ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-956/20 от 10.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2020 года по делу № 33-9010/2020

Судья в 1-й инстанции Плиева Н.Г., дело № 2-956/2020

УИД 91RS0001-01-2020-001508-04

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи

Гоцкалюка В.Д.

Судей

Бондарева Р.В.

Матвиенко Н.О.

при секретаре

Александровой А.А.

заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Администрации города Симферополя Республики Крым к Джеваировой Г., третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий по нецелевому использованию земельного участка и запрете использования земельного участка,

по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 августа 2020 года,

у с т а н о в и л а:

Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась в суд с иском к Джеваировой Г. в котором просила признать незаконными действия Джеваировой Г. по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером , площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6) с видами разрешенного использования «бытовое обслуживание», «магазины», «обслуживание автотранспорта». Запретить Джеваировой Г. использовать земельный участок с кадастровым номером , площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6) с видами разрешенного использования «бытовое обслуживание», «магазины», «обслуживание автотранспорта» для размещения на нем одноэтажного не капитального строения, используемого под размещение гаража на несколько стояночных мест, а также двухэтажного некапитального строения, используемого в качестве вспомогательного помещения до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Требования мотивированны тем, что на основании распоряжения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Джеваировой Г. по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6), в ходе которой было установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 29 сентября 2017 года Джеваировой Г. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6), кадастровый , с видами разрешенного использования «бытовое обслуживание», «магазины», «обслуживание автотранспорта». По результатам проверки было выявлено, что ответчик использует земельный участок по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6) не по целевому назначению, когда в силу прямого указания площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6), кадастровый , с видами разрешенного использования «бытовое обслуживание», «магазины», «обслуживание автотранспорта».

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 августа 2020 года в удовлетворении иска Администрации города Симферополя Республики Крым отказано.

В апелляционной жалобе Администрация города Симферополя Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое, об удовлетворении иска в полном объеме. Обжалуемое решение считает необоснованным и незаконным, принятым при неполном выяснении обстоятельств имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права.

Заслушав докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

Согласно положений статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права, к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 49 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13 ноября 2014 года № 61, к полномочиям Администрации города Симферополя Республики Крым относятся осуществление муниципального жилищного, земельного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 29 ноября 2019 года № 1798-01/9 в отношении Джеваировой Г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером , по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6).

По результатам проведенной внеплановой выездной проверки Отделом надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Госкомрегистра Республики Крым составлен акт проверки № 1176 от 27 декабря 2019 года, выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Указанным актом также установлено, что 05 февраля 2018 года в ЕГРН внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание», «магазины» и «обслуживание автотранспорта». Установление вида разрешенного использования земельного участка было внесено на основании заявления собственника земельного участка - Джеваировой Г., а так же письма администрации г. Симферополя от 27 декабря 2017 года о допустимых видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного в границах территории «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1). При этом, согласно письма администрации г. Симферополя от 27 декабря 2017 года , «бытовое обслуживание» и «магазины» являются основными, а «обслуживание автотранспорта» вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка.

В администрацию города Симферополя было направлено уведомление о выявлении самовольной постройки в отношении Джеваировой Г. при осуществлении строительства не капитальных строений и сооружений по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6) «обслуживание автотранспорта».

Установление вида разрешенного использования земельного участка было внесено на основании заявления собственника земельного участка - Джеваировой Г., а так же письма администрации г. Симферополя от 27 декабря 2017 года о допустимых видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного в границах территории «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами» (Ж-1).

При этом, согласно письма администрации г. Симферополя от 27 декабря 2017 года , «бытовое обслуживание» и «магазины» являются основными, а «обслуживание автотранспорта» вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка.

В администрацию города Симферополя было направлено уведомление о выявлении самовольной постройки в отношении Джеваировой Г. при осуществлении строительства не капитальных строений и сооружений по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6).

27 декабря 2019 года главным консультантом отдела надзора за использованием земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель Павленко А.А. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № 1 к акту проверки от 27 декабря 2019 года , согласно которого в результате проверки установлено ненадлежащее использование земельного участка: при установленном основном виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «бытовое обслуживание», «магазины», предполагающем использование земельного участка для размещения объектов капитального строительства, Джеваирова Г. не приступила к строительству объектов капитального строительства.

На проверяемом земельном участке расположено одноэтажное не капитальное строение, используемое Джеваировой Г. под размещение гаража на несколько стояночных мест, а также двухэтажное не капитальное строение, используемое Джеваировой Г. в качестве вспомогательного помещения, что является нарушением требований статей 7. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ - «неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом» и Джеваировой Г. в срок до 27.04.2020 предписано устранить указанное нарушение в порядке, установленном законодательством РФ. Нарушение может быть устранено путем использования земельного участка с кадастровым номером в соответствии с документировано установленным основным видом разрешенного использования - «бытовое обслуживание», «магазины» или внесением изменений (дополнений) в основной вид разрешенного

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 28 мая 2020 года по делу №12-159/2020 Постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заведующего отделом надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Воржева Д.В. № 32 от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Джеваирова Г. отменено. Производство по делу об административных правонарушениях в отношении Джеваировой Г. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Актом проверки №413, составленном на основании Распоряжения Госкомрегистра о проведении внеплановой выездной проверки от 04 июня 2020 года №606-01/9, производство по делу об административном правонарушении №14 в отношении Джеваировой Г. прекращено.

Таким образом, акты, которыми Джеваирова Г. была привлечена к ответственности за нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, в настоящее время отменены.

Кроме того, из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 26 июня 2020 года, усматривается, что земельный участок по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6) поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый . Категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: бытовое обслуживание, магазины, обслуживание автотранспорта.

Из сообщения МКУ Департамента развития муниципальной собственности от 27.12.2017 №, усматривается, что решением 42-ой сессии от 28.04.2016 Симферопольского городского совета Республики Крым 1-ого созыва утверждены временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым. Согласно указанным правилам, земельный участок с кадастровым номером находится в границах «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)». Основные виды разрешенного использования: Для индивидуального жилищного строительства, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, образование и просвещение, обеспечение внутреннего правопорядка, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, культурное развитие, земельные участки (территории) общего пользования, магазины. Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, спорт, обслуживание жилой застройки, обслуживание автотранспорта.

Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает право органов местного самоуправления осуществлять контроль за использованием земель на территории муниципальных образований.

В силу и. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый . Категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: бытовое обслуживание, магазины, обслуживание автотранспорта.

Из сообщения МКУ Департамента развития муниципальной собственности от 27 декабря 2017 года , усматривается, что решением 42-ой сессии от 28 апреля 2016 года Симферопольского городского совета Республики Крым 1-ого созыва №733 утверждены временные правила землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Симферополь (город Симферополь) Республики Крым. Согласно указанным правилам, земельный участок с кадастровым номером находится в границах «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)». Основные виды разрешенного использования: Для индивидуального жилищного строительства, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, образование и просвещение, обеспечение внутреннего правопорядка, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, здравоохранение, культурное развитие, земельные участки (территории) общего пользования, магазины. Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание, спорт, обслуживание жилой застройки, обслуживание автотранспорта.

Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает право органов местного самоуправления осуществлять контроль за использованием земель на территории муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и, обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с абзацем 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по вспомогательному виду разрешенного использования: «обслуживание автотранспорта» (в соответствии с редакцией Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540, действовавшей в период с 24.12.2014 по 04.04.2019), которое допускает размещение на земельном участке временных сооружений, размещение постоянных или временных гаражей с несколькими стояночными местами, стоянок «(парковок), гаражей, в том числе многоярусных (данные обстоятельства подтверждаются и не оспариваются сторонами и отображены непосредственно в исковом заявлении, а также акте проверки Государственного земельного надзора от 27.12.2019 в приложении к иску).

В соответствии с ч. 11 ст. 34 ФЗ № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения Классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.

Законодательством Российской Федерации для собственников земельного участка не установлено сроков для актуализации видов разрешенного использования земельного участка, в связи с внесением изменений в Классификатор.

Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено нецелевого использования ответчиком земельного участка по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6) с кадастровым номером не предоставлено, напротив, материалами дела подтверждается что земельный участок с кадастровым номером , площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (поз. по ГП-6) используется Джеваировой Г. в соответствии с видом разрешенного использования, информация о котором содержится в ЕГРН.

Таким образом судом первой инстанции сделан вывод о необоснованности заявленных исковых требований.

С таким выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 августа 2020 года – оставить без изменений, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий Гоцкалюк В.Д.

Судьи Бондарев Р.В.

Матвиенко Н.О.