Судья - Рожкова И.П.
Дело № 33-6996/2021
( № 2-990/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю.,
судей Рубан О.Н., Кляусовой И.В.,
при секретаре Ивановой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 19 июля 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 19.04.2021, которым постановлено:
«возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить ФИО1, дата рождения, на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Заслушав доклад судьи Кляусовой И.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г.Перми о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать О. и отец Н. решением Кировского районного суда г.Перми от 22.12.2009 г. лишены родительских прав. Истец включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории г.Перми. Жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
Судом постановлено приведенное выше решение об удовлетворении иска.
Не согласившись с решением, администрация города Перми обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Ссылается на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций. На сегодняшний момент субвенции на исполнение указанных полномочий не переданы, ввиду чего обеспечить жилым помещением истца не представляется возможным. Правовые основания для возложения обязанности на администрацию города предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда истцу, отсутствуют.
Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Ответчик администрация города Перми о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, от ответчика администрации города Перми поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Управление жилищных отношений администрации города Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, от представителя Управления жилищных отношений администрации города Перми поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 г. № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м.; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Судом первой инстанции установлено, что что ФИО1, дата рождения на дату обращения в суд достиг 18-летнего возраста (л.д. 6, 7, 43 оборот), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать О. и отец Н. решением Кировского районного суда г.Перми от 22.12.2009 г. лишены в отношении ФИО1 родительских прав (л.д. 34 оборот - 36).
Распоряжением главы администрации Кировского района г.Перми № 708 от 12.10.2009 г. несовершеннолетний ФИО1 устроен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 36 оборот).
Приказом и.о. заместителя начальника Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми № 40 от 28.01.2011 г. над несовершеннолетним ФИО1, дата г.р. установлена опека по договору о приемной семье; приемным родителем назначена Щ.; несовершеннолетний ФИО1 передан на воспитание в приемную семью Щ.; место жительства несовершеннолетнего определено совместно с приемным родителем по адресу: **** (л.д. 31).
Приказом заместителя начальника Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по города Перми № 148 от 20.02.2013 г. Щ. освобождена от исполнения обязанностей приемного родителя несовершеннолетнего ФИО1, дата г.р.; договор о приемной семье от 11.02.2011 года ** досрочно расторгнут; формой устройства несовершеннолетнего ФИО1 избрано помещение под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 45).
С 05.06.2013 г. ФИО1 являлся воспитанником ГКУСО ПК «***» г.Перми (л.д. 47 - справка от 01.11.2016 г.).
Приказом начальника Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по города Перми № 06-21-931 от 17.09.2018 года ГКУСО ПК «***» г.Перми освобождено от исполнения обязанностей попечителя несовершеннолетнего ФИО1; установлено попечительство по договору о приемной семье; попечителем назначена Щ.; место жительства несовершеннолетнего определено совместно с попечителем по адресу: **** (л.д. 10).
Также из материалов дела следует, что регистрации по месту жительства истец не имеет (л.д.6 оборот – копия паспорта), в период с 09.08.2013 г. по 01.07.2020 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: **** (ГКУСО ПК «***» г.Перми) (л.д. 42 оборот - свидетельство о регистрации по месту пребывания ** от 09.08.2013 г.).
Распоряжением и.о. начальника Управления жилищных отношений Администрации г.Перми от 31.05.2011 г. № СЭД-11-01-04-299 ФИО1, дата г.р. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (л.д. 11, 30 оборот).
Решением комиссии территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г.Перми от 14.12.2016 г. (протокол № 34, приказ № 1039 от 14.12.2016 г.) ФИО1, дата г.р. (номер учетного дела **) включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 41– уведомление).
Жилых помещений на праве собственности либо в пользовании на основании договора социального найма ФИО1 не имеет, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, предоставленными Управлением Росреестра по Пермскому краю (л.д. 42, 75, 79).
Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела ФИО1 жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечен, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции верно руководствовался вышеназванными положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 г. № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 и жилой площадью не менее 14 квадратных метров, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
Ссылка администрации города Перми на то, что денежные средства, выделяемые муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории, (субвенции) не переданы, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.
Необходимость выполнения ответчиком обязанности по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной льготной категории должна быть исполнена вне зависимости от получения ответчиком денежных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений.
Решение суда первой инстанции подлежит исполнению за счет субвенций бюджету муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда города Перми от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: