КОПИЯ
Гр. дело № 2-94/2020
89RS0009-01-2020-000178-31
Материал № 13-35/2023
Судья Аликина Н.А.
Апелляционное дело № 33-2620/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26.09.2023 город Салехард
Судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кайгородова И.В., при ведении протокола секретарем Ишметовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании представление исполняющего обязанности прокурора Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Вихарева С.А. на определение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.07.2023 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу №2-94/2020 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования село Красноселькуп о возложении обязанности организовать водоотведение,
УСТАНОВИЛ:
27.08.2020 Красноселькупским районным судом Ямало-Ненецкого автономного округа постановлено решение, которым удовлетворен указанный иск Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора. На Администрацию муниципального образования село Красноселькуп возложена обязанность в срок до 01.01.2023 организовать в границах муниципального образования село Красноселькуп водоотведение способом, исключающим попадание в окружающую среду неочищенных сточных вод, в том числе, жидких бытовых отходов.
Решение не было обжаловано, вступило в законную силу 29.09.2020.
В целях принудительного исполнения решения суда 15.03.2021 истцу выдан исполнительный лист. Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Красноселькупскому району от 14.04.2023 на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство. Решение суда до настоящего времени не исполнено.
12.07.2023 Красноселькупским районным судом постановлено определение, которым произведена замена должника по гражданскому делу №2-94/2020 на правопреемника - Администрацию Красноселькупского района.
21.07.2023 Администрация Красноселькупского района обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 27.08.2020 по гражданскому делу № 2-94/2020. В обоснование заявления указано, что в настоящее время у заявителя отсутствует возможность исполнить решение суда. В силу п. 4.1. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения относится организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Вопрос местного значения по организации в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом решается заявителем только лишь: с 02.11.2021 после ликвидации муниципальных образований поселений, входящих в состав муниципального образования Красноселькупский район, в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 №ЗО-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Красноселькупский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа». Для исполнения указанного решения суда в 2019 году МУП «БТИ» села Красноселькуп были подготовлены проекты зон санитарной охраны водозаборных скважин: Г-8, Г-14, Г-13, Г-24, Г-20, расположенных в селе Красноселькуп. На проекты зон санитарной охраны скважин были получены заключения Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» от 16.08.2019 № 01-090-Т; 01-091-Т; 01-092-Т о несоответствии проектных материалов санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, кроме того, Северо-Уральским Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в адрес ООО ЭК «ТВЭС» было выдано предписание от 18.12.2020 № 67 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Дальнейшая работа по установлению скважинам зоны санитарной охраны нецелесообразна, так как по данным заключениям они располагаются в зоне застройки, в которую попадают многоквартирные дома, объекты хозяйственной застройки, автомобильные дороги общего пользования местного значения, зона санитарной охраны водопроводных сооружений. Постановлением Администрации Красноселькупского района от 05.12.2022 № 399-П утверждены схемы водоснабжения и водоотведения муниципального округа Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2035 года (с изм. от 30.12.2022 № 439-П, от 30.01.2023 № 20-П). В перспективе развития села Красноселькуп в схемах водоснабжения и водоотведения предусмотрено строительство водозабора и перенос водоочистных сооружений. В соответствии с указанным постановлением в Перечень основных мероприятий по реализации Схемы водоснабжения с. Красноселькуп с разбивкой по годам включено ряд мероприятий. В адрес Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) письмом от 22.06.2022 №153/01-07/8688 был направлен на согласование паспорт инвестиционного проекта по объекту «Канализационные очистные сооружения в с. Красноселькуп, Красноселькупский район, ЯНАО, в том числе проектно-изыскательские работы». Департамент ответил письмом от 11.08.2022 №153/01-07/10992 и сообщил, что согласно решениям аппаратного совещания от 17.03.2021 (протокол № 38) при строительстве канализационных очистных сооружений рекомендовано одновременное строительство централизованных систем водоотведения. В связи с этим предоставленный паспорт инвестиционного проекта «Канализационные очистные сооружения в с. Красноселькуп, Красноселькупский район, ЯНАО, в том числе проектно-изыскательские работы», будет согласован только совместно с паспортом инвестиционного проекта на строительство централизованной системы водоотведения в с. Красноселькуп. После утверждения схемы водоснабжения и водоотведения, согласно графической схеме, начнётся работа по формированию стоимости разработки проекта строительства канализационных очистных сооружений с одновременным строительством централизованных систем водоотведения. После получения стоимости разработки проекта в адрес Департамента будут направлены на согласование проекты строительства канализационных очистных сооружений с одновременным строительством централизованных систем водоотведения на территории сел, входящих в состав муниципального округа Красноселькупский район. Заявителем проведены подготовительные работы, получены актуальные коммерческие предложения на выполнение комплекса работ по обеспечению хозяйственно-питьевым водоснабжением в селе Красноселькуп. В настоящее время совместно с ресурсоснабжающей организацией ООО ЭК «ТВЭС» ведётся работа по формированию технического задания по реконструкции системы водоснабжения, переносу действующих водоочистных сооружений на новое место расположения (район «калтус»), консервации 11 скважин, для получения ценовых предложений по разработке проектно-сметной документации. Согласно коммерческим предложениям стоимость строительства комплексных очистных сооружений в селе Красноселькуп составляет более 500 000 000,00 рублей. Поскольку Красноселькупский район является высокодотационным получателем средств дотаций из окружного бюджета, разработка проектов строительства канализационных очистных сооружений с одновременным строительством централизованных систем водоотведения без участия средств из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа не представляется возможной. Указанное обстоятельство препятствует исполнению исполнительного документа по исполнительному производству в установленный решением Красноселькупского районного суда ЯНАО срок. В связи с этим заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок до 31.12.2025.
Определением судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.07.2023 заявление Администрации Красноселькупского района о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения от 27.08.2020 удовлетворено, заявителю предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31.12.2025.
С таким определением не согласился исполняющий обязанности Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Вихарев С.А., в представлении ставит вопрос об отмене определения судьи с разрешением вопроса по существу, полагая, что правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда не имелось.
В возражениях на представление Администрация Красноселькупского района просит определение суда оставить без изменения, отказать в удовлетворении представления прокурора.
В соответствии с ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление прокурора на определение о предоставлении отсрочки исполнения решения суда рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность определения судьи, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке его исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 203 настоящего Кодекса.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 №104-О разъяснено, что вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка (отсрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер и возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. А саму реализацию указанного правомочия суду в каждом конкретном случае следует осуществлять, обеспечивая разумный и справедливый баланс прав и законных интересов обоих сторон исполнительного производства - должника и взыскателя, но с преимущественной защитой прав и интересов именно последнего. В противном случае может быть нарушен принцип обязательности судебных постановлений, подлежащих неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а правосудие лишится смысла, поскольку не будет достигать своих конечных задач и целей (ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки, лежит на заявителе.
Разрешая вопрос об отсрочке исполнения судебного постановления, суда первой инстанции согласился с доводами заявителя и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления и предоставления отсрочки исполнения решения на срок до 31.12.2025, указав, что должником был проведен ряд мероприятий, направленных на исполнение решения суда, а именно:
- направление на согласование в адрес Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа письмом от 22.06.2022 №153/01-07/8688 паспорта инвестиционного проекта по объекту «Канализационные очистные сооружения в с. Красноселькуп, Красноселькупский район, ЯНАО, в том числе проектно-изыскательские работы», на что получен ответ Департамента от 11.08.2022 № 153/01-07/10992 с рекомендацией об осуществлении при строительстве канализационных очистных сооружений также и строительства централизованных систем водоотведения;
- утверждение Постановлением Администрации Красноселькупского района от 05.12.2022 № 399-П схемы водоснабжения и водоотведения муниципального округа Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа на период до 2035 года (с изм. от 30.12.2022 № 439-П, от 30.01.2023 № 20-П);
- проведение заявителем подготовительных работ, получение актуальных коммерческих предложений на выполнение комплекса работ по обеспечению хозяйственно-питьевым водоснабжением в селе Красноселькуп;
- ведение совместно с ресурсоснабжающей организацией ООО ЭК «ТВЭС» работы по формированию технического задания по реконструкции системы водоснабжения, переносу действующих водоочистных сооружений на новое место расположение (район «калтус»), консервации 11 скважин, для получения ценовых предложений по разработке проектно-сметной документации.
Кроме того, суд указал на отсутствие доказательств, опровергающих перечисленные обстоятельства, а также доказательств, свидетельствующих о недобросовестности должника.
Между тем, как обоснованно указано прокурором в представлении, мероприятия, направленные на исполнение решения суда, должник начал осуществлять спустя почти два года со дня вступления решения в законную силу. Доказательства наличия каких-либо объективных препятствий для исполнения решения в период с 29.09.2020 до 22.06.2022 не представлены.
Ссылка заявителя на подготовку МУИ «БТИ» села Красноселькуп проектов зон санитарной охраны водозаборных скважин необоснованна, поскольку, как указано самим заявителем такие проекты были подготовлены еще в 2019 году, то есть до обращения прокурора в суд с исковым заявлением (22.06.2020).
Кроме того, согласно заявлению о предоставлении отсрочки и приложенным к нему документам, на проекты зон санитарной охраны были получены заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе» от 16.08.2019 о несоответствии проектных материалов санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (также до обращения прокурора в суд), ООО ЭК «ТВЭС» выдано предписание Северо-Уральского Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 18.12.2020 №67.
Вместе с тем, паспорт инвестиционного проекта был направлен в Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа только 22.06.2022, схема водоснабжения и водоотведения утверждена 05.12.2022.
Заслуживает внимания и довод представления прокурора о том, что Администрацией Красноселькупского района в заявлении, и, соответственно, судом в определении не мотивирован срок предоставления отсрочки (до 31.12.2025), не указано, какие именно мероприятия (в том числе, связанные с финансированием), направленные на исполнение решения суда, будут осуществлены в этот срок, не представлены подтверждающие это документы.
Предоставляя отсрочку, суд не учел не только длительность неисполнения судебного постановления об организации водоотведения в течение почти двух лет, отсутствие доказательств необходимости предоставления отсрочки на срок, указанный заявителем, но и тот факт, что сточные воды продолжают сбрасываться на почву, оказывая на окружающую среду негативное воздействие.
При указанных обстоятельствах удовлетворение заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения решения суда будет противоречить принципу проведения судебного разбирательства в разумные сроки, которые исчисляются со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного постановления.
Таким образом, определение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с разрешением вопроса по существу и отказом в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.07.2023 отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления Администрации Красноселькупского района о предоставлении отсрочки исполнения решения Красноселькупского районного суда от 27.08.2020 по гражданскому делу № 2-94/2020 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования село Красноселькуп о возложении обязанности организовать водоотведение отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья И.В. Кайгородова