Судья Коновалова С.А. дело № 33-4992/2022
дело № 2 – 94/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«27» апреля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Станковой Е.А.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Якуниной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках, по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
были удовлетворены вышеуказанные исковые требования ФИО1;
признано незаконным решение ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> об отказе во включении в специальный стаж ФИО1 периодов: работы в должности учителя начальных классов в Заливской средней общеобразовательной школе - саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в учебных командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области возложена обязанность по включению в специальный стаж ФИО1 вышеуказанных периодов работы, нахождения в учебных отпусках, в учебных командировках, а также по назначению досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ;
с ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области в пользу ФИО1 взыскана государственная пошлина в размере <.......>.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках, по назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием педагогического стажа не менее 25 лет.
В специальный стаж было засчитано <.......>.
Однако, по мнению истца, пенсионным органом незаконно было отказано во включении в специальный стаж периодов: работы в должности учителя начальных классов в Заливской средней общеобразовательной школе - саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как учреждение не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, а также нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в учебных командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Истец полагала, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы в области пенсионного обеспечения.
На основании изложенного, истец просила признать незаконным решение ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, возложить на ответчика обязанность по включению вышеуказанных периодов в специальный стаж, по досрочному назначению страховой пенсии по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Утверждает, что период работы не подлежит включению в специальный стаж, так как учреждение не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067. Со ссылкой на п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, выражает несогласие с выводами суда в части включения в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках. Ввиду неправильно подсчитанной продолжительности специального стажа, выражает несогласие с датой назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости. Со ссылкой на Обзор судебной практики ВС РФ № 1 от 7 апреля 2021 г., считает незаконным взыскание расходов по оплате государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению в части даты назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, а также отмене в части взыскания в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины, а в остальной части оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, назначается независимо от их возраста при наличии стажа такой работы не менее 25 лет.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16 июля 2014г. № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ к лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, могут применяться Перечень и Списки должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.; постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно, а также постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 2002 г.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.
При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не возникает.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве педагогического работника на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются: документальное подтверждение занятости в профессиях и в должностях, на работах или условиях, которые предусмотрены Списками, в том числе с предоставлением доказательств постоянной занятости в течение полного рабочего дня на ставку заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ (за исключением учителей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности), а также наличие сведений о льготном характере работы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
При отсутствии сведений о льготном характере работы, работник вправе представить иные письменные доказательства в порядке ст. 59, 60 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием педагогического стажа не менее 25 лет.
В специальный стаж было засчитано <.......>.
Вместе с тем, из специального стажа был исключен период работы истца в должности учителя начальных классов в Заливской средней общеобразовательной школе - саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как по мнению ответчика, учреждение не поименовано Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067.
Данным Списком поименованы должности преподавателей, учителей в школе, а также в детском саду.
Согласно справке № <...> от ДД.ММ.ГГГГ МКОУ «Заливская средняя общеобразовательная школа Октябрьского муниципального района Волгоградской области», Заливская средняя школа была переименована в МОУ – Заливская общеобразовательная школа – сад на основании постановления администрации Октябрьского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О регистрации МОУ - Заливская общеобразовательная школа – сад», МОУ Заливская общеобразовательная школа – сад переименована в МОУ Заливская средняя общеобразовательная школа на основании постановления главы администрации Октябрьского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О регистрации МОУ Заливская средняя общеобразовательная школа».
В соответствии с п. 1.4 устава МОУ «Заливская средняя общеобразовательная школа-сад», зарегистрированного в администрации Октябрьского района Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, по своей организационно-правовой форме «Заливская средняя общеобразовательная школа-сад» является муниципальным образовательным учреждением.
Пунктом 2.4 устава предусмотрено, что школа-сад состоит из четырех ступеней: дошкольное воспитание продолжительностью 3-4 года; начальное обучение 3-4 года; основное общее 5 лет; среднее полное 2 года.
Таким образом, являясь муниципальным образовательным учреждением, Заливская средняя общеобразовательная школа-сад осуществляла образовательный процесс по 4 ступеням.
Кроме того, из представленных документов следует, что тип образовательного учреждения – учебный комплекс «школа-сад» с присвоением названия «Заливская общеобразовательная средняя школа-сад» был утвержден на базе Заливской средней школы и Заливского ясли-сада (приказ отдела по образованию Октябрьского района Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении нового типа учебного заведения общеобразовательная средняя школа-сад»).
Согласно п. 1.1 общих положений устава МОУ Заливская средняя общеобразовательная школа, зарегистрированного постановлением администрации Октябрьского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, образовательное учреждение Заливская средняя общеобразовательная школа является муниципальным образовательным учреждением. МОУ Заливская средняя общеобразовательная школа, создана путем разделения МОУ Заливской общеобразовательной средней школы-сада и является правопреемником прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом.
При этом, до реорганизации и после истец работала в Заливской средней школе в должности учителя начальных классов.
Основной целью деятельности данного учреждения (как в период, когда оно функционировало как МОУ «Заливская средняя общеобразовательная школа-сад», так и в период, когда оно именовалось муниципальное образовательное учреждение Заливская средняя школа, являлось обучение и воспитание разносторонней и духовно развитой, интеллектуально-нравственно убежденной личности.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № <...>н от ДД.ММ.ГГГГ установлено тождество наименования учреждения «комплекс «детский сад - начальная школа (школа)» наименованию учреждения «начальная школа (школа) - детский сад».
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации установлена, в том числе, тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования и образовательным программам начального общего образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида; прогимназия), предусмотренных п. 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о тождественности выполняемых ФИО1 функций, условий и характера ее педагогической работы в Заливской средней общеобразовательной школе-саде, функциям предусмотренного Списком учреждения для детей «начальной школы (школы) – детского сада».
Кроме того педагогическая деятельность истца в образовательном учреждении в спорный период подтверждена справкой уточняющей льготный характер работы от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, их которой следует, что истец являясь учителем начальных классов, имела полную педагогическую нагрузку, что свидетельствует о выполнении ею 2 ступени образовательного процесса, предусмотренного п. 2.4 устава МОУ «Заливская средняя общеобразовательная школа-сад».
В этой связи, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, так как истец осуществляла педагогическую деятельность в детском образовательном учреждении.
Ссылка в жалобе на отсутствие кода льготной работы в выписке из ИЛС застрахованного лица, является несостоятельной, так как право на включение данного периода работы в специальный стаж подтверждено справкой работодателя.
Как следует из обжалуемого истцом решения Пенсионного фонда, ответчик принял решение об отказе во включении в специальный стаж истца периодов: нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нахождения в учебных командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Согласно ст. 173 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии со ст. 166, 167 ТК РФ, служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, командировках и прочие отвлечения по работе являются периодами с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, следовательно, данные периоды подлежат включению в страховой, а также в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и командировках, приравниваются к работе, в связи с чем, исчисление стажа в данные периоды производится в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках, суд правомерно руководствовался ст. 173. 166, 167, 187 ТК РФ и исходит из того, что прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации, учебные отпуска и командировки, а также иные отвлечения по работе, осуществляются по направлению работодателя и являются обязанностью работника, за которым сохраняется рабочее место, производится выплата заработной платы и осуществляются отчисления, в том числе в Пенсионный фонд.
В этой связи, суд пришел к правильному выводу о том, что данные периоды являются периодами работы с сохранением рабочего места, средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Более того, периоды работы истца, предшествующие периодам нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках, а также следовавшие за ними, были включены ответчиком в специальный стаж в бесспорном порядке, следовательно, по общему правилу, оспариваемые периоды, имевшие место в эти периоды работы, также подлежат включению в специальный стаж.
Включение таких периодов в специальный стаж не противоречит п. 5 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы в части даты назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.
Обжалуемым решением ГУ - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в специальный стаж было засчитано <.......>
В обжалуемом решении Пенсионного фонда допущена ошибка при подсчете общей продолжительности специального стажа истца, так как общая продолжительность специального стажа в результате арифметической ошибки была уменьшена на 1 месяц.
По итогам рассмотрения дела в суде первой инстанции в специальный стаж дополнительно подлежат включению периоды работы, нахождения в учебных отпусках и командировках общей продолжительностью <.......>.
Таким образом, на дату обращения в Пенсионный фонд – ДД.ММ.ГГГГ, продолжительность специального стажа истца составила 26 лет 5 месяцев, при необходимом стаже не менее 25 лет.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», лицам, претендующим на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, которые приобретут соответствующий стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных приложениями 6 и 7 к Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-Ф страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п. 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из приложения 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в 2020 г., право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 настоящего закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей право на пенсионное обеспечение может быть реализовано не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, если такое право возникло в 2019 г., и не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, если такое право возникло в 2020 г.
С учетом даты обращения истца с заявлением о назначении пенсии – ДД.ММ.ГГГГ, общая продолжительность специального стажа составила <.......>, следовательно, 25 – летний стаж выработан истцом ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 5 месяцев).
В этой связи, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает у истца ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 18 месяцев), а не с ДД.ММ.ГГГГ, как определил суд первой инстанции.
Кроме того, в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с п. 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации (России) образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации направляются, в том числе на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации (абз. 2 п. 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации, за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709).
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Частью 1 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установлено, что обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Пенсионный фонд Российской Федерации обязан обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием, в том числе на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета (абз. 8 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 3 постановления от 25 июня 2001 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия, по смыслу ст. 7 (ч. 2), 10, 11 (ч. 1), 15 (ч. 2), 39, 45 (ч. 1), 71 (п. «в», «ж»), 72 (п. «ж» ч. 1), 78 (ч. 1), 110, 114 (п. «в», «г», «е» ч. 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Как следует из материалов дела, причиной обращения истца в суд с иском явилось ее несогласие с решением Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, исходя из приведенного выше правового регулирования и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, участие Пенсионного фонда в рассмотрении дела в качестве ответчика, обусловлено осуществлением им как территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации публично-властных полномочий, направленных на защиту государственных интересов в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации, в связи с чем, ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины с положениями п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Указанная правовая позиция подтверждена в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которому признан утратившим силу п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», ранее разъяснявшим, что Пенсионный фонд Российской Федерации не относится к государственным органам, которые в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 ч. 2 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи, оснований для взыскания с ответчика понесенных истцом по делу судебных расходов по оплате государственной пошлины, не имеется.
Кроме того, при обращении с иском в суд, истцом данные требования не были заявлены, что свидетельствует о нарушении судом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении иска в части включения в специальный стаж истца периода работы в должности учителя начальных классов в Заливской средней общеобразовательной школе - саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными, так как истец осуществляла трудовую деятельность в должности учителя в школе, которая изменяла организационно-правовую форму без изменения характера и вида деятельности самого учреждения и должностных обязанностей истца.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, руководствуясь ст. 173, 166, 167, 187 ТК РФ, п. 5 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, суд правомерно пришел к выводу о включении в специальный стаж истца периодов нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках, по назначению досрочной страховой пенсии по старости изменить в части даты назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках, по назначению досрочной страховой пенсии по старости отменить в части взыскания с ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области в пользу ФИО1 государственной пошлины в размере <.......>.
В остальной части решение Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании решения, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов работы, нахождения в учебных отпусках и в учебных командировках, по назначению досрочной страховой пенсии по старости оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: