ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-954/20 от 02.12.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Луценко Е.Ю. дело № 33-3-7887/2020

№2-954/2020

УИД26RS0014-01-2020-001878-24

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Город Ставрополь 02 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего: Турлаева В.Н.

судей: Криволаповой Е.А.. Дробиной М.Л.

при секретаре судебного заседания: Ковтун Ю.С

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НДР на решение Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению НДР к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> об оспаривании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты,

заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.,

установила:

НДР обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> об установлении факта постоянного проживания и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> ей отказано в назначении выплаты, оказываемой в качестве поддержки многодетным семьям, в связи с отсутствием регистрации двоих старших детей по месту жительства на дату рождения третьего ребенка.

В обоснование иска указала, что постоянно проживает в городе Изобильном по <адрес>. Воспитывает троих детей: САР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СЛР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и НСР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с рождением третьего ребенка, по ее мнению, у нее возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемой в случае рождения третьего ребенка после ДД.ММ.ГГГГ до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Решением Изобильненского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований НДР отказано.

НДР с решением суда не согласилась и подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

Полагает, что отсутствие регистрации по месту жительства само по себе не может служить основанием для ограничения права на получение социальной выплаты. Вывод суда о том, что истцом не предоставлено доказательств постоянного проживания старших детей на территории <адрес> на дату рождения третьего ребенка противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав НДР и ее представителя НИИ действующего в соответствии ст 53 ГПК РФ. поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.

В соответствии со ст.265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В соответствии с указанной Концепцией решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами.

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" установлена ежемесячная денежная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории <адрес>, назначаемую в случае рождения в них после ДД.ММ.ГГГГ третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей в <адрес>, ежегодно устанавливаемой нормативным правовым актом <адрес> (далее соответственно - ежемесячная денежная выплата, семьи).

Пунктом 2 Постановления <адрес> от 08.2012 предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата доставляется при соблюдении следующих условий:

-наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей;

-среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого южного дохода, сложившуюся в <адрес> по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году ращения за ежемесячной денежной выплатой;

-наличие регистрации по месту жительства на территории <адрес> у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка.

В соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства определяется как постановка гражданина Российской Федерации регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

В силу статьи 3 вышеуказанного Закона регистрационный учет граждан Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Вместе с тем названной нормой также устанавливается, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанных норм определяющим является сам факт постоянного проживания граждан на территории субъекта Российской Федерации для реализации ими права на получение государственной поддержки как лиц, относящихся к категориям граждан, нуждающихся в данной поддержке.

Таким образом, установление юридического факта проживания старших детей на момент рождения третьего ребенка влечет за собой право в назначение ежемесячной денежной выплаты.

Как установлено судом и следует из материалов дела, НДР воспитывает троих детей: САР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СЛР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и НСР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Истец НДР и её дети САР, С JI.P., НСР зарегистрированы в <адрес>, подтверждается копией паспорта истца НДР, где указано что она зарегистрирована по адресу г Изобильный ул Гайдара, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, САР и СЛР зарегистрированы там же с ДД.ММ.ГГГГ.

Из данных свидетельств о регистрации, видно, что дети истца САР и СЛР на момент рождения третьего ребенка НСР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не были зарегистрированы поместу регистрации матери НДР.

Отказывая в удовлетворении исковых требований НДР об установлении юридического факта, согласно которого ее дети САРДД.ММ.ГГГГ года рождения и СЛР. ДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно проживали на территории <адрес> на дату рождения третьего ребенка НСРР. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд первой инстанции указал, что суду не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в <адрес> старших детей истца САР и СЛР, как того требовала действующая в момент редакция постановления <адрес> от 08.2012 года «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 07. 5.2012 года «О мерах по реализации демографической политики РФ.

Однако, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на нормах материального права.

Абзацем вторым статьи 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ « определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на назначение ежемесячной денежной выплаты, связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории <адрес>, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в <адрес>. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом, НДР и ее несовершеннолетние дети проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: г Изобильный <адрес>. Сама НДР проживает и зарегистрирована в г Изобильный с ДД.ММ.ГГГГ. Она указывает на то, что в этот период времени она проживала с несовершеннолетними детьми САР. ДД.ММ.ГГГГ и СЛР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые на момент рождения третьего ребенка НСР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не были зарегистрированы по месту жительства. Однако, судебная коллегия полагает, что имея возраст 3 и 2 года они не могли проживать отдельно от матери, поскольку в суд не представлены доказательства того, что их мать НДР была лишена родительских прав или дети у нее были отобраны.

Кроме того, на заседание судебной коллегии, представлена справка ГБУЗ СК « Изобильненская центральная больница «,из которой следует, что несовершеннолетние САР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и СЛР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающие <адрес><адрес> действительно наблюдаются в условиях ГБУЗ СК « И РБ» детская поликлиника с рождения и по настоящее время.

.При обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату. Поскольку первичное обращение НДР было ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается зарегистрированным обращением ( л.д. 23 ), то ежемесячная денежная выплата должна быть ей назначена с даты рождения третьего ребенка то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения.

Руководствуясь ст 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила :

Решение Изобильненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ - отменить. По делу принять новое решение, которым исковые требования НДР к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес>- удовлетворить. Установить юридический факт, согласно которого САР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. СЛР, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживали на территории <адрес> на дату рождения третьего ребенка НСРР.

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Изобильненского городского округа <адрес> назначить и выплатить НДР ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка НСРР, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий :

Судьи :