ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-934/2023 от 18.12.2023 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

г. Сыктывкар Дело № 2-934/2023 (33-11270/2023)

УИД 11RS0002-01-2023-000360-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Захваткина И.В., Шерстневой А.А.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании 18.12.2023 дело по апелляционным жалобам муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20.09.2023, которым

удовлетворены частично исковые требования Давыдовой Натальи Владимировны к МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута».

Обязано МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» установить Давыдовой Натальи Владимировне с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере 18 072,25 руб., произвести перерасчет заработной платы, отпускных с <Дата обезличена>.

Взыскано с МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» в пользу Давыдовой Натальи Владимировны 5 000 руб. компенсации морального вреда, в доход бюджета МОГО «Воркута» 300 руб. государственной пошлины.

Отказано в остальной части иска.

И на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым взыскано с МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» в пользу Давыдовой Натальи Владимировны недополученная в результате занижения тарифной ставки (оклада) заработная плата, оплата отпуска и иные выплаты за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 826 653,10 руб., денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере 124 645,88 руб., всего 951 298,98 руб.

Обязано МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» произвести расчет и выплатить Давыдовой Наталье Владимировне денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная с <Дата обезличена> по день фактического расчета включительно.

Взыскана с МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» в бюджет МОГО «Воркута» государственная пошлина в размере 12 712,99 руб.

Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Давыдова Н.Б. обратилась в суд с иском к МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» (далее МБУ «СДУ») о возложении обязанности установить тарифную ставку (оклад) с <Дата обезличена> в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, произвести перерасчет заработной платы, выплатить недополученные суммы с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудовым кодексом РФ, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

Третьими лицами по делу привлечены администрация МОГО «Воркута», Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО «Воркута» (далее УГХиБ администрации МОГО «Воркута»), Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, муниципальное учреждение «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», первичная профсоюзная организация МБУ «СДУ».

Судом приняты указанные выше решения, в том числе дополнительное, на которые МБУ «СДУ» МОГО «Воркута» поданы апелляционные жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.

Судом установлено, что истец с <Дата обезличена> состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности ....

Дополнительными соглашениями изменялись условия трудового договора в части размера должностного оклада по занимаемой должности. С <Дата обезличена> истцу установлен оклад в размере 8 024 руб., с <Дата обезличена> в размере 8 827 руб., с <Дата обезличена> в размере 8 992 руб. (Т. 1 л.д. 89-91).

Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем, является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от <Дата обезличена><Номер обезличен>, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ», утвержденное приказом от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).

Согласно п. 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МОГО «Воркута» с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями <Номер обезличен>,2,3,4 постановления главы администрации МОГО «Воркута» от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МОГО «Воркута».

Постановлением администрации МОГО «Воркута» <Номер обезличен> утверждены должностные оклады руководителей, специалистов и служащих общеотраслевых должностей муниципальных учреждений согласно Приложению <Номер обезличен> к настоящему Постановлению.

В соответствии с разделом 2 постановления <Номер обезличен> «Профессиональная квалификационная группа «Общеотраслевые должности служащих второго уровня» должность диспетчера отнесена к 1 квалификационному уровню, по которой установлен оклад в размере 8 827 руб., должность стершего диспетчера – к 2 квалификационному уровню, по которой установлен оклад в размере 8 992 руб.

Начисление истцу заработной платы в спорный период производилось в соответствии с указанным постановлением администрации МОГО «Воркута» <Номер обезличен>.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 45, 48 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

<Дата обезличена> Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, которое действует с <Дата обезличена>.

Пунктом 3.1 Раздела III. Оплата труда. Отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с <Дата обезличена> в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 3.2 Соглашения).

Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 п. 3.5 Раздела III Соглашения).

Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МОГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, следовательно, Соглашение распространяется на данное учреждение.

Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ», ни его учредитель – администрация МОГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ не направляли.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу о том, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к Соглашению, на ответчика распространяет свое действие указанное Соглашение, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости <Дата обезличена>, в связи с чем подлежат применению положения пункта 3.1 Соглашения в части установления минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда дорожной отрасли с применением коэффициента 1,15.Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд рассчитал тарифную ставку (оклад) истца с <Дата обезличена> в размере 18 072,25 руб. (15 715 руб. х 1,15).

Принимая во внимание то, что заработная плата за спорный период выплачена истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, с учетом денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Признав, что трудовые права истца на своевременную и в полном размере выплату заработной платы нарушены, суд с учетом положений ст. 237 Трудового кодекса РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, отмечая, что расчет тарифной ставки истца произведен в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Отраслевого соглашения, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с <Дата обезличена> в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оснований для установления истцу тарифной ставки с <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> исходя из размера прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, суд верно не усмотрел, поскольку доказательств, что ответчиком принято решение об ее увеличении чаще чем 1 раз в год, не имеется.

Также обоснованно отказано истцу в установлении тарифной ставки с <Дата обезличена> в соответствии с новым Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023-2025 годы», поскольку ответчиком предоставлен мотивированный отказ от присоединения к этому Соглашению.

Решение суда истцом не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МБУ «СДУ» МОГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «СДУ», неосновательны.

Как установлено ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса РФ, ОТС действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. 3 и 4 ст. 48 Трудового кодекса (ч. 5 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

По смыслу указанной нормы закона, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.

Письмом Минтруда России от 11.03.2020 № 14-4/10/В-1851 работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденному 14.01.2020, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Поскольку МБУ «СДУ» МОГО «Воркута» не направило в установленный срок мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного Соглашения считается распространенным на данное предприятие.

Доводы апелляционной жалобы МБУ «СДУ» о том, что суд неверно определил размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочего 1 разряда, не учел порядок пересмотра размера базовой ставки для муниципальных учреждений, судебной коллегией не принимаются во внимание.

Как указано в ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса РФ соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Таким образом, если возможность работодателя и представительного органа работников (иного представителя работников) обратиться к сторонам отраслевого соглашения предусмотрена соглашением и у работодателя имеются причины, по которым работодатель не имеет возможности выполнять обязательства, предусмотренные распространяющимся на данного работодателя соглашением, работодатель совместно с представительным органом работников вправе обратиться к сторонам, заключившим соглашение, с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.

Вместе с тем доказательств наличия таких обстоятельств, как и доказательств, свидетельствующих об обращении работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представителя работников к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении МБУ «СДУ», суду не представлено.

Доводы ответчика о том, что при установлении тарифной ставки в повышающем коэффициенте должны быть учтены стимулирующие выплаты, такие как надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, за классность, премиальные выплаты, являются ошибочными. Размер базовой тарифной ставки рабочих 1 разряда, определен в разделе III. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в котором не указано о том, что данные надбавки и компенсации влияют на данный размер.

При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20.09.2023 и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 23.10.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «Специализированное дорожное управление» МОГО «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 19.12.2023.

Председательствующий

Судьи