ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-946/2022 от 13.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председательствующий, судья первой инстанции Цветков А.Я. УИД 91RS0014-01-2022-001153-24

Судья-докладчик апелляционной инстанции Белинчук Т.Г. № 2-946/2022

№ 33-7150/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Белинчук Т.Г.,

судей Белоусовой В.В., Бондарева Р.В.,

при секретаре Морозовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополь гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе Администрации Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 01 июня 2022 года,-

У с т а н о в и л а:

05.05.2022 году Прокурор Ленинского района Республики Крым обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим иском.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой было выявлено нарушение законодательства о погребении и похоронном деле, которое выразилось в отсутствии на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела. Отсутствие на территории Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение. В связи с изложенным, просил обязать Администрацию Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 01 июня 2022 года исковые требования прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

На Администрацию Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым возложена обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Не согласившись с указанным решением суда, Администрация Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы администрация выражает свое несогласие с постановленным решением, считает его вынесенным с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также в связи с неверным толкованием и применением норм материального и процессуального права. Ответчик считает, что оснований для удовлетворения данного иска не имеется, поскольку отсутствуют нарушения прав граждан, которое потребовало бы их защиты в судебном порядке. Кроме того, указывает, что специализированная служба по осуществлению погребения умерших на территории Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым не образовывалась в связи с отсутствием бюджетных средств и нецелесообразностью создания таковой на территории отдельного сельского поселения. В настоящее время решается вопрос на уровне администрации Ленинского района о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела, деятельность которой будет распространяться на все сельские поселения Ленинского района Республики Крым. Ссылются на то, что наличие специализированной службы не является гарантией осуществления прав грждлае еа выбор лица, оказываающего ритуальные услуги

Прокурор Шалева М.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу считая выводы решения суда первой инстанции законными и обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, просила решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Информация о назначенном судебном заседании размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на нее, судебная коллегия не находит основания для отмены постановленного решения исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил исходя из следующего.

Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Согласно ч.1, 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).

Из положений ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № 8-ФЗ).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ).

В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории сельского поселения мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению сельских поселений вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в сельском поселении специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, администрация Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым является юридическим лицом и осуществляет от имени муниципального образования Новониколаевское сельское поселение функции органа местного самоуправления.

Проверкой установлено, что на территории Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией поселения не создавалась.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 30.01.2022 года главе администрации Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым внесено представление, в удовлетворении представления отказано.

Согласно ответа администрации Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 14.03.2022 года информация о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела отсутствует.

Указано, что для устранения допущенных нарушений закона, администрацией Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым приняты меры по заключению договора о выполнении ритуальных услуг с государственной организацией, осуществляющей оказание услуг по похоронному праву.

Устав муниципального образования Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым размещен на официальном сайте Администрации Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым https://novonikolaevskoe.rk.gov.ru/ru/document/show/147 и находится в свободном доступе (далее Устав).

Согласно положений ч.1 статьи 4, ч. 1 статьи 47 Устава администрация Новониколаевского сельского поселения является исполнительно-распорядительный органом муниципального образования

В соответствии с п. 24 ч. 1 статьи 5 Устава к вопросам местного значения Поселения относятся: 24) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Полномочия администрации Новониколаевского сельского поселения изложены в статье 49 Устава.

Пунктом 10 части 1 статьи 49 Устава предусмотрено, что администрация Новониколаевского сельского поселения на основании принятых планов и программ комплексного социально-экономического развития Поселения: 10) в сфере исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Поселения федеральными законами и законами Республики Крым; - осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления Поселения, в соответствии с федеральными законами и законами Республики Крым.

Суд первой инстанции, правильно применив к спорным правоотношениям приведенные нормы законодательства, регулирующего спорные правоотношения, на основе анализа и оценки доказательств по делу в соответствии с требованиями действующего законодательства, удовлетворяя заявленные прокурором требования, правильно исходил из того, что со стороны Администрации Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым имеет место неисполнение полномочия органов местного самоуправления, предусмотренного статьями 25, 29 Федерального закона № 8-ФЗ, и свидетельствует о том, что организация ритуальных услуг, отнесенная к вопросам местного значения поселения, в этой части в муниципальном образовании не осуществляется.

С учетом того, что осуществление полномочий по решению вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления, и создание такой специализированной службы носит исполнительно-распорядительный характер, законным и обоснованным является вывод суда о возложении обязанности ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав неопределенного круга лиц отклоняется судебной коллегией, поскольку такая специализированная служба осуществляет функции исполнителя волеизъявления умершего, оказывает гарантированные законом услуги по погребению лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, осуществляет погребение умерших, личность которых не установлена, и иные функции, предусмотренные законом (статьи 6, 9, 12 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"), не создание такой службы нарушает гарантированные законом права неопределенного круга лиц.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,-

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 01 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 20 сентября 2022 года

Председательствующий судья Белинчук Т.Г.

Судьи Белоусова В.В.

Бондарев Р.В.