Дело № 33-1637/2022
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции №2-9624/2021
УИД 72RS0014-01-2021-012379-76)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: | ФИО1, | ||
судей: при секретаре-помощнике судьи: | Малининой Л.Б., ФИО2, ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Центрального районного суда города Тюмени от 01 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО4 к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района о признании незаконным решения в представлении регионального материнского (семейного) капитала на основании решения Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, обязать назначить и выплатить материнский капитал в размере 150.000 рублей в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале» оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Центр обеспечения социальной поддержки», (далее ГКУ «Центр обеспечения социальной поддержки») о признании незаконным решения об отказе в представлении регионального материнского (семейного) капитала на основании решения Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, обязании назначить и выплатить материнский капитал в размере 150 000 рублей в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале».
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО4 с рождения проживает в Тюменской области, со 02.08.2013г. по 22.02.2019 г. была зарегистрирована в городе Сургуте, с 22.02.2019 г. и по настоящее время в городе Тюмени.
<.......> года истец родила ребенка, в связи с чем обратилась в ГКУ «Центр обеспечения социальной поддержки» с заявлением о выплате материнского капитала в размере 150 000 рублей в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале», в чем было отказано, в связи с не подтверждением факта проживания на территории Тюменской области в течение 5 лет подряд (л.д. 4-5, 25-26).
Определением Ленинского районного суда г. Тюмени от 20.09.2021 года произведена замена ответчика с ГКУ «Центр обеспечения социальной поддержки» на Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Тюмени.
Стороны в суд первой инстанции не явились при надлежащем извещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым истец ФИО4 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Приводя доводы искового заявления, указывает, что в Постановлении Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале» не указано о его распространении на граждан проживающим на Юге Тюменской области, не распространении на автономные округа ЯНАО и ХМАО-Югра.
Полагает, что ратификация указанного постановления ХМАО-Югра повлечет предоставление регионального материнского капитала жителям данного округа, которые на момент рождения ребенка проживали в ХМАО-Югре. Истец же родила ребенка в г. Тюмени, здесь же зарегистрирована по месту жительства и просит зачесть проживание на территории ХМАО-Югры в качестве «стажа» для получения Тюменского регионального материнского капитала.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tom.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
Истец ФИО4 в судебном заседании в суде апелляционной инстанции жалобу поддержала
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился при надлежащем извещении, уважительных причин отсутствия суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 22.02.2019 г. и по настоящее время ФИО4 проживает в <...>, до этого времени проживала в г. Сургуте ХМАО-Югра.
<.......> истец родила первого ребенка ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении 11-ФР <.......> от 07.05.2021г.
15.05.2021 года ФИО4 обратилась в Управление социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района с заявлением о выплате регионального материнского капитала в размере 150 000 рублей в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале», в чем было отказано так как не подтвержден факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет.
Истец в иске факт проживания на территории юга Тюменской области менее 5 лет не оспаривала, пояснив, что при суммарном учете времени проживания в г. Сургуте (ХМАО-Югра) и г. Тюмени она проживает на территории Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка.
В соответствии со ст. 14.1 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» право на региональный материнский (семейный) капитал имеют следующие категории граждан Российской Федерации, проживающие в Тюменской области, в том числе, женщина, родившая (усыновившая) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей.
Региональный материнский (семейный) капитал устанавливается при рождении или усыновлении первого ребенка, родившегося начиная с 1 января 2020 года, устанавливается в размере 150 000 рублей.
Порядок и условия предоставления регионального материнского (семейного) капитала, а также цели предоставления регионального материнского (семейного) капитала при рождении или усыновлении третьего ребенка и последующих детей устанавливаются Правительством Тюменской области.
Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале» утверждено «Положение о региональном материнском (семейном) капитале».
Согласно п. 2.1 Положения право на региональный материнский (семейный) капитал имеют следующие категории граждан Российской Федерации, проживающие в Тюменской области: женщина, родившая (усыновившая) первого ребенка, третьего ребенка и последующих детей.
Факт проживания граждан в Тюменской области подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства в Тюменской области и (или) решением суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение (п. 3 положения).
Право на региональный материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае рождения (усыновления) первого ребенка, родившегося начиная с 1 января 2020 года, при условии, если заявитель проживает в Тюменской области не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения указанного в настоящем пункте ребенка, за исключением случая, когда проживающие в Тюменской области оба родителя (усыновителя) или единственный родитель (усыновитель) на дату рождения указанного в настоящем пункте ребенка обучаются по очной форме обучения в государственных профессиональных образовательных организациях или государственных образовательных организациях высшего образования, расположенных в Тюменской области (п. 4 Положения).
В статьях 1,2 Устава Тюменской области от 30.06.1995 N 6, принятого Тюменской областной Думой 15.06.1995, указано, что Тюменская область является равноправным субъектом Российской Федерации и обладает всей полнотой закрепленных в Конституции Российской Федерации и настоящем Уставе прав. Территория Тюменской области включает в себя территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа, которые являются равноправными субъектами Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 3 Устава Тюменской области разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти области и органов государственной власти автономных округов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и договоров между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, которые могут являться составной частью настоящего Устава и Уставов автономных округов.
Согласно п. 2 ст. 12 Устава Тюменской области отношения Тюменской области с автономными округами строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов.
При этом отношения между органами государственной власти области и автономных округов строятся в соответствии со следующими принципами: самостоятельности области и автономных округов как субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной, экономической и социальной политики в пределах их полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Тюменской области, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, договорами и соглашениями между органами государственной власти области и автономных округов (ст. 13 Устава Тюменской области).
В соответствии со статьей 14 Устава Тюменской области на территории автономных округов органы государственной власти области осуществляют:
- полномочия, закрепленные за ними федеральными законами;
-полномочия федеральных органов исполнительной власти, переданные для реализации органам исполнительной власти области, по согласованию с автономными округами;
- совместные полномочия области и автономных округов, реализация которых в соответствии с договорами осуществляется органами государственной власти области;
- полномочия, делегируемые органами государственной власти автономных округов.
Статьей 15 Устава Тюменской области определены полномочия органов государственной власти области и автономных округов, отнесенные к совместному ведению на основе договора:
1. Выработка общей стратегии в ценовой политике, налогообложении, образовании общеобластных денежных, натуральных фондов (сохраняя независимость соответствующих бюджетов).
2. Совместные действия по вопросам обеспечения населения области продовольствием, товарами народного потребления, новыми технологиями по их производству, строительства предприятий и объектов социальной сферы, развития стройиндустрии.
3. Разработка и реализация на основе долевого участия области и автономных округов региональных программ за счет бюджетных и внебюджетных ассигнований по согласованному перечню.
По каждой программе органы государственной власти области и автономных округов составляют договор с приложением обоснования и расчетом долевого участия.
4. Образование общей долевой собственности области и автономных округов и Российской Федерации на территории области, а также с другими регионами и республиками, юридическими и физическими лицами, в том числе юридическими и физическими лицами зарубежных государств, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Выработка и реализация единых подходов по вопросам, затрагивающим интересы области и автономных округов в сфере культуры, образования, здравоохранения, градостроительства, охраны природы, транспорта, связи, защиты прав и свобод личности и обеспечения общественного порядка, пенсионного обеспечения, социального страхования, архивного дела, социальной защиты малоимущих слоев населения, а также совместное финансирование объектов и программ, обеспечивающих указанную деятельность в соответствии с соглашениями, заключенными между соответствующими структурами исполнительной власти области и автономных округов.
6. Осуществление совместного правового регулирования в области недропользования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
7. Карантин, борьба с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, ликвидация их последствий.
8. Иные полномочия, отнесенные к совместному ведению договорами и соглашениями органов государственной власти области и автономных округов.
Статьей 16 Устава Тюменской области определены полномочия, передаваемые органами государственной власти автономных округов органам государственной власти области на основе договора:
1. Защита экономических интересов области и автономных округов в федеральных органах по реализации региональных программ, согласованных и утвержденных в порядке, предусмотренном Положением о принципах формирования и механизмах реализации общеобластных программ.
2. Координация действий по управлению энергоснабжением, средствами связи, авиационным, речным, железнодорожным и трубопроводным транспортом, по охране общественного порядка, по защите информационных ресурсов области, гражданской обороной в соответствии с соглашениями, заключенными между соответствующими управленческими структурами области и автономных округов.
3. Решения областных органов государственной власти по этим вопросам, принятые в пределах вышеизложенных полномочий, обязательны для исполнения органами государственной власти автономных округов, а также организациями и предприятиями всех форм собственности, расположенными на их территориях.
Статьей 18 Устава Тюменской области определены пределы действия нормативных правовых и ненормативных правовых актов органов государственной власти области и совместные нормативные правовые и ненормативные правовые акты органов государственной власти области и автономных округов:
1. Нормативные правовые и ненормативные правовые акты областных органов государственной власти, принятые в пределах осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 настоящего Устава, обязательны для исполнения на всей территории области.
2. Иные нормативные правовые и ненормативные правовые акты областных органов государственной власти действуют на территории автономных округов в случае их одобрения (ратификации) соответствующими органами государственной власти автономных округов.
3. Совместные нормативные правовые и ненормативные правовые акты, принятые органами государственной власти области и автономных округов, действуют на всей территории области.
Органы государственной власти области и автономных округов осуществляют совместную подготовку и принятие нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав и свобод граждан, борьбы с правонарушениями, функционирования систем жизнеобеспечения, по вопросам административно-территориального устройства, местного самоуправления, затрагивающих интересы всего населения области, включая автономные округа.
Законы и иные нормативные правовые акты автономных округов не могут противоречить положениям Устава области, договорам между органами государственной власти области и автономных округов, нормативным правовым и ненормативным правовым актам областных органов государственной власти, принятым в пределах полномочий, отнесенных к их ведению договорами между органами государственной власти области и органами государственной власти автономных округов, а также полномочий, делегируемых органами государственной власти автономных округов.
Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале», которым утверждено «Положение о региональном материнском (семейном) капитале» отнесены к иным нормативным правовым и ненормативным правовым актам областных органов государственной власти, то их действие на территории автономных округов возможно только в случае их одобрения (ратификации) соответствующими органами государственной власти автономных округов.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции руководствуясь вышеизложенными положениями Устава Тюменской области, исходил из того, что Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», постановление Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале» органами государственной власти автономных округов не ратифицированы, в связи с чем свое действие распространяют только в Тюменской области без учета автономных округов.
Поскольку региональным законодательством предусмотрено подтверждение факта проживания в Тюменской области без учета автономных округов не менее 5 лет подряд, предшествующих дате рождения ребенка, а истец проживает в Тюменской области без учета автономных округов менее 5 лет, то основания для признания незаконным решения в представлении регионального материнского (семейного) капитала на основании решения Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, обязании назначить и выплатить материнский капитал в размере 150 000 рублей в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 503-п «О региональном материнском (семейном) капитале», отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о сложении периодов проживания повторяют правовую позицию, изложенную истцом в исковом заявлении, которой дана надлежащая правовая оценка, основаны на неверном толковании норм нормативного правового акта.
Поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а доводы жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Тюмени от 01 декабря 2021 года оставить без изменения, а, апелляционную жалобу истца ФИО4, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01.04.2022 г.