Судья Запорожская О.А. Дело № 33-16990/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Волгоград 18 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.,
судей Олейниковой В.В., Гулян Р.Ф.
при секретаре Сиренко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-967/2019 по иску ФИО1 к УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области в лице начальника ФИО2
на решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от
28 августа 2019 года, которым иск ФИО1 удовлетворен частично.
Признано незаконным решение УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области № <...> от 04 марта 2019 года об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости. На УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области возложена обязанность включить ФИО1 в специальный стаж период работы с 01 декабря 1993 года по 31 декабря 2001 года (8 лет 01 месяц 00 дней) в должности диспетчера Калачёвской противопожарной части и назначить ей досрочную страховую пенсию с 03 декабря 2018 года.
С УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, услуг представителя 3 000 рублей, в удовлетворении остальной части иска – отказано.
Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав представителя ГУ - УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области – ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, представителя истца – ФИО4, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что 03 декабря 2018 года она обратилась в УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика № <...> от 04 марта 2019 года ей было отказано в назначении пенсии в виду отсутствия 25 лет необходимого специального стажа работы. В специальный стаж включено 16 лет 11 месяцев 02 дня (диспетчер пожарной службы в Калачёвской пожарной части ФГКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области»).
В специальный стаж не был включен период работы с 01 декабря 1993 года по 31 декабря 2001 года (8 лет 01 месяц 00 дней) в должности диспетчера Калачёвской противопожарной части, поскольку противопожарная часть относилась к субъекту РФ.
Полагая решение пенсионного органа в этой части незаконным, поскольку в период её работы с 1993 года по 2018 год в должности диспетчера Калачёвской противопожарной части и должности диспетчера пожарной службы в Калачёвской пожарной части ФГКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» характер работы, должностные обязанности, условия работы не менялись, просила суд признать решение УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области № <...> от 04 марта 2019 года об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с 01 декабря 1993 года по 31 декабря 2001 года (8 лет 01 месяц 00 дней) в должности диспетчера Калачёвской противопожарной части, назначить и произвести выплату пенсии с 03 декабря 2018 года, то есть с даты обращения с заявлением, а также взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей и по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области в лице начальника ФИО2 оспаривает законность и обоснованность решения суда, ссылаясь на отсутствие оснований для включения спорного периода работы в должности диспетчера Калачёвской противопожарной части, входящей в структуру органов субъекта РФ, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, а также необоснованное взыскание с пенсионного органа расходов по оплате государственной пошлины, просил судебный акт отменить, в иске ФИО1 отказать в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором поименован диспетчер пожарной части (код 21704).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ранее соответствующее регулирование содержалось в пункте «о» части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт введен Федеральным законом от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ), предусматривавшем, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации, а также в подпункте 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Должность диспетчер поименована в Приказе МВД Российской Федерации от 27 июля 2001 года № 696 «Об утверждении Перечня оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД)».
На основании подпункта 1 Постановления Правительства Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 года № 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее Постановление № 849) принято предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о преобразовании службы противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в пределах лимита численности, установленной для этого Министерства.
Согласно пунктов 8, 16 Положения о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением № 849, финансовое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы осуществлялось за счет: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств.
В соответствии с пунктами 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 № 1309 «О совершенствовании Государственного управления в области пожарной безопасности» в связи с преобразованием, лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года считаются проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 10 декабря 1997 года.
Согласно трудовой книжки истца серии № <...>, 01 декабря 1993 года ФИО1 принята в Калачевскую ППЧ на должность диспетчера.
Из архивной справки Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области следует, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно работала в Калачёвской части пожарной охраны Противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Волгоградской области с 01 декабря 1993 года в должности диспетчера (приказ от 13 декабря 1993 № <...>).
Государственная противопожарная служба Волгоградской области претерпела следующие изменения в наименовании:
- до 30 апреля 1991 года – Управление пожарной охраны УВД Волгоградского облисполкома;
- 30 апреля 1991 года приказом УВД Волгоградской области от 30 апреля 1991 № <...> Управление пожарной охраны УВД Волгоградского облисполкома преобразовано в Самостоятельную противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Волгоградской области;
- 24 июня 1993 года приказом УВД Волгоградской области от 24 июня 1993 № <...> Самостоятельная противопожарная и аварийно-спасательная служба УВД Волгоградской области преобразована в Противопожарную аварийно-спасательную службу УВД Волгоградской области;
- 14 января 1994 приказом УВД Волгоградской области от 14 января 1994 № <...> Противопожарная аварийно-спасательная служба УВД Волгоградской области преобразована в Управление государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области;
- 15 апреля 2000 года приказом МВД РФ от 15 апреля 2000 № <...> Управление внутренних дел Волгоградской области преобразовано в Главное управление внутренних дел Волгоградской области. Управление государственной противопожарной службы УВД Волгоградской области преобразовано в Управление государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области;
- 01 января 2002 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 № 1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ передана в МЧС России. Управление государственной противопожарной службы ГУВД Волгоградской области переименовано в Управление государственной противопожарной службы МЧС России Волгоградской области;
- 01 октября 2003 года на основании постановления Главы администрации Волгоградской области от 3 октября 2003 № <...> и приказа начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в Волгоградской области от 28 октября 2003 № <...> Управление государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области ликвидировано. Его правопреемником определено Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Волгоградской области;
- 01 января 2005 приказом МЧС России от 26 октября 2004 № <...> создано Главное управление МЧС России по Волгоградской области.
Согласно ответа ГУ МВД России от 29 марта 2019 года, в период с 1994 по 2001 года, включительно, Государственная противопожарная служба находилась в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В трудовой книжке истца, указано что с 01 января 2009 года Калачевская пожарная часть государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области реорганизована в Калачевскую пожарную часть государственного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области».
Приказом ГУ «8ОФПС» от 01 января 2009 года № <...>ФИО1 назначена на должность диспетчера Калачевской ПЧ.
С 01 января 2012 года Калачевская пожарная часть ГУ «8ОФПС» переименована в Калачевскую пожарную часть ФГКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области».
С 01 апреля 2016 года должность истца ФИО1 «диспетчер» переименована в «диспетчер пожарной связи». В указанной должности истец работает по настоящее время.
В соответствии с представленным Уставом Государственного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» - Отряд является государственным учреждением, созданным в целях организации и осуществления в пределах своей компетенции профилактики пожаров, спасения людей и имущества при пожарах, организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (п. 1.2).
Отряд является подразделением федеральной противопожарной службы (далее ФПС), находящимся в ведении МЧС России и непосредственном подчинении Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (сокращенное наименование Главное управление МЧС России по Волгоградской области) (п.1.4).
В состав Отряда в качестве его структурных подразделений входит в том числе Калачёвская пожарная часть (Калачёвская ПЧ 8 ОФПС по Волгоградской области), не являющаяся юридическим лицом, предусмотренная штатным расписанием (вверенные подразделения (п. 1.12).
ФГКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» ФИО1 выдана справка, подтверждающая льготный характер работы, № <...> от 09 апреля 2019 года, согласно которой истец работает в Калачевской пожарной части ФГКУ «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области» с 01 декабря 1993 года по настоящее время в течение полного рабочего дня. Данная профессия дает право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № <...>. В указанной справке также отражены данные о реорганизации предприятия, изложенные выше.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 отражены сведения о льготном характере работы истца с 01 января 1997 года по 31 декабря 2001 года (код особых условий труда ЗП12О), и соответственно, об уплате работодателем соответствующих дополнительных взносов.
03 декабря 2018 года ФИО1 обратилась в УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года.
Решением УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области № <...> от 04 марта 2019 года ФИО1 отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы. В специальный стаж ФИО1 включен период работы с 01 января 2002 года по 02 декабря 2018 года (16 лет 11 месяцев 02 дня) в должности диспетчера пожарной службы в Калачёвской пожарной части федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Волгоградской области».
При этом, из подсчета специального стажа исключен период работы ФИО1 с 01 декабря 1993 года по 31 декабря 2001 года (8 лет 01 месяц 00 дней) в должности диспетчера Калачёвской противопожарной части, поскольку, по мнению пенсионного фонда, указанная противопожарная часть относилась к субъекту РФ.
Установленные судом обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются письменными доказательствами по делу.
Разрешая спорные правоотношения и удовлетворяя иск ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что Калачевская пожарная часть противопожарной аварийно-спасательной УВД Волгоградской области, куда была принята истец 01 декабря 1993 года, входила в состав федеральной противопожарной службы, а не была создана органами субъекта Волгоградской области в целях обеспечения противопожарной безопасности в интересах субъекта Российской Федерации, реорганизация пожарной части происходила на основании указа Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» о передаче государственной пожарной службы от МВД в МЧС, следовательно, в период с 01 декабря 1993 год по 31 декабря 2001 года, ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в должности и в учреждении, предусмотренными вышеуказанными Списками, что дает ей право на досрочное назначение пенсии. Судом также учтены сведения ИЛС о коде особых условий работы, предоставленных в пенсионный орган УГПС ГУВД МВД России по Волгоградской области. В этой связи суд обязал ответчика включить спорный период в льготный стаж истца и назначить досрочную пенсию с даты обращения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, соответствующими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Калачевская пожарная часть противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Волгоградской области, в которой осуществляла трудовую деятельность истец в спорный период, входила в состав органов субъекта – Волгоградской области, а правом на досрочное назначение пенсии пользуются исключительно сотрудники государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, необоснованы.
Согласно статьям 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции, действовавшей до 25.07.2002 года), пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны, при этом государственная противопожарная служба являлась основным видом пожарной охраны и входила в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
Таким образом, Калачевская пожарная часть противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Волгоградской области, которая не относилась к ведомственной пожарной охране, не являлась добровольно созданной охраной либо объединением пожарной охраны, являлась подразделением Государственной противопожарной службой в Волгоградской области.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку Калачевская пожарная часть противопожарной аварийно-спасательной УВД Волгоградской области находилась в структуре МВД России, финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета, и впоследствии с 01 января 2002 года была передана в ведение МЧС, период работы истца после указанной даты включен пенсионным органом в специальный стаж ФИО1, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что последняя в период с 01 декабря 1993 года по 31 декабря 2001 года являлась сотрудником федеральной противопожарной службы, а доводы жалобы о необоснованном включении судом в специальный стаж истицы вышеуказанного спорного периода ее работы отклоняются судебной коллегией как основанные на неправильном толковании норм пенсионного законодательства применительно к конкретным установленным судом обстоятельствам дела.
Судебные расходы распределены в соответствии с положениями главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая требования истца о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, суд первой инстанции исходя из положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также решения об удовлетворении иска ФИО1, пришел к правильному выводу о возмещении истцу указанных расходов за счет ответчика УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по возмещению истцу расходов по оплате государственной пошлины судебной коллегией отклоняются, поскольку при удовлетворении требований гражданина по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, понесенные истцом судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что согласуется с позицией, изложенной в абзаце 5 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калачёвского районного суда Волгоградской области от
28 августа 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР в Калачёвском районе Волгоградской области в лице начальника ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: