ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-948/2022 от 20.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-948/2022 № 33-8511/2022

Председательствующий в суде первой инстанции судья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Цветков А.Я. Старова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Старовой Н.А.,

судей Аврамиди Т.С., Гоцкалюка В.Д.,

при секретаре Шерет Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в г. Симферополе по исковому заявлению прокурора Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - администрации Ленинского района Республики Крым, по апелляционной жалобе администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 27.06.2022 года,-

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, в котором просил обязать ответчика в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой было выявлено нарушение законодательства о погребении и похоронном деле, которое выразилось в отсутствии на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, отсутствие которой лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 27.06.2022 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением суда, администрация Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым подала апелляционную жалобу. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что решением сельского совета Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 01.04.2022 года № 131 администрация передала часть полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы администрации Ленинского района Республики Крым, в связи с чем, исковые требования рассмотрены к ненадлежащему ответчику.

Специализированная служба может быть создана только путем учреждения муниципального унитарного предприятия, а согласно Устава администрации принятие решения о создании муниципального унитарного предприятия относится к исключительной компетенции Калиновского сельского совета.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Прокурор в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Администрация Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, апелляционную жалобу удовлетворить.

Администрация Ленинского района Республики Крым явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, в письменных возражениях просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

На основании ч. 5 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой Ленинского района Республики Крым проверкой было выявлено нарушение законодательства о погребении и похоронном деле, которое выразилось в отсутствии на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела.

По результатам проверки внесено представление прокурора об устранении выявленного нарушения от 31.01.2022 года Ленинского района Республики Крым (л.д. 5-7).

Администрацией Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым во исполнение указанного представления, направлен ответ №100 01-13 от 18.02.2022 года, которым сообщено, что инициируется вопрос о передаче полномочий по решению вопросов организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела администрации Ленинского района Республики Крым (л.д. 8).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (ст. 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с названным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (п. 1 и 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона N 8-ФЗ).

Специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (п.п. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в п. 1 ст. 9 Федерального закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (п. 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (ст. 12 ФЗ N 8-ФЗ).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (п.1 ст. 18 ФЗ N 8-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 3 Закона Республики Крым «О погребении и похоронном деле в Республике Крым» от 25.12.2015 года № 200-ЗРК/2015 организация похоронного дела в Республике Крым осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее – органы местного самоуправления). Специализированная служба по вопросам похоронного дела – юридическое лицо, создаваемое органами местного самоуправления, на которое возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших и оказание услуг по погребению.

Согласно ст. 16 Закона Республики Крым «О погребении и похоронном деле в Республике Крым» от 25.12.2015 года № 200-ЗРК/2015 органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших.

Из содержания ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают рядом полномочий, в частности, создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

На основании ч.4 ст. 51 Федерального закона N 131-Ф3 муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно положений п. 22 ч. 1 ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).

Закон Республики Крым от 19.01.2015 г. N 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» закрепляет за сельскими поселениями Республики Крым вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15,18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов), 22, 24, 26, 32, 33.1, 33.2, 34, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть, в том числе и организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с вышеуказанными нормами закона осуществление полномочий по решению вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления.

Кроме того, п. 24 ст. 5 Устава администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, утвержденного решением 4 сессии 1 созыва Калиновского сельского совета Ленинского района от 10.11.2014 г. № 20, предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Администрация Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым является юридическим лицом и осуществляет от имени муниципального образования Калиновское сельское поселение функции органа местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым органом местного самоуправления не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.

Постановлением администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 17.09.2018 года № 54 «О создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Калиновского сельского поселения» утверждено Положение о порядке деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым (л.д.52, 53-57).

Вместе с тем, органом местного самоуправления решения о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым не принималось.

Статьей 9 Закона N 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений ст. 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 этого закона.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории сельского поселения мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N 131-ФЗ к ведению сельских поселений вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Федеральным законом N 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (п. 1 ст. 7), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (ст. 9).

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в сельском поселении специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Непринятие ответчиком мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела противоречит нормам Федерального закона N 8-ФЗ, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на выбор между погребением, включающим в себя гарантированный перечень бесплатных услуг, и погребением за счет собственных средств, с последующим получением социального пособия.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности по созданию специализированной службы на администрацию Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым.

Данный вывод суда первой инстанции мотивирован и основан на установленных по делу фактических обстоятельствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Судебная коллегия отклоняет доводы ответчика в той части, что полномочия по созданию специализированной службы возложены на администрацию Ленинского района Республики Крым.

Решением сельского совета Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 01.04.2022 года № 131 администрация передала часть полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы администрации Ленинского района Республики Крым. Однако, указанное решение не имеет правового значения, по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов.

Как следует из отзыва администрации Ленинского района Республики Крым от 19.09.2022 года № 01-22/5297 администрацией вопрос о принятии от администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым полномочий в части создания на специализированной службы по вопросам похоронного дела не рассматривался, соответствующее решение не принималось, соглашение с администрацией Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о передаче полномочий в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела не заключалось.

Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В связи с отсутствием соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, и, соответственно, отсутствия их официального опубликования (обнародования), решение от 01.04.2022 года № 131 не освобождает администрацию Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от обязанности создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы в той части, что специализированная служба может быть создана только путем учреждения муниципального унитарного предприятия, а согласно Устава администрации принятие решения о создании муниципального унитарного предприятия относится к исключительной компетенции Калиновского сельского совета.

Из содержания ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают рядом полномочий, в частности, создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

На основании ч. 4 ст. 51 Федерального закона N 131-Ф3 муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно п.18 ч.1 ст. 33 Устава администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений относится к компетенции Калиновского сельского совета.

При этом п. 24 ст. 5 Устава администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, регламентировано, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, т.е. относится к компетенции администрации, а не сельского совета.

Кроме того, решением Калиновского сельского совета №82 от 04.06.2015 утвержден Порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий в Калиновском сельском поселении, согласно которому решение о создании муниципального унитарного предприятия принимается сельским советом (п.3.1).

Однако согласно п.3.3 3.4 Порядка проект решения о создании муниципального унитарного предприятия может вносить на рассмотрение Калиновского сельского совета глава администрации. На инициатора возлагается обязанность по подготовке проектов муниципальных правовых актов и других необходимых документов, связанных с созданием предприятия.

Согласно п. 3.7 Порядка принятое сельским советом решение направляется в администрацию Калиновского сельского поселения для реализации мероприятий по созданию муниципального унитарного предприятия. Представителем учредителя муниципального унитарного предприятия выступает администрация Калиновского сельского поселения.

Таким образом, сельский совет принимает решение о создании муниципального унитарного предприятия, а все необходимые действия по его созданию возложены именно на администрацию.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, рассмотрев исковые требования в пределах заявленных требований, правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил материальный закон, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 27.06.2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Калиновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.А.Старова

Судьи Т.С.Аврамиди

В.Д.Гоцкалюк