Судья Скуратович С.Г. №2-974/2022
Докладчик Пужаев В.А. Дело №33-1854/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Пужаева В.А.,
судей Ериной Н.П. и Смелковой Г.Ф.,
при секретаре Галимовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 сентября 2022 г. в г. Саранске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным решения в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по апелляционной жалобе управляющего Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 июня 2022 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (далее – ГУ-ОПФР по Республике Мордовия) о признании незаконным решения в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию.
В обоснование исковых требований указала, что с 1 февраля 1989 г. по настоящее время работает учителем в МБОУ «Апраксинская средняя общеобразовательная школа». 30 декабря 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ-ОПФР по Республике Мордовия от 19 января 2022 г. №295543/21 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия специального стажа 25 лет (имеется 22 года 4 месяца).
При этом в специальный стаж не включены следующие периоды ее работы в должности: социального педагога с 1 сентября 1992 г. по 30 июня 1994 г. (с педагогической нагрузкой воспитателя ГПД на 0,5 ставки с 1 сентября 1993 г.) в МБОУ «Апраксинская средняя школа»; педагога-организатора с 20 сентября 1994 г. по 19 мая 1996 г. в ВДЦ «Орленок»; старшей вожатой с 1 сентября 1999 г. по 31 августа 2000 г. в МБОУ «Апраксинская средняя школа»; учителя с 13 февраля 2003 г. по 19 февраля 2003 г., с 28 февраля 2005 г. по 9 марта 2005 г., с 20 ноября 2009 г. по 26 ноября 2009 г., с 4 февраля 2011 г. по 10 февраля 2011 г., с 14 февраля 2013 г. по 20 февраля 2013 г., с 27 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г. – карантин в школе; с 10 апреля 2006 г. по 15 апреля 2006 г. – прочие отвлечения (учитель года); с 29 января 2014 г. по 30 января 2014 г., 1 февраля 2014 г., 30 января 2017 г., 7 февраля 2017 г., 28 февраля 2018 г., 24 января 2019 г. – отмена занятий в связи с пониженной температурой воздуха. Кроме того, в специальный и страховой стаж не были включены периоды работы с 1 июля 1994 г. по 17 сентября 1994 г. (отсутствие начисления заработной платы); с 1 сентября 2018 г. по 14 октября 2018 г. (отпуск без сохранения заработной платы). С данным решением она не согласна, считает, что из специального стажа ее педагогической деятельности неправомерно исключены указанные периоды.
Просила суд отменить решение ГУ-ОПФР по Республике Мордовия от 19 января 2022 г. №295543/21;
обязать ГУ-ОПФР по Республике Мордовия включить в специальный стаж периоды работы:
- с 1 сентября 1992 г. по 30 июня 1994 г. (с педагогической нагрузкой воспитателя ГПД на 0,5 ставки с 1 сентября 1993 г.) в должности социального педагога в МБОУ «Апраксинская средняя школа»;
- с 20 сентября 1994 г. по 19 мая 1996 г. в должности педагога-организатора в ВДЦ «Орленок»;
- с 1 сентября 1999 г. по 31 августа 2000 г. в должности старшей вожатой в МБОУ «Апраксинская средняя школа»;
- с 13 февраля 2003 г. по 19 февраля 2003 г., с 28 февраля 2005 г. по 9 марта 2005 г., с 20 ноября 2009 г. по 26 ноября 2009 г., с 4 февраля 2011 г. по 10 февраля 2011 г., с 14 февраля 2013 г. по 20 февраля 2013 г., с 27 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г. – карантин в школе; с 10 апреля 2006 г. по 15 апреля 2006 г. – прочие отвлечения (учитель года); с 29 января 2014 г. по 30 января 2014 г., 1 февраля 2014 г., 30 января 2017 г., 7 февраля 2017 г., 28 февраля 2018 г., 24 января 2019 г. – отмена занятий в связи с пониженной температурой воздуха;
обязать ГУ-ОПФР по Республике Мордовия включить в общий и специальный стаж периоды работы:
- с 1 июля 1994 г. по 17 сентября 1994 г.;
- с 1 сентября 2018 г. по 14 октября 2018 г.;
обязать ГУ-ОПФР по Республике Мордовия назначить досрочную страховую пенсию по старости и произвести перерасчет пенсии с 30 декабря 2022 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 июня 2022 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ – ОПФР по Республике Мордовия от 19 января 2022 г. № 295543/21 в части невключения в специальный стаж периодов работы с 7 сентября 1993 г. по 17 сентября 1994 г. в должности воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки в МБОУ «Апраксинская средняя общеобразовательная школа», с 13 февраля 2003 г. по 19 февраля 2003 г., с 28 февраля 2005 г. по 9 марта 2005 г., с 20 ноября 2009 г. по 26 ноября 2009 г., с 4 февраля 2011 г. по 10 февраля 2011 г., с 14 февраля 2013 г. по 20 февраля 2013 г., с 27 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г. – карантин в школе; с 10 апреля 2006 г. по 15 апреля 2006 г. – прочие отвлечения (учитель года); с 29 января 2014 г. по 30 января 2014 г., 1 февраля 2014 г., 30 января 2017 г., 7 февраля 2017 г., 28 февраля 2018 г., 24 января 2019 г. – отмена занятий в связи с пониженной температурой воздуха; в части невключения в страховой стаж периода работы с 1 июля 1994 г. по 17 сентября 1994 г. в должности воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки в МБОУ «Апраксинская средняя общеобразовательная школа».
На ГУ-ОПФР по Республике Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ФИО1 периоды работы:
- с 7 сентября 1993 г. по 17 сентября 1994 г. в должности воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки в МБОУ «Апраксинская средняя школа»;
- с 13 февраля 2003 г. по 19 февраля 2003 г., с 28 февраля 2005 г. по 9 марта 2005 г., с 20 ноября 2009 г. по 26 ноября 2009 г., с 4 февраля 2011 г. по 10 февраля 2011 г., с 14 февраля 2013 г. по 20 февраля 2013 г., с 27 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г. – карантин в школе; с 10 апреля 2006 г. по 15 апреля 2006 г. – прочие отвлечения (учитель года); с 29 января 2014 г. по 30 января 2014 г., 1 февраля 2014 г., 30 января 2017 г., 7 февраля 2017 г., 28 февраля 2018 г., 24 января 2019 г. – отмена занятий в связи с пониженной температурой воздуха.
На ГУ-ОПФР по Республике Мордовия возложена обязанность включить в страховой стаж ФИО1 период работы:
- с 1 июля 1994 г. по 17 сентября 1994 г. в должности воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки в МБОУ «Апраксинская средняя школа».
В остальной части исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе управляющий ГУ-ОПФР по Республике Мордовия ФИО2 просил отменить решение суда в части и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на то, что согласно записям в трудовой книжке истица в спорный период она работала в качестве социального педагога в МБОУ «Апраксинская средняя общеобразовательная школа», с 01 сентября 1993 г. назначена педагогическая нагрузка воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки, однако согласно справке уточняющей льготный характер работы от 01 октября 2021 г. №33, приказ о переводе ФИО1 с 01 сентября 1993 г. на должность воспитателя группы продленного дня по Апраксинской средней школе не издавался. Период работы в должности воспитателя группы продленного дня, без занятия штатной должности в период до 01 ноября 1999 г. не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку не выполнена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы.
Также судом включены в специальный стаж периоды карантина в школе; отмены занятий в связи с пониженной температурой воздуха, командировки. Однако суд не учел, что вышеуказанные периоды не могут быть включены, поскольку Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, не содержат оснований для включения подобных периодов в специальный стаж. Более того, в вышеуказанные периоды сохраняются трудовые отношения, однако, педагогическая деятельность не осуществляется, работник не выполняет своих служебных обязанностей, то есть на его организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью. Следовательно, данные периоды не подлежат включению в стаж работы на соответствующих видах работ, дающий право досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Также при включении в страховой стаж периода работы истца в качестве социального педагога в МБОУ «Апраксинская средняя общеобразовательная школа» судом не учтено, что согласно архивной справе о заработной плате от 22 октября 2021 г. №267 отсутствует факт оплачиваемой работы.
В судебное заседание истец ФИО1, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МБОУ «Апраксинская средняя общеобразовательная школа» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика ГУ-ОПФР по Республике Мордовия ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 30 декабря 2021 г. ФИО1 обратилась в ГУ-ОПФР по Республике Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании пункта 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-ОПФР по Республике Мордовия от 19 января 2022 г. №295543/21 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
В специальный стаж не включены периоды работы, в том числе:
- с 1 сентября 1992 г. по 30 июня 1994 г. в должности социального педагога (с педагогической нагрузкой воспитателя ГПД на 0,5 ставки с 1 сентября 1993 г.) в МБОУ «Апраксинская средняя школа» (с. Апраксино Чамзинского района), так как Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, должность социального педагога не предусмотрена. Период работы в должности воспитателя группы продленного дня, без занятия штатной должности в период до 1 ноября 1999 г. не может быть засчитан в специальный стаж, так как не выполнена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы;
- с 20 сентября 1994 г. по 19 мая 1996 г. в должности педагога – организатора во Всероссийском детском центре «Орленок» (Туапсинский район, Краснодарский край), с 1 сентября 1999 г. по 31 августа 2000 г. в должности старшей вожатой в МБОУ «Апраксинская средняя школа» (с. Апраксино Чамзинского района), так как Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. №463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, должности педагога-организатора и старшей вожатой не предусмотрены;
- с 13 февраля 2003 г. по 19 февраля 2003 г., с 28 февраля 2005 г. по 9 марта 2005 г., с 20 ноября 2009 г. по 26 ноября 2009 г., с 4 февраля 2011 г. по 10 февраля 2011 г., с 14 февраля 2013 г. по 20 февраля 2013 г., с 27 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г. – карантин по школе;
- с 10 апреля 2006 г. по 16 апреля 2006 г. – прочие отвлечения (учитель года);
- с 29 января 2014 г. по 30 января 2014 г., 1 февраля 2014 г., 30 января 2017 г., 7 февраля 2017 г., 28 февраля 2018 г., 24 января 2019 г. – отмена занятий, в связи с понижением температуры воздуха.
Также в специальный и страховой стаж не включены периоды:
- с 1 июля 1994 г. по 17 сентября 1994 г. – в должности социального педагога в Апраксинской средней школе (с. Апраксино Чамзинского района), так как отсутствует факт оплачиваемой работы;
- с 1 сентября 2018 г. по 14 октября 2018 г. – отпуск без сохранения заработной платы, так как заработная плата не начислялась и, следовательно, не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
Указанные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и, соответственно, сомнений в их достоверности не вызывают.
В части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 1 сентября 1992 г. по 6 сентября 1993 г. в должности социального педагога МБОУ «Апраксинская средняя школа», с 20 сентября 1994 г. по 19 мая 1996 г. в должности педагога-организатора во Всероссийском Детской центре «Орленок», с 1 сентября 1999 г. по 31 августа 2000 г. в должности старшей вожатой в МБОУ «Апраксинская средняя школа», а также периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 1 сентября 2018 г. по 14 октября 2018 г. решение суда не обжалуется, в связи с чем в силу статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 7 сентября 1993 г. по 17 сентября 1994 г. в должности воспитателя группы продленного дня на 0,5 ставки в МБОУ «Апраксинская средняя школа», поскольку должностные обязанности воспитателя группы продленного дня совпадают по характеру и функциям с должностными обязанностями воспитателя, а также периода работы с 01 июля 1994 г. по 17 сентября 1994 г. в страховой стаж истца, в связи подверженностью факта оплаты работы.
Возлагая на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды нахождения в командировке, карантина в школе и отмены занятий ввиду неблагоприятных климатических условий, суд исходил из того, что в эти периоды за истцом сохранялось место работы и заработная плата. В данные периоды работодатель производил отчисления страховых взносов.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 данного закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, в пункте 1 раздела «Наименование учреждений» поименованы должности «учитель» и «воспитатель», в пункте 1.1 «Общеобразовательные учреждения» раздела «Наименование учреждений» этого же Списка к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, отнесены школы всех наименований.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05 июля 2005 г. №440 «Об установлении тождества отдельных наименований должностей» установлено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации тождество наименований должностей «воспитатель группы продленного дня», наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовом стаже и деятельности работника.
Из трудовой книжки ФИО1 АТ-V <№> следует, что 1 сентября 1992 г. она временно назначена социальным педагогом в Апраксинскую среднюю школу, с 1 сентября 1993 г. переведена воспитателем группы продленного дня в Апраксинскую среднюю школу, 18 сентября 1994 г. уволена в порядке перевода на работу во Всероссийский лагерь «Орленок» с сохранением прежнего места работы, 20 сентября 1994 г. принята педагогом-организатором 9 разряда во Всероссийский детский центр «Орленок», 20 мая 1996 г. уволена из Всероссийского детского центра «Орленок» по соглашению сторон, 1 сентября 1999 г. принята на должность старшей вожатой в Апраксинскую среднюю школу, 1 сентября 2000 г. переведена учителем математики и информатики этой же школы, где и работает в должности «учитель» по настоящее время (л.д.8-18).
Также факт работы ФИО1 в должности воспитателя группы продленного дня с 1 сентября 1993 г. по 18 сентября 1994 г. подтверждают следующие доказательства, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка: справка от 26 октября 2021 г., выданная МКУ Чамзинского муниципального района «Центр обслуживания муниципальных учреждений» (л.д.69 оборот. сторона), справка Администрации Апраксинского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия от 22 октября 2021 г. №267 (л.д.70), справка МКУ Чамзинского муниципального района «Центр обслуживания муниципальных учреждений» от 26 октября 2021 г. №42 (л.д.73), справка, уточняющая льготный характер работы от 01 октября 2021 г. №33, выданная работодателем (л.д.75-76), приказы по Апраксинской средней школе от 1 марта 1994 г. №6, от 25 мая 1993 г. №62, от 7 сентября 1993 г. №73 (л.д.134-136, 141).
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что период работы в Апраксинской средней школе в качестве воспитателя группы продленного дня подлежит зачету в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно справке, уточняющей характер работы от 01 октября 2021 г. №33, приказ о переводе истца с 01 сентября 1993 г. на должность воспитателя группы продленного дня по Апраксинской средней школе не издавался, отклоняются судебной коллегией и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части, поскольку выполнение истцом работы в должности воспитателя группы продленного дня в спорный период нашло свое подтверждение не только записью в трудовой книжке, но и иными вышеприведенными письменными доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела.
Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что период работы в должности воспитателя группы продленного дня, без занятия штатной должности в период до 01 ноября 1999 г. не может быть засчитан в специальный стаж, поскольку не выполнена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы, как основанный на неверной толковании закона.
В абзаце 2 пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067 (с изменениями от 01 февраля 2001 г.) действительно указано, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком от 22 сентября 1999 г. №1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Однако согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 24 августа 2000 г. №9 «О порядке применения Постановления Правительства РФ от 20 марта 2000 г. №240 «О внесении дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067», утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 августа 2000 г. №61, при назначении пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью положение, установленное абзацем первым пункта 1 Правил, применяется с 01 сентября 2000 г.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Таким образом, из системного толкования приведенных правовых норм следует, что периоды выполнявшейся до 01 ноября 1999 г. работы в должностях, в том числе без занятия штатной должности, в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
Доводы жалобы о незаконности включения в специальный стаж истца периодов с 13 февраля 2003 г. по 19 февраля 2003 г., с 28 февраля 2005 г. по 9 марта 2005 г., с 20 ноября 2009 г. по 26 ноября 2009 г., с 4 февраля 2011 г. по 10 февраля 2011 г., с 14 февраля 2013 г. по 20 февраля 2013 г., с 27 февраля 2019 г. по 5 марта 2019 г. – карантин в школе; с 10 апреля 2006 г. по 15 апреля 2006 г. – прочие отвлечения (учитель года); с 29 января 2014 г. по 30 января 2014 г., 1 февраля 2014 г., 30 января 2017 г., 7 февраля 2017 г., 28 февраля 2018 г., 24 января 2019 г. – отмена занятий в связи с пониженной температурой воздуха, не влекут отмену или изменение решения суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и обоснованно со ссылками на нормы действующего законодательства отклонены.
Как установлено судом первой инстанции, ФИО1 направлялась в командировку для выполнения служебных обязанностей, которые связаны с осуществлением педагогической деятельности, а именно республиканский конкурс «Учитель года», что подтверждается справкой МКУ Чамзинского муниципального района «Центр обслуживания муниципальных учреждений» и приказом работодателя (л.д.73,142).
Таким образом, в периоды командировки, карантина и отмены занятий за истцом сохранялось место работы и заработная плата, с которой работодатель производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что подтверждается материалами дела.
В жалобе ответчик также указывает на то, что при включении в страховой стаж периода работы истца с 01 июля 1994 г. по 17 сентября 1994 г. в качестве социального педагога в МБОУ «Апраксинская средняя общеобразовательная школа» судом не учтено, что согласно архивной справе о заработной плате от 22 октября 2021 г. №267 отсутствует факт оплачиваемой работы. При этом, как верно указал суд первой инстанции, проанализировав лицевые счета рабочих и служащих Апраксинской местной администрации за 1994 г., 124 800 руб., выплаченные в марте 1994, являлись единовременной выплатой за 4 месяца, а, следовательно, в спорный период работа ФИО1 была оплачена, что также подтверждается справкой от 17 мая 2022 г., выданной администрацией Апраксинского сельского поселения Чамзинского района Республики Мордовия (л.д.127).
Установив отсутствие у истца необходимой продолжительности специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (23 года 6 месяцев 13 дней) с учетом суммирования периодов, учтенных пенсионным органом, и периодов, подлежащих включению в специальный стаж по решению суда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, а также перерасчета пенсии.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям ответчика в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющего Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
В.А. Пужаев
Судьи
Н.П. Ерина
Г.Ф. Смелкова
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 сентября 2022 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия В.А. Пужаев