ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-997/19 от 23.10.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Клинова Е.А.

Судья-докладчик Зубкова Е.Ю. по делу № 33-8835/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 октября 2019 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Зубковой Е.Ю.,

судей Ананиковой И.А. и Мациевской В.Е.,

при секретаре Коротич Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-997/2019 по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Тайшетский район», министерству сельского хозяйства Иркутской области о признании незаконным решения, о возложении обязанности восстановить в списках, направить документы,

по апелляционной жалобе министерства сельского хозяйства Иркутской области на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 23 июля 2019 года по данному делу,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование заявленных требований указано, что истец с 2015 года включена в Список граждан, молодых семей, молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных и (или) заемных средств по муниципальному образованию «Тайшетский район». В октябре 2015 года, апреле 2016 года, ноябре 2016 года и феврале 2017 года ФИО1 включена в Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Иркутской области на плановый период 2018 года по муниципальному образованию «Тайшетский район» по категории «Граждане, проживающие в сельской местности».

В ноябре 2017 года распоряжениями Министерства № 175-мр, 176-мр от 2 ноября 2017 года утверждены сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат на 2018 года и плановые периоды 2019-2020 годов, при этом ФИО1 в вышеуказанные списки не включена. Причины не включения в список не указаны.

В адрес администрации Тайшетского района 5 декабря 2018 года поступило письмо министерства сельского хозяйства Иркутской области об отказе во включении ФИО1 в сводный список участников мероприятий на основании пункта 28 Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 апреля 2014 года № 188-пп, поскольку муж ФИО1 - Ю не является членом семьи ФИО1 (не проживает с заявителем, зарегистрирован по другому адресу <адрес изъят>).

Истец, считает, что она соответствует условиям, указанным в федеральной целевой программе и Порядку предоставления социальных выплат, с учетом всех имеющихся документов, которые предоставлены в министерство с 2014 года, оснований для отказа во включение в сводный список не имеется. При этом министерство не указало причины непринятия во внимания документов, представленных в 2016 году, согласно которым Ю был зарегистрирован по адресу истца (жены).

Полагает, что администрация Тайшетского района и министерство сельского хозяйство Иркутской области неправомерно лишили ее права на получение субсидии после более чем 3 лет нахождения в соответствующих списках. При этом самостоятельно представить документы в министерство истец не может в связи с установленным порядком предоставления документов.

Истец просила суд обязать администрацию Тайшетского района направить в министерство сельского хозяйства Иркутской области документы о включении ФИО1 в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Иркутской области в 2019 году, утвержденный распоряжением министерства сельского хозяйства Иркутской области от 1 ноября 2018 года № 234-мр, по категории «Граждане, проживающие в сельской местности»; признать незаконным решение об отказе во включении в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат граждан, проживающих в сельской местности от 01.11.2018 № 02-57-3219/18; обязать министерство сельского хозяйства Иркутской области восстановить ФИО1 в прежней очереди и в списках участников мероприятий - получателей социальных выплат по Иркутской области в 2019 году, утвержденного распоряжением министерства сельского хозяйства Иркутской области от 01.11.2018 № 234-мр по категории «Граждане, проживающие в сельской местности».

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 23 июля 2019 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, министерство сельского хозяйства Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, прекратить производство по делу.

В обоснование доводов жалобы указывает, что ходатайство ответчика о прекращении производства по делу не было разрешено. Полагает, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в соответствии с которым истец пропустил установленный Кодексом административного судопроизводства РФ срок для обращения в суд. Кроме того, Ю был зарегистрирован в Тайшетском районе 06.09.2016, в то время как заявление подано ФИО1 - 09.09.2014. Доказательства получения ответчиком информации об изменении места регистрации Ю не представлено, в связи с чем, министерство руководствовалось только документами, которые были представлены администрацией.

Кроме того, решение является неисполнимым, поскольку нормативно-правовые акты, на которые ссылается истец, утратили силу. Включение истца в программу, утратившую силу, невозможно. Заявитель жалобы также обращает внимание на то, что ФИО1 в дальнейшем имеет возможность реализовать свое право на получение социальной выплаты.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Зубковой Е.Ю., объяснения представителя министерства сельского хозяйства Иркутской области ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014 № 188-пп «Об установлении порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», в редакции, действующей на момент обращения ФИО1 через органы местного самоуправления в министерство сельского хозяйства в Иркутской области с заявлением от 09.09.2014, в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, государственной программой Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 9 декабря 2013 года № 568-пп, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области установило Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.

Указанный Порядок разработан в соответствии с правилами, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», действующих до 01.01.2018.

Согласно пункту 8 Порядка установленного Постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014 № 188-пп, действующему по состоянию на 09.09.2014, право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности.

Судом установлено, что постановлением главы Венгерского муниципального образования Тайшетского района от 10.04.2014 № 22 ФИО1, А, Ю признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий путем строительства индивидуального жилого дома, им выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес изъят> - Дата изъята , срок действия разрешения до Дата изъята . ФИО1 является собственником земельного участка, общей площадью 5000 кв.м. по адресу <адрес изъят>.

Из сведений трудовой книжки ФИО1 усматривается, что истец работала с 2003 года по 2014 год в Тайшетской районной больнице в качестве санитарки Туманшетского фельдшерского пункта, в настоящее время работает в ОГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Тайшета и Тайшетского района».

В соответствии с пп. а п. 8 Порядка, действующего на момент направления уведомления от 19.10.2015 о включении ФИО1 в сводный список право на получение социальной выплаты имели лица, постоянно проживающие в сельской местности, осуществление трудовой деятельности исключено. ФИО1 на момент обращения с заявлением, а также на момент направления ей уведомления о включении в список, постоянно проживала в сельской местности, как ее супруг Ю и сын А Истец ФИО1 имела наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, осуществляла трудовую деятельность в сельской местности, она и члены ее семьи признаны гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Уведомление о включении в список ФИО1 получила в октябре 2015 года.

Согласно письму от Дата изъята администрация Тайшетского района уведомила ФИО1 о том, что 18.02.2019 в адрес администрации поступило письмо министерства сельского хозяйства Иркутской области, в котором указано об исключении ФИО1 в ноябре 2018 года из сводного списка на 2019 год и сводный список на плановый период 2019-2020 годы по причине несоответствия гражданина, молодой семьей, молодого специалиста условиям, указанным в п. 8, 61, 62 Порядка (пункт 28 Порядка), а именно ФИО1 не подтвердила, что член ее семьи - супруг проживает с ФИО1 постоянно.

Постановлением Правительства Иркутской области от 08.02.2018 № 72-пп «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Иркутской области» пп. а п. 8 Порядка дополнен словами «регистрация по месту жительства». Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования, т.е. с 18.02.2018.

Установив, что на момент обращения истца с заявлением и выдачи ей уведомления о включении в сводный список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, регистрация по месту жительства не требовалась, указанная регистрация стала необходимой только с 18.02.2018, на указанную дату истец, а также ее супруг Ю, сын А имели постоянную регистрацию в сельской местности, постоянно проживали в сельской местности, ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в сельской местности, имела наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, а также истец ФИО1 и члены ее семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доказательств того, что Ю не проживает постоянно с ФИО1 в сельской местности министерством не представлено.

Кроме того, из уведомлений министерства сельского хозяйства Иркутской области за 2015, 2016, 2017 года усматривается, что ФИО1, как гражданин, проживающий в сельской местности, включена в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы на период до 2020 года» по Иркутской области на плановый период 2019 года, утвержденный министерством сельского хозяйства Иркутской области от 14.02.2017 № 17-мр, по муниципальному образованию «Тайшетский район», а ранее на плановый период 2018 год. Возврат документов ФИО1, отказ во включении в сводный список, на момент обращения ФИО1 с заявлением, не производились.

Таким образом, поскольку истец по состоянию на 01.11.2018 не утратила своего права быть включенной в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат как гражданин, постоянно проживающий в сельской местности, совместно с которым в сельской местности постоянно проживают супруг и ребенок, работающей в сельской местности, предоставившей в орган местного самоуправление, предусмотренные нормативными актами документы (в соответствии с п. 20 Порядка), оформленные в соответствии с требованиями порядка, являющей нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 подлежит восстановлению в списке в ее прежней очереди, определенной в хронологическом порядке по дате подачи заявления от 09.09.2014.

Поскольку ФИО1 лишена возможности в соответствии с законом предоставить документы в Министерство сельского хозяйства по Иркутской области, указанные действия могут произвести только органы местного самоуправления, суд правомерно возложил обязанность на администрацию Тайшетского района направить в Министерство сельского хозяйства Иркутской области документы для включения ФИО1 в Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Иркутской области в 2019 году, утвержденный распоряжением министерства сельского хозяйства Иркутской области от 01.11.2018 № 234-мр.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном толковании и применении норм действующего законодательства.

Доводы жалобы о том, что ходатайство ответчика о прекращении производства по делу не было разрешено, являются необоснованными, поскольку такое ходатайство разрешено определением суда от 8 июля 2019 года (л.д. 62).

Доводы жалобы о том, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Спорные правоотношения вытекают из жилищного (ст.51 ЖК РФ), гражданского законодательства, носят гражданско-правовой характер, в связи с чем правильно рассмотрены по правилам гражданского судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что супруг истца - Ю был зарегистрирован в Тайшетском районе 06.09.2016, в то время как заявление подано ФИО1 - 09.09.2014, судебной коллегией отклоняются, поскольку установлено, что на дату подачи ФИО1 заявления от 09.09.2014 регистрация по месту жительства в сельской местности не требовалась, а было необходимо постоянное проживание в сельской местности самой ФИО1, а также совместное проживание с ней в сельской местности супруга и ребенка, что было истцом соблюдено.

Доводы жалобы о том, что решение является неисполнимым, поскольку нормативно-правовые акты, на которые ссылается истец, утратили силу, включение истца в программу, утратившую силу, невозможно, на выводы судебной коллегии не являют, поскольку не могут служить основанием для отказа в удовлетворении обоснованных исковых требований.

Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Оснований для иной переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Решение суда первой инстанции, проверенное по доводам апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 23 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Е.Ю. Зубкова

Судьи:

И.А. Ананикова

В.Е. Мациевская