ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-955/2021 от 20.09.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Тукманова Л.И. дело № 33-1989/2022

дело № 2-955/2021

УИД 12RS0001-01-2021-001454-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 20 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Халиулина А.Д.,

судей Кольцовой Е.В. и Иванова А.В.,

при секретаре Козылбаевой Э.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе В. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 июля 2021 года, которым В. отказано в удовлетворении исковых требований к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» о взыскании суммы выплаты стимулирующего характера за стаж педагогической работы с января 2021 года по май 2021 года и денежной компенсации за задержку ее выплаты. С муниципального общеобразовательного учреждения «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» в пользу В. взысканы надбавка за звание «Заслуженный работник образования Республики Марий Эл» и надбавка за почетное звание «Отличник народного просвещения» за май 2021 года в размере 1500 руб., компенсация морального вреда в размере 500 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» (далее – МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа»), в котором в окончательно сформулированных требованиях просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате: 16468 руб. 50 коп. – сумма выплаты стимулирующего характера за стаж педагогической работы за период с января 2021 года по май 2021 года; 1500 руб. – надбавка за звание «Заслуженный работник образования Республики Марий Эл» и почетное звание «Отличник народного просвещения» за май 2021 года, 6080 руб. 20 коп. – оплата отпуска, а также денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 575 руб. 49 коп. и компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В обоснование иска указала, что она работает в МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа», с 21 августа 2018 года переведена на должность педагога-библиотекаря. В соответствии с Положением о новой системе оплаты труда МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа», которое является приложением к коллективному договору, педагогическим работникам устанавливается надбавка за стаж педагогической работы. Названным Положением, а также дополнительным соглашением № 29 от 31 августа 2020 года к трудовому договору № 18 от 1 сентября 2007 года, заключенному между сторонами, В. установлены выплаты стимулирующего характера: надбавка за стаж педагогической работы в размере 30% от начальной ставки учителя, надбавка за звание «Заслуженный работник образования Республики Марий Эл» в размере 1000 руб., за звание «Отличник народного просвещения» в размере 500 руб. В нарушение приведенных положений коллективного и трудового договоров работодателем с января 2021 года по май 2021 года истцу не выплачивалась надбавка за стаж педагогической работы, в мае 2021 года не выплачена надбавка за наличие почетных званий. По этой причине оплата отпуска произведена истцу не в полном объеме. В связи с изложенными обстоятельствами имеются основания для взыскания с ответчика указанной задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку ее выплаты и компенсации морального вреда в указанных выше размерах.

Определением Волжского городского суда Республики Марий Эл от
16 июля 2021 года с учетом определения об исправлении описки от 15 ноября 2021 года принят отказ В. от иска к МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» в части взыскания задолженности по оплате отпуска, производство по делу в данной части прекращено.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Настаивает на том, что Положением о новой системе оплаты труда МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа», которое является приложением к коллективному договору, а также дополнительным соглашением № 29 от 31 августа 2020 года к трудовому договору № 18 от 1 сентября 2007 года, заключенному между сторонами, ей установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе надбавка за стаж педагогической работы в размере 30% от начальной ставки учителя.

В возражениях на апелляционную жалобу МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2022 года решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 июля 2021 года отменено в части, по делу принято новое решение, которым с МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» в пользу В. взыскана задолженность по заработной плате за период с января 2021 года по май 2021 года в размере 16468 руб. 50 коп., денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 249 руб. 65 коп., компенсация морального вреда в размере 2000 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 1 февраля 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В силу части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Заслушав объяснения В., поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 ТК РФ). Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац седьмой части 2 статьи 22 ТК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец на основании трудового договора от принята на работу в МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» на должность воспитателя.

Из записи в трудовой книжке следует, что с 21 августа 2018 года истец переведена на должность педагога-библиотекаря.

Дополнительным соглашением от 31 августа 2020 года к трудовому договору от 1 сентября 2007 года истцу установлена надбавка за стаж педагогической работы в размере 30% от начальной ставки учителя (т. 1, л.д. 21).

В соответствии с пунктом 3.7 коллективного договора, действующего в МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа», заработная плата работников исчисляется в соответствии с трудовым законодательством и включает в себя, в частности выплаты стимулирующего характера, в том числе за интенсивность и высокие результаты труда, за наличие у работника государственных, ведомственных и отраслевых наград, за качество выполняемых работ, за стаж работы и премиальные выплаты на основании оценки эффективности работы сотрудников по итогам работы за установленный период.

Положением о новой системе оплаты труда МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа», которое является приложением указанному к коллективному договору, определено, что размер заработной платы работников учреждения состоит из ставки заработной платы, должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 2.4), к стимулирующим выплатам относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж работы, премиальные выплаты (пункт 2.16), педагогическим работникам устанавливается надбавка за стаж педагогической работы свыше 20 лет в размере 21-30 % (пункт 2.20.1).

За период с января 2021 года по май 2021 года истцу надбавка за стаж педагогической работы работодателем не начислялась и не выплачивалась.

Отказывая в удовлетворении исковых требований В. в части взыскания доплаты за педагогический стаж, суд первой инстанции исходил из того, что указанная доплата за педагогический стаж относится к стимулирующей части фонда оплаты труда МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа», которая распределяется комиссией по распределению стимулирующих выплат работникам МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа»; в период с января 2021 года по май 2021 года доплата за педагогический стаж истцу не распределялась. При этом суд взыскал с ответчика в пользу истца доплаты за почетные звания «Заслуженный работник образования Республики Марий Эл», «Отличник народного просвещения» за май 2021 года, компенсацию морального вреда. Решение суда в указанной части не обжаловано, поэтому в силу части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

С выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований истца судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 (абзац третий подпункта «а» пункта 1) Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.

Установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, в котором к выплатам стимулирующего характера отнесены: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

При этом разъяснено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2012 года № 283 утверждено Положение о новой системе оплаты труда работников государственных организаций Республики Марий Эл, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл.

Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что оплата труда работников учреждений устанавливается на основе ставок заработной платы, окладов (должностных окладов), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно пункту 9 указанного Положения фонд оплаты труда в учреждениях формируется исходя из размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей.

Базовая часть фонда оплаты труда включает ставки заработной платы, оклады (должностные оклады) работников и компенсационные выплаты, стимулирующая часть - выплаты стимулирующего характера.

В соответствии с пунктом 10 указанного Положения размер заработной платы работников учреждений состоит из: ставки заработной платы, оклада (должностного оклада); выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.

Как следует из пункта 29 указанного Положения, к стимулирующим выплатам относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж работы; премиальные выплаты по итогам работы.

В силу пунктов 32, 32.1 указанного Положения надбавка за стаж работы устанавливается педагогическим работникам - за стаж педагогической работы; учебно-вспомогательному и прочему персоналу за стаж работы с детьми либо стаж работы в учреждении: от 1 года до 10 лет - до 10 %; от 10 до 20 лет - до 20 %; свыше 20 лет - до 30 %.

Аналогичные положения о надбавке за стаж работы содержатся в коллективном договоре МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа», Положении о новой системе оплаты труда, которое является приложением к коллективному договору МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа».

Система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ, а также исходя из действующих локальных нормативных актов МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 29-3 «Об образовании в Республике Марий Эл» предоставление субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, осуществляется в размерах, определяемых в соответствии с нормативами, предусмотренными Методикой расчета субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях.

Полномочия по утверждению нормативов для предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований в Республике Марий Эл возложены на Правительство Республики Марий Эл.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема выделенных образовательному учреждению средств, определенного в соответствии с утвержденным Правительством Республики Марий Эл нормативом на текущий год на обучение одного обучающегося, количеством обучающихся.

Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.

Решение принимается комиссией по распределению стимулирующих выплат работникам учреждения, в компетенцию которой входит решение вопросов стимулирующих выплат, премирования и оказания материальной помощи.

Как следует из объяснений истца в судебном заседании в суде апелляционной инстанции, 30 августа 2013 года в МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» утверждено положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам учреждения, в компетенцию которой входит решение вопросов о стимулирующих выплатах, премировании и оказании материальной помощи. На основании представленных оценочных листов данная комиссия утверждает на своем заседании итоговые балы для назначения стимулирующих выплат и определяет их размер. Утвержденный комиссией сводный оценочный лист оформляется протоколом о распределении стимулирующих выплат. На основании решения комиссии издается приказ по школе.

Протоколом общего собрания трудового коллектива МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» от 31 августа 2020 года утвержден состав комиссии по распределению стимулирующих выплат.

В ответ на судебный запрос представлены сведения об объеме фонда оплаты труда работников ответчика в 2020, 2021 годах, размере базовой части фонда оплаты труда. Согласно представленным документам фонд оплаты труда работников на 2020 год закладывался в размере 735063 руб. 64 коп, что составило 98% фонда оплаты труда заложенного учреждением в базовую часть фонда оплаты труда. На стимулирующую часть фонда оплаты оставлено 2% фонда, которая распределена работникам учреждения. Средств на стимулирующую часть фонда оплаты труда на 2021 год не предусмотрено.

Таким образом, учитывая объем фонда оплаты труда работников ответчика, который формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл, размер базовой части фонда оплаты труда, а также средств, выделенных на стимулирующую часть заработной платы, требуемая истцом ежемесячная стимулирующая выплата за стаж работы не могла быть осуществлена за спорные периоды МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа».

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений относительно нее.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 16 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Д. Халиулин

Судьи Е.В. Кольцова

А.В. Иванов

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 сентября 2022 года.

Определение23.09.2022