ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-98/20 от 28.10.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Строка № 2.030, госпошлина 150 руб.

Судья Куйкин Р.А.

Докладчик: Моисеенко Н.С. Дело № 33 – 6010/2020 28 октября 2020 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Смоленцева М.В.,

судей Кучьяновой Е.В. и Моисеенко Н.С.,

при секретаре Шинаковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2 - 98/2020 по иску ФИО1, ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании права на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки на учет умершей ФИО3, возложении обязанности включить в список граждан-участников и сводный список граждан-участников, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г.,

по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 30 июня 2020 г.,

Заслушав доклад судьи областного суда Моисеенко Н.С., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ «ИК № 21 ОУХД УФСИН России по АО») и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее – УФСИН России по АО) о признании права на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки на учет умершей ФИО3, возложении обязанности включить в список граждан-участников и сводный список граждан-участников, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г.

В обоснование заявленных требований указала, что согласно протоколу ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от № 9 от 11 ноября 2019 г. ФИО1 была исключена из списка граждан-участников программы по тем основаниям, что действующее законодательство не предусматривает переход права на участие в программе в случае смерти гражданина — основного участника программы с даты постановки последнего на учет в качестве претендента на получение государственного жилищного сертификата. Между тем, полагает, что она являлась членом семьи гражданина-участника ведомственной целевой программы, вправе участвовать в программе с даты постановки на учет в качестве участника программы умершей ФИО3, то есть с 7 июля 2014 г. С учетом уточненных исковых требований просила признать за ней и членом ее семьи ФИО4 право на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки на учет умершей ФИО3, то есть с 7 июля 2014 г., возложить на ФКУ «ИК № 21 ОУХД УФСИН России по АО» обязанность включить их в список граждан-участников указанной ведомственной целевой программы, а на УФСИН России по АО - обязанность включить их сводный список граждан-участников, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в планируемом году.

Третье лицо ФИО2 обратилась в суд с самостоятельными требованиями относительно предмета спора к ФКУ «ИК № 21 ОУХД УФСИН России по АО и УФСИН России по АО о признании за ней и ее несовершеннолетним сыном ФИО5 права на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в качестве членов семьи ФИО1 с даты постановки на учет умершей ФИО6, возложении обязанности включить их в числе членов семьи ФИО1 в список граждан-участников и сводный список граждан – участников, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой : программе в планируемом 2021 г., мотивировав требования аналогичными доводами.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.

Представитель истца ФИО7 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему, пояснив, что ФИО1 и ее несовершеннолетний сын ФИО4 являлись членами семьи гражданина-участника ведомственной целевой программы ФИО8., и после ее смерти сохраняют за собой право на участие в указанной программе с момента постановки на учет ФИО3, то есть с 7 июля 2014 г. При этом, ФИО3 при жизни с членами семьи - дочерями ФИО1 и ФИО9, а также внуками ФИО4 и ФИО5, была включена в сводный список граждан-участников программы, поэтому они подлежат включению в сводный список граждан-участников программы, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО2 и ее представитель ФИО10, а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4 и ФИО5 в лице законных представителей в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители ответчиков ФКУ «ИК № 21 ОУХД УФСИН России по АО» ФИО11 и УФСИН России по АО в судебном заседании с иском не согласились.

Судом постановлено решение:

«исковые требования ФИО1 и самостоятельные требования третьего лица ФИО2 удовлетворить.

Признать право ФИО1 и членов ее семьи ФИО4, ФИО2 и ФИО5 на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки на учет ФИО3 — с 7 июля 2014 г.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» включить ФИО1 и членов ее семьи ФИО4, ФИО2 и ФИО5 в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечений жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным ж комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 7 июля 2014 г.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области включить ФИО1 и членов ее семьи ФИО4, ФИО2 и ФИО5 в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г.».

С решением суда не согласились ответчики Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области и в поданной апелляционной жалобе просят решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что члены семьи гражданина – участника ведомственной целевой программы не являются участниками ведомственной целевой программы. И за членами семьи не может быть признано право на участие в ведомственной целевой программе. Поскольку право на участие в данной программе может быть признано исключительно за гражданином обратившимся с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, возлагая обязанность на ответчиков включить ФИО1 и членов её семьи ФИО4, ФИО2 и ФИО5 в список граждан – участников, сводный список граждан – участников ведомственной целевой программы не учел, то обстоятельство, что ФИО2 и ФИО5 не являются членами семьи ФИО1, кроме того последняя не заявляла указанных граждан в качестве членов её семьи.

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что возможность сохранения очередности за членами семьи умершего гражданина, состоящего на учете по получению государственного жилищного сертификата в рамках реализации программы прямо в законе не предусмотрено, вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство не содержится. Указанный вывод суда первой инстанции является ошибочным.

Согласно положениям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО12, представителя истца ФИО1 – ФИО7, представителя третьего лица с самостоятельными требованиями ФИО2 – ФИО10, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы (с 1 января 2018 г. наименование постановления изменено «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), составной частью которой является подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» (с 1 января 2018 г. наименование постановления изменено «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Подпунктом «б» пункта 5 данных Правил установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил в рамках основного мероприятия получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками основного мероприятия в порядке, установленном пунктами 19-21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в основном мероприятии в планируемом году.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО8 являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по договору социального найма жилого помещения от 1 сентября 2013 г. В договоре социального найма в качестве членов семьи ФИО8 были указаны ее дочери ФИО1 и ФИО2 и несовершеннолетние внуки ФИО13 и ФИО5

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области (в настоящее время переименовано в ФКУ «ИК-21 ОУХД УФСИН России по АО) от 7 июля 2014 г., оформленным протоколом № 4, ФИО3 с 7 июля 2014 г. была признана гражданином-участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленный федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (наименование которой с 1 января 2018 г. было изменено на «Основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»), с составом семьи 3 человека, включая ее дочерей ФИО2 и ФИО1

Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 5 ноября 2014 г. членами семьи ФИО3 были признаны ее внуки ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

30 июня 2014 г. ФИО3 обратилась в ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области с заявлением о включении ее в состав участников указанной подпрограммы в 2015 г. и была включена в сводный список граждан-участников, подтвердивших свое участие в программе в планируемом году, что подтверждается сводными списками УФСИН по Архангельской области на 2018 г. и 2019 г.

4 мая 2016 г. ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти от 5 мая 2016 г. серии <...>.

11 марта 2019 г. Меринова HJB. обратилась в ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области с заявлением о включении ее в список участников Основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», взамен ФИО3 в связи с ее смертью без изменения даты подачи заявления, с составом семьи два человека - ФИО1, и ее сын ФИО4

Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от 14 марта 2019 г. № 2 ФИО3 исключена из списка граждан-участников основного мероприятия в связи со смертью. ФИО1 включена в список граждан-участников основного мероприятия, составом семьи два - человека — ФИО1 и ее сын ФИО4, без изменения даты подачи заявления.

В последующем решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области от 11 ноября 2019 г. № 9 ФИО1 составом семьи два человека. исключена из списка граждан-участников основного мероприятия.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 и ФИО2, с членами семьи, после смерти матери ФИО3 сохраняют право состоять в очереди на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы, поскольку после смерти матери продолжают проживать в пос. Янгоры, который включен в перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности, до настоящего времени не обеспечены постоянным жильем на территории Российской Федерации, обязательства государства по обеспечению истца жильем не исполнены.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается.

Проживание граждан в поселках с особыми условиями хозяйственной деятельности является самостоятельным основанием для их участия в Подпрограмме, которое связано со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, не имеющих связи с уголовно-исполнительной системой.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Действительно, возможность сохранения очередности за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете по получению государственного жилищного сертификата в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в законе не предусмотрена.

Между тем, как верно указал суд первой инстанции, прямого запрета на указанное правопреемство закон не содержит.

По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных сертификатов (субсидий) для приобретения жилых помещений в связи с переселением из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, но умерших до получения указанной социальной выплаты, сохраняют право на ее получение.

Действующим законодательством также не предусмотрено повторное включение в сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В данный список ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО5, как члены семьи ФИО3 - участника программы, были включена и после её смерти сохраняют право состоять в очереди на получение государственного жилищного сертификата с даты первичной постановки на учет, поскольку обязательство по выдаче жилищного сертификата перед ФИО3 не исполнено и не может быть прекращено.

Основания для снятия их с учета, о чем правильно указал суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 22 Правил, а также пункт 9 Приказа ФСИН России от 2 марта 2018 г. № 181 «Об утверждении порядка и сроков формирования списков граждан - участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в уголовно-исполнительной системе и изъявивших желание получить государственные жилищные сертификаты, а также порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе», отсутствуют.

В продолжение изложенному, судебная коллегия не может принять во внимание ссылку ответчика в жалобе на письмо заместителя генерального директора ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России от 28 сентября 2018 г. № АБ/01-01-1636, согласно которому в отношении категории граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, федеральным законодателем не предусмотрен переход права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе с учетом сохранения даты постановки на учет в качестве претендента на получение государственного жилищного сертификата, в случае смерти (гибели) самого обладателя данной федеральной льготы, и в таком случае после смерти гражданина, состоящего в очереди на переселение из поселка с особыми условиями хозяйственной деятельности с помощью сертификата, члены его семьи, являющиеся таковыми на момент его смерти, могут претендовать на получение жилья за счет средств федерального бюджета уже как отдельные субъекты очереди, при условии прохождения самостоятельной процедуры постановки на учет в качестве имеющего право на переселение из поселка.

Настоящее письмо носит информативный характер и является позицией ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России, которое не наделено полномочиями официального толкования нормативных правовых актов.

В соответствий с пунктом 12 Порядка, для включения в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) в планируемом году, гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1. июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (приложение № 3 к настоящему Порядку).

В силу пункта 13 Порядка, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения, органа УИС на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется список ж-л планируемый год согласно приложению № 2 к Правилам по каждой категории граждан.

Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявление (рапорты) на участие в основном мероприятии были зарегистрированы. Граждане участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день указываются в списке по алфавиту.

Список, сформированный учреждением, подведомственным территориальному органу ФСИН России, утвержденный начальником данного учреждения, сшитый и заверенный оттиском мастичной печати, и сформированные учетные дела до 10 июля года, предшествующего планируемому, подлежат представлению в соответствующий территориальный орган ФСИН России.

На основании пунктов 14 и 15 Порядка, по результатам рассмотрения принимается решение о включении (отказе во включении) граждан в сводный список участников основного мероприятия по территориальному органу ФСИН России и учреждению, непосредственно подчиненному ФСИН России (далее - сводный список участников).

Формирование сводного списка участников осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а для граждан, подлежащих переселению из поселков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в основном мероприятии были зарегистрированы. Граждане - участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке участников по алфавиту.

Доказательств, подтверждающих соблюдение истцом и третьим лицом с самостоятельными требованиями процедуры включения в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом 2021 г., в материалы дела не представлено.

В связи с чем, требования ФИО1, ФИО2 к УФСИН России по АО о возложении обязанности включить в сводный список граждан-участников, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г. удовлетворению не подлежат и решение суда в данной части подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 30 июня 2020 г. отменить в части и принять новое решение, которым:

исковые требования ФИО1, ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о признании права на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки на учет умершей ФИО3, возложении обязанности включить в список граждан-участников и сводный список граждан-участников, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г. удовлетворить частично.

Признать право ФИО1 и членов ее семьи ФИО4, ФИО2 и ФИО5 на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки на учет ФИО3 — с 7 июля 2014 г.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» включить ФИО1 и членов ее семьи ФИО4, ФИО2 и "ФИО5 в список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечений жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным ж комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 07 июля 2014 г.

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о возложении обязанности включить в сводный список граждан-участников, подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в планируемом 2021 г. – отказать.

Председательствующий М.В. Смоленцев

Судьи Е.В. Кучьянова

Н.С. Моисеенко