ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-981/2021 от 16.07.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ленинский районный суд г. Махачкалы

дело № 2-981/21

УИД 05RS0031-01-2019-006309-16

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 июля 2021 года дело

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Сатыбалова С.К.,

судей Гасановой Д.Г и Сулейманова С.М.,

при секретаре судебного заседания Гусейновой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя истца Асиялова А.М., ответчиковМинистерства финансов РФ и Министерства финансов РД на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования Гаджиевой Сайранат Рамазановны к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Дагестан о замене жилищного сертификата на новый, удовлетворить частично.

Признать право Гаджиевой Сайранат Рамазановны на замену именного государственного жилищного сертификата от <дата>, серия А , выданного на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76,65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв.м.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан принять именной государственный жилищный сертификат от <дата>, серия А, , выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76,65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв.м. и направить для замены на новый в Министерство финансов Российской Федерации.

Обязать Министерство финансов Российской Федерации заменить именной государственный жилищный сертификат от <дата>, серия А, , выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76,65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв.м. - на новый, с новым сроком действия - один год со дня его выдачи на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны.

В остальной части иска Гаджиевой С.Р. в удовлетворении отказать».

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения представителя истца Асиялова А.М., судебная коллегия

установила:

Гаджиева С.Р. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Дагестан о замене жилищного сертификата.

В обоснование иска указано следующее. В результате стихийного бедствия, имевшее место в г. Дербенте 09-10 октябри 2012 обратившись с заявлением в Министерство финансов РД, в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата>, <дата>, истец получила именной государственный жилищный сертификат серии А за .

В виду отсутствия свободных жилых помещений в г. Дербенте, Министерством Строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД, в соответствии п.16 вышеуказанного Постановления, истцу было предложено приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физического или юридического лица жилые помещения.

Истцом были предприняты действия по изысканию квартиры, соответствующие условиям предоставления жилищного сертификата в г. Дербенте, однако, по объективным причинам, вовремя подать документы о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения истец не успела, в связи с чем, ею был пропущен годичный срок погашения сертификата, по причине чего, письмом министерства от <дата> за .2-905 С, документы истца были ей возвращены с информацией о невозможности погашения жилищного сертификата.

Объективные причины, повлиявшие па пропуск срока подачи документов явились ухудшение здоровья истца, необходимость ухаживать за престарелой свекровью, необходимость выезда за пределы РД, в связи с заболеванием сына, время, потраченное на изыскание квартиры, необходимостью замены паспорта по достижению 45-летнего возраста, на необходимость чего истцу было указано, заключение Договора купли продажи квартиры, внесение изменений в Договор, подача документов на регистрацию прав собственности.

Истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечёт утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причинённого их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.

Установленные Законом документы истцом были представлены в Минстрой РД <дата>, срок действия сертификата получается истек <дата>, поэтому деньги ответчиком на счёт продавца по договору купли продажи квартиры, приобретённой истцом, перечислены не были.

Считает, что ею государственный жилищный сертификат не был реализован по объективным причинам указанным выше, а также вследствие действия третьих лиц, в частности работника Минфина РД в лице работника отдела выдачи сертификатов Алика Джаватовича, отдела по организации управления и эксплуатации жилищного фонда Минстроя РД Алирзаева Бахтияра, которые несвоевременно и не надлежаще, как уполномоченные должностные лицо, не исполнили свои обязанности, направленные на обеспечение реализации прав истца на разъяснение и получение государственной финансовой помощи.

Просит суд с учетом уточнения исковых требований признать право Гаджиевой Сайранат Рамазановны на замену именного государственного жилищного сертификата от 21 июня 2018 года, серия А, , выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76,65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв.м., обязать ответчика Минфин РД принять именной государственный жилищный сертификат от <дата>, серия А, , выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны на общую площадь 76,65 (семьдесят шесть целых шестьдесят пять сотых) кв..м. и направить для замены на новый в Минфин РФ, обязать ответчика Минфин РФ заменить именной государственный жилищный сертификат от <дата>, серия А, , выданный на имя Гаджиевой Сайранат Рамазановны - на новый, с новым сроком действия - один год со дня выдачи на имя заявителя, обязать, внести изменения в именной ГЖС, определив общую площадь в жилищном сертификате в размере 144 (ста сорока четырех) кв.м.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Асиялов А.М., просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о внесении м изменений в жилищный сертификат в части общей площади жилья из расчета 8 членов семьи Гаджиевой С.Р., т.е. в размере 144 кв.м., и принять в указанной части решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование своей жалобы представитель истца Асиялов А.М. указывает, что решение суда является незаконным и противоречит нормам материального права, в связи с чем, подлежит отмене.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», в редакции на момент наступления ЧС с 0 9 по 10 октября, действовал п. 2, в соответствии которой, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

Таким образом, Гаджиевой С.Р., и членим ее семьи, полагается площадь из расчета 8 человек, то есть 14 4 кв.м., что по нашему мнению и должно было быть указано в ГЖС.

В жалобе представитель Министерства финансов РФ просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Он указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.

С 2020 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 26.12. 2019 № 1846 «Об утверждении Положения об использовании в году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации» (далее - Положение № 1846), определяющего порядок подготовки и исполнения решений Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации рации, выдача новых бланков ГЖС Министерством финансов Российской Федерации не производится.

Пунктом 4 Положения об использовании в 2020 году бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2019 № 1846, установлено, что бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации используются, в том числе, на реализацию мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера и их последствий, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам перечню согласно приложению №1

Согласно Приложению №1 к Положению №1846 утвержден Перечень мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, ликвидации последствий террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями и оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам (далее -перечень мероприятий).

Согласно пункту 4 Перечня мероприятий предусмотрена реализация мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 (далее – Правила №1327, Постановление № 1327).

Пунктом 3 Правил № 1327 предусмотрено, что трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

Согласно пункту 5 Правил № 1327 трансферты предоставляются на следующие

Цели:

а) предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта Правил № 1327, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений;

б) предоставление выплат, гражданам, указанным в подпункте «г» пункта 6 Правил № 1327, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;

в) приобретение и (или) строительство жилых помещений уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для передачи их гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта 6 Правил № 1327, утратившим жилые помещения;

г) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов вшой Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на приобретение и (или) строительство жилых помещений передачи их гражданам, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта 6 Правил

д) предоставление бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта повреждённых помещений, находящихся в муниципальной собственности;

е) компенсация понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации, органами направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 3 Правил № 1327.

Таким образом, в настоящее время граждане, являвшиеся на день введения Режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений подпункт «а» пункта 3 Правил № 1327), имеют право на предоставление выплат на приобретение или строительство ими жилых помещений (подпункт «а» пункта 5 Правил № 1327), а также на приобретение и (или) строительство жилых помещений уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для передачи их гражданам, указанным в подпункте «а» пункта 6 Правил № 1327, утратившим жилые помещения (подпункт «в» пункта 5 Правил № 1327).

Полномочия по реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в настоящее время на федеральном уровне возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Положения пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 07,06.2021 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» устанавливающие полномочия Министерства финансов Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий единых бедствий утратили силу.

Следовательно, возлагая обязанность на Минфин России по восстановлению нарушенного права Гаджиевой СР. путем предоставления ГЖС в решении от -13.2021 Ленинский районный суд Республики Дагестан руководствовался положениями, законодательства Российской Федерации, которые в настоящее время (регулируют правоотношения по реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с изложенным решение Ленинского районного суда г Махачкалы «публики Дагестан от 09.03.2021 по делу № 2-981/2021 является неисполнимым, как основанное на законодательстве Российской Федерации, не регулирующем на момент принятия указанного решения спорные правоотношения.

При этом решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 09.03.2021 по делу № 2-981/2021 устанавливает права и обязанности жительства Российской Федерации не привлеченного к участию в деле, так как принятие решения о выдаче ГЖС являлось исключительным полномочием Правительства Российской Федерации.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Гаджиева С.Р., представитель ответчика Министерства Финансов РД, Министерства Финансов РФ, надлежащим образом судом были извещены.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 18 ФЗ РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В целях оказания государством помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате стихийных бедствий, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", (далее - Постановление) предусмотрена выдача государственных жилищных сертификатов пострадавшим гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

Из материалов дела следует, что в ночь с 9 на 10 октября 2012 в результате стихийного бедствия (ливневых дождей) домовладению Гаджиевой С.Р. расположенному по адресу: РД, <адрес>, <адрес><адрес> были причинены повреждения, приведшее его в непригодное состояние для проживания в нем и подлежащим сносу.

Министерством финансов Республика Дагестан в соответствии с приведённым выше Постановлением, Гаджиевой С.Р. был выдан государственный жилищный сертификат от 21 июня 2018 года, на приобретения жилья площадью 76,65 кв. м.

В связи с отсутствием свободных жилых помещений в г. Дербент Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД, было предложено приобрести по договору купли-продажи на первичном или вторичном рынке у физического или юридического лица.

Однако истица в установленные законом сроки не смогла приобрести жилое помещение, пропустила срок погашения жилищного сертификата.

Ее заявление о замене жилищного сертификата ответчиком оставлено без удовлетворения.

Обращаясь с требованием о замене жилищного сертификата, истица ссылается на то, что она не смогла воспользоваться жилищным сертификатом, приобрести в течение года жилищное помещение по объективным причинам (болезнь истца, необходимость ухода за больным членом семьи, необходимость замены паспорта в связи с достижением 45 лет), а также вследствие действия третьих лиц, в частности работника Минфина РД в лице работника отдела выдачи сертификатов Алика Джаватовича, отдела по организации управления и эксплуатации жилищного фонда Минстроя РД Алирзаева Бахтияра, которые несвоевременно и не надлежаще, как уполномоченные должностные лицо, не исполнили свои обязанности, направленные на обеспечение реализации прав истца на разъяснение и получение государственной финансовой помощи.

Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечёт утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам, либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причинённого их имуществу, вследствие чрезвычайной ситуации, поскольку данных о том, что Министерство финансов Республики Дагестан предлагало истцу представить выданный ей государственный жилищный сертификат с целью направления его в Министерство финансов Российской Федерации для замены на новый бланк государственного жилищного сертификата с новым сроком действия, в связи с заменой Гаджиевой С.Р. паспорта по достижении 45 лет, в материалах дела не имеется, более того обращение Гаджиевой С.Р. о замене сертификата осталось без реагирования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции последующим основаниям.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015 года, истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом, в установленный годичный срок истицей жилое помещение не было приобретено.

После получения сертификата в связи с достижением 45 летнего возраста, <дата>, Гаджиевой С.Р. был выдан новый паспорт.

В связи с тем, что сертификат был выдан, указав данные старого паспорта, Гаджиева С.Р. обратилась в Министерство финансов Республики Дагестан с заявлением о замене жилищного сертификата на новый.

Министерство финансов Республики Дагестан как орган исполнительной власти

в соответствии с вышеуказанным Порядком, получив от Гаджиевой С.Р. заявление о замене жилищного сертификата, должно было принять необходимые меры по его замене, в частности направив все необходимые документы в Министерство финансов Российской Федерации. Однако оно этого не сделало,

Согласно разъяснениям данного Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015 года, истечение срока действия жилищного сертификата на получение жилья не влечет утрату обладателями жилищных сертификатов, не реализовавшими их по объективным причинам либо вследствие действий третьих лиц, права на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.

Как установлено судом, а установленный годичный срок истицей жилое помещение не было приобретено.

Одной из причин не приобретения жилого помещения явилась замена истцом паспорта.

После получения сертификата в связи с достижением 45 летнего возраста, <дата>, Гаджиевой С.Р. был выдан новый паспорт.

Получив паспорт, она обратилась в Министерство финансов Республики Дагестан с заявлением о замене жилищного сертификата на новый т.к. в сертификате были указаны данные старого паспорта.

Согласно п.6 Порядка список граждан на получение государственного жилищного сертификата утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

В случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов.(пункт 13 Порядка)

По смыслу законоположений, содержащих правовые гарантии возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу вследствие стихийных бедствий, посредством помощи в приобретении жилого помещения, государственная финансовая поддержка в приобретении жилья осуществляется с целью возмещения гражданам ущерба, причиненного их имуществу стихийным бедствием, и, соответственно, должна быть оказана до тех пор, пока причиненный ущерб не будет возмещен.

При этом органы государственной власти, уполномоченные на осуществление финансовой поддержки указанной выше категории граждан, обязаны в полной мере обеспечить получение гражданами финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией.

Однако, несмотря на возложенные на него приведенным выше положениями закона, обязанности Министерство финансов Республики Дагестан ограничилось лишь возвратом сертификата и копии нового паспорта по обращению Гаджиевой С.Р. для направления в Министерство финансов РФ, при этом не предприняв меры по его замене (заявление от 09.04.2019),

Хотя Министерство финансов Республики Дагестан, как орган исполнительной власти в соответствии с вышеуказанным Порядком являясь уполномоченным органом на оказание финансовой помощи в субъекте Российской Федерации - в Республике Дагестан, должно было, получив от Гаджиевой С.Р. заявление о замене жилищного сертификата, принять необходимые меры по его замене, в частности направить все необходимые документы в Министерство финансов Российской Федерации.

Тем самым в полной мере не обеспечил получение истцом финансовой помощи на приобретение жилого помещения в качестве возмещения ущерба, причиненного их имуществу чрезвычайной ситуацией.

При таких изложенных обстоятельствах, суд обоснованно признал причины пропуска истцом срока реализации сертификата являются уважительными, т.к. они связаны с ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностными лицами, органов исполнительной власти, по замене сертификата на новый в связи с заменой Гаджиевой С.Р. паспорта.

Суд обоснованно удовлетворил исковые требования истца.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, Гаджиевой С.Р., и членим ее семьи, полагается площадь из расчета 8 человек, то есть 14 4 кв.м. и сертификат должны дать, указав 144 кв.м., является несостоятельным, т.к. истец в иске просит о замене сертификата в связи с истечением срока его реализации, а не по основанию, что в нем неправильно указана площадь жилого помещения.

Доводы представителя Министерства финансов РФ о том, что Положения пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2021 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» устанавливающие полномочия Министерства финансов Российской Федерации предусматривать при формировании федерального бюджета средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий единых бедствий утратили силу, в настоящее время граждане, являвшиеся на день введения Режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений подпункт «а» пункта 3 Правил № 1327), имеют право на предоставление выплат на приобретение или строительство ими жилых помещений (подпункт «а» пункта 5 Правил № 1327), а также на приобретение и (или) строительство жилых помещений уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для передачи их гражданам, указанным в подпункте «а» пункта 6 Правил № 1327, утратившим жилые помещения (подпункт «в» пункта 5 Правил № 1327); полномочия по реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в настоящее время на федеральном уровне возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, решение, как основанное на законодательстве Российской Федерации, не регулирующем на момент принятия указанного решения спорные правоотношения, является неисполнимым, несостоятельны.

Ссылка представителя на приведенные выше нормативные акты, принятые после выдачи сертификата, является необоснованной, т.к. истец не просит заменить сертификат, а не выдать его как лицу, которое впервые обратилось за его получением. Данные нормативные акты подлежат применению к правоотношениям, возникшим после их принятия (ст. 4 ГК РФ).

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 09 марта 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи