УИД: 68RS0001-01-2020-000851-28
Номер дела №33-2664/2020
Судья: Коломникова Л.В. (№2-937/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 28 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Кочергиной Н.А.
судей: Александровой Н.А., Рожковой Т.В.
при секретаре Ивановой А.С.
с участием прокурора Лесняк Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Октябрьского района города Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» на решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 15 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г.Тамбова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра»-«Тамбовская генерация» о возложении обязанности провести модернизацию квартальных тепловых сетей. В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что жителям многоквартирного дома *** предоставляется услуга горячего водоснабжения ненадлежащего качества, что подтверждается многочисленными актами замеров параметров ГВС об отклонении параметров от нормативов. Отопление и горячее водоснабжение данного дома осуществляется через квартальную тепловую сеть от ЦТП ***. В соответствии с информацией, представленной администрацией г.Тамбова, для нормализации параметров необходимо проложить линии рециркуляции ГВС в квартальных сетях. Тепловые сети от ЦТП *** до дома принадлежат на праве собственности филиалу ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация», которое вопрос о модернизации квартальных тепловых сетей от ЦТП *** в части восстановления линии циркуляции ГВС не разрешило. На основании приведенных доводов прокурор Октябрьского района г.Тамбова просил суд возложить на ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра»-«Тамбовская генерация» обязанность провести модернизацию квартальных тепловых сетей от ЦТП *** до многоквартирного дома *** путем прокладки циркуляционного трубопровода.
Решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 15 июня 2020 года исковые требования прокурора Октябрьского района г.Тамбова удовлетворены. На филиал ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» возложена обязанность провести модернизацию квартальных тепловых сетей от ЦТП *** до многоквартирного дома *** путем прокладки циркуляционного трубопровода. С ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» в доход муниципального образования город Тамбов взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С постановленным решением не согласилось ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация», подав апелляционную жалобу. Автор жалобы полагает, что возможность исполнения требований прокурора зависит от решений администрации г.Тамбова, Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, Управления экономической политики администрации Тамбовской области, занимающихся реализацией инвестиционной программы в отношении ПАО «Квадра». Полагает, что действующее законодательство не предусматривает обязанность модернизации тепловых сетей посредством прокладки циркуляционных трубопроводов. По мнению автора жалобы, прокуратурой в ходе проверки не проводилось комплексное обследование внутридомовой и внутриквартирной инженерной системы, которое могло бы выявить истинную причину отклонения параметров от нормативов, а также целесообразность прокладки циркуляционного трубопровода. Полагает, что ПАО «Квадра» не несет юридической ответственности за состояние инженерных сетей спорного многоквартирного дома. Данные сети являются общим имуществом собственников многоквартирного дома, которые и должны нести бремя содержания системы отопления и водоснабжения. Считает, что прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, поскольку круг лиц, в интересах которых прокурором подано исковое заявление, в данном случае определен. Так как запроектированная и смонтированная линия циркуляции в спорном многоквартирном доме отсутствует, собственникам помещений следовало принять решение о строительстве внутридомовой системы циркуляции ГВС с последующим обращением в ПАО «Квадра» за выдачей технических условий. На основании приведенных доводов представитель ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» просит решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 15 июня 2020 года отменить и разрешить вопрос по существу.
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ПАО «Квадра» ФИО1 настаивает на том, что обжалуемый судебный акт не соответствует критериям ясности и исполнимости, поскольку не содержит указания на конкретные действия, порядок, способ, место и сроки исполнения, материалы, которые необходимо использовать при проведении работ. Кроме того, ссылаясь на нормы, регламентирующие осуществление деятельности в сфере теплоснабжения, автор жалобы считает, что решение суда принято без учета установленного порядка утверждения инвестиционной программы. Полагает, что к участию в деле в качестве соответчиков должны быть привлечены администрация г. Тамбова, управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, управление по регулированию тарифов Тамбовской области и управление экономической политики администрации Тамбовской области, от действий которых напрямую зависит включение мероприятий по модернизации тепловых сетей в инвестиционную программу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного постановления.
Согласно положениям п. 33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», (далее по тексту - Правила) потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с п.31 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона о теплоснабжении под инвестиционной программой регулируемой организации понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 названного закона инвестиционная программа подлежит согласованию и утверждению в соответствии с Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года № 410 (далее - Правила согласования и утверждения инвестиционных программ).
Пункт 9 названных Правил содержит перечень мероприятий, осуществляемых регулируемыми организациями в рамках реализации инвестиционных программ, к которым, в частности относятся строительство, реконструкция или модернизация объектов системы централизованного теплоснабжения, строительство новых тепловых сетей, строительство иных объектов системы централизованного теплоснабжения, увеличение пропускной способности существующих тепловых сетей и т.д.
В соответствии с п.11 и 12 ст.23.13 Закона о теплоснабжении мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения включаются в схему теплоснабжения отдельно в части мероприятий, необходимых для осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения, и в части мероприятий, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения. Орган местного самоуправления ежегодно осуществляет муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения.
Приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области *** от 30 октября 2019 года утверждена инвестиционная программа филиала ПАО «Квадра» в сфере теплоснабжения на территории г. Тамбова на 2020-2024 годы.
9 апреля 2019 года администрация города Тамбова, выполняя свои обязательства в сфере осуществления муниципального контроля, обратилась к прокурору Тамбовской области с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования по вопросу восстановления линий рециркуляции горячего водоснабжения в квартальных тепловых сетях от центральных тепловых пунктов с модернизацией оборудования в ЦТП-***.
По результатам проведенной прокуратурой проверки выявлено, и не опровергнуто стороной ответчика, что подача горячего водоснабжения в жилой дом *** производится в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, что является причиной снижения качества горячего водоснабжения указанного жилого дома. Данное обстоятельство подтверждается актом комиссионного обследования *** от 13 ноября 2019 года, сообщением администрации г. Тамбова.
С целью устранения выявленного нарушения требуется внести изменения в существующую систему горячего водоснабжения, проложив циркуляционный трубопровод.
Требования прокурора об осуществлении работ посредством прокладки циркуляционного трубопровода от ЦТП *** до многоквартирного дома ***, при вышеизложенных обстоятельствах с учетом формулировок, содержащихся в акте проверки, и ввиду непредставления ответчиком доказательств, опровергающих наличие недостатков, удовлетворены судом верно.
Довод ответчика об отсутствии обязанности по обустройству циркуляционного трубопровода отклоняется судебной коллегией как несостоятельный. Именно ресурсоснабжающая организация обязана подавать горячую воду надлежащей температуры и предпринять все меры для поставки ресурса надлежащего качества. Однако РСО не предпринимала каких-либо мер к исправлению сложившейся ситуации и восстановлению прав граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме, на получение коммунальной услуги надлежащего качества.
Неправомерное бездействие ответчика препятствует нормальному функционированию теплопровода, предназначенного для предоставления коммунального ресурса, значительно снижает качество коммунальной услуги «подача горячего водоснабжения», что свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунальных услуг и влечёт за собой нарушение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.
Доказательство того, что ненадлежащее качество горячего водоснабжение вызвано конструктивными особенностями внутренней системы горячего водоснабжения многоквартирного дома стороной ответчика не представлено.
Довод апелляционной жалобы ПАО «Квадра – генерирующая компания» о том, что обязанность произвести модернизацию тепловых сетей должна быть возложена также на администрацию г. Тамбова, управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области, управление по регулированию тарифов Тамбовской области и управление экономической политики администрации Тамбовской области, от действий которых напрямую зависит включение мероприятий по модернизации тепловых сетей в инвестиционную программу, судебная коллегия находит несостоятельным. Общество как профессиональный участник рынка теплоснабжения не могло не знать о порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ.
Наложение судом спорных обязательств по своей правовой природе представляет из себя реализацию бремени содержания принадлежащего собственнику имущества, ввиду чего, с учетом характера выявленных нарушений и их причины суд, верно применяя положения ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил иск о возложении обязанности по установлению циркуляции горячей воды именно на ответчика.
Содержание апелляционной жалобы направлено на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и не могут быть приняты судебной коллегией.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, основания для отмены которого отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Квадра – генерирующая компания» в лице филиала ПАО «Квадра» - «Тамбовская генерация» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи: