ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-945/20 от 01.02.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-945/2020 (№ 33-1979/2021 (33-21643/2020)

город Уфа 1 февраля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Фроловой Т.Е.,

судей Науширбановой З.А., Сыртлановой О.В.

при секретаре судебного заседания Латыповой Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия по гражданским делам

у с т а н о в и л а:

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о предоставлении доступа в жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что в 15 октября 2019 года в Госкомитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору поступило обращение МБУ «Архитектура и градостроительство» муниципального района Туймазинский района Республики Башкортостан о том, что гражданином ФИО2, проживающим по адресу: адрес, осуществлена самовольная перепланировка жилых помещений. В ходе предварительной проверки по обращению установлено, что собственником указанного жилого помещения является ФИО1 Распоряжением Госкомитета Республики Башкортостан была назначена внеплановая выездная проверка с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением перепланировки и (или) переустройства жилого помещения, изложенных в обращении. В ходе проверки в адрес собственника жилых помещений ФИО1 направлялись уведомления о проведении проверки, назначенные на 25 декабря 2019 год и 10 февраля 2020 года, однако в назначенное время по уведомлению собственник ФИО1 на проверку не явилась, доступ в жилое помещение не обеспечила.

В связи с чем, истец просит возложить на ФИО1 обязанность по предоставлению доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, для проведения проверки на предмет соблюдения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, установленных законодательством Российской Федерации.

Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2020 года исковое заявление Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору удовлетворены. На ФИО1 возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить должностным лицам Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: адрес для проведения проверки на предмет соблюдения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, установленных законодательством Российской Федерации. Если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

ФИО1 не согласилась с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отметить и принять по делу новое решение об отказе Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение судом норм материального права. Кроме того указывает на ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела и вынесение решения суда без ее участия и нарушение судом правил подсудности, поскольку согласно статье 30 ГПК РФ иски предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГК Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору – ФИО3, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно положениям частей 1, 2, 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Из материалов гражданского дела усматривается и установлено судом, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес, кв., 8, что подтверждается выпиской из ЕГРН от дата.

15 октября 2019 года в Государственной жилищной инспекции Республики Башкортостан от МБУ «Архитектура и градостроительство» муниципального района Туймазинский района Республики Башкортостан поступило обращение о проведении проверки законности осуществления ФИО2 перепланировки жилого помещения по адресу: адрес.

В связи с указанным обращением инспекцией была инициирована проверка жилого помещения по адресу: адрес, на предмет соблюдения правил пользования жилыми помещениями, порядка переустройства и перепланировки, о чем издано распоряжение Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 19 ноября 2019 года № 5871.

19 ноября 2019 года в адрес ФИО1 было направлено уведомление о проведении проверки 25 декабря 2019 года по адресу: адрес необходимости обеспечить доступ в квартиру. Данное уведомление ответчиком не получено, доступ в жилое помещение ответчиком обеспечен не был, о чем составлен соответствующий акт.

25 декабря 2019 года инспекцией по адресу: адрес было направлено повторное уведомление о проведении проверки 10 февраля 2020 года. Указанное уведомление ответчиком также получено не было, в день проверки доступ в квартиру ответчика обеспечен не был, о чем составлен соответствующий акт.

Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы миграционного пункта ОМВД России по Кигинскому району ответчик ФИО1 снята с регистрационного учета дата с адреса: адрес, без указания адреса убытия. (л.д. 76).

Предметом проверки, в соответствии с ч. 4 ст. 20 ЖК РФ, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 года № 504 «О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 09.08.2017 года № 460 утвержден административный регламент исполнения Госкомитетом РБ государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан (далее - административный регламент».

Согласно п. 3.6.2 административного регламента одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки в отношении граждан является поступление в Госкомитет РБ обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов власти о фактах нарушения гражданами обязательных требований.

В соответствии с п. 3.6.11 административного регламента внеплановые выездные проверки в отношении граждан проводятся на основании распоряжения Госкомитета РБ.

В силу изложенных норм, Государственный комитет РБ по строительному и жилищному надзору имеет право требовать обеспечение доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет наличия либо отсутствия перепланировки в квартире ответчика, такое право имеется у инспекции в силу прямого указания в законе.

Порядок проведения внеплановой проверки урегулирован Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 09.08.2017 № 460 «Об утверждении Административного регламента исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан», в соответствии с которым внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Внеплановая выездная проверка в отношении гражданина проводится по месту нахождения жилого помещения гражданина.

Согласно п. 3.6.13 административного регламента уведомление направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой с уведомлением о вручении, посредством электронной почты (при наличии адреса электронной почты) либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения уведомления адресату.

Таким образом, порядок уведомления собственника о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками государственного комитета, извещение, дважды направлялось в адрес ответчика по месту нахождения его имущества - адрес. Сам факт не извещения ответчика по фактическому месту жительства не может иметь определяющего значения при разрешении вопроса о предоставлении допуска в жилое помещение, поскольку ФИО1 извещалась по адресу квартиры, собственником которой она является, что не противоречит требованиям административного регламента.

При этом ответчик уклоняется от проведения проверки на предмет нарушения правил пользования жилым помещением, добровольно предоставить квартиру для осмотра отказывается, о чем свидетельствуют акт проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 25 декабря 2019 года №..., от 10 февраля 2020 года №....

Кроме того, право допуска в квартиру, принадлежащую ответчику на праве собственности, в силу закона обусловлено тем, что это необходимо для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций, то есть необходимостью обеспечения безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме.

Оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, ответчик злоупотребила своими правами собственника жилого помещения.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного заседания несостоятельны, поскольку судом первой инстанции не нарушены нормы гражданского процессуального законодательства, суд неоднократно извещал ответчика о времени и месте разбирательства дела по всем известным суду адресам, однако ответчик судебную корреспонденцию не получал, в связи с чем она возвращалась в суд с отметкой «об истечении срока хранения».

В суд апелляционной инстанции ответчик также не явился, повестки о слушании дела направлены по всем известным адресам, в том числе и по адресу указанному в апелляционной жалобе, сведений об ином месте жительства ответчика не указали. Извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции доставлены сотрудниками Почты России в адрес ответчика заблаговременно, о чем свидетельствует почтовое уведомление и конверт.

Довод апелляционной жалобы о том, что дело рассмотрено с нарушением правил подсудности, основан на неверном толковании норм процессуального права.

В силу ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

С учетом изложенного, исключительная подсудность устанавливается для исков о любых правах на объекты недвижимости.

Между тем, в исковом заявлении истец просит суд предоставить доступ в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом в иске не содержится каких-либо требований, указывающих на наличие спора о праве на недвижимое имущество между истцом и ответчиком.

Требование о предоставлении доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме не является самостоятельным спором о правах на это имущество. Материально-правовой предпосылкой такого рода спорных отношений является неисполнение требований по предоставлению доступа в жилое помещение, в связи с чем статья 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к указанным выше требованиям применению не подлежит.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции, имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда по существу заявленных требований.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

о п р е д е л и л а:

решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Справка: судья 1-ой инстанции: ФИО4