ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-995/2021 от 21.04.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0032-01-2021-002054-06

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

33-913/2022 (33-22789/2021)

№2-995/2021

город Уфа 21 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Ишбулатовой Е.И.,

судей Иванова В.В., Якуповой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Бикбулатовой Р.Р,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации городского округа город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, ООО «Компания Потенциал» на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Ишбулатовой Е.И., судебная коллегия

установила:

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее Управление) обратилось в суд с иском к Администрации городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (далее Администрация городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ), обществу с ограниченной ответственностью «Компания «Потенциал» (далее ООО «Компания «Потенциал») о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия.

Требования мотивированы тем, что объект культурного наследия регионального значения «ФИО14», расположенный по адресу: адрес, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата№... поставлен на государственную охрану. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от дата№...-р памятник зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №.... Приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от дата№... утвержден предмет охраны памятника. Приказом Управления от дата№... утверждены границы территории памятника. На объект культурного наследия в порядке, установленным статьей 47.6 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр от дата№.... Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата№... собственником (правообладателем) Объекта является общество с ограниченной ответственностью «УралТрансСтрой» (далее ООО «УралТрансСтрой»). По реализации проекта благоустройства общественного пространства в городе Бирске - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды Архитектурно - парковый ансамбль «Бирское время» вблизи объектов культурного наследия регионального значения «Дом купца Мотыгина» и «Магазин купца Иванова» Администрацией городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ, в лице главы администрации ФИО5, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «Компания Потенциал» в лице ФИО1, действующего на основании Устава, с другой стороны, на основании результатов размещения электронных аукционов (Протоколы №... от дата и №... от дата) заключили муниципальные контракты: №... от дата о выполнении капитального ремонта по объекту «Капитальный ремонт сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск»; №... от дата о выполнении работы по объекту «Благоустройство сквера им. Матросова и прилегающей территории в адрес Республики Башкортостан». дата Управлением на основании статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ выдано задание №... на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «ФИО15», расположенного по адресу: адрес, по результатам которых установлено следующее: на территории, прилегающей к зданию (Объекту) проводятся работы по благоустройству территории, ведется капитальный ремонт сквера им. ФИО7 и Октябрьской площади в адрес. В частности проведены работы по устройству (организации) нового пешеходного тротуара из брусчатки (плитки), вплотную примыкающего к стенам (фасадам) Объекта. Организована система водоотведения дождевых и талых вод (водоотводные лотки). Близлежащая (прилегающая) территория засыпана песчано-гравийной смесью, песком, землей, также устанавливаются бордюры (бортовые камни). В результате проведенных работ уровень тротуара около Объекта был поднят выше ранее существующего, строительные конструкции тротуара непосредственно примыкают к стене Объекта. Работы проводились подрядчиком ООО «Компания Потенциал» на основании заключенных муниципальных контрактов с Администрацией городского поселения адрес. дата Управлением в адрес Администрации городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ направлено предостережение №... от дата с требованием: произвести снижение (измененных) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров) в первоначальное положение с предоставлением срока их выполнения в срок до дата. На предостережение Управления №... от дата Администрацией городского поселения адрес дан ответ (исх. №... от дата) в котором указано, что предлагаемые меры, указанные в предостережении, а именно: изменение вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), рядом со зданием «ФИО16», приведет к ухудшению физического состояния здания. Таким образом, в результате проведения работ по благоустройству прилегающих к зданию участков превышены вертикальные отметки тротуарного замощения (покрытий тротуаров) и дорожных покрытий, изменен характер существующего рельефа, что отражается на визуальном обзоре фасадов здания (визуальном восприятии объекта культурного наследия). Также истец указывает, что производство земляных работ (отрывка траншей, котлованов и др.) вблизи фундаментов объектов культурного наследия должно выполняться только по специальному разрешению эксплуатирующей организации, а также соответствующего органа охраны объекта культурного наследия, за исключением шурфов, отрываемых для их осмотра, разрешение на которые выдает орган охраны объекта культурного наследия в установленном порядке («Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», разработанные в 2016 году и одобренные Научно-методическим советом по культурному наследию при Минкультуры России, письмо Минкультуры России от 22.02.2017 N 45-01.1-39-НМ). Администрация городского поселения г. Бирск и подрядчик ООО «Компания Потенциал», имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия, обязанность по его сохранению, нарушили требования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, что выразилось в проведении работ на объекте культурного наследия с нарушением установленным указанным законом требований. До настоящего времени работы по сохранению объекта ответчиками не произведены.

В ходе рассмотрения дела от третьего лица ООО «УралТрансСтрой» поступило ходатайство о привлечении его к участию по делу в качестве соистца, указав в обоснование заявления, что ООО «УралТрансСтрой» является собственником объекта культурного наследия регионального значения «ФИО17», расположенного по адресу: адрес, кадастровый №..., охранное обязательство от дата№.... Границы зоны охраны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, требования к градостроительным регламентам в границах территории охранной зоны и зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности Объекта установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№.... В силу требований Постановления №... установлен запрет на изменение характеристик исторических и природных ландшафтных объектов (превышение вертикальных отметок дорожных покрытий и покрытий тротуаров), изменение характера существующего рельефа. По заказу Администрации городского поселения адрес МР адрес РБ ООО «Компания «Потенциал» (подрядчик) и ООО «СтройБирь» (субподрядчик) в 2020 году проведены работы по капитальному ремонту сквера им. Ленина и Октябрьской площади в адрес, включающие в себя ряд работ по организации порожного покрытия и покрытия тротуара в охранной зоне объекта культурного наследия. Как установлено проверкой Управления, работы выполнены с многочисленными нарушениями — без выполнения проекта работ лицензированной организацией, без утверждения проекта органом по охране объектов культурного наследия, без выполнения работ лицензированным подрядчиком, с демонтажем водонепроницаемой отмостки и крыльцев, с превышением вертикальных отметок дорожного покрытия и покрытия тротуара и без гидроизоляции здания. Как результат, допущенные при организации работ нарушения привели и продолжают приводить к повреждению Объекта — скопление сточных вод у основания здания, что приводит к разрушению фундамента, затоплению подвального помещения (акт совместного осмотра территории от дата с фотографиями, письмо от дата№...). ООО «УралТрансСтрой» неоднократно обращалось в Управление и Администрацию по поводу необходимости устранения допущенных нарушений и возмещение вреда, причиненного объекту культурного наследия. В соответствии с ответами Управления от дата№... и от дата№... в адрес Администрации направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований к охранным зонам объектов культурного наследия, истребуются необходимые документы. Вопреки изложенному Администрация, ООО «Компания «Потенциал» и ООО «СтройБирь» не приняли никаких мер к восстановлению положения Объекта, существовавшего до нарушения.

Определением суда от 19 июля 2021 года ООО «УралТрансСтрой» было привлечено к участию по делу по их ходатайству соистцом.

На основании изложенного, истцы просили суд обязать Администрацию городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ и ООО «Компания «Потенциал» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести территорию примыкающую к зданию объекта культурного наследия регионального значения «ФИО18», расположенному по адресу: адрес, в состояние до выполнения не согласованных с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан работ по благоустройству, провести работы рядом со зданием, объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца Иванова» по демонтажу бетонных плит, бортовых камней, снижению (изменению) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), по гидроизоляции наружных конструкций здания, расположенных ниже уровня тротуара.

Определением суда от 03 августа 2021 года к участию по делу были привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Архитектурная Мастерская», ООО «Независимый центр дорожной экспертизы», ООО «СтройБирь».

Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2021 года постановлено: исковое заявление Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, ООО «УралТрансСтрой» к Администрации городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ, ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия удовлетворить. Обязать Администрацию городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ и ООО «Компания «Потенциал» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести территорию примыкающую к зданию объекта культурного наследия регионального значения «ФИО19», расположенному по адресу: адрес, в состояние до выполнения не согласованных с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан работ по благоустройству, провести работы рядом со зданием, объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца Иванова» по демонтажу бетонных плит, бортовых камней, снижению (изменению) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), по гидроизоляции наружных конструкций здания, расположенных ниже уровня тротуара.

Не согласившись с решением суда Администрация городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ подала на него апелляционную жалобу, в которой просила судебное постановление отменить, как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указала на то, между Администрацией городского округа город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан и ООО «Компания Потенциал» заключен муниципальный контракт от дата№... о выполнении капитального ремонта по объекту «Благоустройство сквера им.Матросова и прилегающей территории в г.Бирске РБ». Все обязательства по сметной документации, получение технических условий и пр. возложено на ООО «Компания Потенциал» и ООО «Архитектурная мастерская», которая к участию в деле привлечена не была. Именно они несут ответственность за проведение работ как в рамках гарантийных обязательств так и в рамках проектных работ. Администрация городского округа город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан является ненадлежащим ответчиком по делу.

Не согласившись с решением суда ООО «Компания Потенциал» подало на него апелляционную жалобу, в которой просило судебное постановление отменить, как незаконное и необоснованное, вынести новое решение. В обоснование жалобы указало на то, что между Администрацией городского округа адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан и ООО «Компания Потенциал» заключены муниципальные контракты от дата№... о выполнении капитального ремонта по объекту «Капитальный ремонт сквера им.Ленина и Октябрьской площади в г.Бирск», от 0дата№... о выполнении работы по объекту «Благоустройство сквера им.Матросова и прилегающей территории в адрес РБ». Субподрядчиком в рамках заключенных контрактов выступало ООО «СтройБирь». При этом, муниципальным заказчиком при заключении контрактов не указаны данные о наличии на территории ремонтируемых работ вблизи объектов культурного наследия. Тем самым, ООО «Компания Потенциал» не знало о существовании на территории проведения работ объектов культурного наследия. Также, ООО «Компания Потенциал» муниципальный заказчик не уведомил об имеющимся предостережении Управления от дата. ООО «Мотор-Холдинг» не обращался к ним с уведомлением о нахождении на ремонтируемой территории памятников культурного наследия. Исполнение решения суда будет невозможно, поскольку все работы по контракту сданы заказчику, денежные средства получены в полном объеме, у подрядчика не имеется лицензии на проведение работ с объектами культурного наследия, производство работ по возвращению в первоначальное положение вертикальных отметок приведет к ухудшению физического здания Здание «ФИО20».

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, участники процесса причины неявки суду не сообщили, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО «УралТрансСтрой» Иванова В.В., представителя ООО «Компания Потенциал» ФИО2, представителя Администрации ГП г.Бирск МР Бирский район РБ ФИО3, представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ – ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Оспариваемое решение соответствует вышеуказанным требованиям не в полной мере.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия возложена обязанность организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (части 1,2 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что объект культурного наследия регионального значения «ФИО21», расположенный по адресу: адрес, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от дата№...-р поставлен на государственную охрану.

На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от дата№...-р памятник зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №....

Приказом Министерства культуры Республики Башкортостан от дата№... утвержден предмет охраны памятника. Приказом Управления от дата№... утверждены границы территории памятника.

На объект культурного наследия в порядке, установленным статьей 47.6 Федерального закона от дата № 73-ФЗ, оформлено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр от дата№....

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата№... собственником (правообладателем) Объекта является ООО «УралТрансСтрой».

Согласно части 3 статьи 2 Устава муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 года, в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» в состав муниципального района входит городское поседение город Бирск.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 4 Устава городского поселения г.Бирск к вопросам местного значения Городского поселения в том числе относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Городского поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Городского поселения.

По реализации проекта благоустройства общественного пространства в городе Бирске - победители Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды Архитектурно - парковый ансамбль «Бирское время» вблизи объектов культурного наследия регионального значения «ФИО22» и «ФИО23» Администрацией городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ, в лице главы администрации городского поселения город Бирск, в лице главы ФИО6, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «Компания Потенциал» в лице ФИО1, действующего на основании Устава, с другой стороны, на основании результатов размещения электронных аукционов (Протоколы №... от дата и №... от дата) заключили муниципальные контракты:

- №... от дата о выполнении капитального ремонта по объекту «Капитальный ремонт сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск». По условиям указанного муниципального контракта ООО «Компания Потенциал» (Подрядчик) обязался в установленный контрактом срок выполнить капитальный ремонт по объекту «Капитальный ремонт сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г.Бирск». Администрация городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ (Заказчик) обязалась оплатить выполненную работу в течение 30 дней после подписания Сторонами Актов приемки выполненных работ.

- №... от дата о выполнении работы по объекту «Благоустройство сквера им. Матросова и прилегающей территории в г. Бирск Республики Башкортостан». По условиям указанного муниципального контракта ООО «Компания Потенциал» (Подрядчик) обязался в установленный контрактом срок выполнить работы по объекту «Благоустройство сквера им. Матросова и прилегающей территории в г. Бирск Республики Башкортостан». Администрация городского поселения г. Бирск МР Бирский район РБ (Заказчик) обязалась оплатить выполненную работу в течение 30 дней после подписания Сторонами Актов приемки выполненных работ.

При этом, сведений об извещении Заказчиком Подрядчика о том, что территория сквера им. Ленина и Октябрьской площади в адрес прилегает к объекту «ФИО24», расположенного по адресу: адрес, являющегося объектом культурного наследия и о том, что на Подрядчика при проведении работ возложена обязанность по сохранению данного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, заключенные муниципальные контракты не содержат.

Также согласно техническому заданию, локальным сметным расчетам, являющимися неотъемлемой частью муниципальных контрактов, Заказчиком не указаны сведения о наличии на ремонтируемых территориях, объектов культурного наследия. Также, в техническом задании отсутствует указание на требование к подрядчику – обязательное наличие лицензии на осуществление работ вблизи объектов культурного наследия.

дата между ООО «Компания Потенциал» и ООО «СтройБирь» заключен договор на выполнение капитального ремонта сквера им. Ленина и Октябрьской площади в адрес.

дата между ООО «Компания Потенциал» и ООО «СтройБирь» заключен договор субподряда №.../СП на выполнение благоустройства сквера им.Матросова в адрес.

Дополнительным соглашением №... к муниципальному контракту от дата№... стороны изложили п. 3.2.1 Контракта в новой редакции, изменив лимит финансирования по контракту на 2019-2020 годы.

Дополнительным соглашением №... к муниципальному контракту от дата№... стороны в соответствии с п.3.12 и п.16.3 пришли к соглашению об увеличении цены муниципального контракта на сумму 9 870 000 рублей, изменив лимит финансирования на 2019-2020 годы.

Дополнительным соглашением №... к муниципальному контракту от дата№... стороны изложили п. 2.1 Контракта в новой редакции, изменив календарные сроки выполнения работ по контракту, установив окончание работ дата.

Дополнительным соглашением №... к муниципальному контракту от дата№... стороны в соответствии с п.3.11 пришли к соглашению об увеличении цены муниципального контракта на сумму 1 164 640 рублей 75 копеек.

Дополнительным соглашением №... к муниципальному контракту от дата№... стороны изложили п. 2.1 Контракта в новой редакции, изменив календарные сроки выполнения работ по контракту, установив окончание работ дата.

Дополнительным соглашением №... к муниципальному контракту от дата№... стороны изложили п. 2.1 Контракта в новой редакции, изменив календарные сроки выполнения работ по контракту, установив окончание работ дата.

Дополнительным соглашением №... к муниципальному контракту от дата№... стороны в соответствии с п.3.11 пришли к соглашению об увеличении цены муниципального контракта до 17 927 550 рублей 61 копейка.

дата Управлением на основании статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ выдано задание №... на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Магазин купца Иванова», расположенного по адресу: адрес, по результатам которых установлено следующее.

На территории, прилегающей к зданию (Объекту) проводятся работы по благоустройству территории, ведется капитальный ремонт сквера им. ФИО7 и Октябрьской площади в адрес. В частности проведены работы по устройству (организации) нового пешеходного тротуара из брусчатки (плитки), вплотную примыкающего к стенам (фасадам) Объекта. Организована система водоотведения дождевых и талых вод (водоотводные лотки). Близлежащая (прилегающая) территория засыпана песчано-гравийной смесью, песком, землей, также устанавливаются бордюры (бортовые камни). В результате проведенных работ уровень тротуара около Объекта был поднят выше ранее существующего, строительные конструкции тротуара непосредственно примыкают к стене Объекта. Работы проводились подрядчиком ООО «Компания Потенциал» на основании заключенных муниципальных контрактов №... от дата и №... от дата с Администрацией городского поселения адрес.

дата Управлением в адрес Администрации городского поселения адрес МР адрес РБ направлено предостережение №... от дата с требованием: произвести снижение (измененных) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров) в первоначальное положение с предоставлением срока их выполнения в срок до дата.

дата Администрацией городского поселения адрес дан ответ за исх. №... в котором указано, что предлагаемые меры, указанные в предостережении, а именно: изменение вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), рядом со зданием «Магазин купца Иванова», приведет к ухудшению физического состояния здания.

Таким образом материалами дела установлено и подтверждено, что в результате проведения работ по благоустройству прилегающих к зданию участков превышены вертикальные отметки тротуарного замощения (покрытий тротуаров) и дорожных покрытий, изменен характер существующего рельефа, что отражается на визуальном обзоре фасадов здания (визуальном восприятии объекта культурного наследия).

ООО «УралТрансСтрой» также неоднократно обращалось в Управление (письма от дата№..., от дата№..., от дата вх. №...) и в Администрацию городского поселения адрес МР адрес РБ (письма от дата№ б/н, от дата№...) по факту необходимости устранения допущенных нарушений и возмещения вреда, причиненного объекту культурного наследия.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администраций городского поселения адрес МР адрес РБ, ООО «Компания «Потенциал» и ООО «СтройБирь» не были приняты какие-либо меры по восстановлению существующего до начала работ положения объекта.

Сам факт изменения вертикальных отметок в сторону завышения рядом с объектами культурного наследия регионального значения - «ФИО25» и «ФИО26» не отрицается Администрацией городского поселения адрес МР адрес РБ, что следует из представленного суду возражение на исковое заявление (л.д. 96-97 том 3).

Также данный факт подтверждается представленными по запросу суда техническими характеристиками на выполнения работ по объекту, техническим заданием, ведомостями объема работ и актами приема-передачи выполненных работ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно частям 2,3,7 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... утверждены зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Бывший Свято-Троицкий собор», расположенного по адресу: адрес, адрес, и требования к градостроительным регламентам в границах территории данных зон (далее - Постановление №...).

Согласно требованиям Постановления №... территория, прилегающая к вышеуказанным объектам культурного наследия, относится к территориям объектов культурного наследия и охранной зоны вышеуказанного объекта культурного наследия, в связи с чем, проведение работ по благоустройству территории регламентируется установленными требованиями.

Требованиями пунктов «д» и «е» раздела 1 охранной зоны приложения №... к Постановлению №... установлен запрет: «на изменение характеристик исторических и природных ландшафтных объектов (превышение вертикальных отметок дорожных покрытий и покрытий тротуаров)»; «изменение характера существующего рельефа».

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи.

В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, в состав проектной документации в обязательном порядке включаются документация, разделы проектной документации, предусмотренные указанными федеральными законами.

Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, в состав проектной документации необходимо было разработать раздел проектной документации «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия», включающего оценку воздействия проводимых работ на объектах культурного наследия, которые подлежат государственной историко-культурной экспертизе. Также данное требование предусмотрено ст.ст. 28, 30, 36 ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрация городского поселения город Бирск муниципального района Бирский район Республики Башкортостан и подрядчик ООО «Компания Потенциал», имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по его сохранению, нарушили требования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, что выразилось в проведении работ на объекте культурного наследия с нарушением установленным указанным законом требований, удовлетворив исковые требования Управления, ООО «УралТрансСтрой» к Администрации городского поселения город Бирск МР Бирский район РБ, ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия.

Однако, с выводами суда в части удовлетворения требований истцов к ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия не соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.

Сведений о том, что Администрация городского поселения город Бирск МР Бирский район РБ, выступая как Заказчик по муниципальному контракту поставила в известность Подрядчика, что территория сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск, на которой будут производиться работы прилегает к объекту «ФИО27», расположенного по адресу: адрес, являющегося объектом культурного наследия и о том, что на подрядчика возложена обязанность по сохранению данного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, заключенные муниципальные контракты не содержат. Также согласно техническому заданию, локальным сметным расчетам, являющимися неотъемлемой частью муниципальных контрактов, Заказчиком не указаны сведения о наличии на ремонтируемых территориях, объектов культурного наследия.

Таким образом, ООО «Компания «Потенциал» не располагало информацией при заключении муниципальных контрактов и в последующем при проведении ремонтных работ, что территория сквера им. Ленина и Октябрьской площади в адрес прилегает к объекту «ФИО28», расположенного по адресу: адрес, являющегося объектом культурного наследия. ООО «Компания «Потенциал» исполнило все обязательства по муниципальным контрактам, Администрацией городского поселения адрес МР адрес РБ работы приняты согласно Акта принятых работ.

Таким образом, Администрация городского поселения адрес МР адрес РБ, как Заказчик муниципального контракта при составлении и заключении муниципальных контрактов должна была проинформировать ООО «Компания «Потенциал», что при проведении ремонтных работ, территория сквера им. Ленина и Октябрьской площади в адрес прилегает к объекту «Магазин купца Иванова», расположенного по адресу: адрес, являющегося объектом культурного наследия и включить пункт о согласовании проводимых работ на территории объекта культурного наследия регионального значения «Магазина купца Иванова» с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан. Однако, указанные действия со стороны Администрации сделаны не были.

Также, Администрации городского поселения город Бирск МР Бирский район РБ еще до начала работ по благоустройству вблизи объектов культурного наследия регионального значения «ФИО29» и «ФИО30» было известно об историко-культурной ценности указанных объектов, что усматривается из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРН, охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр от дата№....

Кроме того, как установлено материалами дела истцы неоднократно обращались к Администрации городского поселения город Бирск МР Бирский район РБ с требованиями об устранении допущенных нарушений и возмещения вреда, причиненного объекту культурного наследия, по результатам которого было вынесено предостережение №... от дата, которое было оставлено без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Администрация городского поселения город Бирск МР Бирский район РБ, как Заказчик муниципального контракта, имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия, а также Уставом городского поселения г.Бирск обязанность по его сохранению, должна была предусмотреть все условия для заключения контракта по ремонту территории прилегающей к объекту культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ, что ею сделано не было, в связи с чем, именно на ответчика Администрацию городского поселения город Бирск МР Бирский район РБ, как Заказчика муниципального контракта должна быть возложена обязанность в понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия.

Доводы апелляционной жалобы Администрация городского округа город Бирск МР Бирский район РБ о том, что между Администрацией городского округа город Бирск МР Бирский район РБ и ООО «Компания Потенциал» заключен муниципальный контракт от дата№... о выполнении капитального ремонта по объекту «Благоустройство сквера им.Матросова и прилегающей территории в адрес РБ»; все обязательства по сметной документации, получение технических условий и пр. возложено на ООО «Компания Потенциал» и ООО «Архитектурная мастерская», которая должна была быть привлечена к участию деле в качестве соответчика; именно они несут ответственность за проведение работ как в рамках гарантийных обязательств так и в рамках проектных работ отклоняются судебной коллегией, поскольку, Администрация городского поселения город Бирск МР Бирский район РБ, как Заказчик муниципального контракта, имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по его сохранению, должна была предусмотреть все условия для заключения контракта по ремонту территории прилегающей к объекту культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ. При этом ни условиями муниципальных контрактов, ни в техническом задании, ни в локальных сметных расчетов, являющимися неотъемлемой частью муниципальных контрактов Заказчиком не предусмотрено и не указано на то, что территория сквера им. Ленина и Октябрьской площади в г. Бирск прилегает к объекту «Магазин купца Иванова», расположенного по адресу: адрес, являющегося объектом культурного наследия.

Указанные обстоятельства относятся к договору подряда с ООО «Архитектурная мастерская» от дата. В договоре не было требований о разработке специальных разделов по сохранению объектов культурного наследия, после получения проектной документации от Заказчика заявок на выполнение каких-либо корректировок проектной документации, связанных с юридическим установлением зон охраны и границ территории объектов культурного наследия.

В связи с этим, оснований для замены процессуального статуса ООО «Архитектурная мастерская», с третьего лица на ответчика у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований к ООО «Компания «Потенциал», с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2021 года отменить в части обязания общества с ограниченной ответственностью «Компания «Потенциал» в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу привести территорию примыкающую к зданию объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца Иванова», расположенному по адресу: адрес, в состояние до выполнения не согласованных с Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан работ по благоустройству, провести работы рядом со зданием, объекта культурного наследия регионального значения «Дом купца Иванова» по демонтажу бетонных плит, бортовых камней, снижению (изменению) вертикальных отметок тротуарного замощения (покрытий тротуаров), по гидроизоляции наружных конструкций здания, расположенных ниже уровня тротуара.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении требований Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, ООО «УралТрансСтрой» к ООО «Компания «Потенциал» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия отказать.

В остальной части решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 сентября 2021 года оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2022 г.

Справка: судья Кашапов Д.М.