ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-938/2021 от 16.02.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председательствующий судья первой инстанции

Шевченко О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего, судьи:

Притуленко Е.В.,

судей:

Любобратцевой Н.И.,Готовкиной Т.С.,

при секретаре:

Калиниченко В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску СОА и ДЭЮ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, Управлению труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым (третьи лица: Администрация города Красноперекопска Республики Крым, Совет министров Республики Крым) о признании незаконным отказа в принятии заявления о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, по апелляционным жалобам Управления труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 02 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Притуленко Е.В., выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

в октябре 2021 года СОА и ДЭЮ в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО2, ФИО5, ФИО2 обратились с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым и Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, в котором обжаловали отказ в принятии заявления о предоставлении меры социальной поддержки.

Уточнив исковые требования, истцы просили суд признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым в принятии заявления о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий; обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым выдать сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий; предоставить сведения о выплаченных их семье суммах пособий и денежном эквиваленте льгот по коммунальным услугам за этот же период для разрешения вопроса о праве.

В обоснование требований указано, что в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" их семья имеет право на получение дополнительной меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий, в виде единовременной выплаты денежных средств бюджета Республики Крым.

ДД.ММ.ГГГГ в семье родился ребенок – ФИО2

В связи с тем, что семья обеспечена жилой площадью не более 18 кв.м. (площадь квартиры по адресу: Республика Крым, г.Красноперекопск, <адрес> составляет 62,1 кв.м.; площадь жилого дома по адресу: <адрес>, г.Красноперекопск,<адрес> составляет 63,9 кв.м), ДД.ММ.ГГГГДЭЮ обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, однако ответчик отказал в принятии заявления, сославшись на приостановление действия этого закона до 01.01.2024 года.

Отказ в принятии заявления считают неправомерным, так как статьей 3 Закона установлен срок для реализации права на получение указанной меры поддержки – 12 месяцев с момента рождения ребенка, и этому праву корреспондирует обязанность органа труда и социальной защиты выдать сертификат в соответствии с утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 № 574 Положением о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Кроме того, Закон Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" содержит прямое указание на то, что права, возникшие до его принятия, не приостанавливаются, следовательно, отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права.

Таким образом, отказ в принятии заявления со ссылкой на приостановление действия закона и отсутствие механизма рассмотрения заявления, нарушает их право на меры социальной поддержки, гарантированное ст.ст. 38, 39 Конституции Российской Федерации и ст. 32 Конституции Республики Крым.

Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 15 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Администрация города Красноперекопска Республики Крым и Совет Министров Республики Крым (л.д.95).

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 02 декабря 2021 года иск ДЭЮ удовлетворен частично: решение Управления труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.01-26/1760 об отказе в принятии заявления ДЭЮ о предоставлении государственной услуги по назначению «Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий» признано неправомерным; на Управления труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ДЭЮ от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по назначению «Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий» в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 года №631-ЗРК/2019, постановлением Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года №574 «Об утверждении положения о мерах по реализации Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым». В иной части иска отказано.

В апелляционных жалобах, поданных в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым Управлением труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым и Министерством труда и социальной защиты Республики Крым (в лице представителя ФВВ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ДЭЮ и СОА требований в полном объеме.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к неправильному применению судом норм материального права.

ДЭЮ и СОА поданы возражения на апелляционные жалобы, в которых указано на несостоятельность изложенных в них доводов.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В заседание суда апелляционной инстанции истец СОА не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, третьи лица – Администрация города Красноперекопска Республики Крым и Совет министров Республики Крым явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и поданных на них возражений, заслушав пояснения представителя Управления труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым РАЕ, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения истца ДЭЮ, возражавшей против жалоб, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия находит жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду ниже изложенного.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции установил, что Законом Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" установлены дополнительные меры социальной поддержки, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 (ред. от 17.04.2020), право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой.

Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи.

Согласно положениям статьи 4 Закона, лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.

ДД.ММ.ГГГГ в семье истцов родился ребенок ФИО6.

ДД.ММ.ГГГГДЭЮ обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019, поскольку общая обеспеченность семьи жилыми помещениями составила не более 18 м2 на каждого ее члена, размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым, т.е. возникло право на получение сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14.08.2019 № 631-3PK/2019.

28 июля 2021 года Управление труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым отказало в принятии этого заявления в связи с приостановлением действия Закона от 14.08.2019 года № 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в <адрес>" до ДД.ММ.ГГГГ.

В качестве основания отказа указаны Закон Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и постановление Совета министров Республики Крым №656 от 16.10.2020 "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574".

Признавая неправомерным отказ Управления труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым в принятии заявления ДЭЮ о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, суд исходил из того, что по смыслу Закона Республики Крым от 14.10.2020 № 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и постановления Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 № 656 "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574", Закон Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 не отменен и является действующим.

В целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Данный Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.

В принятом судом решении указано: «Истец обратилась за мерой социальной поддержки в период возникшего у нее права, но в период, когда это право было у нее приостановлено, но гарантированное; таким образом при рассмотрении механизма предоставления права следует руководствоваться в настоящий приостановленным».

Рассуждая о нарушении прав истца, суд исходит из того, что ДЭЮ обратилась с заявлением в УТСЗН администрации г.Красноперекопска о выдаче жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ, а потому орган труда и социальной защиты населения должен был действовать в соответствии с порядком, установленным Положением о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (Положение №574), а именно: зарегистрировать заявление о выдаче сертификата, выдать расписку-уведомление, запросить документы и сведения, необходимые для принятия решение, в установленный срок принять решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата; о принятом решении проинформировать заявителя; в случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата – уведомить о причине отказа и разъяснить порядок обжалования решения.

Требования указанного Положения Управлением труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым не выполнены. С учетом приведенного суд пришел к выводу о том, что «.. право ДЭЮ и ее семьи было нарушено формальным отказом в принятии заявления, поданного в порядке Закона Республики Крым № 631-3PK/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14.08.2019 года, с учетом Положения 574 приостановленных, но не отмененных и в рамках которых разработано Положение №659, являющиеся действующими на момент обращения с заявлением истца в УТСЗН администрации г.Красноперекопска».

Отклоняя доводы ответчика о подаче истцом заявления в период, когда действие Закона Республики Крым № 631-3PK/2019 было приостановлено, суд сослался на отсутствие в Законе Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 переходных положений, что, по мнению суда, давало истцу возможность обратиться в течение 12 месяцев после рождения ребенка в УТСЗН за предоставлением государственной услуги по назначению «Выдача сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий», а УТСЗН обязан был рассмотреть заявление с учетом прав, гарантированных Законом Республики Крым №631-3PK/2019.

Обжалуя принятое судом решение, Управление труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым указывает на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, поскольку подача ДЭЮ заявления о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий имела место после приостановления действия Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574 Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Возлагая на Управление обязанность повторно рассмотреть поданное истцом заявление, суд ошибочно исходит из того, что данное заявление подано до вступления в силу Закона Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" и подлежало рассмотрению в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.

В апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым также указано на неправильное применение судом норм права, в том числе Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659, определяющего механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.

Доводы, приведенные в апелляционных жалобах ответчиков, заслуживают внимание.

В силу статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Частями 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В силу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

09.08.2019 Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Настоящий Закон устанавливает дополнительную меру социальной поддержки, обеспечивающую возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, при обеспеченности такой семьи общей площадью жилых помещений не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи (ст. 3).

В соответствии с частью 1 статьи 4 лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в период с 25 августа 2019 года до 31 декабря 2019 года - по 31 декабря 2020 года включительно.

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и порядок выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Советом министров Республики Крым (ч.3 ст. 4 Закона Республики Крым N 631-ЗРК/2019).

В целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки, обеспечивающей возможность улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, в Республике Крым, определения порядка выдачи сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий постановлением Совета министров Республики Крым от 10.10.2019 N 574 утверждено Положение о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", вступившим в силу со дня опубликования 15.10.2020, приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

На основании статьи 2 Закона Республики Крым от 14.10.2020 N116-ЗРК/2020 постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 656 "О приостановлении действия постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574" приостановлено до 1 января 2024 года действие постановления Совета министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N 574 "Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Одновременно постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Данный Порядок определяет механизм предоставления дополни-тельной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020 (то есть по заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до опубликования Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", и по заявлениям о распоряжении средствами единовременной выплаты).

Как усматривается из материалов дела, ДЭЮ обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата 27 июля 2021 года, то есть после приостановления действия Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым".

Сущность приостановления действия правового акта заключается в том, что оно освобождает участников, во взаимоотношениях которых приостанавливается действие закона, от обязанностей выполнять закон в течение периода приостановления. Приостановление не влечет за собой каких-либо изменений в тексте закона и не приводит к автоматической утрате актом юридической силы. Оно лишь приводит к отложению реализации прав и обязанностей в определенных временных пределах.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не соглашается с выводом суда о том, что отказ в принятии заявления ДЭЮ о выдаче сертификата нарушает права истцов, поскольку с приостановлением действия вышеуказанных актов у Управления труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым отсутствовали правовые основания для осуществления действий по рассмотрению такого заявления, проверки документов и принятия решения.

Ссылаясь на постановление Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", суд не принял во внимание, что данный Порядок не регулирует спорные правоотношения, поскольку ДЭЮ не относится к числу лиц, обратившихся с заявлением о выдаче сертификата, до опубликования Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение не отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ, в силу которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

С учетом приведенного на основании п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 02 декабря 2021 года подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска СОА и ДЭЮ в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 02 декабря 2021 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска СОА и ДЭЮ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, Управлению труда и социальной защиты населения администрации г.Красноперекопска Республики Крым о признании незаконным отказа в принятии заявления о выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий – отказать.

Председательствующий:

Судьи: