ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-9951/19 от 25.01.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-765/2020

(Номер суда первой инстанции№2-9951/2019

УИД 72RS0025-01-2019-010321-09)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи:

Елфимова И.В.,

судей: при секретаре:

Малининой Л.Б., ФИО1, ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ФИО3 на решение Центрального районного суда города Тюмени от 12 ноября 2019 года, которым постановлено:

«Иск ФИО4 ФИО9 удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Администрации г.Тюмени в приказе от 09.08.2019г. <.......> о снятии ФИО4 ФИО10 с составом семьи 2 человека, включая ФИО4 ФИО11 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени восстановить ФИО4 ФИО12 с составом семьи 2 человека, включая ФИО4 ФИО13, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Малининой Л.Б., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО5 обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени (далее по тексту Департамент, ответчик) о признании незаконным решение Департамента в приказе от 09.08.2019г. <.......> о снятии ФИО5 с составом семьи из 2-х человек, включая ФИО6 с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, по причине отсутствия независящих причин низкого уровня доходов. Обязать ответчика восстановить ее с составом семьи из 2-х человек, включая ее несовершеннолетнюю дочь ФИО6, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО5 вместе со своей несовершеннолетней дочерью ФИО6 на основании распоряжения Администрации города Тюмени признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 2009г.

26.06.2019г. от Департамента поступило уведомление о предоставлении жилого помещения, в соответствии с которым истцу было предложено в течение 20 дней подать документы, которые в дальнейшем были поданы заявителем 01.07.2019 года. Однако по результатам проведенной Департаментом поверки 09.08.2019г. был вынесен приказ <.......>, о снятии ФИО5 с составом семьи 2 человека с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, по причине отсутствия независящих причин низкого уровня доходов заявителя. С принятым решением истица не согласна, поскольку в статусе малоимущей истец находится до настоящего времени.

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО5 поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании суда первой инстанции иск не признала.

Судом постановлено вышеуказанное решение, не согласившись с которым представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ФИО3, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что наличие факта независящих причин низкого уровня дохода устанавливается уполномоченными органами социальной защиты населения. Удовлетворяя исковые требования суд, не учел, что приказ Департамента от 09.08.2019 г. вынесен на основании решения уполномоченного органа социальной защиты населения, которое не оспорено и незаконным не признано и не исследовано судом. По мнению представителя, судом не применены положения статей 55, 56 ЖК РФ.

На апелляционную жалобу поступили возражения от истца, в которых просит решение оставить без изменения, жалобу, без удовлетворения.

Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании в суде апелляционной инстанции жалобу поддержала.

В судебном заседании в суде апелляционной инстанции ФИО5 просила оставить без изменения решение суда, а жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на жалобу, судебная коллегия полагает следующее.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии со ст.6 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, соответствующие в совокупности следующим условиям:

1) постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет);

2) признаны в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона;

3) имеют основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (граждане, относящиеся к категориям, указанным в статье 7 настоящего Закона, также не должны иметь установленных статьей 8 настоящего Закона оснований, исключающих возможность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области).

Согласно ч.1 ст.8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 в действующей редакции, признание граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления одновременно с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном настоящим Законом.

Для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, применяется порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи (абзац первый ч.3 ст.8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137).

При этом, согласно абзаца второго ч.3 ст.8.1 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года №137 в действующей редакции, органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по не зависящим от них причинам, указанным в Законе Тюменской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» или признанным таковыми по решению органов местного самоуправления, ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области.

Положениями, конкретизированными в ч.ч. 2, 3, 4 ст.17 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 года №331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области», установлен перечень независящих причин, дающих право на получение адресной социальной помощи малоимущим семьям:

- многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме);

- наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными, или обучаются в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме, или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы).

- нетрудоспособность малоимущего одиноко проживающего гражданина;

- иные независящие причины, дающие право на получение адресной социальной помощи, с учетом конкретной ситуации.

Как указано в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.), в силу положений ч. 2 ст. 49 ЖК РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном законом порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими. В случае утраты гражданами оснований быть признанными малоимущими, данные граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из буквального толкования положений жилищного законодательства основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях является совокупность двух факторов: нуждаемость и малоимущественность.

В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Положениями ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Указанный перечень оснований, на основании которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является исчерпывающим.

Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО5 вместе со своей дочерью ФИО6 16.03.2008г. рождения, по распоряжению Администрации г.Тюмени от 12.11.2009 г. <.......>-рк включены в списки лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (л.д.12,17)

24.06.2019г. Администрацией г.Тюмени в адрес истца было направлено уведомление о предоставлении документов для решения вопроса о предоставлении жилого помещения ввиду его наличия. (л.д.13-14)

01.07.2019г. истцом были представлены документы для предоставления вышеуказанной муниципальной услуги (предоставление жилого помещения). (л.д.15)

На запрос ДИО Администрации г. Тюмени получено по каналам СМЭВ 23.07.2019 г., что ФИО5 с составом семьи - ФИО6 <.......> г.р. состоит на учёте в Управлении социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, признаны малоимущими для получения государственной социальной помощи, размер дохода на каждого члена семьи составляет 8 519,89 руб., дата начисления дохода 19.03.2019 г. за период с 01.12.2018 г. по 28.02.2019 г.. Также указано, что семье адресная социальная помощь не оказывалась. Наличие у данных граждан независящих причин не установлено. Данный документ не содержит подписи выдавшего его лица. (л.д.50)

31.07.2019г. ответчиком принято решение (приказ № <.......> от 31.07.2019г.) об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ввиду утраты оснований, дающих право гражданину на получение жилого помещения по договору социального найма. Причиной отказа послужило не подтверждение факта наличия независящих причин низкого уровня доходов, в связи с чем семья не может быть признана малоимущей для целей получения жилого помещения по договору социального найма, истцу направлено соответствующее уведомление. (л.д.21-23)

Приказом Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 09.08.2019г. <.......> ФИО5 с составом семьи 2 человека, снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в связи с утратой оснований, дающих право гражданину на получение жилого помещения по договору социального найма (не подтвержден факт наличия независящих причин низкого уровня доходов в связи с чем не могут быть признаны малоимущими в целях получения жилого помещения по договору социального найма) (л.д.24-26).

Как следует из письма Администрации г. Тюмени от 27.08.2019г. и из письма заместителя Главы г. Тюмени от 05.09.2019г. <.......>, на дату принятия решения согласно ответу Управления социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района от 23.07.2019г., полученному в рамках межведомственного информационного взаимодействия, семья ФИО5 на учете в качестве малоимущей в Управлении состоит, вместе с тем наличия независящих причин низкого уровня доходов не установлено.(л.д.28-31)

В соответствии со ст.16 Закона Тюменской области от 28.12.2004 г. № 331 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области» социальная поддержка малоимущих граждан, проживающих в Тюменской области, осуществляется путем оказания им адресной социальной помощи. Адресная социальная помощь оказывается в виде социального пособия и (или) натуральной помощи.

Из указанной нормы права следует, что малоимущие граждане имеют право на получение адресной социальной помощи. То есть для получения адресной социальной помощи необходимо являться малоимущим, а не наоборот – статус малоимущего гражданину присваивается после получения адресной материальной помощи.

Из возражений ответчика на иск следует, что несмотря на отнесение семьи ФИО5 к категории малоимущих, она не имеет права состоять на учете качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «малоимущие» ввиду не подтверждения факта наличия независящих причин низкого уровня доходов.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оказание адресной социальной помощи является одним из видов социальной поддержки малоимущим, при неоказании данной помощи статус малоимущий не утрачивается, также, как и факт наличия независящих причин низкого уровня доходов. При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу, что основания для снятия истца с членом семьи с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отсутствовали, истцом не утрачен статус малоимущей, а, следовательно, приказ Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от 09.08.2019г. № 3303 о снятии с учета является незаконным, а ФИО5 подлежит восстановлению на указанном учете.

Вопреки доводам жалобы Управление социальной защиты населения не принимало решения о снятии семьи истца с учёта как малоимущей, что следует из ответа на запрос, в котором указано, что размер дохода истца не увеличился, нуждаемость в улучшении жилищных условий не отпала, не обращение истца за адресной социальной помощью в 2019 г. не является основанием для утраты статуса малоимущей.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, основанными на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании ответчиком примененных судом норм права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Тюмени от 12 ноября 2019 года оставить без изменения, а, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени ФИО3, без удовлетворения.

Председательствующий: Елфимов И.В.

Судьи коллегии: Малинина Л.Б.

ФИО1