ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-940/20 от 28.09.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-4140/2020

(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, 2-940/2020)

апелляционное определение

г. Тюмень 28 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Кориковой Н.И.,

судей Забоевой Е.Л., Николаевой И.Н.,

при секретаре Хлебниковой Э.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционному представлению Тобольского межрайонного прокурора на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 15 июня 2020 года, которым постановлено:

«Отказать Тобольскому межрайонному прокурору, действующему в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законных представителей Назарова Вадима Александровича, Назаровой Олеси Александровны, в удовлетворении требований к Администрации г.Тобольска о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) земельного участка, кадастровый <.......>, общей площадью 997 кв.м., по адресу: <.......>, предоставленного многодетной семье Назарова Вадима Александровича, Назаровой Олеси Александровны, и возложении на Администрацию г.Тобольска обязанности обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) данный земельный участок».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Забоевой Е.Л., об обстоятельствах дела, доводах апелляционного представления, прокурора Макарову Н.Т., поддержавшую доводы апелляционного представления, возражения представителя ответчика Администрации г.Тобольска Прохоренко Л.А., согласившейся с решение суда первой инстанции, судебная коллегия

установила:

Тобольский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетних ФИО1, <.......> года рождения, ФИО2, <.......> года рождения, ФИО3, <.......> года рождения, в лице законных представителей Назарова В.А. и Назаровой О.А. с исковым заявлением к Администрации г. Тобольска о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) земельного участка, кадастровый <.......>, общей площадью 997 кв.м, по адресу: <.......>, предоставленного многодетной семье Назарова В.А., Назаровой О.А., и возложении обязанности обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) указанный земельный участок.

Требования мотивированы тем, что в 2019 году семье Назаровых бесплатно предоставлен земельный участок по адресу: <.......>, как многодетной семье, в состав которой также входит ребенок-инвалид, принятой на учет в целях бесплатного и первоочередного предоставления земельного участка на основании распоряжения администрации г.Тобольска от 21 ноября 2014 года, распоряжением от 11 апреля 2019 года предоставлен земельный участок для осуществления индивидуального жилищного строительства, вместе с тем, указанный земельный участок инженерной инфраструктурой (газовыми, электрическими, канализационными сетями, сетями питьевого технического водопровода) и транспортной инфраструктурой не обеспечен. По информации ресурсоснабжающих организаций заявки на технологическое присоединение указанного участка не поступали. В связи с чем лица, получившие указанный земельный участок, лишены возможности осуществлять строительные работы, а также подвести к возводимым жилым домам сети инженерно-технического обеспечения, поскольку для этого отсутствуют необходимые коммуникации. По информации Администрации г. Тобольска финансовые средства в бюджете города на строительство сетей электроснабжения и дорог со щебеночным покрытием на площадке для жилищного строительства по переулку Вертолетный не предусмотрены. В результате неправомерных действий ответчика, не принимающего меры, направленные на своевременное обеспечение выделенного земельного участка возможностью подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, нарушаются социальные права истцов.

Определением Тобольского городского суда Тюменской области от 29 апреля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тюменской области

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Янсуфина М.В., истец Назаров В.А. поддержали заявленные требований по изложенным в иске основаниям, уточнив требования в части установления срока исполнения ответчиком обязанности в течение двух лет.

Представители ответчика Администрации г. Тобольска Прохоренко Л.А. и Тудвасева И.А. возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку Администрацией г. Тобольска не допущено бездействие, меры по обеспечению земельного участка истцов сетями инженерно-технической инфраструктуры принимаются.

Истец Назарова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом принято указанное выше решение, с которым не согласился истец прокурор Тобольской межрайонной прокуратуры Тюменской области В.Г. Пушкарёв, в апелляционном представлении просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что судом необоснованно сделан вывод об отсутствии бездействия Администрации г. Тобольска по тому основанию, что принята Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Тобольск на 2021-2022 годы, разработан проект планировки и межевания территории пер. Вертолетный в г. Тобольске. Сама по себе ссылка на то, что ряд мероприятий запланирован в рамках вышеуказанной программы, как указывает податель жалобы, не свидетельствует о принятии конкретных мер в отношении обустройства земельного участка истцов. Кроме того, земельный участок не обеспечен подъездными путями, улично-дорожная сеть не сформирована, в какую-либо муниципальную программу мероприятия по проектированию и строительству указанного переулка не включены, в то время как обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города обеспечения жителей транспортной инфраструктурой, в том числе, при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законом. Кроме того, судом не дана оценка соблюдению Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации 13 февраля 2006 года № 83, в части получения технических условий для подключения к инженерным сетям перед предоставлением земельного участка заинтересованным лицам, напротив, факт отсутствия технических условий подтверждается АО «СУЭНКО», АО «Газпром газораспределение Север».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Макарова Н.Т. поддержала апелляционное представление по доводам, изложенным в нем.

Представитель ответчика Администрации г. Тобольска Прохоренко Л.А. против удовлетворения апелляционного представления возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Истцы Назаров В.А., Назарова О.А., представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, на уважительность причин своей неявки не указали, ходатайств от них в адрес судебной коллегии об отложении судебного заседания и личном участии не поступило. Судебная коллегия на основании ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении, заслушав стороны, проверив материалы в пределах доводов апелляционного представления, как того требуют положения ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит доводы апелляционного представления заслуживающими внимания, а решение суда первой инстанции – подлежащим отмене в части в силу следующих мотивов.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционного представления, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Судом установлено, из материалов дела следует, не оспорено сторонами, что распоряжением Администрации г. Тобольска «О принятии многодетной семьи на учет в целях первоочередного бесплатного предоставления земельного участка» <.......> от 11 апреля 2019 года многодетная семья Назаровых принята на учет в целях первоочередного бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д.25).

Свидетельством о браке и свидетельствами о рождении подтверждается, что Назаров В.А. и Назарова О.А. состоят в браке и являются родителями ФИО1, <.......> года рождения, ФИО3, <.......> года рождения, ФИО2, <.......> года рождения (л.д.15-19).

Справкой серии <.......><.......> подтверждается, что ФИО1 является ребёнком-инвалидом (л.д.19-20).

Согласно поквартирной карточке семья Назаровых зарегистрирована по месту жительства по адресу: <.......> (л.д.47).

Распоряжением Администрации г. Тобольска «О первоочередном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность бесплатно Назарову Вадиму Александровичу, Назаровой Олесе Александровне, ФИО1, ФИО2, ФИО3 для индивидуального жилищного строительства по адресу: <.......>» от 23 июля 2019 года № 954-р семье Назаровых в качестве государственной поддержки семьи предоставлен в собственность бесплатно земельный участок по адресу <.......>, для индивидуального жилищного строительства (л.д.28-29,55-56).

Данные обстоятельства подтверждаются: заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка от 10 ноября 2014 года (л.д.23), заявлением о включении семьи в перечень многодетных семей, имеющих право на первоочередное бесплатное предоставление земельного участка (л.д.30,46), распоряжением Администрации г.Тобольска «О принятии многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка» от 21 ноября 2014 года № 2267 (л.д.31), распоряжением Администрации г.Тобольска «О принятии многодетной семьи на учет в целях первоочередного бесплатного предоставления земельного участка» № 826 от 11 апреля 2019 года (л.д.25,54), письмом Администрации г.Тобольска «О постановке на учет в целях первоочередного бесплатного предоставления земельного участка» от 17 апреля 2019 года (л.д.52-53), уведомлением о предлагаемом земельном участке от 22 мая 2019 года (л.д.26-27,57-58), согласием с предложенным вариантом предоставления земельного участка (л.д.48-49), письмом Администрации г.Тобольска «О бесплатном предоставлении земельного участка» от 26 июня 2019 года (л.д.50-51), согласием с предложенным вариантом предоставления земельного участка от 11 июня 2019 года (л.д.24), выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.21-22,43-45).

По информации Администрации г. Тобольска от 27 марта 2020 года земельный участок по адресу: <.......>, обеспечен доступом к транспортной инфраструктуре. Для решения вопроса по строительству сетей электроснабжения и дорог с щебеночным покрытием на площадке для жилищного строительства по переулку Вертолетный необходимо выполнить проектную документацию с обязательным получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства. По состоянию на 22 марта 2020 года выполнены предварительные расчеты стоимости разработки проектной документации по строительству сетей электроснабжения и дорог с щебеночным покрытием на площадке для жилищного строительства по переулку Вертолетный, финансовые средства в бюджете города на данные мероприятия в текущем году не предусмотрены, при формировании бюджета на 2021 год и последующие годы, финансовые средства на разработку проектной документации по строительству сетей электроснабжения и дорог с щебеночным покрытием на площадке для жилищного строительства по переулку Вертолетный будут рассмотрены, исходя из финансовых возможностей бюджета города (л.д.32-33, 34).

По информации АО «СУЭНКО» от 19 апреля 2019 года на запрос МАУ г. Тобольска Архитектура и градостроительство о предоставлении информации по подключению жилого микрорайона <.......> к сетям электроснабжения, в пределах указанной на плане застройки находятся электрические сети АО «СУЭНКО», для подключения жилого микрорайона «<.......>» потребуется сооружение нескольких ТП-10/0,4 кВ в центрах электрических нагрузок и строительства отходящих ВЛ-0,4 кВ и КЛ-0,4 кВ. (л.д.65-71)

В ответном письме АО «СУЭНКО» от 26 августа 2019 года (л.д.64) на запрос комитета градостроительной политики Администрации г.Тобольска о предоставлении технических условий по подключению жилого микрорайона пер.Вертолетный к сетям теплоснабжения указано, что подключение к системе централизованного теплоснабжения объекта для индивидуального жилищного строительства по адресу: <.......>, нецелесообразно в связи с его нахождением за пределами границ определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения; заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям, сетям водоснабжения и водоотведения по адресу: <.......>, в адрес АО «СУЭНКО» не поступала.

По информации АО «Газпром газораспределение Север» от 26 марта 2020 года техническая возможность газификации жилого дома на участке по адресу: <.......>, имеется, ориентировочное расстояние от точки врезки до границ земельного участка составляет 180 метров, запрос от Департамента градостроительства и землепользования Администрации г.Тобольска с обращением Назарова В.А. на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) не поступали (л.д.72).

Из информации МАУ г.Тобольска Архитектура и градостроительство от 30 декабря 2019 года следует, что ими подготовлен проект планировки и межевания территории <.......> в городе <.......> (л.д.118-119), согласно соглашению № 1/3 о предоставлении из бюджета города муниципальному автономному учреждению субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и дополнительных соглашений к нему (л.д.120-136).

Распоряжением Администрации г.Тобольска от 14 ноября 2018 года № 27-рк утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Тобольск на период до 2028 года включительно, 2029-2031 годы, которой предусмотрено строительство инженерных коммуникаций по пер. Вертолетный в период на 2021-2022 годы (л.д.137-143).

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями пп. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации положениями п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», ст. 4.1 Закона Тюменской области от 05 октября 2011 года №64 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», разъяснениями содержащимися определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 года №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчиком принимаются меры по обеспечению земельного участка, предоставленного истцам, системой коммунальной инфраструктуры. Так, Администрацией г. Тобольска принята Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Тобольск на период до 2028 года включительно, 2029-2031 годы, в рамках которой разработан проект планировки и межевания территории пер. Вертолетный в городе Тобольске. Таким образом, незаконного бездействия по обеспечению системой коммунальной инфраструктуры предоставленного истцам земельного участка со стороны Администрации г. Тобольска не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований нет.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в иске прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению объектами инженерной и дорожной инфраструктуры предоставленного семье Назаровых для целей индивидуального жилищного строительства земельного участка, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению в возникших правоотношениях (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.

Распоряжением Администрации города Тобольска от 23 июля 2019 года № 954-р многодетной семье Назаровых, в составе которой имеется ребенок- инвалид, в качестве мер государственной поддержки семьи в первоочередном порядке предоставлен в собственность бесплатно земельный участок по адресу: <.......>, для индивидуального жилищного строительства (л.д.28-29,55-56).

В силу ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований. В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства. При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Законом Тюменской области от 05 октября 2011 года №64 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», ст.4.1 предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые в соответствии с настоящим Законом, обеспечиваются устанавливаемыми Правительством Тюменской области условиями для технологического присоединения создаваемых на них жилых домов к электрическим сетям. Мероприятия, требуемые для обеспечения земельных участков указанными условиями, в случае, если они не предусмотрены инвестиционными программами субъектов электроэнергетики, реализуются в пределах средств областного бюджета.

Согласно ст. 40 Устава г. Тобольска, Администрация города создает условия для индивидуального жилищного строительства и объектов социально-культурного назначения, организует энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях реализации указанных полномочий, распоряжением Администрации г. Тобольска от 14 ноября 2018 года № 27-рк утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Тобольск на период до 2028 года включительно, 2029 - 2031 годы справочно, согласно которой разработан проект планировки и межевания территории <.......> в городе Тобольске. Первое строительство инженерных коммуникаций по <.......> в <.......> предусмотрено Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Тобольск на 2021-2022 годы (л.д.137).

Как указывает представитель ответчика Прохоренко Л.А., в соответствии с Программой по адресу: г.Тобольск, <.......>, запланированы следующие мероприятия:

- в системе электроснабжения: строительство электросетевых объектов электроснабжения (ТП, РП, КТП, сетей 0-0,4 кВ и др.) для подключения потребителей новых микрорайонов, срок реализации - 2021;

- в системе газоснабжения: строительство газопроводов низкого и среднего давления, которые предназначены для газоснабжения потребителей (жилых домов и объектов социально - бытового назначения) новых микрорайонов, срок реализации - 2021-2022 (указанные данные включены в Программу справочно, поскольку мероприятия по газификации населенных пунктов осуществляются в рамках Программы газификации Тюменской области на 2019-2023 годы, утвержденной Постановлением Губернатора Тюменской области от 29 ноября 2019 года №169;

- в системе водоснабжения: строительство уличных, внутриквартальных сетей, вводов районов усадебной застройки - строительство сетей водоснабжения в перспективном районе индивидуальной жилой застройки в Подгорной части (<.......>), срок реализации 2021-2022 гг., 2025-2026 гг., 2023-2027 гг. (вводы):

- в системе водоотведения: строительство уличных самотечных сетей канализации в Подгорной части (пер. Вертолетный, <.......>), срок реализации 2021 -2022 гг., 2025-2026 гг., вводы до 2028 года.

Технологическое присоединение объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения в виде водоснабжения, электроснабжения, газопровода, транспортной инфраструктуры отсутствуют, что послужило поводом обращения с заявлениями о защите интересов в судебном порядке.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Как следует из материалов дела, предоставленный Администрацией г.Тобольска многодетной семье Назаровых земельный участок для индивидуального жилищного строительства на дату его предоставления не был оснащен объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация г.Тобольска на дату рассмотрения спора судом также не обеспечила указанный земельный участок объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам), тем самым не обеспечена возможность ведения истцами строительства и беспрепятственное подключение к инженерно-техническим сетям, чем нарушаются их права и законные интересы.

Поскольку указанная обязанность ответчиком не выполнена, основания для отказа в иске в части возложении её выполнения на данный орган муниципального образования у суда первой инстанции отсутствовали.

Судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции и соответствующие возражения ответчика об отсутствии установленного срока выполнения данной обязанности, поскольку, как Конституционный Суд Российской Федерации, вопрос с организацией и обеспечением земельных участков, предоставленных многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, должен был решен или при их предоставлении либо в течение разумного срока после такого предоставления. С даты предоставления земельного участка семье Назаровых на дату рассмотрения спора судом прошло почти 11 месяцев.

Судебная коллегия полагает, что возложение на ответчика обязанности обеспечить спорный земельный участок инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) соответствует положениям пункта 5 части 1 статьи 16, пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, статье 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункту 1 части 2 статьи 3, пунктам 1, 4, 5 части 1 статьи 3, пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2001 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункту 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года № 372.

Ответчиком в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) земельного участка, предоставленного многодетной семье Назаровых 23 июля 2019 года для целей индивидуального жилищного строительства, при том, что обязанность представления указанных доказательств возлагается на ответчика как обязанное лицо.

Принимая во внимание, что с 2019 года по день рассмотрения дела в суде земельный участок истцов не обеспечен надлежащей инфраструктурой, позволяющей использовать его по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство), решение суда первой инстанции в части отказа в иске о возложении по выполнению данной обязанности не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в указанной части, судебная коллегия полагает необходимым обязать Администрацию г. Тобольска оборудовать спорный земельный участок указанной инфраструктурой в двухлетний срок.

Как установлено судом первой инстанции, первое строительство инженерных коммуникаций по пер. Вертолетный предусмотрено Программой развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Тобольск на 2021 -2022 годы.

В целях реализации программных мероприятий в настоящее время Администрацией города Тобольска подготовлена проектная документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) пер. <.......> Утверждение данной документации в соответствии с частью 13.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предполагает обязательную процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний. Проведение публичных слушаний по данному вопросу до настоящего времени было затруднено вследствие введения режима повышенной готовности согласно п. 3.1 Постановления Правительства Тюменской области от 17.03.2020 № 120-п.

При этом, учитывая комплекс мер, принимаемых в целях благоустройства <.......> Администрацией г. Тобольска, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признания бездействия незаконным, полагая, что бездействие по спорному вопросу, как таковое, со стороны ответчика отсутствует, описанные в решении суда меры для обеспечения земельного участка необходимыми для строительства индивидуального жилого дома объектами инженерной инфраструктуры Администрацией г.Тобольска принимались, но не были достаточно эффективными, не достигли своего ожидаемого результата, что, в то числе, объясняется особенностями организации обеспечения объектов инженерной и дорожной инфраструктуры, объемом и характером требуемых организационных и технических мероприятий, особенностями финансирования и освоения муниципальных средств, участия иных ресурсоснабжающих организаций, определенными ограничениями в связи с распространением короновирусной инфекцией.

Определяя срок исполнения решения суда, судебная коллегия учитывает, что заявленный прокурором срок является разумным, с учетом приведенных выше обстоятельств, периода финансового года и возможности утверждения бюджета года на очередной финансовый год.

Новое решение принято в пределах заявленных прокурором исковых требования на основании ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции. Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 22 июня 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении искового заявления Тобольского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, ФИО3 в лице законных представителей Назарова Вадима Александровича и Назаровой Олеси Александровны к Администрации города Тобольска о возложении обязанности обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) земельный участок, принять новое решение в данной части об удовлетворении иска.

Обязать Администрацию г. Тобольска в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дороги к земельным участкам) земельный участок, кадастровый <.......>, общей площадью 997 кв.м, расположенный по адресу <.......>, предоставленный многодетной семье Назарова В.А., Назаровой О.А.

Обязать выполнить указанные работы в течение 2 лет с даты вступления в законную силу настоящего решения.

В остальной части апелляционное представление прокурора оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Н.И. Корикова

Судьи коллегии: Е.Л. Забоева

И.Н. Николаева