ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-959/2021 от 21.04.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Тукманова Л.И. дело № 33-953/2022

№ 2-959/2021

УИД 12RS0001-01-2021-001487-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 21 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Халиулина А.Д.,

судей Лоскутовой Н.Г. и Ваулина А.А.,

при секретаре Цепелевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А. В. А. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2021 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований А. В. А. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл недоначисленных и невыплаченных стимулирующих доплат к заработной плате за период с февраля 2020 года по май 2021 года с учетом неустойки в размере 56060 руб. 72 коп., компенсации морального вреда в размере 5000 руб. отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

А. В.А. обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее – МОУ «Сотнурская СОШ»), в котором в окончательно сформулированных требованиях просила взыскать с ответчика недоначисленные и невыплаченные стимулирующие доплаты к заработной плате за период с февраля 2020 года по май 2021 года с учетом неустойки в размере 56060 руб. 72 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В обоснование иска указано, что истец с января 1978 года работает учителем начальных классов в МОУ «Сотнурская СОШ». В соответствии с коллективным договором ей начислялась доплата за педагогический стаж в размере 30 % от базовой ставки. С февраля 2020 года ответчик в одностороннем порядке указанную доплату отменил, о чем работников не уведомил. В дополнительном соглашении на 2020-2021 учебный год предусмотрена доплата за педагогический стаж в размере 30 % от базовой ставки, однако, со слов руководителя учреждения данное дополнительное соглашение утеряно.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе А. В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом не принято во внимание отсутствие доказательств того, что ответчиком принимались решения об отмене распределения стимулирующих выплат за период с марта 2020 года по май 2021 года. Суд необоснованно не принял в качестве доказательства дополнительное соглашение № 4 от 1 января 2020 года к трудовому договору № 1 от 1 сентября 2007 года. В нарушение норм трудового законодательства ответчик не уведомил истца об изменении условий оплаты труда.

В возражениях на апелляционную жалобу МОУ «Сотнурская СОШ» приводит доводы в поддержку решения суда, просит решение суда оставить без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2021 года решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым с МОУ «Сотнурская СОШ» в пользу А. В.А. взыскана невыплаченная заработная плата в размере 49405 руб. 50 коп., денежная компенсация в размере 3192 руб. 70 коп., компенсация морального вреда в размере 3000 руб. С МОУ «Сотнурская СОШ» взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2077 руб. 95 коп.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 2 ноября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В силу части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Выслушав объяснения А. В.А., ее представителя Яштаева А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МОУ «Сотнурская CОШ» Павловой З.И., представителя Отдела образования Волжского муниципального района Республики Марий Эл Соколовой А.Р., просивших решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 ТК РФ). Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац седьмой части 2 статьи 22 ТК РФ).

Из материалов дела следует и судом установлено, что с <дата>А. В.А. принята на работу в МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа».

1 сентября 2007 года между МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» и А. В.А. заключен трудовой договор <№>, в соответствии с которым истец принята на работу на должность учителя начальных классов на неопределенный срок.

В соответствии с указанным договором истцу установлена система оплаты труда, которая включает в себя должностной оклад в соответствии с 19 разрядом Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, различные надбавки, доплаты, премии и другие виды стимулирующих и иных выплат, устанавливаемые работодателем (пункт 2.1).

В соответствии с пунктом 3.7 коллективного договора МОУ «Сотнурская СОШ» заработная плата работников исчисляется в соответствии с трудовым законодательством и включает в себя, в частности выплаты стимулирующего характера, в том числе за интенсивность и высокие результаты труда, за наличие у работника государственных, ведомственных и отраслевых наград, за качество выполняемых работ, за стаж работы и премиальные выплаты на основании оценки эффективности работы сотрудников по итогам работы за установленный период.

Компенсационные, стимулирующие и иные выплаты устанавливаются в соответствии с действующим в учреждении положением, принимаемым руководителем с учетом мнения профкома на начало учебного года (пункт 3.19).

Положением о новой системе оплаты труда МОУ «Сотнурская СОШ», являющимся приложением к названному коллективному договору, определено, что размер заработной платы работников учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 2.4), к стимулирующим выплатам относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж работы, премиальные выплаты (пункт 2.16), педагогическим работникам устанавливается надбавка за стаж педагогической работы: от 1 года до 10 лет в размере от 1 до 10 %, от 10 до 20 лет в размере 11-20 %, свыше 20 лет в размере 21-30 % (пункт 2.20.1).

30 августа 2013 года в МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» утверждено положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам учреждения, в компетенцию которой входит решение вопросов стимулирующих выплат, премирования и оказания материальной помощи. На основании представленных оценочных листов комиссия по распределению стимулирующих выплат (далее – комиссия) утверждает на своем заседании итоговые балы для назначения стимулирующих выплат и определяет их размер. Утвержденный комиссией сводный оценочный лист оформляется протоколом о выплате стимулирующей части. На основании решения комиссии издается указ по школе.

25 февраля 2020 года Комиссией принято решение не доплачивать за стаж педагогической работы в феврале 2020 года.

В обоснование заявленных требований А. В.А. ссылалась на копию дополнительного соглашения <№> от 1 января 2020 года к трудовому договору <№> от 1 сентября 2007 года, в соответствии с которым ей были установлены ставка заработной платы за норму часов в неделю (18 часов) в размере 10 979 руб. (пункт 2.2а), выплаты компенсирующего характера в размере 4 % ставки заработной платы за СГ, 15 % за проверку тетрадей, 5 % за заведование кабинетом (пункт 2.26), выплаты стимулирующего характера в размере 30 % ставки заработной платы за стаж педагогической работы от начальной ставки учителя (пункт 2.2в).

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что доплата за педагогический стаж работы относится к стимулирующей части фонда оплаты труда, поскольку отсутствуют протоколы заседаний по вопросу распределения стимулирующих выплат за период с марта 2020 года по май 2021 года, доплата за педагогический стаж в указанный период времени истцу не распределялась, допустимые доказательства наличия у работодателя обязанности по предоставлению истцу стимулирующих выплат за педагогический стаж не представлены.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 (абзац 3 подпункта «а» пункта 1) Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.

Установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, в котором к выплатам стимулирующего характера отнесены: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

При этом разъяснено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2012 года № 283 утверждено Положение о новой системе оплаты труда работников государственных организаций Республики Марий Эл, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл (далее – Положение).

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что оплата труда работников учреждений устанавливается на основе ставок заработной платы, окладов (должностных окладов), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Согласно пункту 9 Положения Фонд оплаты труда в учреждениях формируется исходя из размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Фонд оплаты труда работников учреждения состоит из базовой и стимулирующей частей.

Базовая часть фонда оплаты труда включает ставки заработной платы, оклады (должностные оклады) работников и компенсационные выплаты, стимулирующая часть - выплаты стимулирующего характера.

В соответствии с пунктом 10 Положения размер заработной платы работников учреждений состоит из: ставки заработной платы, оклада (должностного оклада); выплат компенсационного характера; выплат стимулирующего характера.

Как следует из пункта 29 Положения к стимулирующим выплатам относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж работы; премиальные выплаты по итогам работы.

В силу пунктов 32, 32.1 Положения надбавка за стаж работы устанавливается педагогическим работникам - за стаж педагогической работы; учебно-вспомогательному и прочему персоналу за стаж работы с детьми либо стаж работы в учреждении: от 1 года до 10 лет - до 10 %; от 10 до 20 лет - до 20 %; свыше 20 лет - до 30 %.

Аналогичные положения о надбавке за стаж работы содержатся в коллективном договоре, Положении о новой системе оплаты труда МОУ «Сотнурская СОШ».

Система оплаты труда применительно к статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации, а также исходя из действующих локальных нормативно - правовых актов МОУ «Сотнурская средняя общеобразовательная школа» включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. Объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Распределение стимулирующих выплат осуществляется работодателем.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Марий Эл от 1 августа 2013 года № 29-3 «Об образовании в Республике Марий Эл» предоставление субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, осуществляется в размерах, определяемых в соответствии с нормативами, предусмотренными Методикой расчета субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях.

Полномочия по утверждению нормативов для предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований в Республике Марий Эл возложены на Правительство Марий Эл.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема выделенных образовательному учреждению средств, определенного в соответствии с утвержденным Правительством Республики Марий Эл нормативом на текущий год на обучение одного обучающегося, количеством обучающихся.

Надбавка за стаж работы не является фиксированной, в частности устанавливается педагогическим работникам за стаж педагогической работы свыше 20 лет от 21 % до 30 %.

Решение принимается комиссией по распределению стимулирующих выплат работникам учреждения, в компетенцию которой входит решение вопросов стимулирующих выплат, премирования и оказания материальной помощи.

В ответ на судебный запрос представлены сведения об объеме фонда оплаты труда работников ответчика в 2020, 2021 годах, размере базовой части фонда оплаты труда, согласно представленным документам фонд оплаты труда работников, занимающих перечень должностей, которым предоставляются субвенции республиканского бюджета, заложенный в тарификацию на 2020 года и производимой доплатой до минимального размера оплаты труда работникам, согласно ТК РФ в месяц, закладывался в размере 735063 руб. 64 коп, что составило 97,6 % фонда оплаты труда заложенного учреждением в базовую часть фонда оплаты труда. На стимулирующую часть фонда оплаты оставлено лишь 2,4 % фонда, которая распределена работникам учреждения. Средств, на стимулирующую часть фонда оплаты труда на период 2021 года не предусмотрено.

Таким образом учитывая объем фонда оплаты труда работников ответчика, который формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета Республики Марий Эл, размер базовой части фонда оплаты труда, а также средств, выделенных на стимулирующую часть заработной платы, требуемая истцом ежемесячная стимулирующая выплата за стаж работникам не могла быть осуществлена за спорные периоды МОУ «Сотнурская СОШ».

Вопреки доводам апелляционной жалобы дополнительное соглашение <№> от 1 января 2020 года к трудовому договору <№> от 1 сентября 2007 года обоснованно не было принято судом в качестве доказательства.

Указанный документ представлен суду в виде светокопии, подлинность которой надлежащим образом не установлена, оригинал документа суду не представлен, в ответ на судебный запрос МОУ «Сотнурская СОШ» сообщено об отсутствии подлинника указанного документа.

Обстоятельства, на которых основаны заявленные истцом требования, а именно установление истцу стимулирующей надбавки за стаж в размере 30 % ежемесячно, из представленного истцом документа установить невозможно, поскольку в силу части 2 статьи 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Согласно части 7 статьи 67 ГПК РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Кроме того А. В.А. не оспаривалось, что размер стимулирующей надбавки за стаж в размере 30 % указан ею в дополнительном соглашении от 1 января 2020 года собственноручно.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 9 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. В. А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Д. Халиулин

Судьи Н.Г. Лоскутова

А.А. Ваулин

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 22 апреля 2022 года.

Определение20.05.2022