Судья Миронов А.В. Дело № 33-1598/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 24 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пашковой Т.В.
судей Чекуновой О.В., Алябьева Д.Н.
при секретаре Яковлевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-962/2021 по иску Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области
на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 октября 2021 года, которым исковые требования Урюпинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» о возложении обязанности удовлетворены.
На МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» возложена обязанность при осуществлении деятельности, связанной с добычей подземных вод на территории Хоперопионерского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, получить лицензию предоставляющую право пользования недрами для добычи подземных вод в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Чекуновой О.В., выслушав прокурора Мамину Н.Л., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Урюпинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» о возложении обязанности получить лицензию на добычу подземных вод из скважин в течение 1 года 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе проведенной проверки деятельности МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» выявлены нарушения требований законодательства в сферах недропользования и охраны окружающей среды. Так установлено, что МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» осуществляет деятельность по водоснабжению жителей Хоперопионерского сельского поселения Урюпинского муниципального районаВолгоградской области. В указанных целях МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» использует водозаборные скважины для подъема вод из подземных источников, при этом предприятие осуществляет свою деятельность в отсутствии лицензии.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 49 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нём срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).
Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах».
Абзацем 5 ст. 9 Закона N 2395-1 предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ч. 3 ст. 11 Закона N 2395-1).
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ч. 4 ст. 11 Закона N 2395-1).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.
В соответствии со ст. ст. 2, 3, 4 Закона РФ N 2395-1 участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водных объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения, порядок пользования которыми устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Из системного толкования п. 4 ст. 1, п. 5 и п. 6 ст. 5, п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1, пункта 1.2 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденной Председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 14 апреля 1994 года, на добычу подземных вод необходимо получение лицензии. Исключение составляют случаи добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» является юридическим лицом, учредителем которого является Хоперопионерское сельское поселение Урюпинского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Хоперопионерского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области. Одним из видов деятельности предприятия является эксплуатация артезианских скважин и объектов водообеспечения в границах населенных пунктов, представление коммунальных услуг населению.
МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» на праве оперативного управления принадлежит водопроводная сеть на основании свидетельства о государственной регистрации права от 29 декабря 2012 года. Согласно постановлению администрации Хоперопионерского сельского поселения Урюпинского муниципального района от 03 августа 2016 года в оперативное управление ответчику были переданы буровые скважины и насосы.
В ходе проведенной Урюпинской межрайонной прокуратурой проверки деятельности МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» установлено, что МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» осуществляет деятельность по поставке воды населению, используя для этого подземные источники без лицензии.
Принимая во внимание, что у МКУ «Хозяйственное управление администрации Хоперопионерского сельского поселения» отсутствует лицензия на добычу подземных вод, что является нарушением действующего законодательства, суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований о понуждении указанного лица к получению лицензии на соответствующий вид деятельности и установил разумный срок для совершения указанных действий.
Администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области, оспаривая решение суда, ссылается на то, что судом установлен срок для исполнения решения - 1 год и 6 месяцев, однако администрация Урюпинского муниципального района Волгоградской области просила установить срок исполнения решения суда в течение 24 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Вместе с тем, указанные доводы не могут быть приняты во внимание, так как установленный судом первой инстанции срок, по мнению судебной коллегии, является разумным, обоснованным и достаточным.
Кроме того, в силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Ссылки в жалобе на то, что постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 3314-1 утрачивает силу с 01 января 2022 года в связи с принятием Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 123-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 года) «О внесении изменений в Закон «Российской Федерации «О недрах», статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и на момент исполнения решения суда действовать не будут, правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку к правоотношениям сторон применяется действующее законодательство.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 18 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Урюпинского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: