Судья Кучерова А.В.
Судья-докладчик Сальникова Н.А. по делу № 33-9803/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2021 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Губаревич И.И., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Горячкиной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-986/2021 по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области о взыскании денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу, неустойки, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя истца ФИО1ФИО2 на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2021 года,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что с 28.11.2007 по 09.12.2020 работал в уголовно-исполнительной системе ГУФСИН России, с 04.05.2017 в должности инспектора отделения интендантского обеспечения отдела тылового обеспечения ГУФСИН России по Иркутской области, с 20.04.2020 в должности начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области. У ФИО1 была установлена пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу в размере 40 рабочих часов, с графиком работы с 8:00 до 17:00, суббота, воскресенье - выходные. При этом ФИО1 привлекался к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни. Для сотрудников, привлекаемых к дежурству (сутки) согласно графику несения службы: начало службы в 8.00, окончание службы в 8.00 следующего дня, время отдыха и принятия пищи - 4 часа, общая продолжительность дежурства – 20 часов. В связи с тем, что денежная компенсация истцу не начислялась и не выплачивалась за период с 2018 года по август 2020 года, истцом 19.08.2020 подан рапорт о предоставлении отгулов к ежегодному оплачиваемому отпуску за сверхурочное время в размере 492 часа за период с 07.03.2018 по 20.08.2020, отгулов за работу в выходные и праздничные дни в размере 578 часов за период с 08.03.2018 по 07.08.2020, выплаты денежных средств за работу в ночное время в количестве 678 часов за отработанные 113 суточных дежурств. Рапорт был удовлетворен частично, ФИО1 было предоставлено 13 отгулов, без каких-либо иных компенсаций и разъяснений. Истец не согласен с решением об отказе в предоставлении компенсации за отработанное сверхурочное время и работу в праздничные и выходные дни за период с марта 2018 года по август 2020 года. Задолженность ответчика перед истцом на 09.12.2020 по не выплаченной заработной плате за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время составила 392463,79 руб. Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация в размере 99 573,59 руб. Незаконными действиями работодателя истцу причинен моральный вред.
ФИО1, с учетом уточнений, просил суд взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за сверхурочную работу, работу в ночное время, в праздничные и выходные дни с 07.03.2018 по 20.08.2020 в размере 392463,35 руб., из которых: задолженность за сверхурочное время в размере 167039,51 руб., задолженность за работу в выходные и праздничные дни в размере 199834,96 руб., задолженность за работу в ночное время в размере 24350,46 руб.; неустойку в размере 99573,59 руб.; компенсацию морального вреда в размере 150000 руб.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22.07.2021 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене решения указывает, что суд при вынесении решения не сослался на нормы Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе», приказа ФСИН России от 27.05.2013 № 269, Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Не принял во внимание, что ответчик не отрицал факт привлечения истца к дополнительному несению службы в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 2018 года по 2020 год. Употребление в решении суда термина «привлечение к дополнительному несению службы» является необоснованным, поскольку ТК РФ не содержит такого понятия. Действия истца по подаче рапорта 19.08.2020 регламентированы п. 23 Приказа № 269. Данное обстоятельство опровергает довод ответчика о том, что истец не обращался к работодателю с требованием о выплате денежного довольствия за отработанное сверх установленной нормы рабочего времени. Истец предпринял попытку урегулировать спор в досудебном порядке. В ответе от 25.09.2020 на рапорт истца не указано, за какое время предоставлены отгулы. В расчетных листках на имя истца работодателем намеренно не отражено отработанное работником сверх нормы рабочее время. Выполнение истцом трудовых обязанностей сверх нормы рабочего времени продиктовано выполнением распоряжений и приказов вышестоящего руководства. Ответчиком не представлено доказательств того, что истец был ознакомлен с правилами трудового распорядка. Истцом не пропущен срок для обращения с иском в суд, поскольку данный срок исчисляется с даты увольнения. Суд не учел, что ответчиком не был представлен контррасчет. Суд необоснованно отказал в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, так как факт причинения морального вреда работнику при нарушении его трудовых прав предполагается и доказыванию не подлежит.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, смс-сообщения, в заседание судебной коллегии не явился истец ФИО1 ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявил, об уважительности причин неявки не уведомил. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснения представителя истца ФИО1 ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, третьего лица ГУФСИН России по Иркутской области ФИО3, возражавшего на доводы жалобы, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к его отмене или изменению.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», вступившим в силу с 01.08.2018, а также Приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269, которым утвержден «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы», Приказом Минюста России от 06.06.2005 №76, которым утверждена «Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» (далее Инструкция), которая применяется в части не противоречащей Федеральному закону от 19.07.2018 №197-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции установил, что в соответствии с контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе от 04.05.2017 ФИО1 принят на службу на должность инспектора отделения интендантского обеспечения отдела тылового обеспечения сроком на 5 лет. (л.д.23 т.1).
В соответствии с п. 4.5 контракта начальник обязуется устанавливать сотруднику режим службы согласно правилам внутреннего распорядка в учреждении уголовно-исполнительной системы.
Сотрудник обязуется служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, и Контрактом, соблюдать требования, установленные в том числе, внутренний распорядок (п.5.2 контракта).
20.04.2020 между ФИО1 и начальником Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Иркутской области заключен контракт № 25/20 о службе в уголовно-исполнительной системе, по условиям которого ФИО1 принят на службу на должность начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области на срок до 04.05.2022 (л.д.21 т.1).
Согласно п. 4.5 контракта от 20.04.2020 сотрудник обязуется соблюдать внутренний служебный распорядок и распорядок несения службы (дежурства). Руководитель обязуется обеспечить своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий сотруднику и членам семьи (п.6.2 контракта).
19.11.2020 Приказом № 235-лс врио начальника Главного Управления ФСИН по Иркутской области майор внутренний службы ФИО1 начальник отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области уволен по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии 27.11.2020 с правом ношения форменной одежды. Выслуга на день увольнения составила в календарном исчислении 17 лет 5 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 27 лет 11 месяцев 6 дней. В связи с увольнением приказано выплатить единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. В связи с использованием основного отпуска и дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе в году увольнения компенсацию не выплачивать. Основанием к увольнению явился рапорт ФИО1 от 09.11.2020 (л.д.51 т.1).
Приказом от 03.12.2020 врио начальника Главного Управления ФСИН по Иркутской области в приказ от 19.11.2020 № 235-лс внесены изменения в части даты увольнения, считать уволенным майора внутренний службы ФИО1 начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии 09.12.2020 с правом ношения форменной одежды. Выслуга на день увольнения составила в календарном исчислении 17 лет 6 месяцев 10 дней, в льготном исчислении 28 лет 0 месяцев 4 дня. Основанием явилось заявление ФИО1 от 01.12.2020, лист освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от 19.11.2020 № 011232 (л.д.50 т.1).
Обращаясь в суд с иском, истец указал на недоплату денежного довольствия, в связи с привлечением к выполнению служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела расчетные листки за период с март 2018 года по декабрь 2020, табели учета рабочего времени, также представил справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год от 20.02.2021, за 2019 год от 20.02.2021, за 2020 год от 20.02.2021.
19.08.2020 ФИО1 обратился к врио начальника ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области с рапортом о предоставлении отгулов к ежегодному оплачиваемому отпуску за ранее отработанное сверхурочное время за период 2018, 2019, 2020 годы, что составило 492 часа, или 61 рабочий день и 4 часа. Также просил предоставить отгулы за работу в выходные и праздничные дни за период 2018, 2019, 2020 годы, что составило 578 часов или 62 рабочих дня. Просил выплатить ему денежные средства за работу в ночное время в количестве 678 часов, входящие в отработанные 113 суточных дежурств.
Рассмотрев рапорт истца, ответчик предоставил ФИО1 13 дней отгулов, что подтверждается ответом от 25.09.2020 № 3115-6094 на обращение ФИО1, справкой расчетом (л.д.8-9 т.2) и не оспаривалось истцом в судебном заседании.
Из табелей учета рабочего времени за период с 01.08.2019 по 31.07.2020 и графикам дежурств следует, что ФИО1 привлекался к дополнительному несению службы в выходные и нерабочие праздничные дни как ответственный от руководства колонии, при этом установлено, что за указанный период ФИО1 не реализовал право на 13 дней дополнительного отдыха.
Согласно справке врио главного бухгалтера ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, ФИО1 согласно приказу № 235 л/с от 19.11.2020 в ноябре 2020 года выплачено единовременное пособие при увольнении – 68158 руб., компенсация стоимости вещевого имущества – 21576 руб., денежное довольствие – 64552,04 руб. (в том числе НДФЛ 8392 руб). В декабре 2020 года начислено денежное довольствие по 09.12.2020 в сумме 27995,70 руб. (в том числе НДФЛ 3 639,00 руб).
Из справки начальника отдела кадров и РЛС ФИО1, начальник отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, 13.10.2020 подал рапорт на имя начальника учреждения с просьбой о предоставлении ему дополнительных дней отдыха в количестве 13 рабочих дней с 10.11.2020 по 26.11.2020 включительно. В период дополнительных дней отдыха с 19.11.2020 по 01.12.2020 ФИО1 находился на листке по временной нетрудоспособности. Согласно Федеральному закону № 255-ФЗ от 29.12.2006 время дополнительных дней отдыха увеличивается на период временной нетрудоспособности. В связи с тем, что за работником сохраняется право продления отгулов после больничного, ФИО1 обратился с заявлением к начальнику учреждения и ранее неиспользованные им дни дополнительного отдыха в количестве 6 рабочих дней, предоставлены ему с 01.12.2020 по 08.12.2020 (л.д.97).
Ответчик в ходе судебного разбирательства заявил о пропуске истцом срока обращения в суд с указанными требованиями.
Разрешая данный спор, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание, что должность ФИО1 (начальник ОКБИиХО) не относится к категории сотрудников, для которых установлен суммированный учет рабочего времени, на него не распространяется почасовой расчет часов, отработанных сверх нормы, между тем в заявленный истцом период ФИО1 действительно привлекался к дополнительному несению службы в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 01.08.2019 по 31.07.2020, согласно его рапорту от 19.08.2020, ему за указанный период предоставлены 13 дополнительных дней отдыха, а выполнение обязанностей ответственного от руководящего состава колонии не относится к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ), суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения. Суд учел заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением служебного спора, сделав вывод о том, что за период с 07.03.2018 по 20.08.2020 такой срок истцом пропущен. Поскольку ФИО1 обратился в суд 02.03.2021, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, при этом данные правоотношения сторон спора не носят характер длящихся (ограничены годичным периодом службы за который могут быть предоставлены отгулы или денежная компенсация), правовая позиция, приведенная в п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» № 2 от 17.03.2004, к ним не применима.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда сделаны в строгом соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, суд не допустил.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). Правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации ( ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ).
Частями 1 и 2 ст. 3 названного закона установлено, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи данного Федерального закона, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Частью 1 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ определено, что служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, устанавливается пятидневная служебная неделя (ч.2 ст. 55 Федерального закона № 197-ФЗ).
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказании. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч.6 ст.55 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ).
Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч.10 ст.55 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 56 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Приказом № 247 от 03.05.2017 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области.
В соответствии с разделом 5 указанных Правил для сотрудников и работников устанавливается 5-ти дневная рабочая неделя с продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю с 8 часов и ее окончанием в 17 часов, с перерывом на отдых и питание 60 минут с 12 до 13 часов, кроме сотрудников, указанных в п. 26 – 29 Правил.
Сотрудником, задействованным согласно суточным дежурствам в мероприятиях по осуществлению надзора за осужденными и осуществляющими охрану, за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, предоставляются отгул, на основании рапорта сотрудника и графика дежурств (п. 30 Правил).
Пунктом 14.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», утвержденной Приказом Минюста России от 06.06.2005 №76 (ред. от 12.12.2013 на дату спора) в каждом учреждении и органе уголовно-исполнительной системы устанавливается строго регламентированный внутренний трудовой распорядок, определяемый особенностями оперативно-служебной деятельности и оперативной обстановки, временем года, местными условиями и другими конкретными обстоятельствами.
Пунктом 14.3 названной Инструкции сотрудники могут при необходимости привлекаться к службе сверх установленного времени, службе в выходные и праздничные дни по письменному приказу за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, с предоставлением соответствующих компенсаций. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность. В неотложных случаях приказ может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток. Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере часовой ставки. При этом часовая ставка исчисляется путем деления оклада месячного денежного содержания (оклад по должности и оклад по специальному званию) на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году. Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п. Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день. Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы. Оплата за работу в выходные и праздничные дни производится из расчета одинарной часовой или дневной ставки, если работа в выходной (праздничный) день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и двойной часовой или дневной ставки, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Приказ о службе в выходные и праздничные дни и табель, подтверждающий службу в указанные дни, являются основанием для предоставления сотрудникам соответствующей компенсации (дополнительная оплата или предоставление других дней отдыха). Расходы по указанным компенсациям производятся в пределах установленного фонда заработной платы (денежного содержания).
Исходя из анализа приведенных выше норм следует, что служба в выходные, нерабочие праздничные дни может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха или выплатой денежной компенсации на основании рапорта сотрудника, табеля учета рабочего времени, и соответствующего решения начальника учреждения.
Судом первой инстанции установлено, что в отношении заявленных истцом периодов, не учтенных в табеле учета рабочего времени, расчетных листках, вышеприведенный порядок не соблюден, в период службы истец с рапортами об учете сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни не обращался, учет такого времени им в период службы не велся, соответствующих приказов уполномоченным лицом не издавалось.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются также Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу п. 18 ст. 2 указанного Федерального закона порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В соответствии с Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269 (ред. от 07.09.2018) (действующего на дату спора) сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников (пункт16 Порядка).
За выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах:
1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка (пункт17 Порядка).
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19 Порядка). Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (пункт 20 Порядка).
Изложенные истцом в апелляционной жалобе доводы о том, что ответчик намеренно не отразил отработанное работником сверх нормы рабочее время в расчетных листках, между тем признал факт переработки, аналогичны доводам, заявлявшимся им в суде первой инстанции и получившим соответствующую правовую оценку, при этом существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают.
Суд достоверно установил, что с соответствующим рапортом ФИО1 на протяжении 2018 – 2019 гг. не обращался, при этом, ежемесячно получая денежное довольствие, знал, что денежная компенсация за работу в выходные, праздничные дни, за работу сверхурочно, ему не выплачивалась. Рапорт о присоединении дополнительных дней отдыха к ежегодному отпуску в 2018, 2019 годах также не подавал. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок обращения в суд истцом не пропущен, подлежат отклонению на основании следующего.
Выплата денежного довольствия за текущий месяц сотрудникам учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе, проходящим службу в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, производится один раз в период с 20 по 25 число. В этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия, в том числе компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.
В судебном заседании истец не оспаривал, что ежемесячно получал от ответчика расчетные листки, содержащие сведения о начислении ему денежного содержания и его составляющих. Из представленных суду расчетных листков усматривается, что сведения об оплате выходных и праздничных дней подлежат отражению в них в соответствующей графе.
Таким образом, ежемесячно получая денежное содержание и сведения о его размерах, а также будучи ознакомленным с графиком несения службы ФИО1 знал о нарушении своего права на оплату за привлечение к службе в выходные и праздничные дни. Вместе с тем к работодателю с рапортом о предоставлении ему дней отдыха после дежурств, о присоединении дополнительных дней отдыха к очередному ежегодному отпуску, либо об их денежной компенсации в 2018, 2019 годах и до 19.08.2020 не обращался, а с данным иском, включающим в себя требования о взыскании оплаты за работу в выходные и праздничные дни, за период с 07.03.2018 по 20.08.2020, ФИО1 обратился в суд только 02.03.2021.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска указанного срока, истцом не представлено, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено. Доводы ФИО1 о том, что о нарушении своего права он узнал лишь после увольнения, в период прохождения службы полагался на добросовестность ответчика, не могут быть приняты судом во внимание как обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд за разрешением спора, поскольку о неначислении и неоплате денежного содержания за работу в выходные и праздничные дни истец, как указано выше, должен был узнать, получая ежемесячное денежное содержание в спорный период, при этом знал о необходимости подачи рапорта о предоставлении отгула после очередного дежурства, либо рапорта о присоединении дней дополнительного отдыха к очередному отпуску в течении текущего года. Дополнительные дни отдыха не являются дополнительным отпуском в силу ст. 60 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, поэтому их не реализация погашается окончанием года за который они должны быть предоставлены, так же как и их денежная компенсация.
Правильно применяя положение ч.4 ст. 74 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ, в силу которой сотрудник или гражданин, ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, суд обоснованно сделал суждение о пропуске истцом срока обращения в суд.
Ссылка в жалобе на не ознакомление истца с правилами трудового распорядка, противоречит материалам дела.
Принимая во внимание, что суд не установил нарушение прав сотрудника ФИО1, в удовлетворении требований о взыскании денежных средств отказал, то обоснованно отказал и в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.
Доводы в апелляционной жалобе о неверном применении судом пункта 23 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, (утв. Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269) о возможном перерасчете денежного довольствия сотрудника за три года являются несостоятельными, основанными на неверном применении данной нормы, которая не относится к настоящему спору, поскольку доказательств того, что денежное довольствие сотруднику ФИО1 выплачивалось в меньших, чем следовало, размерах в течении трех лет не имеется и судом не установлено.
Все доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом судебной проверки, обоснованно признаны несостоятельными не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятого решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Герман
Судьи И.И. Губаревич
Н.А. Сальникова
Определение в окончательном виде изготовлено 28.12.2021