Судья Третьяков М.С. по делу № 33-9438/2023
Судья-докладчик Алсыкова Т.Д. (УИД38RS0030-01-2023-000762-41)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 ноября 2023 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Рудковской И.А.,
судей Егоровой О.В., Алсыковой Т.Д.,
при ведении протокола помощником судьи Шергиным А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-969/2023 по исковому заявлению Усть-Илимского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Группа «Илим» о понуждении к созданию защитного сооружения гражданской обороны в виде убежища
по апелляционной жалобе акционерного общества «Группа «Илим» в лице представителя Кукиной Маргариты Ивановны на решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 10 июля 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований прокурор, с учетом заявления об уточнении требований от 05.06.2023 указал, что по результатам проверки соблюдения законодательства о гражданской обороне в деятельности ответчика выявлены нарушения.
Как установлено, филиал АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске отнесен в определенном законом порядке ко второй категории по гражданской обороне, включен в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне. Кроме того, 25.04.2023 филиалу установлено мобилизационное задание. Таким образом, в силу закона АО «Группа «Илим» должно иметь защитное сооружение гражданской обороны в виде убежища, соответствующее требованиям соответствующих СНиП. Между тем, согласно информации Росимущества по Иркутской области ответчику защитные сооружения в пользование не предоставлялись, собственные защитные сооружения на балансе отсутствуют.
Прокурор просил суд обязать АО «Группа «Илим» в срок до 30.06.2024 создать защитное сооружение гражданской обороны в виде убежища для максимальной по численности работающей в военное время смены работников филиала АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске на расстоянии не более 1000 м от адреса осуществления деятельности: промплощадка ЛПК, а/я 353, г. Усть-Илимск, соответствующее требованиям «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77, утвержденных приказом Минстроя России от 21.12.2022 № 1101/пр.
Обжалуемым решением суда исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель АО «Группа «Илим» Кукина М.И. просит отменить решение суда полностью, в удовлетворении требований отказать, указывая в обоснование жалобы, что действующее законодательство не возлагает на ответчика обязанности по созданию защитного сооружения гражданской обороны.
Указывает, что суд не принял во внимание, что в силу п. 7 Порядка создания убежищ № 1309, п. 5 Положения о гражданской обороне № 804, п. 3, п. 4 Положения об организации ведения гражданской обороны № 687, создание объектов гражданской обороны, как составляющая часть мероприятий по гражданской обороне, осуществляется на основании планов, разработанных федеральными и региональными органами исполнительной власти и согласованных с МЧС России. При этом потребность в объектах гражданской обороны определяют органы власти федерального, регионального или муниципального уровня (п. 8-9 Правил создания убежищ № 1309). Материалы данного дела не содержат такой план гражданской обороны, предусматривающий создание защитного сооружения гражданской обороны в виде указанного истцом убежища
Кроме того, представителем ответчика указывалось, что в федеральной собственности находится девять защитных сооружений гражданской обороны в виде убежищ, расположенных на территории осуществления деятельности филиала АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске. Несмотря на это, суд не обсуждал вопрос о том, чем обоснован выбор требований прокурора именно о создании нового объекта гражданской обороны при наличии девяти объектов гражданской обороны.
Обжалуемое решение затрагивает права и обязанности МЧС России по Иркутской области, однако к участию в настоящем деле в качестве третьего лица оно не привлечено.
Ссылается на то, что суд не установил, что именно должен исполнить ответчик и за чей счет, какой объем работ согласно нормативным актам необходим для создания защитного сооружения и возможности выполнения ответчиком отдельных видов работ, специальных познаний в этой области.
На апелляционную жалобу поступили возражения от Усть-Илимской межрайонной прокуратуры.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад по делу, объяснения представителей ответчика Тарасовой О.А., Нестерова Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца Альбрехт О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне) правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона о гражданской обороне под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ст. 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее - Порядок создания убежищ), в силу пункта 10 которого организации, в том числе, создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны.
Пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее - Порядок создания убежищ) предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относится, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В соответствии с п. 3 названного Порядка убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.
Согласно п. 7 Порядка создания убежищ создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Пунктом 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 (далее - Положение о гражданской обороне), также предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО).
Пунктом 1.2 Правил эксплуатации ЗС ГО установлено, что требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.
Требования к проектирование новых, обследование, капитальный ремонт и реконструкцию существующих защитных сооружений гражданской обороны определены «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*», утвержденным Приказом Минстроя России от 21.12.2022 № 1101/пр.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что АО «Группа «Илим» филиал АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске отнесен в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне, включен в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
25.04.2023 в адрес АО «Группа «Илим» администрацией города Усть-Илимска направлено уведомление об установлении мобилизационного задания на: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения; обеспечение устойчивой работы находящегося в собственности филиала АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске промышленного водозабора, обеспечивающий водой промплощадку ЛПК; обеспечение устойчивой работы очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод с промплощадки ЛПК и правобережной части города Усть-Илимска.
По мнению суда, поскольку п. 10 Порядка создания убежищ не содержит ссылки на организационно-правовые формы организаций, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.
В этой связи суд пришел к выводу, что АО «Группа «Илим» в силу требований законодательства обязано иметь защитное сооружение гражданской обороны в виде убежища, соответствующее требованиям соответствующих СНиП.
По информации Росимущества по Иркутской области АО «Группа «Илим» защитные сооружения в пользование не предоставлялись.
Согласно сведениям АО «Группа «Илим» защитные сооружения на балансе отсутствуют.
Суд указал, что отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанных объектов создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь приведенными выше нормами закона, исходил из того, что выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении одного из основных принципов ведения гражданской обороны, закрепленного в ч. 2 ст. 4 Закона гражданской обороне: подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Суд отклонил доводы представителя ответчика об отсутствии мобилизационного задания и обязательств у АО «Группа «Илим» по созданию защитных сооружений, указав, что они опровергаются материалами дела.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, так как оно принято в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими всем требованиям закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не относится к числу организаций, на которых может быть возложена обязанность по созданию защитных сооружений, основанием для отмены решения суда не является, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804дсп утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее - Правила № 804дсп).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие мобилизационные задания (заказы). Пунктом 4 Правил № 804дсп определено, что показатели для отнесения организации к категориям по гражданской обороне устанавливает МЧС России.
В соответствии с пунктом 1 примечания приказа МЧС России от 28.11.2016 № 632дсп определено, что организации, продолжающие работу в военное время, при отсутствии основного показателя для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне подлежат к отнесению к категориям по гражданской обороне, исходя из следующих показателей численности работающих в военное время (наибольшей работающей смены) от 200 до 1000 (от 100 до 500) и относятся ко второй категории по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 07.06.2018 № 244дсп в приказ МЧС России от 28.11.2016 № 632дсп в примечание 1 внесены изменения, пункт примечания изложен в новой редакции: организации, имеющие мобилизационный задания (заказы) при отсутствии основного показателя по объему выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время и дополнительных показателей, подлежат отнесению к категориям по гражданской обороне, исходя показаний численности работающих в военное время (наибольшей работающей смены). Ко второй категории по гражданской обороне относятся организации: с численностью работающих в военное время от 200 до 1000 человек; наибольшая работающая смена которых составляет от 100 до 500 человек.
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 8 Закона о гражданской обороне самостоятельно в пределах границ муниципальных образований определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
Ответчик не отрицает, что является категорированной организацией и располагается на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 "О Порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", относится к мобилизационным, следовательно в силу п. 1 ст. 9 Закона о гражданской обороне, п. 10 Порядка создания убежищ, п. 3 Положения о гражданской обороне относится к организациям, на которых законом возложена обязанность по созданию убежища.
Сведений об исключении в настоящее время ответчика в установленном порядке из числа организаций, обязанных иметь защитное сооружение гражданской обороны, не представлено.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод апелляционной жалобы относительно того, что в отсутствие плана, предусмотренного п. 7 Порядка создания убежищ, создание убежища невозможно, так как отсутствие такого плана не освобождает ответчика от соблюдения требования в области гражданской обороны, поскольку законодателем выполнение такой обязанности не ставится в зависимость от решения процедурных вопросов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в федеральной собственности находится девять защитных сооружений гражданской обороны в виде убежищ, расположенных на территории осуществления деятельности филиала АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске, не может служить основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают правильные выводы суда об обязанности ответчика по созданию защитного сооружения.
Не подлежит принятию во внимание довод жалобы относительно отсутствия указания в решении суда на конкретные действия ответчика в его исполнение, об объеме подлежащих выполнению работ, о возможности выполнения ответчиком отдельных видов работ, что, по мнению ответчика, подлежало установлению с применением специальных познаний, поскольку названные доводы противоречат решению суда, согласно которому на ответчика возложена обязанность по созданию убежища на определенном расстоянии от адреса осуществления деятельности его филиала, в соответствии с «СП 88.13330.2022. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77», утвержденных приказом Минстроя России от 21.12.2022 № 1101/пр, положения которого устанавливают требования к созданию убежищ вместимостью, исходя из расчета на одного укрываемого. Таким образом, решение суда не ограничивает возможности ответчика при создании убежища определить его вместимость, исходя из максимальной по численности работающей в военное время смены работников, с учетом соглашения во исполнение мобилизационного задания, от заключения которого он в силу закона не вправе отказаться.
В этой же связи подлежит отклонению и ссылка ответчика на то, что без заключения конкретного соглашения во исполнение мобилизационного задания, решение суда не будет исполнимым в связи с неизвестностью максимальной по численности работающей в военное время смены работников.
Не является основанием и довод жалобы об отсутствии в решении суда указания на источник финансирования возложенных на ответчика работ, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона о гражданской обороне обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что к участию в деле в качестве третьего лица не привлечено МЧС России по Иркутской области, поскольку в соответствии со ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Между тем, материалы дела не содержат доказательств того, что постановленное судом решение может повлиять на права и обязанности МЧС России по Иркутской области, которое при этом решение суда не оспаривает.
Доводы жалобы, повторяя позицию ответчика в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Суд в полном объеме проверил доводы сторон, дал надлежащую оценку представленным доказательствам с соблюдением требований ст. 12, ст. 67 ГПК РФ, и, установив наличие обязанности ответчикам по созданию защитного сооружения гражданской обороны, обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доказательств обратному заявитель жалобы не представил.
Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 10 июля 2023 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий | И.А.Рудковская | |
Судьи | О.В.Егорова Т.Д.Алсыкова | |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.11.2023.