ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-992/15 от 07.04.2016 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело № 2-992/2015 Председательствующий – ФИО8

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-224/2016

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего – ФИО13,

судей - ФИО14. и ФИО12,

при секретаре ФИО10

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 об оспаривании действий Управления ФМС России по Республике Ингушетия по апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия на решение Сунженского районного суда от 26 августа 2015 г.

Заслушав доклад судьи ФИО12, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО7ФИО15., ФИО7ФИО16., ФИО7ФИО17., ФИО7ФИО18. и ФИО5 до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. В результате разрешения кризиса в 1994 г. вынуждены были покинуть место постоянного проживания и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлён до 17 июля 2015 г. Управлением ФМС России по Республике Ингушетия 23 июля 2015 г. им отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что ФИО19. в период с 15 августа 2011 г. по 13 января 2012 г. принадлежал на праве собственности жилой дом общей площадью 43,83 кв.м., расположенный по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский район, с.п. Орджоникидзевское, ул. М. Горького 7, а также в связи с выплатой в 2002 г. компенсации за утраченное жильё и имущество в размере руб. Считая данный отказ нарушающим право на жилищное обустройство на новом месте жительства, они обратились в суд с административным иском, в котором просят обязать Управление ФМС России по Республике Ингушетия восстановить их в базе данных вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, продлить срок действия статуса вынужденного переселенца на один год с момента вступления решения суда в законную силу, восстановить в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Сунженского районного суда от 26 августа 2015 г. требования административных истцов удовлетворены.

В апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия ставится вопрос об отмене решения суда, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих административным истцам в обустройстве на новом месте жительства.

Административные истцы ФИО7ФИО20ФИО7ФИО21., ФИО7ФИО22. и ФИО5, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия ФИО11, просившую решение суда отменить, ФИО7ФИО23., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (в редакции, действовавшей с 25 ноября 2013 г. по 8 декабря 2015 г.) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 настоящего Закона по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Как усматривается из материалов дела, ФИО7ФИО24., ФИО7ФИО25., ФИО7ФИО26., ФИО7ФИО27. и ФИО5 являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до 17 июля 2015 г. Управлением ФМС России по Республике Ингушетия им отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с тем, что ФИО28. в период с 15 августа 2011 г. по 13 января 2012 г. принадлежал на праве собственности жилой дом общей площадью 43,83 кв.м., а также в связи с выплатой в 2002 г. компенсации за утраченное жильё и имущество в размере руб.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах», а также постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 510 "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", суд пришел к выводу об обоснованности требований административных истцов, поскольку размер компенсации за утраченное жилье не позволил им приобрести жилое помещение соответствующее установленным нормам.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным ввиду следующего.

Согласно п. 5, п. 6 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), но не более 120 тыс. руб. на семью.

Начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года.

Право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.

В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей с 19 апреля 2001 г. по 28 июля 2002 г.) норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.

Так, рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в среднем по России на начало 2002 г. подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилья установлена постановлением Госстроя РФ от 30 ноября 2001 г. N 123 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на I квартал 2002 г. для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета» и составляет 7990 руб.

Между тем, из материалов дела усматривается, что семья ФИО7ФИО29. на день подачи заявления о выплате компенсации состояла из 8 человек. Соответственно, предоставляемое им жилое помещение должно составлять не менее 96 кв.м. при учетной норме 12 кв.м. на каждого члена семьи.

Кроме того, в силу п. 6 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510, компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 рублей на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 рублей на одну семью.

Таким образом, компенсация за утраченное жилье выплачена административным истцам в размере руб., недоплата при учетной норме 12 кв.м. на одного человека при стоимости 7990 руб. за 1 кв.м. в Российской Федерации на начало 2002 г. составляет 648040 руб. (81 кв.м.), тогда как размер выплаченной компенсации составил лишь руб. (15 кв.м.).

Исходя из изложенного, не является основанием для отмены судебного решения и доводы административного ответчика об отсутствии препятствий в жилищном обустройстве административных истцов ввиду регистрации права собственности ФИО5 на жилой дом общей площадью 43,83 кв.м., поскольку общая площадь данного жилого помещения не соответствует норме жилой площади установленной Жилищным кодексом в 2002 г., имеющим наивысшую юридическую силу.

Других доказательств, подтверждающих жилищное обустройство административных истцов на новом месте жительства, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции, которым удовлетворены требования административных истцов, законным и обоснованным, доводы жалобы - несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сунженского районного суда от 26 августа 2015 г., которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 об оспаривании действий Управления ФМС России по Республике Ингушетия, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна:

Судья ФИО12

Определение20.04.2016