КОПИЯ
1 инстанция № 2-977/2023
Апелл. дело № 33-2559/2023
Судья Тренихина Т.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 ноября 2023 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Байкиной С.В.,
судей коллегии Рощупкиной И.А., Курманова Э.Р.,
при ведении протокола помощником судьи Лебединской А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи с Арбитражным судом Западно-Сибирского округа гражданское дело по апелляционной жалобе истцов ФИО1, ФИО2 на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июня 2023 года по иску ФИО1, ФИО2 к акционерному обществу «Газпром Энергосбыт Тюмень» о признании незаконным и не подлежащим исполнению требования об оплате суммы счета за электроэнергию, взыскании штрафа, возложении обязанности произвести перерасчет платы и пени за электроэнергию, которым постановлено:
Исковые требования ФИО2, ФИО1 к АО «Газпром энергосбыт Тюмень» о признании незаконным и не подлежащим исполнению требования об оплате суммы счета за электроэнергию, взыскании штрафа, возложении обязанности произвести перерасчет платы и пени за электроэнергию, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рощупкиной И.А., судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к акционерному обществу «Газпром энергосбыт Тюмень» (далее по тексту АО «Газпром энергосбыт Тюмень) о признании незаконным и не подлежащим исполнению требования об оплате суммы счета за электроэнергию, взыскании штрафа, возложении обязанности произвести перерасчет платы и пени за электроэнергию. В обоснование требований иска указали, что на имя ФИО2 по адресу: <адрес> открыт лицевой счет № и в квартире установлен прибор учета №. В апреле 2023 года истцом получена квитанция на сумму 79 191 рубля 97 копеек, в которой помимо указанной суммы, было начислено 66 031 рубль 97 копеек. В данной связи ФИО2 в адрес АО «Газпром энергосбыт Тюмень» была написана претензия с требованием о перерасчете, из ответа на которую следует, что расчет за электроэнергию производился по зафиксированным в апреле 2023 года показаниям прибора учета равным 34 027 кВт.ч., и в данной связи был получен счет по неучтенной электроэнергии за период с 2019 года по 2023 год ввиду проживания истца в указанной квартире с 22 июля 2019 года по настоящее время. Обратившись в клиентский офис в <адрес>, истцу разъяснили, что указанная сумма является неучтенной электроэнергией за период проживания в квартире, а задолженность образовалась в связи с невыполнением обязанности по своевременной передаче показаний прибора учета в адрес ответчика. На момент вселения в квартиру показания прибора учета были равны 2823кВт.ч. и, поскольку истцом не осуществлялась передача показаний потребляемой электроэнергии, ее рассчитывали из среднего значения равного 310 кВт.ч. в месяц на двух человек, поэтому ответчик, проводивший впервые за четыре года контрольный обход, выявил в апреле 2023 года перерасход среднего значения, в связи с чем был выставлен счет в размере 66 031 рубля 36 копеек. В период с 2019 года по 2023 год истцом действительно не осуществлялась передача показаний по счетчикам, полагая, что за ней, как за потребителем коммунальных услуг, не закреплена обязанность по передаче показаний счетчика. Ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», п. 3 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной на присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 22 декабря 2021 года, считали, что ответчик в период с июля 2019 года по март 2023 года не выполнял свою обязанность по своевременному выявлению неучтенной электроэнергии, вследствие чего для истца наступили неблагоприятные последствия в виде разовой оплаты большой суммы за энергоресурсы. Кроме того, полагали, что ответчик не может требовать оплаты за несвоевременно выявленное неучтенное потребление электроэнергии за период с 22 июля 2019 года по апрель 2023 года, поскольку период с 2019 года по 2020 года выпадает вследствие пропуска срока исковой давности, а в связи с не проведением своевременных проверок приборов учета, доказать, на каком этапе было осуществлено потребление электроэнергии, также невозможно. Обращали внимание, что письмом (уведомлением) №12/н-0000072678 ответчик подтверждает наличие по состоянию на 27 марта 2023 года образовавшейся задолженности за январь-март в размере 8 312 рублей 79 копеек и не указывает о выявлении какой-либо иной задолженности. На основании изложенного, просили признать незаконным и не подлежащим исполнению требование об оплате суммы счета за электроэнергию в размере 66 031 рубля 36 копеек, взыскать штраф в размере 50% от величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги путем перечисления денежных средств на лицевой счет истца с целью снижения размера задолженности по внесению платы за жилое помещение до уплаты штрафа в полном объеме, а также возложить на АО «Газпром энергосбыт Тюмень» обязанность произвести перерасчет платы и пени за электроэнергию за вычетом спорной суммы.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика АО «Газпром энергосбыт Тюмень» ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в отзыве на иск доводам. Указала, что в декабре 2019 года Департаментом муниципального имущества Администрации Надымского района в адрес ответчика было направлено уведомление о принятом 10 декабря 2019 года решении собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, о переходе на прямые расчеты за коммунальные услуги нанимателями жилых помещений в данном доме непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации, однако, сведения, необходимые для организации прямых расчетов переданы не были. В данной связи в конце декабря 2019 года - начале января 2020 года ответчиком совместно с УК ООО «Янтарное» организована работа по контрольному съему показаний индивидуальных приборов учета, развешаны уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения и открытия лицевых счетов. Между тем, истцы для заключения договора энергоснабжения не обращались, также отсутствовала информация, идентифицирующая нанимателя квартиры № для открытия лицевого счета, поэтому начисления за электроэнергию с момента заселения истцов в квартиру и до марта 2022 года не производились. В декабре 2021 года в рамках договора на расчетно-кассовое обслуживание УК ООО «Янтарное» предоставлен перечень жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и собственников таких помещений, в результате чего в январе 2022 года был открыт лицевой счет № по адресу: <адрес>, для начисления услуг, предоставляемых управляющей компанией. Позже, в результате сверки начислений выяснилось, что начисление электроэнергии по указанному адресу не производится и не оплачивается. По причине отсутствия информации о показаниях индивидуального прибора учета (счетчик установлен внутри квартиры), начисление производилось по нормативу 310 кВт. Контрольное снятие показаний прибора учета осуществляется сотрудником энергоинспекции в отношении каждого прибора учета в соответствии с разработанным графиком 1 раз в 6 месяцев. В связи с отсутствием лицевого счета, квартира истцов не попадала в график контрольных снятий показаний в 2022 году и маршрутный лист для осуществления предусмотренных действующим законодательством мероприятий. Согласно снятым в апреле 2023 года и имеющимся данным на январь 2020 года, произведен перерасчет стоимости по фактическому потреблению электроэнергии, в данном случае безучётного потребления электроэнергии не выявлено. Полагала, что действия потребителя по несвоевременной передаче показаний приборов учета не являются основанием для того, чтобы объем электроэнергии, образовавшийся в результате перерасчета, был отнесен к категории безучетного потребления. Обращала внимание, что действующее правовое регулирование отдает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении платы за поставленные энергоресурсы. Поскольку показания прибора учета (факт потребления указанного объема энергии) истцами не оспаривается, как и не оспаривается факт не передачи показаний прибора учета электроэнергии, указала на отсутствие со стороны ответчика нарушений действующего законодательства, считала проведенный перерасчет основанным на показаниях прибора учета и проведенным в месяц контрольных снятий показаний прибора учета.
Истцы ФИО2, ФИО1 при надлежащем извещении в судебное заседание суда первой инстанции не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 42).
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не соглашаясь с постановленным решением, в апелляционной жалобе истцы ФИО2, ФИО1 просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований иска. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения п. 84 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, п. 177 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года №442, указывают, что ответчик должен был провести проверки и составить акт о неучтенной электроэнергии, а также квалифицировать сложившиеся взаимоотношения как бездоговорное или безучетное потребление электроэнергии. Помимо этого, специалист обязан взять объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление, относительно выявленного факта. Вместе с тем, АО «Газпром энергосбыт Тюмень» не были выполнены указанные действия, что является процессуальным нарушением выявления безучётного/бездоговорного потребления энергии. Также указывают на отсутствие расчетов, по которым ответчик обязан рассчитать объем безучетного или бездоговорного потребления электроэнергии. Обращают внимание, что ни сетевая организация в лице ООО «Янтарное», ни гарантирующий поставщик АО «Газпром энергосбыт Тюмень» не предприняли никаких мер для надлежащего извещения истца о необходимости заключения договора, за весь спорный период не составили ни одного акта о неучтенном (безучетном или бездоговорном) потреблении электроэнергии с 13 декабря 2021 года, когда ответчику стало известно о нанимателе жилого помещения, а проверка приборов учета была осуществлена 17 апреля 2023 года в нарушение требований п. 84 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354. Факт выявления такого количества электроэнергии был осуществлен спустя 4 года с момента вселения истцов в спорную квартиру, тогда как 13 декабря 2021 года ответчику уже были известны сведения о нанимателе жилого помещения, соответственно, АО «Газпром энергосбыт Тюмень» в кратчайший срок был обязан направить специалиста с целью замера приборов учета и фиксации показаний для взыскания недополученной платы за период с 2019 года по 2021 год. Поскольку ответчик, как профессиональный участник отношений по энергоснабжению, несет все риски в случае своего бездействия, считают, что максимальный период, за который можно взыскать неучтенную/бездоговорную электроэнергию не может превышать одного года, поскольку это служит мерой защиты нанимателей от подобного поведения сетевой организации и гарантирующего поставщика. Кроме того, истцами оплачивались поступавшие счета за электроэнергию и на них не лежит обязанность по проверке начисленной в платежной квитанции суммы. Акцентируют внимание, что наличие или отсутствие лицевого счета не является основанием для того, чтобы не проводить контрольные мероприятия в рамках снятия показателей электроприборов. Полагают, что к сложившимся правоотношениям применяется п. 84 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, поскольку указанная норма несет для ответчика необходимость совершения определенных действий, а АО «Газпром энергосбыт Тюмень», в свою очередь, применяя п. 61 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, нарушил процессуальный порядок фиксирования неучтенной электроэнергии, что выражается в бездействии гарантирующего поставщика.
В возражениях представитель ответчика АО «Газпром энергосбыт Тюмень» ФИО4, действующая на основании доверенности, полагает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика АО «Газпром Энергосбыт Тюмень» ФИО3, действующая на основании доверенности и принимавшая участие посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Западно-Сибирского округа, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по изложенным в письменном отзыве доводам.
Иные участвующие в деле лица, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание представителей не направили, информация о слушании по настоящему делу также размещена на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно паспортным данным истцов ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> 16 января 2020 года, а ФИО2 - с 08 июля 2020 года (л.д. 14-16, 17-19).
23 августа 2022 года между Администрацией Надымского района и ФИО2 заключен договор №71/22 найма жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, на срок 11 месяцев (с 22 июля 2022 года по 21 июня 2023 года), с возможностью пролонгации на новый срок и с включением в него в качестве члена семьи нанимателя сына ФИО1 (л.д. 120-126).
Из искового заявления следует, что фактически истцы проживают в спорном жилом помещении с 22 июля 2019 года.
10 декабря 2019 года собственники жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, приняли решение о внесении платы за предоставленные коммунальные услуги в ресурсоснабжающие организации (л.д. 91).
18 декабря 2019 года АО «Газпром энергосбыт Тюмень» в целях прямого бытового обслуживания направило в управляющую компанию ООО «Янтарное» запрос о предоставлении информации и документов, а именно: сведений о потребителях - Ф.И.О., дата рождения, реквизиты документов, удостоверяющих личность, контактный телефон; сведений о лицах, совместно проживающих с потребителем; документов, подтверждающих право пользования помещениями в многоквартирном жилом доме (при наличии); данных по установленным в квартирах приборам учета (паспорт ПУ, акт принятия прибора учета в эксплуатацию, показания на момент заселения и передачи потребителей в АО «Газпром энергосбыт Тюмень») и иных сведений, а также 28 и 30 декабря 2019 года просило направить представителя УК ООО «Янтарное» для совместного поквартирного осмотра прибора учета электрической энергии потребителей (л.д. 98-99).
В результате совместного поквартирного осмотра прибора учета электрической энергии потребителей в декабре 2019 года в квартире <адрес> установлено наличие прибора учета марки СЕ101 №, 1 класс точности, 2016 года выпуска, показания прибора - 02803,6 (круглосуточный), пломба №.
Также АО «Газпром энергосбыт Тюмень» размещало объявления о том, что с 01 января 2020 года данная организация будет производить начисление платы коммунальной услуги по электроснабжению в указанном выше многоквартирном доме, для заключения договора просило обращаться с 09 января 2020 года в АО «Газпром энергосбыт Тюмень» по адресу: <адрес>, указав о перечне необходимых для оформления договора документов (л.д. 100).
17 мая 2019 года ООО «Янтарное» направило в АО «Газпром энергосбыт Тюмень» запрошенную информацию на многоквартирный дом <адрес> данном доме предоставлена информация лишь в части площади жилого помещения без предоставления сведений о проживающих в нем лицах (л.д. 109-112).
13 декабря 2021 года ООО «Янтарное» направило в адрес АО «Газпром энергосбыт Тюмень» информацию о двух проживающих в квартире <адрес> лицах ФИО2 и ФИО1 (л.д. 96-97).
В соответствии с графиком снятия контрольных показаний приборов учёта электроэнергии в населённых пунктах Северное МРО АО «Газпром энергосбыт Тюмень» на 2022 год, данное мероприятие запланировано по жилому дому: <адрес> мае и ноябре 2022 года (л.д. 104-108).
В период с марта 2022 года по март 2023 года включительно истцами уплачивалась электроэнергия, исходя из среднего норматива 310 кВт/ч, показания счетчика электроэнергии в АО «Газпром энергосбыт Тюмень» не передавались с 2019 года, что в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось.
Согласно уведомлению АО «Газпром энергосбыт Тюмень» от 27 марта 2023 года по состоянию на указанную дату задолженность истцов за коммунальные услуги составляла 8 312 рублей 79 копеек, в том числе за электроэнергию - 2 259 рублей 90 копеек, пени за электроэнергию - 2 рубля 25 копеек, которая ФИО1 уплачена 08 июня 2023 года (л.д. 28).
Вместе с тем, в платёжном документе за апрель 2023 года выставлен долг по лицевому счёту № в размере 66 040 рублей 78 копеек, открытому на имя ФИО2, указаны текущие показания прибора учёта электроэнергии марки СЕ101 №, расход (объём) 31203,4, дата приёма 17 апреля 2023 года (контрольный обход) (л.д. 31).
На обращение ФИО2 в АО «Газпром энергосбыт Тюмень», 06 июня 2023 года дан ответ о том, что в период с марта 2022 года (с момента открытия лицевого счёта на квартиру, в которой проживают истцы), по март 2023 года включительно, расчёт электроэнергии потребителям, проживающим в квартире <адрес> производился исходя из норматива объёма потреблённой электроэнергии 310 кВт/ ч (669 рублей 60 копеек в месяц с марта по июнь 2022 года, 691 рублей 30 копеек в месяц с июля по ноябрь 2022 года, 753 рублей 30 копеек в месяц с декабря 2022 года по март 2023 года), при наличии счётчика.
При этом фактическая оплата потребителями произведена в мае 2022 года в размере 1 339 рублей 20 копеек, в июне 2022 года - 669 рублей 60 копеек, в июле 2022 года - 669 рублей 60 копеек, в октябре 2022 года - 2073 рублей 90 копеек и в декабре 2022 года - 1 382 рублей 60 копеек.
В апреле 2023 года выявлены показания прибора учёта, установленного в квартире ФИО2 27173,40 кВт/ч (66 031 рублей 36 копеек).
Расчёт задолженности по лицевому счёту № в сумме 66 031рубль 36 копеек произведён исходя из фактического потребления электроэнергиикак разница в показаниях прибора учёта, с учётом уплаченного расхода по нормативу, поскольку по адресу: <адрес> установлен прибор учёта СЕ-101 №, с марта 2022 года по апрель 2023 года расчёт по лицевому счёту производился исходя из норматива потребления ввиду отсутствия показаний по прибору учёта, которые были зафиксированы в апреле 2023 года в результате контрольного обхода в количестве 34027 кВт/ч (л.д. 33-34).
Расчет задолженности по оплате потребленной электроэнергии сторонами не оспаривается.
Не согласившись с требованием ответчика об оплате счета за электроэнергию, истцы обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 544 Гражданского кодекса РФ, статьи 157 Жилищного кодекса РФ, подпункта «к(1)» пункта 33, пункта 61, подпункта «б» пункта 82, 83, 155.1, 155.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, учитывая, что с 2019 года истцы не снимали и не передавали показания прибора учета электроэнергии, у ответчика отсутствовали сведения о проживающих лицах, а также наличие расхождений в показаниях прибора учета, выявленного в результате контрольной проверки, пришел к выводу об обоснованности выставленного истцам требования об оплате электроэнергии в виде разницы между показаниями прибора учета, за минусом уплаченной суммы, рассчитанной по нормативу с марта 2022 года по март 2023 года, и при недоказанности факта нарушения ответчиком прав истцов об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности по перерасчету платы и пени за электроэнергию.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия признает правильными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и не противоречащим правовым положениям, регулирующим спорные правоотношения в силу следующего.
На основании ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч. 2 ст. 544 Гражданского кодекса РФ).
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354 (далее по тексту Правила предоставления коммунальных услуг №354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Применительно к приведенным нормам права АО «Газпром энергосбыт Тюмень» является исполнителем коммунальной услуги, по поводу оплаты которой между сторонами возник спор.
Согласно подпункту «к(1)» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг №354, потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг №354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях
В силу подпункта «б» пункта 82 Правил предоставления коммунальных услуг №354 исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца (пункт 83 Правил предоставления коммунальных услуг №354).
В соответствии с пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг №354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Согласно пункту 155(1) Правил предоставления коммунальных услуг №354 в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений: а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично); б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В силу пункта 155(2) Правил предоставления коммунальных услуг №354 в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя, в котором указываются его фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства (регистрации), паспортные данные, индивидуальный номер налогоплательщика (при наличии), путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме. Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
С учетом содержания указанных норм права к числу юридически значимых обстоятельств по делу относились факты исполнения либо неисполнения каждой из сторон спора своих обязанностей, основанных на фактах передачи (не передачи) показаний индивидуальных приборов учета, с которыми закон связывает для лица, обязанного оплачивать коммунальные услуги, наступление соответствующих неблагоприятных последствий.
Так, судом первой инстанции установлено, что жилое помещение истцов, расположенное по адресу: <адрес>, оборудовано прибором учета СЕ-101 №.
Согласно занесенным в протокол судебного заседания пояснениям представителя ответчика ФИО3, принимавшей участие в суде апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи с Арбитражным судом Западно-Сибирского округа, прибор учета истцов действителен, исправен, пломбы целы.
Вместе с тем, в период с 2019 года по 2023 года истцами не передавались показания приборов учета, что не оспаривается сторонами.
13 декабря 2021 года ООО «Янтарное» направило в адрес АО «Газпром энергосбыт Тюмень» информацию о двух проживающих в квартире <адрес> лицах ФИО2 и ФИО1 (л.д. 96-97).
При этом, как следует из отзыва на исковое заявление, по причине отсутствия информации о показаниях индивидуального прибора учета (счетчик установлен внутри квартиры), начисление производилось по нормативу 310 кВт. в месяц, контрольное снятие показаний прибора учета осуществляется сотрудником энергоинспекции в отношении каждого прибора учета в соответствии с разработанным графиком 1 раз в 6 месяцев, в связи с отсутствием лицевого счета не попадала квартира истцов в график контрольных снятий показаний в 2022 году и маршрутный лист для осуществления предусмотренных действующим законодательством мероприятий.
Согласно снятым в апреле 2023 года и имеющимся данным на январь 2020 года произведен перерасчет стоимости по фактическому потреблению электроэнергии, в данном случае безучётного потребления электроэнергии не выявлено (л.д. 84-88).
Исходя из платежного документа за апрель 2023 года, истцам выставлен долг по лицевому счёту № в размере 66 040 рублей 78 копеек, открытому на имя ФИО2, указаны текущие показания прибора учёта электроэнергии марки СЕ101 №, расход (объём) 31203,4, дата приёма 17 апреля 2023 года (контрольный обход) (л.д. 31).
Доказательств потребленной электроэнергии в ином объеме либо поставки данной услуги с перебоями истцами не представлено и обоснованность представленного ответчиком расчета не оспаривается.
Как верно установлено судом первой инстанции, в связи с выявленным объемом потребления электроэнергии, ответчиком произведен перерасчет в виде разницы между показаниями прибора учета, за минусом уплаченной суммы, рассчитанной по нормативу с марта 2022 года по март 2023 года (за 13 месяцев), что составило 66 031 рубль 36 копеек (34027 кВт - 02823,6 кВт = 31203,4 кВт-4030 кВт (расход по нормативу за 13 месяцев) = 27173,4 кВт/ч х 2, 43 рубля (тариф на апрель 2023 года).
Таким образом, вопреки доводам жалобы, при обнаружении расхождений в показаниях прибора учета ответчик обоснованно в соответствии с положениями п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг № произвел перерасчет и доначисление платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу в размере разницы между показаниями прибора учета и уплаченной суммы, рассчитанной по нормативу.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, когда в соответствии с настоящим документом прибор учета установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета возложена на потребителя (покупателя).
«Бездоговорное потребление электрической энергии» - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии и (или) частичного ограничения режима потребления энергетической энергии (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»).
Исходя из приведенных положений закона, вопреки доводам жалобы, несвоевременная подача показаний индивидуального прибора учета не является основанием того, чтобы объем потребленной электрической энергии в спорный период был отнесен к категории «безучетное потребление» или «бездоговорное потребление» и соответственно был определен расчетным способом.
Доводы жалобы относительно отсутствия заключенного между сторонами договора энергоснабжения, а также отсутствия надлежащего извещения о его заключении, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание и послужить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость действие договора энергоснабжения с гражданином, потребляющим электроэнергию для бытовых нужд, от факта заключения или не заключения соответствующего договора.
Кроме того, АО «Газпром энергосбыт Тюмень» размещало объявления о том, что с 01 января 2020 года данная организация будет производить начисление коммунальной услуги по электроснабжению в указанном выше многоквартирном доме и для заключения договора просило обращаться с 09 января 2020 года в АО «Газпром энергосбыт Тюмень» по адресу: <адрес>, указав о перечне необходимых для оформления договора документов (л.д. 100).
Судебная коллегия также отклоняет доводы жалобы о том, что обязанность по снятию показаний прибора учета возлагается на гарантирующего поставщика, а также об обязанности последнего провести проверки и составить акт о неучтенной электроэнергии, так как вне зависимости от того, по каким причинам показания установленного в жилом помещении истцовприбора учета электроэнергии не передавались до 2023 года, потребители И-вы при отсутствии претензий к качеству поставленной услуги не освобождены от обязанности оплатить не оспоренный объем потребленного ресурса.
Доказательства, опровергающие установленные обстоятельства, а равно как и указывающие на надлежащее исполнение предусмотренной положениями статей 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанности в полном объеме, истцами, вопреки требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлены.
Учитывая, что у ответчика отсутствовали сведения о проживающих в спорном жилом помещении и в данной связи последний не мог идентифицировать нанимателя <адрес> для открытия лицевого счета, то судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности.
Более того, согласно приложенному к апелляционной жалобе и приобщенному на основании ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ к материалам дела в качестве дополнительного доказательства чеку по операции от 10 июля 2023 года, задолженность по оплате электроэнергии в размере 76 675 рублей 41 копейки, в том числе спорная в размере 66 031 рубля 36 копеек, истцами оплачена (л.д. 191).
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований иска, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что судебной защите подлежит либо реально нарушенное право, либо право, находящееся под угрозой его нарушения, носящей очевидный и неотвратимый характер, чего в настоящем деле не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения права, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
При этом бремя доказывания нарушения прав лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать какие права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления.
В то время как, при разрешении заявленного спора на основании собранных по делу доказательств установлены факты потребления истцами поставляемой электроэнергии в указанном в оспариваемом требовании объеме и невыполнения последними обязанности по передаче показаний индивидуального прибора учета.
Учитывая установленные обстоятельства, недопустимость судебной защиты от предполагаемых и возможных нарушений в будущем, чьих - либо прав путем ограничения прав других лиц, судебная коллегия, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, приходит к выводу о недоказанности истцами факта нарушения ответчиком их прав и законных интересов при расчете задолженности за поставленные и оплаченные после вынесения оспариваемого судебного акта услуги, а также о наличии в данной связи самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований иска.
Иные доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимание судебной коллегии, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обосновано отвергнуты им по мотивам, приведенным в оспариваемом решении.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции требования процессуального закона выполнены, имеющие значение для рассмотрения заявленного спора обстоятельства и характер спорных правоотношений определены правильно, подлежащий применению к спорным правоотношениям закон определён и применён без каких-либо нарушений, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Судья /подпись/ И.А. Рощупкина