ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-945/2023 от 09.08.2023 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 2-945/2023;

33-5686/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 августа 2023 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Булгаковой М.В.,

судей областного суда Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,

при секретаре Елизарове А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене решения комиссии Управления судебного департамента в Республике Башкортостан по назначению ежемесячного пожизненного содержания, выплате выходного и единовременного пособия,

по апелляционной жалобе Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан

на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения истца ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании незаконным и отмене решения комиссии Управления судебного департамента в Республике Башкортостан по назначению ежемесячного пожизненного содержания, выплате выходного и единовременного пособия, указав, что является судьей ***. 25 ноября 2022 года им было подано заявление в Управление Судебного департамента в Республике Башкортостан о назначении надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку и имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающему работать. Решением комиссии Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан, оформленным протоколом от 9 декабря 2022 года , ему отказано в назначении указанной надбавки. Данное решение мотивировано тем, что в стаж работы в должности судьи не может быть включен период работы в Федеральной службе судебных приставов. Считал, что указанное решение комиссии, оформленное протоколом от 9 декабря 2022 года , подлежит отмене. Обеспечение установленного порядка деятельности судов, обеспечение исполнения актов судебных и других органов в структуре органов исполнительной власти Российской Федерации отнесено к полномочиям органа юстиции. Данные задачи выполнялись созданной в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» службой судебных приставов, которая с момента образования вошла в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. В последующем ФССП России переданы функции органа юстиции по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, а главные управления Министерства юстиции РФ по субъектам РФ были реорганизованы в территориальные органы Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы судебных приставов. В связи с указанной реорганизацией путем разделения ГУ Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан, в котором истец работал, прекратило свою деятельность 20.12.2004 года, а с 1.01.2005 истец в порядке перевода был принят и назначен на должность начальника отдела по организации работы по оценке и реализации имущества должников в ГУ ФССП РФ по Республике Башкортостан. С учетом изложенного, полагал, что имеются правовые основания для установления его работы с 1 января 2005 года по 10 сентября 2013 года в органах юстиции Российской Федерации соответствующей требованиям статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 года). Считая свои права нарушенными, истец с учетом уточнений исковых требований просил:

1) признать незаконным и отменить решение комиссии Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан, оформленное протоколом от 9 декабря 2022 года , в части отказа во включении в стаж ФИО1, необходимый для назначения ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном объеме, но продолжающему работать, периода работы с 1 января 2005 года по 10 сентября 2013 года;

2) обязать Управление Судебного департамента в Республике Башкортостан включить ФИО1 в стаж, необходимый для назначения ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном объеме, но продолжающему работать, период работы с 1 января 2005 года по 10 сентября 2013 года:

- с 1 января 2005 года по 27 января 2005 года - в должности начальника отдела организации работы по оценке и реализации имущества должников Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан;

- с 28 января 2005 года по 18 октября 2005 года - в должности исполняющего обязанности заместителя руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - заместителя главного судебного пристава Республики Башкортостан;

- с 19 октября 2005 года по 24 августа 2006 года - в должности начальника юридического отдела Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан;

- с 25 августа 2006 года по 10 сентября 2013 года - в должности заместителя руководителя Главного управления (после переименования - Управления) Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - заместителя главного судебного пристава Республики Башкортостан;

3) обязать Управление Судебного департамента в Республике Башкортостан назначить ФИО1 надбавку к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном объеме, но продолжающему работать с 25 ноября 2022 года (с даты регистрации заявления в УСД по РБ) и произвести перерасчет с указанной даты.

Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме к Управлению Судебного департамента в Республике Башкортостан. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан отказано.

В апелляционной жалобе Управление Судебного департамента в Республике Башкортостан просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 688 ФИО1 назначен судьей ***.

25 ноября 2022 года судьей ФИО1 подано заявление в Управление Судебного департамента в Республике Башкортостан о назначении надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку и имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающему работать.

Решением комиссии Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан, оформленным протоколом от 9 декабря 2022 года , ФИО1 отказано в назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания как судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающему работать.

Из данного решения следует, что в стаж работы в должности судьи ФИО1 включены следующие периоды: с 27 марта 2001 года по 31 декабря 2004 года - ведущий специалист, главный специалист отдела организации работы судебных приставов-исполнителей, исполняющий обязанности начальника отдела правового обеспечения, взаимодействия со специализированными организациями, начальник отдела правового обеспечения, взаимодействия со специализированными организациями Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан (3 года 9 месяцев 4 дня); с 11 сентября 2013 года по 9 декабря 2022 года (день рассмотрения заявления комиссией) - судья *** (9 лет 2 месяца 28 дней), всего 13 лет 2 дня.

В стаж работы в качестве судьи не включен период работы ФИО1 с 1 января 2005 года по 10 сентября 2013 года в Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан на основании пункта 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной Приказом Верховного Суда Российской Федерации № 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 234 от 10 августа 2015 года, поскольку органы и учреждения Федеральной службы судебных приставов не входят в состав аппарата органов министерства юстиции. Соответственно стаж работы в органах Федеральной службы судебных приставов не может быть приравнен и принят как стаж работы в аппарате министерства ( управления, отдела) юстиции. (том 1, л.д. 13-16).

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в его определениях и постановлениях, исходил из того, что Федеральная служба судебных приставов как орган юстиции является преемником функций Министерства юстиции РФ в части осуществления принудительного исполнения судебных актов и актов других органов вследствие перераспределения полномочий между указанными государственными органами на основании указов Президента РФ.

Кроме того, суд учел, что присвоенному ФИО1 классному чину «***», установленному для работников органов юстиции на основании Постановления Президиума ВС РСФСР от 01.07.1991 N 1506-1, соответствует классный чин юстиции «***», что предусмотрено Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1554.

Указанное обстоятельство также свидетельствует об отнесении истца к категории работников органов юстиции.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным и отмены в части решения комиссии Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан по назначению ежемесячного пожизненного содержания, выплате выходного и единовременного пособия, отраженного в протоколе об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания как судье, имеющему право на получение ежемесячного

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.

Как следует из трудовой книжки истца (т.1,л.д.17-33), 21.06.2000 ФИО1 принят на государственную службу и назначен на должность специалиста 1-ой категории отдела организации работы судебных приставов-исполнителей Министерства юстиции Республики Башкортостан.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.11.2000 года № 1920-к Министерство юстиции Республики Башкортостан преобразовано в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от 12.02.2001 года № 111-к ФИО1 принят на государственную службу в порядке перевода из Министерства юстиции Республики Башкортостан в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан и назначен на должность специалиста 1-ой категории отдела организации работы судебных приставов-исполнителей.

Приказами Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от 27.03.2001 № 290-к ФИО1 переведен на должность ведущего специалиста отдела организации работы судебных приставов-исполнителей, от 10.08.2001 № 763-к - на должность главного специалиста данного отдела, от 29.08.2002 № 622-к - назначен на должность начальника отдела правового обеспечения, взаимодействия со специализированными организациями.

31.12.2004 уволен в порядке перевода в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан согласно пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса РФ (приказ № 1268к от 31.12.2004).

На основании приказа Министерства юстиции РФ № 1465-к от 22.11.2004 Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан реорганизовано в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан.

1.01.2005 ФИО1 назначен на государственную гражданскую должность начальника отдела организации работы по оценке и реализации имущества должников Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (приказ от 31.12.2004).

Приказом ФССП МЮ РФ от 18.01. 2005 года , приказом от 28.01.2005 ФИО1 назначен исполняющим обязанности заместителя руководителя Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - заместителя главного судебного пристава Республики Башкортостан.

Приказом от 18.10. 2005 года ФИО1 принят и назначен на государственную гражданскую должность начальника юридического отдела.

Приказом ФССП России от 25.08.2006 , приказом ГУ ФССП по РБ от 31.08.2006 ФИО1 назначен на должность федеральной государственной гражданской службы заместителя руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - главного судебного пристава Республики Башкортостан.

Приказом ФССП России от 4.09.2013 прекращено действие срочного служебного контракта с ФИО1, заместителем руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан - заместителем главного судебного пристава Республики Башкортостан, с освобождением его от замещаемой должности и увольнением с федеральной государственной гражданской службы 10.09.2013.

Приказом от 11.09. 2013 года ФИО1 зачислен в штат судей ***.

Согласно абзацу первому пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» ежемесячное пожизненное содержание выплачивается пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в стаж работы судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Данные положения в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.10.2014 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" применяются к судьям, назначенным (избранным) на должность судьи после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 22.10.2014 N 309-ФЗ на судей, назначенных (избранных) на должность судьи до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и замещающих указанную должность на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствии с их выбором распространяются положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) или положения статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 года.

Поскольку истец был назначен на должность судьи в 2013 году, он имеет право на применение к нему положений статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 года, согласно которой в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации.

Таким образом, согласно указанным положениям в стаж работы в качестве судьи подлежит включению, в том числе работа в органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 октября 2021 года № 2132-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и частью первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», при установлении периодов работы, подлежащих включению в стаж работы, учитываемый при определении права судьи на ежемесячное пожизненное содержание и исчислении его размера, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией и вправе относить к числу таковых не только период работы непосредственно на должности судьи (т.е. с момента назначения судьей и до ухода (удаления) в отставку), но и периоды работы на иных должностях, если эта работа способствовала формированию знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей судьи.

Указом Президента РФ от 02.08.1999 N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" было утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.

В силу пунктов 1,2 указанного Положения в первоначальной редакции Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Согласно пункту 5 названного Положения основными задачами Минюста России являлись: 1) реализация государственной политики в сфере юстиции; 2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства; 3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; 4) обеспечение установленного порядка деятельности судов; 5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов; 6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Данным Указом в числе вновь создаваемых федеральных министерств, служб, агенств (пункт 13) создана Федеральная служба судебных приставов с передачей ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.

Согласно пункту 2 указанного Положения Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России, Росрегистрации и ФССП России.

В числе функций в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, Минюст России обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб, принимает меры, направленные на ее совершенствование (п.35); осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству Российской Федерации (п.37); принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб (п.40).

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, пунктом 1 которого определено, что Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Согласно пункту 2 Положения основными задачами ФССП России являются: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России.

Из истребованного судом первой инстанции регистрационного дела следует, что в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 1465-к главные управления (управления, отделы) Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации реорганизованы в форме разделения на территориальные органы Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы судебных приставов, с передачей ранее установленной штатной численности работников.

Данным приказом Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан реорганизовано в форме разделения на Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан численностью 896 единиц и Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан численностью 36 единиц.

Таким образом, с учетом положений приведенных актов Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан являлось правопреемником Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в части переданных полномочий по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, при этом координация и контроль за деятельностью данного органа в структуре Федеральной службы судебных приставов сохранены за Минюстом России.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1554 установлено, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах (далее - работники органов юстиции), аппаратах федеральных судов (далее - работники аппаратов судов), Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - работники системы Судебного департамента), квалификационным требованием для замещения которых является юридическое образование, присваиваются в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы классные чины юстиции.

Пунктом 3 данного Указа утверждена таблица соответствия классных чинов юстиции государственным должностям Российской Федерации и должностям федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

Приказом Управления ФССП России по Республике Башкортостан от 17.12.2007 № 1693-к установлено соответствие классному чину юстиции, присвоенному ФИО1 в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 года № 1506-1, - «Советник юстиции 3 класса», классному чину юстиции - «Государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса».

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что характер работы истца, трудовая деятельность которого осуществлялась в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан, после реорганизации данного органа юстиции путем разделения и продолжения истцом работы в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан не изменился.

При этом выполняемые Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан как территориальным органом ФССП задачи и функции в период работы в нем истца с 1.01.2005 по 10.09.2013 осуществлялись в сфере юстиции.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 19 февраля 2002 года № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов Судов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан - судей и судей в отставке», закрепляя в абзаце втором пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года) правила исчисления стажа работы для установления ежемесячного пожизненного содержания при выходе в отставку, законодатель справедливо и правомерно включал в него время работы как в должности судьи, так и по другим юридическим профессиям в государственных организациях, исходя из учета характера и природы этой деятельности. Впоследствии, детализируя данные правила, он частично изменил указанный общий подход, установив в части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», что в стаж, дающий право на назначение ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.

Названное положение получило неоднозначную трактовку при решении вопроса, какие профессии (должности), связанные с функционированием органов юстиции, должны учитываться при исчислении стажа работы по юридической профессии в государственных организациях, что, в частности, позволяло не включать в него работу имевших высшее юридическое образование государственных нотариусов. Тем самым гарантии, введенные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», предполагавшие включение в стаж работы для установления ежемесячного пожизненного содержания времени работы по юридическим профессиям в государственных организациях, в отношении этих лиц ограничивались.

Однако такое ограничение, расходящееся с конституционно - правовым смыслом абзаца второго пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», не может быть признано вытекающим из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации

Правоприменители не вправе придавать части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» иное значение, поскольку это приводило бы к различиям в правовом статусе судей, работавших ранее в государственных организациях по юридической профессии (при наличии высшего юридического образования), которые не вытекают из рода и характера занятий, и, следовательно, к дискриминации, а фактически - к лишению и умалению такой гарантии независимости судей, как право на ежемесячное пожизненное содержание в связи с отставкой (статья 19, часть 1; статья 55, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Принимая приведенную правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации применительно к данному спору, судебная коллегия полагает неправомерным ограниченное толкование положений части первой статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 года, в отношении истца, не допускающее включение в его стаж судьи периода работы, продолженной во вновь созданном в связи с реорганизацией органе и передаче этому органу функций, относящихся к сфере юстиции, и его подведомственности в связи с этим Минюсту России.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что органы и учреждения ФССП не входят в состав аппарата органов министерства юстиции, в связи с чем, стаж работы в органах ФССП не может быть приравнен и принят как стаж работы в аппарате министерства юстиции, являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы об искусственном изменении истцом подсудности спора, выразившемся в предъявлении требований к ненадлежащему ответчику, основанием для отмены решения служить не могут, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик не заявлял ходатайства о передаче дела по подсудности.

Указание в апелляционной жалобе на нарушение обжалуемым решением единства судебной практики отмену решения также не влечет, поскольку разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, к полномочиям которого относится обеспечение единообразного применения законодательства, по вопросу применения вышеприведенных положений закона, не имеется.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Судебного департамента в Республике Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Булгакова

Судьи В.В. Раковский

С.А. Устьянцева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 августа 2023 года