Судья Соломахина Е.А. дело № 33-12434/2022
№ 2-957/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Тахирова Э.Ю.,
судей Фетинга Н.Н., Гладких Е.В.
при секретаре Черникове С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Южному военному округу об обязании к совершению определенных действий, по апелляционному представлению Военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 30 март 2022 года. Заслушав доклад судьи Тахирова Э.Ю., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 86 военной прокуратуры обратился в суд с иском к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ об обязании к совершению определенных действий, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В результате проведенной проверки требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования при эксплуатации котельных Минобороны России, было установлено, что на территории военного городка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, располагается теплогенерирующий объект – котельная инв. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Эксплуатация вышеуказанной котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом для эксплуатации оборудования названной котельной используется природный газ, в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом.
Как указал истец, ненадлежащее исполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России своих обязанностей по эксплуатации котельной инв. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной на территории военного городка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
26.07.2021 года по указанным фактам выявленных нарушений закона начальнику жилищно-коммунальной службы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЮВО вынесено представление по их устранению, по результатам рассмотрения которого следует, что Учреждение не намерено проводить установку газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании изложенного, просил обязать филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ установить на котельной инв. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенном городке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, газоочистное оборудование и средства контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда по данному иску в законную силу.
Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 30 марта 2022 года в удовлетворении исковых требований Военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ, отказано.
Не согласившись с решением суда, Военный прокурор 86 военной прокуратуры гарнизона подал апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить.
Выражает несогласие с выводами суда об отсутствии сведений о технической возможности установки газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без проведения реконструкционных мероприятий на вышеуказанной котельной, а также не согласен с выводами суда о необходимости указания конкретного оборудования.
Апеллянт указывает, что оборудование с учетом его технических характеристик предусматривается индивидуально к каждому котлу. При этом ФГБУ «ЦЖКУ» обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного ему в безвозмездное пользование, в связи с чем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России представлено право самостоятельно выбрать марку и модель газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, соответствующим требованиям действующего законодательства. Апеллянт также ссылается на многочисленную судебную практику по аналогичным делам.
Министерство обороны РФ в поданных возражениях опровергает доводы апелляционного представления и просит решение суда оставить без изменения.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы представления и возражений на него, выслушав представителя Министерства обороны РФ ФИО1, представителя ФГБУ «ЦЖКУ» ФИО2, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 86 военной прокуратурой гарнизона, войсковая часть 44662 проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования при эксплуатации котельных Минобороны России, которой установлено, что на территории военного городка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, дислоцированного в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, располагается теплогенерирующий объект - котельная инв. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
В соответствии с п.2588 Приложения к приказу директора Департамента Имущественных отношений Минобороны России от 18.01.2017 № 171 котельная инв. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенная на территории военного городка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, дислоцированного в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, передана в оперативное управление ГУ «Жилищно-эксплуатационная контора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления г.Москвы (в настоящее время - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ).
Проверкой установлено, что эксплуатация вышеуказанной котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом для эксплуатации оборудования названной котельной используется природный газ, в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом.
26.07.2021 по указанным фактам выявленных нарушений закона начальнику жилищно-коммунальной службы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Южному военному округу внесено представление (исх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) по их устранению, по результатам рассмотрения которого военному прокурору гарнизона дан ответ (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), из которого следует, что Учреждение не намерено проводить установку газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Принимая обжалуемое решение, суд исходил из того, что Министерство обороны Российской Федерации является собственником спорного имущества. При этом, котельная расположенная на территории военного городка передана в оперативное управление ГУ «Жилищно-эксплуатационная контора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления г.Москвы (в настоящее время - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).
Установив, что Министерством обороны Российской Федерации возложена на ответчика, то есть ФГБУ «Центральное Жилищно-коммунальное управление» МО РФ обязанность по сохранению и надлежащей эксплуатации вверенного ему имущества, что согласно Устава определен перечень видов деятельности выполняемых учреждением для достижения целей, согласно которого учреждение занимается обслуживанием, то есть текущим содержанием казарменно - жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств о наличии технической возможности оборудовать указанную котельную установкой очистки газа (ввод в эксплуатацию котельной 1971г.) без проведения мероприятий по реконструкции данного объекта и наличия технической возможности его проведения и не указано какое именно оборудование необходимо установить на данной котельной, а равно уведомления собственника имущества Министерство обороны РФ о проводимой проверки, не предоставлялся акт, составленный по итогам проверки и возможности принятия решения, в случае подтверждения выявленных нарушений, о проведении капитального ремонта либо реконструкции данного объекта, так как вопрос о признании объектов Вооруженных Сил РФ нуждающимися в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, а также постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (п. 1 Положения).
Приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155 «О создании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России путем переименования из ГУ «Жилищно-эксплуатационная контора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Жилищно-коммунального отдела Квартирно эксплуатационного управления г. Москвы» с 01.04.2017 создана указанная организация, внесены соответствующие изменения в Устав.
Согласно п. 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 03.03.2017 № 607 (далее - Устав) основными целями является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 21 Устава (в редакции изменений, внесенных приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30.07.2018 № 2025) установлено, что Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию); проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного ему в безвозмездное пользование
Согласно п. 3 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Южному военному округу (далее - Филиал) Филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенного вне места нахождения и осуществляющим его функции на территории Южного военного округа.
В соответствии с п. 2584 Приложения к приказу директора Департамента Имущественных отношений Минобороны России от 18.01.2017 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН котельная НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенная на территории военного городка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, передана в оперативное управление ГУ «Жилищно-эксплуатационная контора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (в настоящее время - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 2 ст. 16 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ отнесены к видам негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе, к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования (ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
В соответствии с ч.7 ст.16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещается эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Установлено, что эксплуатация вышеуказанной котельной осуществляется без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. При этом для эксплуатации оборудования названной котельной используется природный газ, в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред экологии в целом.
Таким образом, ненадлежащее исполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России своих обязанностей по эксплуатации котельной инв. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной на территории военного городка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, без газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Прокурором принимались меры к устранению данного правонарушения ответчиком, однако по результатам рассмотрения представления прокурора был дан ответ, о том, что Учреждение не намерено проводить установку газоочистного оборудования и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности истцом заявленных исковых требований о необходимости обеспечения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем полагает требования военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона войсковой части № 44662 подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 30 март 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования военного прокурора 86 военной прокуратуры гарнизона войсковой части № 44662 в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу об обязании произвести действия – удовлетворить.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации установить на котельной НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной в военном городке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, газоочистное оборудование и средства контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.08.2022г.