки за подписью директора АНО «Горнолыжная база «Маяк».

В нарушение требований п. 2.4 Порядка администрацией в порядке межведомственного взаимодействия выписка из ЕГРЮЛ по АНО «Горнолыжная база «Маяк» не запрашивалась. АНО «Горнолыжная база «Маяк» выписка из ЕГРЮЛ также не предоставлялась.

Считает, что администрация обязана была отклонить заявку АНО «Горнолыжная база «Маяк» на стадии ее рассмотрения и оценки.

Согласно п.2.5 Порядка администрация в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в п.п. 2.3, 2.4 Порядка, осуществляет их проверку и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении.

Заявка АНО «Горнолыжная база «Маяк» о предоставлении субсидии поступила в администрацию Сорочинского городского округа 25.02.2021 года.

В нарушение п.п. 2.5, 2.6 Порядка сотрудники администрации ненадлежащим образом осуществили проверку представленных АНО «Горнолыжная база «Маяк» документов, в связи с чем администрацией при отсутствии на то законных оснований, в день поступления заявки издано постановление № 226-п и заключено с АНО «Горнолыжная база «Маяк» соглашение № 1 о предоставлении из местного бюджета субсидии.

Согласно п. 2.3 Порядка в целях предоставления субсидии АНО «Горнолыжная база «Маяк» представляет не позднее 1 февраля текущего года заявку о предоставлении субсидии и документы к ней.

Так как АНО «Горнолыжная база «Маяк» документы на получение субсидии представлены в администрацию 25.02.2021, администрация на основании п.п. 2.5, 2.6 Порядка должна была принять решение об отказе в предоставлении субсидии.

Между тем, 25.02.2021 года постановлением администрации Сорочинского городского округа АНО «Горнолыжная база «Маяк» из местного бюджета предоставлена субсидия в размере 1 300 тысяч рублей на финансовое обеспечение затрат.

По факту выявленных нарушений прокурором 25.03.2021 года главе МО Сорочинский городской округ внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства. Представление прокурора рассмотрено, в удовлетворении требований прокурору отказано.

Определением суда от 06.10.2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен председатель ликвидационной комиссии АНО «Горнолыжная база «Маяк» - Леващев А.С.

В судебном заседании заместитель прокурора Адельшина А.Д. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям, с учетом уточнения исковых требований.

Представитель ответчика администрации округа – Глущенко Ю.С. требования прокурора просила оставить без удовлетворения, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения иска, по изложенным в отзыве основаниям.

Представитель ответчика АНО «Горнолыжная база «Маяк», а также ответчик Леващев А.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2021 года исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворены.

Суд признал незаконными действия администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области по предоставлению из местного бюджета субсидии автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк» на финансовое обеспечение затрат.

Признал незаконным постановление администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области от 25.02.2021 №226-п «О предоставлении из местного бюджета субсидии автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк».

Обязал автономную некоммерческую организацию «Горнолыжная база «Маяк» возвратить в местный бюджет муниципального образования Сорочинский городской округ субсидию, полученную на основании Соглашения №1 от 25.02.2021 года о предоставлении из местного бюджета субсидии некоммерческой организации, в размере ***.

В апелляционной жалобе администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции председатель ликвидационной комиссии Леващев А.С., представитель АНО «Горнолыжная база «Маяк», надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не присутствовали, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, в отсутствие указанных лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав доклад судьи Каменцовой Н.В., пояснения представителя ответчика администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области – Глущенко Ю.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Обухову Ю.С., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области от 30.12.2019 утверждена муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Сорочинском городском округе Оренбургской области».

В рамках реализации в 2021 году муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Сорочинском городском округе Оренбургской области» администрацией Сорочинского городского округа 24.02.2021 издано постановление № 224-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из местного бюджета АНО «Горнолыжная база «Маяк» на финансовое обеспечение затрат».

25.02.2021 года АНО «Горнолыжная база «Маяк» в администрацию Сорочинского городского округа был представлен пакет документов на получение вышеуказанной субсидии, с соответствующей заявкой, подписанной директором Леващевым А.С.

АНО «Горнолыжная база «Маяк» в администрацию округа подана заявка на получение субсидии с приложением следующих документов: смета расходов на 2021 года, справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам на 01.01.2021 года, справка от 24.02.2021 года об открытии отдельного счета и наличии просроченной задолженности, справка от 25.02.2021 года №10 о том, что юридическое лицо не находится в состоянии банкротства, справка от 25.02.2021 года №8 о том, что АНО не является иностранным юридическим лицом, справка о том, что юридическое лицо не находится в состоянии банкротства, согласие на осуществление финансового контроля. Иных документов при подаче заявки не предоставлялось. Администрацией Сорочинского городского округа, членами коллегии каких-либо документов относительно АНО «Горнолыжная база «Маяк» не запрашивалось и не получалось.

Из объяснений заместителя главы администрации Сорочинского городского округа Федоровой Т.В., данных 25.03.2021 года в Сорочинской межрайонной прокуратуре, следует, что 25.02.2021 года коллегиально изучен представленный директором АНО «Горнолыжная база «Маяк» пакет документов и заявка, по результатам изучения претензий у членов коллегии не возникло.

25.02.2021 года администрацией Сорочинского городского округа Оренбургской области принято Постановление №226-п «О предоставлении из местного бюджета субсидии автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк» на основании которого АНО «Горнолыжная база «Маяк» предоставлена субсидия и в этот же день между администрацией Сорочинского городского округа и АНО «Горнолыжная база «Маяк» заключено Соглашение №1 о предоставлении из местного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат, в соответствии с которым АНО предоставлено *** рублей. Указанная сумма получена организацией в полном объеме.

19.04.2021 года между администрацией Сорочинского городского округа и АНО «Горнолыжная база «Маяк» заключено соглашение о расторжении соглашения №1 о предоставлении из местного бюджета субсидии от 25.02.2021 года. В соответствии с пунктом 2.1 указанного соглашения АНО «Горнолыжная база «Маяк» из полученной субсидии потрачено ***.

Постановлением администрации Сорочинского городского округа от 11.06.2021 года №847-п признано утратившим силу постановление администрации от 24.02.2021 года №224-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из местного бюджета АНО «Горнолыжная база «Маяк» на финансовое обеспечение затрат».

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 04.10.2021 года АНО «Горнолыжная база «Маяк» с 27.07.2021 года находится в стадии ликвидации, запись о чем внесена 27.07.2021, председателем ликвидационной комиссии является Леващев А.С.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, установил нарушение порядка предоставления субсидии АНО «Горнолыжная база Маяк», в связи с чем счел противоречащими закону действия администрации по предоставлению субсидии, а также по принятию постановления от 25.02.2021 №226-п, поэтому удовлетворил исковые требования в полном объеме, в том числе обязал АНО «Горнолыжная база Маяк» возвратить сумму субсидии (с учетом объема полученных до расторжения соглашения средств) в размере ***.

В ходе рассмотрения спора суд сделал вывод о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие на момент подачи и рассмотрения заявки на получение субсидии у АНО «Горнолыжная база «Маяк» просроченной задолженности по денежным обязательствам перед администрацией Сорочинского городского округа, так как требование об уплате штрафных санкций администрации округа направлено ответчику 15.01.2021 года, тогда как сведения предоставляются по состоянию на 01.01.2021 года.

Данные выводы суда апеллянтом не оспаривались.

Рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимание.

В силу статьи 86 Бюджетного кодекса РФ администрация муниципального образования уполномочена устанавливать новые расходные обязательства, необходимые для решения вопросов местного значения. При этом расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.

В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Из части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, определяющие предоставление субсидий (их объем) из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В частности, эти акты должны содержать:

категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

цели, условия и порядок предоставления субсидий;

порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492 утверждены Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Общие требования).

В соответствии с пунктом 1 Общих требований они определяют общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 2 Общих требований правовые акты содержат следующие положения:

а) общие положения о предоставлении субсидий;

б) порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий (далее - отбор) (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора);

в) условия и порядок предоставления субсидий;

г) требования к отчетности;

д) требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

Согласно подпункту «в» п.4 Общих правил определены следующие требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом:

у участника отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения затрат, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) получателями субсидий физическим лицам) (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

участники отбора - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере участника отбора, являющегося юридическим лицом, об индивидуальном предпринимателе и о физическом лице - производителе товаров, работ, услуг, являющихся участниками отбора (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

участники отбора не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

участники отбора не должны получать средства из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета), из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации (нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов) на цели, установленные правовым актом.

Кроме того согласно абзацу 2 пп. «в» п.4 Общих правил у участника отбора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

В то же время, согласно п.2.1 Порядка предоставления субсидии из местного бюджета автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк» на финансовое обеспечение затрат, утвержденного Постановлением администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области от 25.02.2021 № 226-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из местного бюджета автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк» (далее Порядок предоставления субсидии) субсидия предоставляется при условии: а) соответствия АНО следующим требованиям: на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии:

Отсутствие просроченной задолженности по возврату в местный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед муниципальным образованием Сорочинский городской округ Оренбургской области;

Отсутствие процесса реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к АНО другого юридического лица), ликвидации, в отношении АНО не введена процедура банкротства, деятельность АНО не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

АНО не должно являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, представляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;

Не является получателем средств из местного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цель, указанную в пункте 1.2 настоящего Порядка;

б) согласия АНО на осуществление администрацией и органами муниципального финансового контроля проверок соблюдения АНО целей, условий и порядка предоставления субсидии.

Судебная коллегия отмечает, что указанный перечень является исчерпывающим, при этом условия, закрепленные в Порядке предоставления субсидии не противоречат Общим требованиям.

Поскольку Порядком предоставления субсидии не указано обязательное условие для предоставления субсидии отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то принятие решения о предоставлении субсидии не нарушало требования пп. «в» п.4 Общих правил, а также не противоречило п.2.6 Порядка предоставления субсидии, согласно которому основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: несоответствие представленных АНО документов требованиям настоящего Порядка и непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; непредставление информации, содержащейся в документах, предоставленных АНО; отсутствие в решении о местном бюджете на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на представление субсидии по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов.

Так, из сведений, предоставленных МИФНС № 4 по Оренбургской области следует, что у АНО «Горнолыжная база «Маяк» по состоянию на 01.01.2021 года числилась задолженность в общей сумме ***, а именно: по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в части налога в сумме *** руб., в части пени в сумме *** руб.; по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации в части налога в сумме *** руб., в части пени в сумме *** руб., в части штрафа 208 руб.

Судебная коллегия отмечает, что не имеется каких-либо относимых и допустимых доказательств в материалах дела о наличии у АНО «Горнолыжная база «Маяк» задолженности по денежным обязательствам перед администрацией Сорочинского городского округа на дату 01.01.2021 года, что также свидетельствует об отсутствии препятствий к предоставлению спорной субсидии.

Таким образом, поскольку субсидия предоставлялась АНО «Горнолыжная база «Маяк» их бюджета местного бюджета МО Сорочинский городской округ Оренбургской области, наличие задолженности по налоговым платежам, зачисление которых предполагалось в бюджеты Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, то соответственно отсутствовала какая-либо просроченная задолженность по возврату в местный бюджет Муниципального образования Сорочинского городского округа Оренбургской области, из которого планировалось предоставление субсидии в соответствии с вышеназванным правовым актом, а также отсутствовала иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Муниципальным образованием Сорочинского городского округа Оренбургской области, из бюджета которого планировалась предоставление субсидии.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об ошибочности вывода суда о том, что наличие на 01.01.2021 года у АНО «Горнолыжная база «Маяк» неисполненной обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в сумме ***, являлось препятствием в предоставлении субсидии из местного бюджета, так как основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку отсутствовала по факту задолженность перед бюджетом из которого планировалось предоставление субсидии.

Также судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, что в нарушение требований пп. «е», «ж» п. 2.3 Порядка предоставления субсидии АНО «Горнолыжная база «Маяк» не были предоставлены сведения о положении юридического лица.

Так, согласно подпунктам «е», «ж» п. 2.3 Порядка предоставления субсидии в целях предоставления субсидии АНО «Горнолыжная база «Маяк» предоставляет в администрации: е) информацию, содержащую сведения об отсутствии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, процесса реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к АНО другого юридического лица), ликвидации, в отношении АНО не введена процедура банкротства, деятельность АНО не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

ж) информацию, содержащую сведения об отсутствии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, о том, что АНО не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, представляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов.

В пакете документов, представленных АНО «Горнолыжная база «Маяк» была предоставлена информация за подписью директора от 25.02.2021, исх. № 8 о том, что указанное юридическое лицо не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством Финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшонрые зоны) в совокупности превышает 50 процентов.

Также от 25.02.2021 года за подписью директора АНО «Горнолыжная база «Маяк» была представлена информация (исх. № 10) о ненахождении указанного юридического лица в стадии реорганизации, ликвидации, не введении процедуры банкротства.

Таким образом, вопреки выводам суда, информация, требуемая пп. «е», «ж» п. 2.3 Порядка предоставления субсидии, автономной некоммерческой организацией «Горнолыжная база «Маяк» была предоставлена, при этом в ходе рассмотрения спора не было установлено, что указанные сведения не соответствовали действительности, в то время как признание непредставления полного пакета документов лишь по одним формальным основаниям законом не предусмотрено.

При этом согласно п.2.4 Порядка предоставления субсидии администрация в течение трех рабочих дней со дня после предоставления документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

АНО вправе самостоятельно представить документ, указанный в настоящем пункте.

При этом сведения из ЕГРЮЛ носят общедоступный характер через сеть интернет, кроме того, администрация Сорочинского городского округа Оренбургской области, являясь учредителем АНО «Горнолыжная база «Маяк» достоверно была информирована о положении указанного юридического лица на дату предоставления документов директором указанной организации.

Таким образом, Порядком предоставления субсидии на АНО «Горнолыжная база «Маяк» не было возложено обязанности по представлению выписки из ЕГРЮЛ, что было регламентировано как его право, поэтому вывод суда о том, что АНО «Горнолыжная база «Маяк» не были соблюдены в этом отношении условия при подаче заявки, что препятствовало заключению соглашения о предоставлении субсидии, является неверным.

Действительно, согласно п.2.3 Порядка предоставления субсидии из местного бюджета в целях предоставления субсидии АНО предоставляет не позднее 1 февраля текущего года в администрацию необходимые документы. Однако согласно п.5 указанного Порядка, который был принят только 24.02.2021 года, реализация настоящего Порядка в 2021 году осуществляется без учета сроков, указанных в пунктах 2.3-2.5 настоящего Порядка.

Таким образом, ссылка истца на то, что документы на получение субсидии были предоставлены в администрацию 25.02.2021, поэтому должно было быть отказано в предоставлении субсидии, ошибочна, опровергается содержанием Порядка и по факту не подтверждает нарушение срока их предоставления.

При этом суд установил, ссылаясь на объяснения заместителя главы администрации Сорочинского городского округа Федоровой Т.В., что с заявкой на предоставление субсидии от 25.02.2021 была, в том числе предоставлена смета расходов АНО «Горнолыжная база «Маяк» на 2021 год, с чем оснований не согласиться у судебной коллегии оснований не имеется, так как указанное обстоятельство относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуто. Предоставление указанной сметы 26.02.2021 не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения спора, а указание в смете указанной даты не исключает описку в данном документе.

Выводы суда о том, что проведенная за сутки процедура от утверждения Порядка предоставления субсидии до заключения соглашения на её предоставление не позволяет обоснованно, с исключением возможных ошибок, разрешить вопрос об объективности предоставления бюджетных средств некоммерческой организации, судебная коллегия не может принять во внимание, так как утверждение заранее разработанного Порядка предоставления субсидии и объем документов, подлежащих анализу и оценке для предоставления субсидии, не свидетельствует о необходимости затраты значительного количества времени.

Таким образом, представленные документы АНО «Горнолыжная база «Маяк» не свидетельствует о их неполноте либо недостоверности в смысле положений пункта 2.1 Порядка предоставления субсидии, закрепляющего условия предоставления субсидии, поэтому данное обстоятельство не подтверждает незаконность действий администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области по предоставлению из местного бюджета субсидии автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк» на финансовое обеспечение затрат.

При изложенном судебная коллегия приходит к выводу о том, что возврат субсидии в соответствующий бюджет лишь по формальным основаниям в отсутствие доказательств нарушения АНО «Горнолыжная база «Маяк» условий, установленных при предоставлении субсидии, либо условий использования субсидии, недобросовестного поведения данного лица как получателя бюджетных средств при решении вопроса о ее выплате, недопустим, также и ввиду того, что не имеется оснований для признания постановления администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области от 25.02.2021 №226-п «О предоставлении из местного бюджета субсидии автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк» незаконным.

При этом судебная коллегия отмечает, что доводы апелляционной жалобы о нарушении судом правил подсудности и отнесения указанной категории дела к рассмотрению Арбитражным судом, отклоняется судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм процессуального права.

Так, согласно статье 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Поскольку прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов муниципального образования в сфере соблюдения бюджетного законодательства, а именно, с иском об обязании возвратить в местный бюджет незаконно полученной субсидии, а данное основание не относится к перечню требований, подлежащих рассмотрению в арбитражном суде, то Сорочинский районный суд Оренбургской области рассмотрел указанное дело без нарушений правил подсудности.

Тем не менее, учитывая нарушения материального права при изложенных выше обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 09 ноября 2021 года отменить, принять по делу новое решетине, которым исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора, в интересах муниципального образования, к администрации Сорочинского городского округа, автономной некоммерческой организации «Горнолыжная база «Маяк», Леващеву А. С. об устранении нарушений бюджетного законодательства оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи