ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-966/20 от 02.07.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Полиёва О.М. дело № 33-7065/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2020г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе :

председательствующего Славгородской Е.Н.,

судей Тактаровой Н.П., Васильева С.А.,

при секретаре Иванкович В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-966/2020 по иску прокурора г.Таганрога в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения г.Таганрога, третье лицо - Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании действий незаконными, обязании прекратить удержание денежных средств из вновь назначенной ежемесячной денежной выплаты, по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 марта 2020г.

Заслушав доклад судьи Тактаровой Н.П.,

у с т а н о в и л а:

прокурор г.Таганрога в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к УСЗН <...> лицо - Министерство труда и социального развития Ростовской области, о признании действий незаконными, обязании прекратить удержание денежных средств из вновь назначенной ежемесячной денежной выплаты, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО1 с 28.08.2007г. состоит на учете в УСЗН по категории «Ветеран труда» и ему предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг в соответствии с Областным законом от 22.10.2004г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. С 01.09.2010г. расчет льготных выплат ФИО1 производился как одиноко проживающему ветерану труда.

С 11.10.2011г. по указанному адресу были зарегистрированы: ФИО5, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., 13.10.2011г. – ФИО6, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., 21.04.2018г. – ФИО7, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р.

ФИО1 не сообщил об изменении состава семьи, в этой связи образовалась переплата мер социальной поддержки.

В связи с несвоевременным информированием ФИО1 об изменении состава его семьи образовалась переплата мер социальной поддержки с 01.02.2012г., т.е. с момента перехода на программный комплекс «Отраслевой региональный социальный регистр населения Ростовской области по 16.06.2018г. в размере 53 020,75 руб. По состоянию на 31.07.2019г. остаток суммы удержания составил 36 113,79 руб.

Указанная сумма переплаты удерживается УСЗН г. Таганрога с вновь назначенных ФИО1 мер социальной поддержки. Об удержании переплаты ФИО1 уведомлен УСЗН г. Таганрога в устной форме на личном приеме у специалиста УСЗН г. Таганрога 16.06.2018г.

Ссылаясь на то, что меры социальной поддержки ФИО1 на протяжении длительного периода времени не предоставляются вовсе, удержание произведено незаконно, что нарушает принадлежащие ФИО1 права на получение указанных мер социальной поддержки как ветерану труда, прокурор г.Таганрога просил признать незаконными действия УСЗН г.Таганрога, выразившиеся в удержании у ФИО1 суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012г. по 16.06.2018г. в размере 53 020,75 руб. с вновь назначенной ему ежемесячной денежной выплаты; применить последствия пропуска УСЗН срока исковой давности для удержания у ФИО1 суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012г. по 16.06.2018г. в размере 53 020,75 руб. с вновь назначенной ему ежемесячной денежной выплаты; обязать УСЗН г.Таганрога прекратить удержание у ФИО1 суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012г. по 16.06.2018г. в размере 53 020,75 руб. с вновь назначенной с 01.12.2018г. ежемесячной денежной выплаты.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 марта 2020г. исковые требования прокурора г.Таганрога в интересах ФИО1 удовлетворены частично.

Суд признал незаконными действия УСЗН г. Таганрога, выразившиеся в удержании у ФИО1 суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012г. по 16.06.2018г. в размере 53 020,75 руб. с вновь назначенной ему ежемесячной денежной выплаты.

Суд обязал УСЗН г. Таганрога прекратить удержание у ФИО1 суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты) за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.02.2012г. по 16.06.2018г. в размере 53 020,75 руб. с вновь назначенной с 01.12.2018 ежемесячной денежной выплаты.

В апелляционной жалобе УСЗН г.Таганрога считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом, ответчик ссылается на п.п. 6.7., 6.1.2. Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2011г. №232, и указывает на то, что излишне выплаченная гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ, подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ. Меры социальной поддержки были назначены ФИО1 как ветерану труда на основании подписанного им заявления 28.08.2007г. ФИО1 было разъяснено о необходимости в течение 10 дней известить УСЗН г. Таганрога о возникших изменениях. До 16.06.2018г. ФИО1 не уведомил УСЗН г. Таганрога об изменении состава семьи. Все действия ответчика по удержанию суммы переплаты полностью соответствуют законодательству. При вынесении решения, суд не учел незаконность действий истца, не проинформировавшего УСЗН г. Таганрога об изменении состава семьи.

Рассмотрев материалы дела, выслушав прокурора, истца ФИО1 представителя ответчика, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 состоит на учете в УСЗН г. Таганрога как ветеран труда с 28.08.2007г., на основании Закона Ростовской области от 22.10.2004г. №175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» и ему предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % платы за жилое помещение и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки были назначены ФИО1, как ветерану труда, на основании поданного заявления от 28.08.2007г. Из указанного заявления, а также приложенной к нему справки о составе семьи следовало, что семья состоит из трех человек: ФИО1, ФИО8 (супруга), ФИО6 (дочь).

С 01.09.2010г. расчет льготных выплат производился ФИО1 как одиноко проживающему ветерану труда, поскольку ФИО8 умерла в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА., ФИО6 снята с регистрационного учета с 24.08.2010г.

16.06.2018г. при обращении ФИО1 в УСЗН г. Таганрога было установлено, что совместно с ним зарегистрированы: с 11.10.2011г. ФИО6. (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р.), с 11.10.2011г. ФИО5 (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р.), с 21.04.2018г. ФИО7 (26.02.20108 г.р.).

В связи с этим с 16.06.2018г. компенсация на оплату ЖКУ была назначена ФИО1 исходя из четырех зарегистрированных граждан. При этом до 16.06.2018г. ФИО1 не уведомлял УСЗН об изменении состава семьи. В связи с несвоевременным сообщением об изменении состава семьи за период с 11.10.2011г. образовалась переплата, которая за период с 01.02.2012г. по 16.06.2017г. составила 53 020,75 руб.

Полагая, что с 01.02.2012г. ФИО1 ЕДВ по оплате жилищно-коммунальных услуг не выплачивается, в связи с удержанием сумм необоснованно, нарушает его права, прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах ФИО1

Принимая решение о частично удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», ст. 160 ЖК Российской Федерации, Закона Ростовской области от 22.10.2004г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда», Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления» и принимая во внимание, что регистрация дочери по месту жительства истца не повлекла изменение размера выплаты компенсации на ЖКУ, пришел к выводу, что удержание ответчиком с ФИО1 полученных им за период с 01.02.2012г. по 16.06.2018г. сумм ежемесячной денежной компенсации в полном объеме и в связи с этим неполучение им с 17.06.2018г. причитающихся ежемесячных денежных средств является фактическим отказом ответчика в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг, гарантированных ему федеральным законом и нормативными правовыми актами Ростовской области как ветерану труда.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, принимая во внимание следующие обстоятельства.

Статьей 9 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п.п. 4 п.1 ст.13 Федерального закона «О ветеранах»).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 п.1 ст.3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 %: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.

Согласно ст. 160 ЖК Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. № 232 утверждено Положение "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления", устанавливающее порядок расходования субвенций, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области, на осуществление полномочий в части предоставления мер социальной поддержки в денежном и (или) натуральном выражении ряду категорий граждан, проживающих на территории Ростовской области, в том числе ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области.

Согласно подпункту 6.1.2 Положения с письменным заявлением и документами гражданин, претендующий на предоставление мер социальной поддержки, может обратиться в орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области; в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области по передаче ему принятых от граждан заявлений и документов для предоставления мер социальной поддержки (абзацы 2-4 названного подпункта).

Из абзаца 53 данного подпункта 6.1.2 Положения № 232 следует, что при изменении состава семьи меры социальной поддержки назначаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение.

Граждане, которым предоставляется компенсация расходов по оплате жилого помещения, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальных услуг, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абз. 53 настоящего подпункта и влекущих изменение размеров выплаты компенсации, не позднее чем в десятидневный срок со дня наступления указанных обстоятельств (абз. 55 пп. 6.1.2 Положения № 232).

В соответствии с абз. 19 п.п. 6.7 Положения № 232 суммы компенсации на жилищно-коммунальные услуги, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием об изменении состава семьи), подлежат удержанию из назначенной компенсации на жилищно-коммунальные услуги. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органами социальной защиты населения муниципальных образований в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, получающие компенсацию на жилищно-коммунальные услуги, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абз. 19 настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на жилищно-коммунальные услуги, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств (абз. 20 п.п. 6.7 Положения № 232). Аналогичные Положению № 232 нормы содержатся в Положении № 212.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об изменении состава семьи, которое могло повлечь за собой изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на жилищно-коммунальные услуги, подлежат взысканию излишне выплаченные суммы компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения об изменении состава семьи.

На основании указанных норм УСЗН г. Таганрога приняло решение об удержании указанной суммы из последующих выплат, о чем 16.06.2018г. УСЗН г. Таганрога уведомило ФИО1 в устной форме.

Из-за удержания названной переплаты с 01.07.2018г. ФИО1 ежемесячную денежную выплату не получает.

Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК Российской Федерации, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 02 марта 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения г. Таганрога – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 06.07.2020г.