ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-99/2022 от 13.05.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Хорошевская М.В.

Дело № 2-99/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-4435/2022

13 мая 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Мицкевич А.Э.,

судей Морозовой Е.Г., Пашковой А.Н.,

при секретаре Клышевой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области на решение Советского районного суда г.Челябинска от 20 января 2022 года по гражданскому делу по иску Карталинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Морозовой Е.Г. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчиков Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области – ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя истца – прокурора Тимшиной Е.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Карталинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее по тексту ГУ МЧС России по Челябинской области), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту МЧС России), с учетом изменения иска, об обязании ГУ МЧС России по Челябинской области в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда обеспечить Троицкое инспекторское отделение Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области оборудованием, снаряжением, имуществом, необходимым для обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей при движении маломерных судов на водных объектах Челябинской области в соответствии с Типовыми нормами обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России № 618 от 09.08.2005 г., а именно: бинокль типа БН-12, БбхЗО, Б8х30 (3 шт.); 26-мм пистолет (3 шт.); 26-мм сигнальные патроны различных огней (75 шт.); 30-мм реактивный огней типа РСП сигнальный патрон разных (50 шт.); фальшфейер (по 5 шт. на каждое судно); барометр (1 шт.); катер с двигателем мощностью свыше 60 л.с. с трейлером для транспортировки - 2 шт. (п. 3); круг спасательный (3 шт.); жилет спасательный (9 шт.); фара-искатель переносная с питанием от сети 12 - 24 В (Зшт.); мойка для техники типа «Керхер» (19 шт.); бур ледовый (1 шт.); лопата саперная (3 шт.); лопата совковая (2 шт.); лом обыкновенный (2 шт.); набор слесарного инструмента 1 шт.; комплект электроинструментов (1 шт.); лебедка электрическая (механическая) от 2-5 (1 шт.); фал капроновый диаметром 5-6 мм- 50 м; фал капроновый диаметром 10-12 мм - 200м; дифферентометр (1 шт.); проблесковый маяк синего цвета - (4 шт.); сигнально-звуковое устройство (4 шт.); динамометр (ПДУ 2 - 20) (1 шт.); тележка для перевозки ПЛМ; подъемное устройство для монтажа ПЛМ; подставка для ПЛМ; радиотелефон сотовой связи (1шт.); абонентская портативная станция спутниковой связи; электромегафон (3 шт.); снегоход или квадроцикл; прицеп для перевозки снегоходов; прицеп для перевозки судов (при отсутствии штатных); аптечки медицинские судовые (на каждое патрульное судно согласно требованиям надзорных органов); водонепроницаемые чехлы для судовых аптечек (на каждое патрульное судно); аптечки медицинские автомобильные (на каждый автомобиль); аптечки медицинские бытовые; шумомер-виброанализатор; видеокамера; видеодвойка; диктофон; набор карт топографических (1шт.); карплоттер типа «CHART-MASTER 169 CS» с набором карт навигационных (1шт,); эхолот типа «FF120 ТМ» (2шт.); радар для измерения скорости маломерного судна (3 шт); локатор навигационный (на каждое патрульное судно); портативный GPS навигатор (на каждое судно); матрас ватный (2шт.); подушка ватная (2шт.); наволочка х/б (4 шт.); простынь х/б (8 шт.); одеяло п\ш (2шт.); спальный мешок (4 шт.); полотенце х/б (4 шт.); сапоги рыбацкие с шипованной подошвой (5 пар); сапоги резиновые (2 шт.); плащ непромокаемый (5шт.); валенки (5 шт.); галоши на валенки (5 пар); рукавицы брезентовые (7 шт.); перчатки х/б (7 шт.); пломбиратор с запасом пломб; палатка каркасная типа М-10 с печкой; палатка 2-4 местная; холодильник бытовой электрический общим объемом 160-300 куб.м,; набор кухонный типа «КН-10»; примус типа «Шмель»; термос (металлический ранцевый) типа ТВН-12; термос бытовой (ем.до 12 л.); термос бытовой (ем.3-6 л.) (3 шт.); набор столовой посуды из нержавеющей стали; канистра алюминиевая; котелок комбинированный в чехле (5 шт.); ложки, кружки для котелков комбинированных (5 шт.); стол письменный без тумбы (3 шт.); шкаф книжный (2 шт.); стол 2-тумбовый (5 шт.); стул (14 шт.); набор офисной мебели (1 шт.); вешалка гардеробная (1 шт.); стол рабочий компьютерный (3 шт.); диван раскладной (2 шт.); термометр (2 шт.); пылесос моющий (1 шт.); химические источники тепла, матрас электрический; а также о возложении на МЧС России обязанность профинансировать мероприятия по обеспечению Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее по тексту ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области) необходимым оборудованием, снаряжением, имуществом в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС ГУ МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России № 618 от 09 августа 2005 года (далее по тексту Приказ № 618).

В обоснование исковых требований указал, что Карталинской транспортной прокуратурой в 2020 году проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта при осуществлении полномочий территориальными органами ГИМС ГУ МЧС России. Указанный орган в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» обеспечивает безопасность на водных объектах. В ходе проверки выявлены нарушения в указанной сфере, выразившиеся в осуществлении государственного и технического надзора за маломерным судами, базами для их стоянок и их пользованием на водных объектах в отсутствие необходимого оборудования и измерительных приборов. В связи с этим должностные лица Троицкого инспекторского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области лишены возможности осуществлять надлежащим образом технический надзор за маломерными судами, их пользованием на водных объектах, а также в полной мере обеспечить в пределах своей компетенции безопасность людей при движении маломерных судов на водных объектах Челябинской области. По результатам проведенной проверки Карталинским транспортным прокурором 25 августа 2020 года в адрес начальника ГУ МЧС России по Челябинской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени указанное оборудование не приобретено.

Помощник Челябинского транспортного прокурора – Тимшина Е.А. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области - ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд постановил решение, которым исковые требования Карталинского транспортного прокурора удовлетворил частично. Возложил на ГУ МЧС России по Челябинской области обязанность в течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда обеспечить Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области оборудованием, снаряжением, имуществом, необходимым для обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей при движении маломерных судов на водных объектах Челябинской области в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС ГУ МЧС России, утвержденных Приказом № 618, по списку, изложенному в уточненном иске. В удовлетворении требований Карталинского транспортного прокурора о возложении на МЧС России обязанности профинансировать мероприятия по обеспечению ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области необходимым оборудованием, снаряжением, имуществом отказал.

В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области осуществляет государственный и технический надзор за маломерным судами, базами для их стоянок и их пользованием на водных объектах в отсутствие необходимого оборудования и измерительных приборов. МЧС России оказывает государственную услугу по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, при этом в правилах классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 820, не закреплен перечень оборудования и снаряжения, необходимый для оказания данной государственной услуги. Приказом № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения ГИМС МЧС России в целях совершенствования технической оснащенности. Цели обеспечения осуществления государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, а также освидетельствования маломерных судов данным приказом не устанавливаются. Также данный приказ не содержит требования об обеспечении всех подразделений в соответствии с установленными Типовыми нормами. Планирование материально-технического обеспечения осуществляется в соответствии с законодательством, нормативной правовой базой МЧС России, программно-целевым подходом к оснащению сил и средств МЧС России, а также в соответствии приоритетными направлениями деятельности и на основании утвержденных норм снабжения, табелей к штатным расписаниям, с учетом количества личного состава, находящегося на обеспечении, наличия техники и имущества, имеющихся объектов материально-технической базы. Указанное в решении суда отсутствующее оборудование, снаряжение и имущество не оказывает негативного влияния на осуществление деятельности Троицким инспекторским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области, которое обеспечено необходимым оборудованием для выполнения возложенных на него функций.

В дополнениях к апелляционной жалобе указывает, что приказом МЧС России № 296 от 31 марта 2022 года были утверждены новые нормы материально-технического обеспечения подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, в соответствии с которыми будет утвержден новый табель оснащенности Троицкого инспекторского отделения центра ГИМС Главного управления МЧС России по Челябинской области. Перечень имущества, указанный в решении суда, является неактуальным. Возложение на ГУ МЧС России по Челябинской области обязанности обеспечить Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области оборудованием, снаряжением, имуществом в соответствии с Типовыми нормами является вмешательством в его административно-хозяйственную деятельность.

В возражениях на апелляционную жалобу Карталинский транспортный прокурор указывает, что Приказом № 618 утверждены типовые нормы, которые содержат в себе перечень не только для всех подразделений ГИМС МЧС, но и предусматривает конкретные комплектации оборудованием, имуществом, инвентарем для конкретного вида подразделения в зависимости от осуществляемых ими функций, размера, штата. Исковое заявление содержит только требования, установленные к оснащению Троицкого инспекторского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области. В ходе рассмотрения дела ответчиком не был представлен перечень оборудования, снаряжения, имущества, необходимого для осуществления нормальной деятельности Троицкого инспекторского отделения. Кроме того, в ответ на представление прокурора ответчиком была направлена заявка на приобретение необходимой техники и оборудования в МЧС России, что свидетельствует о согласии ГУ МЧС России по Челябинской области с тем, что Троицкое инспекторское отделение укомплектовано ненадлежащим образом. Проведение не в полном объеме технического освидетельствования маломерных судов создает негативное воздействие на окружающую среду и может причинить вред здоровью граждан, привести к возникновению аварийных ситуаций.

Заслушав пояснения представителя ответчиков МЧС России и ГУ МЧС России по Челябинской области – ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя истца – прокурора Тимшиной Е.А., возражавшей против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Карталинской транспортной прокуратурой в 2020 году проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта при осуществлении полномочий территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Указанный орган в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» обеспечивает безопасность на водных объектах.

В ходе проверки выявлены нарушения в указанной сфере, выразившиеся в осуществлении государственного и технического надзора за маломерным судами, базами для их стоянок и их пользованием на водных объектах в отсутствие необходимого оборудования и измерительных приборов.

Приказом МЧС России № 618 от 09 августа 2005 года (далее по тексту Приказ № 618). утверждены Типовые нормы обеспечения государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - Типовые нормы).

В рамках проведенной проверки установлено, что в нарушение раздела 1 Типовых норм Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области не оснащено следующим оборудованием, снаряжением, имуществом: Бинокль типа БН-12, БбхЗО, Б8х30 (3 шт.); 26-мм пистолет (3 шт.); 26-мм сигнальные патроны различных огней (75 шт.); 30-мм реактивный огней типа РСП сигнальный патрон разных (50 шт.); Фальшфейер (по 5 шт. на каждое судно); Барометр (1 шт.).

В нарушение раздела 2 Типовых норм Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области не оснащено следующим оборудованием, снаряжением, имуществом: Катер с двигателем мощностью свыше 60 л.с. с трейлером для транспортировки - 2 шт. (п. 3); Круг спасательный (3 шт.); Жилет спасательный (9 шт.); Фара-искатель переносная с питанием от сети 12 - 24 В (3 шт.).

В нарушение раздела 3 Типовых норм Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области не оснащено следующим оборудованием, снаряжением, имуществом: Мойка для техники типа «Керхер» (19 шт.); Бур ледовый (1 шт.);Лопата саперная 3 шт.; Лопата совковая 2 шт.; Лом обыкновенный 2 шт.; Набор слесарного инструмента 1 шт.; Комплект электроинструментов 1 шт.; Лебедка электрическая (механическая) от 2-5 (1 шт.); Фал капроновый диаметром 5-6 мм- 50 м; Фал капроновый диаметром 10-12 мм - 200м; Дифферентометр (1 шт.); Проблесковый маяк синего цвета - (4 шт.); Сигнально-звуковое устройство (4 шт.); Динамометр (ПДУ 2 - 20) (I шт.); Тележка для перевозки ПЛМ; Подъемное устройство для монтажа ПЛМ; Подставка для ПЛМ.

В нарушение раздела 4 Типовых норм Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области не оснащено следующим оборудованием, снаряжением, имуществом: Радиотелефон сотовой связи (1 шт.); Абонентская портативная станция спутниковой связи; Электромегафон (3 шт.).

В нарушение раздела 6 Типовых норм Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области не оснащено следующим оборудованием, снаряжением, имуществом: Снегоход или квадроцикл ; Прицеп для перевозки снегоходов; Прицеп для перевозки судов (при отсутствии штатных).

В нарушение раздела 7 Типовых норм Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области не оснащено следующим оборудованием, снаряжением, имуществом: Аптечки медицинские судовые (на каждое патрульное судно согласно требованиям надзорных органов). Водонепроницаемые чехлы для судовых аптечек (на каждое патрульное судно). Аптечки медицинские автомобильные (на каждый автомобиль) Аптечки медицинские бытовые, Шумомер-виброанализатор

В нарушение раздела 8 Типовых норм Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области не оснащено следующим оборудованием, снаряжением, имуществом: Видеокамера; Видеодвойка; Диктофон.

В нарушение разделов 10,11 Типовых норм Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области не оснащено полностью указанным в разделах оборудованием.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались представителем ответчика в судебном заседании, в том числе в суде апелляционной инстанции. Представитель ответчика в судебном заседании также пояснил о неустранении указанных недостатков как полностью, так и частично на момент рассмотрения дела в суде.

По результатам проведенной проверки Карталинским транспортным прокурором 25 августа 2020 года в адрес начальника ГУ МЧС России по Челябинской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, в ответ на которое сообщено, что по результатам рассмотрения представления прокурора заявка на приобретение необходимой техники и оборудования направлена в МЧС России.

Однако на момент рассмотрения настоящего спора, как указано выше, оборудование и имущество, перечисленное в исковом заявлении, фактически не приобретено. Доказательств обратного со стороны ответчиков суду не представлено.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в Троицком инспекторском отделении Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области оборудования, снаряжения и имущества, предусмотренного Типовыми нормами обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденными Приказом № 618, не позволяет в полной мере осуществлять функции по техническому освидетельствованию маломерных судов, тем самым создает угрозу допуска к эксплуатации маломерных судов, не соответствующих техническим нормативам, в том числе с превышением допустимого уровня выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в силу чего влечет негативное воздействие на окружающую среду и может причинить вред жизни и здоровью граждан, привести к возникновению аварийных ситуаций при эксплуатации маломерных судов. При таких обстоятельства суд пришел к выводу о возложении на Главное управление МЧС России по Челябинской области обязанности обеспечить инспекторское отделение приборами и оборудованием, необходимым для осуществления возложенных на него функций.

С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.

В соответствии Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 ГИМС ГУ МЧС России входит в систему МЧС России.

В систему ГИМС ГУ МЧС России входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.

Из пункта 4 указанного Положения следует, что основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее - водные объекты); обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Как следует из пункта 7 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 820, государственный надзор включает в себя в том числе: надзор за маломерными судами (в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме); проверку документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна, и годность маломерного судна к плаванию, остановку маломерного судна.

Согласно подпунктам 15 и 16 пункта 5 указанного Положения государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: участвует в поиске и спасании людей на водных объектах; участвует в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Таким образом, деятельность ГИМС ГУ МЧС России связана с обеспечением, в том числе, безопасности людей на водных объектах, реализацией мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, то есть с обеспечением безопасности неопределенного круга лиц на воде.

В целях реализации указанных полномочий Приказом № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения ГИМС ГУ МЧС России, согласно которым. ГИМС ГУ МЧС России должна быть оснащена оборудованием, перечень которого указан в приложении.

В настоящий момент техническая оснащенность Троицкого инспекторского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области требованиям данного приказа не соответствует.

Поскольку от наличия необходимого оборудования зависит эффективность деятельности инспекторских инспекций по маломерным судам, то с учетом поставленных перед ними задач, связанных с безопасностью неопределенного круга лиц на воде, имеется прямая связь между наличием необходимого оборудования и угрозой жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, поскольку материалами дела подтверждается, что техническая оснащенность Троицкого инспекторского отделения Центра ГИМС ГУ МЧС России не соответствует действующим на момент вынесения решения Типовым нормам обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденным Приказом № 618, что не позволяет в полной мере осуществлять функции по техническому освидетельствованию маломерных судов, а также создает угрозу допуска к эксплуатации маломерных судов, не соответствующих техническим нормативам, и может причинить вред жизни и здоровью граждан, привести к возникновению аварийных ситуаций при эксплуатации маломерных судов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что приказом МЧС России от 31 марта 2022 года № 296 были утверждены новые нормы материально-технического обеспечения подразделений ГИМС ГУ МЧС России, в соответствии с которыми будет утвержден новый табель оснащенности Троицкого инспекторского отделения центра ГИМС Главного управления МЧС России по Челябинской области, в связи с чем указанный в решении суда перечень имущества является неактуальным, не могут повлечь отмену или изменение решения суда.

Из ответа Центра ГИМС ГУ МЧС России по Челябинской области от 19 апреля 2022 года следует, что табель оснащенности в соответствии с приказом МЧС России от 31 марта 2022 года№ 296 находится на стадии разработки.

Прокурор обязывает исполнить требования Приказа № 618, обязать приобрести необходимое оборудование с учетом поставленных перед Троицким инспекторским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России задач и возложенных функций, принимая во внимание то обстоятельство, что контроль осуществляется на водных объектах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью как сотрудников отделения, так и неопределенного круга лиц.

В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ГУ МЧС России по Челябинской области не представлено доказательств того, что Троицкое инспекторское отделение Центра ГИМС ГУ МЧС России вообще имеет какое-либо аналогичное оборудование, снаряжение, необходимые для осуществления возложенных на него функций.

Таким образом, доводы ответчика относительно того, что требования Приказа № 618 не являются актуальными, проводятся организационные мероприятия, в ходе которых порядок и условия оснащения центров ГИМС будут переработаны, достаточным основанием к отмене постановленного решения не являются.

Доводы апелляционной жалобы противоречат также и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28 марта 2017 года № 704-О, согласно которой изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления. Иными словами, решение суда, принятое на основании норм права, действовавших на момент вынесения решения, не может быть признано незаконным лишь на том основании, что данные нормы права в последующем претерпели изменения. Изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, повлечет изменение порядка исполнения решения суда, но не отмену решения.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что указанные приборы и оборудование не требуются, о надлежащем исполнении Троицким инспекторским отделением Центра ГИМС ГУ МЧС России своих функций по обеспечению безопасности на водных объектов, судебной коллегией отклоняются, поскольку отсутствуют гарантии того, что в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеющиеся в наличии средства технического вооружения являются достаточными для предотвращения негативных последствий, а также для предупреждения причинения вреда здоровью и жизни граждан, материального ущерба.

Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на ответчика в судебном порядке обязанности финансирования и приобретения оборудования является вмешательством в хозяйственную деятельность государственного органа, несостоятельны, поскольку МЧС России является главным распорядителем средств федерального бюджета, при этом обязанность по оснащению ГИМС МЧС России оборудованием и снаряжением согласно нормативам обеспечения установлена МЧС России, что вопреки доводам ответчика не противоречит принципу разделения властей, а способствует выполнению государственным органом своих функций и защите интересов неопределенного круга лиц.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, доводов, имеющих правовое значение и влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г.Челябинска от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2022 года.